Сегодня мы публикуем продолжение истории про сыктывкарских актеров, которые возрождают старообрядческую деревню. Девять лет назад семья сыктывкарских артистов Аксеновских приняла решение уехать жить в старинную, некогда старообрядческую деревню Аранец Печорского района Республики Коми. В настоящее время супруги Андрей и Елена подготовили целый план по возрождению Аранца.
***
Без детей деревня умирает
— Лишили детей родителей, а родителей детей, чтобы разорвать семьи, — рассказывает Андрей далее. — А семьи здесь были очень крепкие. Вот, к примеру, у родных Валерия Подорова, нашего жителя, было 12 детей! И это только детей, а еще одновременно в избе жили родители, бабушки, дедушки, и никаких ссор, раздоров между ними не было. А сейчас дети отсюда вырваны давным-давно интернатами. Закрытие школы — это одна из причин, почему здесь произошло с людьми то, что произошло. Вот ты живешь в этой деревне без детей и начинаешь пить, потому что дети держат, а их нет… Это как осиновый кол, который забивается в основу деревенской жизни — из деревни забирают детей.
А что же происходит с деревенскими детьми? Исполнилось ребенку 10 лет, и он едет в город или другое село, где есть школа, и там живет в интернате. Далее поясню на конкретном примере. Вот жил у нас в Аранце мальчик. Я его фото выкладывал в Интернете, и они разлетались по всему миру. Представьте себе картину, ребенок стоит весь облепленный мошкарой, а ему все равно. Чтобы мама не засекла, что он ходил к реке, он оставлял одежду на берегу и заходил в ледяную северную реку, чтобы порыбачить, потому что рыбалка — это жизнь, это страсть такая. Его мошкара всего облепила, но в нем такая внутренняя сила, такое спокойствие, что он ничего не замечает. Но вот он стал ездить в школу поселка Луговой (расположен в 7 километрах от города Печоры) и жить там в интернате. Словно эту силу, это спокойствие взяли и бросили в ванну с городской кислотой. И они начинают там растворяться. И мальчишке уже стыдно говорить по-коми, он постепенно забывает родной язык, начинает курить, и у него появляется городское напускное, и не просто городское, а интернатовское. Интернат — это мучительное, дикое, неимоверное, неестественное житие ребенка, это страшно. Такого быть не должно. Ведь когда ребенок живет с родителями, даже в тяжелых условиях, то он становится сильным.
Ребенок должен быть при родителях. Если ребенок сирота, то ему нужно найти семью. По всей стране тысячи, миллионы одиноких людей, среди которых могут быть хорошие родители для таких детей-сирот. Но дети должны жить в семье!
На семейном обучении
Ради того, чтобы свои дети были как можно дольше рядом и находились дома, Андрей и Елена переводили их даже на семейную форму обучения.
— Старшего сына Антона мы забрали после третьего класса, когда поняли, что в школе стало много негатива, — рассказывает Елена. — Написали заявление о том, что переходим на семейную форму обучения, и начали учиться дома. Английский язык Антон изучал с преподавателем, все остальные предметы осваивали своими силами. Два раза в год сдавали промежуточную аттестацию в школе. Так учились мы до восьмого класса, причем, если первый год я от сына почти не отходила, то все остальное время семейного обучения он учился сам, я только разъясняла то, что ему было непонятно. Учился он хорошо, аттестации сдал почти все на «отлично». Когда время подошло к восьмому классу, сын сказал, что хочет вернуться в школу, и мы вернулись в школу.
Наша Настя детский сад посещала только до средней группы и училась дома всю начальную школу. Но в пятый класс мы поступили на художественное отделение Гимназии искусств при Главе Республики Коми имени Ю. А. Спиридонова. Был большой конкурс, и по количеству набранных баллов она стала третьей. Я подумала, что, наверное, нельзя отворачиваться от этой возможности. Теперь дочь учится уже в восьмом классе, я вижу, как она растет в своем изобразительном мастерстве, и это меня радует.
