26–27 мая 2023 г. в Ростове Великом, на территории Конюшенного двора Ростовского кремля (Государственный ростовский музей), состоялась научно-практическая конференция «Царский путь. К 110-летию путешествия императора Николая II по древнерусским городам». Несмотря на то, что основная часть докладов была посвящена событиям вокруг визита последнего российского императора по древнерусским городам, прозвучало несколько выступлений, посвященных старообрядческой тематике.
С приветственным словом к собравшимся обратился исполняющий обязанности директора Ростовского музея, кандидат исторических наук Александр Морозов. Он отметил, что нынешняя конференция проходит в рамках открытия большой выставки в стенах Ростовского кремля. Выставка «Историческое паломничество Царской Семьи в 1913 году» посвящена 110-летию юбилея Императорского Дома Романовых.
Она подготовлена Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль» в рамках проекта «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Кроме ГМЗРК в ней принимают участие Институт всеобщей истории РАН, Музей императора Николая II (Москва), Государственный исторический музей, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Костромской государственный музей-заповедник, Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Сергиево-Посадский музей-заповедник, Павлово-Посадский музейно-выставочный комплекс, Ярославский художественный музей, Ярославский государственный музей-заповедник и другие организации.
Затем состоялась презентация сборника докладов научной конференции «Иконопись и народные промыслы. Их связь и взаимное влияние» (Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», 2022 г.). Об этой конференции наш сайт рассказывал в статье «Ростов Великий на передовой старообрядоведения».
Ведущий конференции, заведующий отделом икон Музея истории и культуры староверия (г. Боровск) Михаил Чернов рассказал об этом сборнике:
«Этот сборник только на прошлой неделе привезли из московской типографии. В нем 374 страницы, это статьи об иконописи и народных промыслах. Сборник стал итогом конференции прошлого года, которая состоялась в июне 2022 года, здесь же. Сборник вышел под двумя грифами: и музея, и общества. Это, пожалуй, и для Ростовского музея был первый опыт проведения такой выставки и осмысления в формате конференции того, что было представлено на выставке. Мы помним, какой интерес вызвала эта конференция у специалистов. Нужно сказать, что инициатором этой конференции выступило Ферапонтовское общество, которое и помогло собрать достаточно представительное количество участников, более 40 докладчиков. К сожалению, не все выступавшие прислали статьи в сборник и просчитались, книга получилась замечательной, цветной, богато иллюстрированной».
Затем несколько изданий, посвященных ветковской иконе, музею преподнесли одни из крупнейших коллекционеров русской иконы в Италии — чета Светлана и Уго Риццо.
Богородичные иконы военного времени
С докладом «Русская святость эпохи императора Николая II в иконе: тиражность и уникальность» выступила кандидат искусствоведения Ирина Злотникова (г. Брянск).
В докладе прозвучали интересные факты, связанные с особенностями иконопочитания во время военных действий, в частности, во время Русско-японской и Первой Мировой войны. Злотникова сообщила, что за время правления Николая II было явлено пять чудотворных икон и канонизировано восемь святых, почитание одной из них (очевидно блг. кн. Анны Кашинской — прим. ред.) было вновь восстановлено.
Какие иконы прославились? Начиная с 1894 по 1917 год, — пять икон. Например, уникальная, с точки зрения иконографии, Порт-Артурская икона Богородицы. Если большинство известных икон этого периода восходят к определенным иконографиям, пришедшим из Византии, то данная икона являет совершенно новый сюжет. Он написан на основе «сонного видения», которое произошло с бывшим матросом Федором Катановым в 1904 году, накануне событий Русско-японской войны, буквально по «сонному видению» была написана икона. Совершенно удивительная история этой иконы, столько людей хотели поучаствовать в ее написании, что когда был объявлен благотворительный сбор, даже писали, что «берем не более пяти копеек с человека», для того, чтобы как можно больше людей смогли поучаствовать. На иконе изображена Божья Матерь, стоящая на берегу залива, позади нее — крепость или город. Икону написал киевский иконописец Павел Штронда в 1904 году для того, чтобы ее отправили в Порт-Артур. Но до Порт-Артура она не дошла, сгинула на Дальнем Востоке и случайно была обретена в Новейшее время.
Еще одна икона, связанная с военными событиями, — Августовская икона, по названию города Августов, который находится в Польше, хотя на самом деле икона должна была называться Мариампольской (город в Литве), поскольку события происходили именно в Мариамполе. Эта икона удивительна тем же, чем и предыдущая, она также была написана «по видению». Свидетелями этого видения были 53 русских солдата. Они наблюдали на небе явление Божией Матери в течение получаса, это был в один из сложных моментов Первой Мировой войны.
«Конфессиональные обманки»
Ирина Злотникова также рассказала о необычной категории икон, распространившихся в конце XIX-начале XX веков. Это так называемые конфессиональные обманки. Когда в иконе с одним сюжетом заложен другой подтекст.
В частности, иконы новообрядческих святых пишутся в соответствии со старообрядческими традициями. Злотникова объяснила, что «конфессиональные обманки» появились значительно раньше, чем эпоха Николая II. Соответственно, мы их можем видеть весь XIX век.
Какие же иконы имели место? Например, известные гонители старообрядчества изображаются с двуперстием, с элементами дораскольных облачений и других старообрядческих атрибутов. Например, на иконе Божией Матери «Достойно Есть» Господь Саваоф благословляет двумя перстами, тут же восьмиконечные кресты. Благословение святителя Митрофания Воронежского, который никакого отношения к старой вере не имел, написано двуперстно. Не исключено, что заказчик иконы хотел выразить свое конфессиональное состояние. А вот в верхнем углу Дмитрий Ростовский и другие святые изображены с двумя перстами, с восьмиконечными крестами.
И вот в чем парадокс — Димитрий Ростовский стоит, благословляя двумя перстами, а ниже приведена фраза из тропаря святителю: «Православия ревнителю, раскола искоренителю».
Такую же «конфессиональную обманку» представляют популярные иконы Серафима Саровского, где он благословляет двумя перстами (и держит лестовку — прим.). Но тут это не так удивительно, потому что ходили слухи, что он лояльно относился к старообрядцам и якобы сам происходил из одного из старообрядческих согласий (удивительно то, что Серафиму Саровскому приписывается ряд известных антистарообрядческих высказываний — прим.)
К числу идеологических «обманок» относится одна ветковская икона. Этот образ стародубского и ветковского письма рубежа XIX-XX веков скорее всего происходит из мастерской Клинцов (Брянская область). Каноничный стиль иконописи, и здесь, казалось бы, ничего не должно удивлять. Но на иконе изображен новообрядческий архиепископ Черниговский Феодосий (Углицкий). Икона сделана с портрета, который был широко растиражирован. Так вот, эта икона — уникальный памятник исторического события, случившегося во время синодальной канонизации Феодосия (Углицкого):
«В сентябре 1896 года приехали на прославление раскольники из Нижегородской губернии, с Дона, Кубани и из Владимира, начетчики поморского, беспоповского, беглопоповского толков, которые обратились в просьбой к местному владыке, чтобы им лично показали мощи Феодосия Углицкого». На следующий день им персонально открыли и показали руку святителя Феодосия Углицкого: «Раскольники были поражены, они приложились, поклонясь мощам до земли, осмотрев их и убедившись в действительности нетления, дали клятву не только перейти в православие, но и обратить до 2000 раскольников разных толков, главарями которых считаются эти начетчики» (неизвестно, было ли на самом присоединение «раскольников» к синодальной Церкви, но история получила известность — прим.).
Указ о веротерпимости и старообрядцы
Сотрудник ГУК «Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф. Г. Шклярова» (Республика Беларусь) Юрий Котляров зачитал доклад «Значение указа Николая II о веротерпимости для старообрядческих общин Гомельского уезда». В нем он отметил, что в Гомельском уезде, после принятия Указа Николая II, старообрядчеству стало жить существенно свободней. Так, к имеющейся Ильинской церкви и молельной, принадлежащей купцу Рубанову, добавился великолепный Спасо- Преображенский храм. В 1905 году была построена старообрядческая Преображенская церковь. Сделано это было на деньги купца Рубанова, по проекту известного архитектора Шабуневского, строившего здания банков, театров, городских усадеб, в том числе и для старообрядцев не только Гомеля, но и на территории современной Брянской области (особняк Барышниковых в Клинцах). Более лояльным стали и политические предпочтения местных староверов. В 1904-1905 годах они не только поддержали революцию, но и выступили против бунтовщиков. Гомельское отделение «Союза русского народа» возглавлял как раз подрядчик, строитель из старообрядцев Аким Давыдов, материалы о котором удалось найти в еженедельной газете «Церковь» под номером 38 за 1910 год.
После Указа об укреплении начал веротерпимости стал активней развиваться и старообрядческий бизнес.
Основным занятием гомельских, а также ветковских, старообрядцев, была кустарная деятельность. Семья Ковалевых занималась фигурной ковкой, Щекудовых — продажей строительных материалов. Многие занимались работой по дереву. До сих пор в Гомеле можно увидеть множество искусной резьбы в наличниках окон в районе улиц Пролетарской, Плеханова и иных. Старообрядцы побогаче строили себе крупные одно- и двухэтажные особняки (как правило, из камня, в стиле эклектики, либо же в псевдорусском). Хозяйственники средней руки застраивали Спасову слободу деревянными, обложенными кирпичом домами.
Старообрядчество против крепостного права
Участник конференции Андрей Афанасьев выступил с сообщением «Поздняя икона у староверов-поморцев Печоры».
В нем он отметил некоторые социально-философские аспекты старообрядчества:
«За полтора столетия до того, как произошла катастрофа февраля 1917 года, на Руси произошла еще одна катастрофа, не меньшего значения, но несколько растянутая во времени. Предки большинства здесь присутствующих в результате этой катастрофы (закрепощения крестьянства — прим.) обрели статус, по которому они могли быть выселены из мест проживания, оказавшись у другого хозяина, оказаться на великих стройках империи. Во время этой, сейчас изрядно подзабытой, катастрофы, началась, столь любимая русским народом, релокация, как подальше от центральных областей, так и заграницу».
И в первую очередь бежали от крепостного права именно приверженцы старой веры. Без понимания этого феномена нельзя понять суть старообрядчества. Так вот, эти старообрядческие релоканты, бежав от крепостничества, создали свою собственную культуру, которая проявилась даже в некоторых иконных образах.
Вот, например, удивительная икона «Собор российских чудотворцев», сюжет которой был составлен на Выгу в конце XVII века, с целью продемонстрировать преемство староверия от российских чудотворцев, многих из которых нет в «Житиях» Димитрия Ростовского. Тем самым жители Выга, старообрядцы-беспоповцы, показывали, что эти древнерусские святые принадлежат традиции староверия, а не новолюбия. «Они — наши, а мы — их», — это утверждение нашло себя в этом сюжете. Подобных икон известно порядка 40 штук, это очень много, учитывая сложность сюжета.
Андрей Афанасьев подобно остановился на основе хозяйства выговских монастырей, которое строилось иконописании и переписи книг. Он продемонстрировал фотографии территорий бывших староверческих скитов с квадрокоптера. «Островок посредине — это Лексинское общежительство, на этой поляне, по данным Малышева, одновременно до 300 писиц работало, которые переписывали книги. Это была исключительно крестьянская мануфактура с очень широким производством на внешний рынок», — резюмировал А. Афанасьев.
«Семья» Петра Первого на старообрядческих иконах
Заведующий отделом икон Музея истории и культуры староверия (г. Боровск) Михаил Чернов сделал доклад «Икона „Богоматерь Боголюбская“ и ее почитание в православной и старообрядческой среде». В нем он, в частности, рассказал о некоторых казусах, встречающихся в старообрядческих списках этой иконы. Например, на Ветке и в Стародубье сложился извод Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы под прямым влиянием московского извода. Мы видим, что внизу традиционно находятся московские святители, выше — московские юродивые, дальше помещались старообрядческие святые, почитаемые на Ветке и в Стародубье, такие святители, как Антипий, Харлампий, преподобный Паисий, а еще выше помещались святые жены. А венчало это или изображение царевича Димитрия, или святых жен.
Чернов отметил, что, когда он занимался вопросом иконографии Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы на Ветке, то стало интересно, как формируется набор имен святых. «Просто так старообрядцы каких-либо святых не будут изображать! Понятно присутствие московских святителей, московских юродивых, понятно изображение старообрядческих святых, понятно изображение царевича Димитрия, потому что мы знаем чудотворную Угличскую икону Богородицы, и, конечно, изображение Кирика и Иулиты, здесь есть особый подтекст — чтобы дети крепко стояли в вере и не впадали в никонианство. Но возник вопрос: откуда здесь взялись такие святые, как преподобная Параскева, мученица Параскева, преподобномученица Евдокия, Алексий, человек Божий? Стоит обратить внимание на московскую икону, эти же святые перешли на ветковский извод, по крайней мере те, о которых он говорил. На иконе были изображены святые, соименные царской семье императора Петра I. Теперь понятно, откуда там Алексий, человек Божий, там есть еще апостол Петр, преподобномученица Евдокия, мученица Параскева и преподобная Параскева. Вот так, таким странным образом иконы, написанные во времена Петра I в синодальной Церкви, повлияли на старообрядческий ветковский извод».
Завершилась конференция экскурсией по Ростовскому Кремлю, поездкой в Спасо-Яковлевский монастырь и экскурсией к уникальной деревянной церкви Иоанна Богослова на Ишне, в которой в 2009 году снимались сцены сериала «Раскол», где было отображено церковное служение протопопа Аввакума.
Комментариев пока нет