С младшим сыном мы вообще не посещали общеобразовательное учреждение, он полностью семейный ребенок, общительный и открытый, непосредственный. Отдавать его в школу у нас не было намерений, но так случилось, что, когда Егор подошел к семилетнему возрасту, неожиданно в Сыктывкаре организовали класс из детей тех родителей, которые по каким-либо причинам тоже хотели бы отказаться от общеобразовательной школы. Класс, обучение в котором осуществляется по набирающей в стране популярность программе Русской классической школы. К сожалению, государство не дает аккредитацию этой программе, чтобы была возможность открыть в общей школе хотя бы отдельные классы РКШ, поэтому все существующие ныне классы организованы в частном порядке на коммерческой основе. Вот в таком классе мы и учимся уже второй год. Радует то, что по главным вопросам среди участников этого образовательного объединения существует единомыслие, потому что все христиане, а это значит, что определенным образом решается целый спектр вопросов, особенно относительно нравственности, отношения к семейным ценностям, к цифровизации образования и общества в целом, к наличию гаджетов у детей и многое другое. Пока все хорошо. Но в перспективе, когда дом наш будет достроен, мы нацелены все-таки на то, чтобы оставить город совсем, потому что видим в этом правду.
— Как ваши дети относятся к тому, что время от времени вы переезжаете жить в деревню? — продолжаем беседовать с Еленой.
— Младший Егор (он во дворе сейчас рубит дрова) очень скучает по деревне и спрашивает, когда мы сюда вернемся, потому что здесь воля.
Настя посвящает Аранцу красивые пейзажи, — улыбается Елена. — Старшему сыну Антону было труднее всего. Когда он родился, мы были молоды и не так, как в случае с другими нашими детьми, ответственно подходили к воспитанию. Поэтому старший сын оказался через компьютерные игры очень «пристегнут» к цифровой культуре. Он, когда приезжает в деревню, то его первое время «ломает». Потому что деревня — это другое измерение жизни. Но проходит неделя, и в нем «включается» тот человек, которым он является на самом деле. У него появляется улыбка, настоящая, естественная, органичная для него, смех. Когда ему было 15 лет, нам отдали лодку, а мы купили для нее мотор «Вихрь» и установили. И вот Антон с Настей отправились порыбачить. И у них ниже по течению сломался мотор. Вот, наши дети намучались с этой лодкой, они пешком шли из деревни Конецбор в Аранец и тащили за собой лодку. После этого Антон сам снял мотор и две недели его чинил. То есть у него включился настоящий житейский интерес…
Аранец — музей под открытым небом
Многие жители Аранца считают, что с приездом Аксеновских деревня стала оживать. В планах у супругов и открытие в деревне музея. В настоящее время Андрей и Елена ведут большую работу по восстановлению истории Аранца. О некоторых ее результатах Андрей рассказал мне в ходе нашей прогулки. Сразу мое внимание собеседник обратил на то, что Аранец — это музей под открытым небом.
А я бы от себя добавила, что это один из прекраснейших музеев, которые я видела! Ведь особенностью прогулки по Аранцу в солнечный день является то, что ты в ходе беседы внезапно останавливаешься и замолкаешь не в силах продолжать разговор, потому что не можешь отвести взгляд от той красоты, которую видишь перед собой. Ведь всего в 40 километрах от тебя находится «обитель великанов» Приполярного Урала. В эти минуты ты думаешь о счастье снова и снова приезжать в эту северную деревеньку, мирно дремлющую у подножия древних гор, и просто вот так стоять и любоваться заснеженными хребтами.
Но Андрей возвращает меня к теме нашей беседы:
— Старинным вещам, которые еще хранятся в деревенских домах, местные жители цену не знают. Я прошу у них что-то из утвари отдать мне для будущего музея деревни, а они говорят, что уже хотели этими «экспонатами» печь топить. Но основные богатства старообрядческой деревни — старинные книги на замках, иконы — были вывезены отсюда сотрудниками музеев и частными коллекционерами в 70-х годах прошлого столетия. Я считаю, что это была спецоперация, потому что книг и икон в домах не осталось совсем.
В ходе нашей прогулки по деревне Андрей рассказал мне истории старинных домов и их хозяев.
— А вот этому дому 250 лет, — удивляет меня собеседник. — Здесь Валерий Подоров живет, который нас на лодке привез в Аранец. Обратите внимание на асимметричное строение жилища: средняя половина дома вкапывается, летняя ложится на подклеть, и под летней половиной находится ледник. Это классическое строение зырянской избы. И таких домов здесь было большинство. А этот дом сохранился в первозданном виде! Представляете, весь материал для него заготавливался вручную: доски, стены топором тесаны. Дело в том, что в доме Валерия жил лодочный мастер Степан. Он от рождения был глухонемым, но при этом он делал такие деревянные лодки, слава о которых гремела далеко за пределами Аранца. А кроме лодок он изготавливал нарты, сани, вилы, грабли, лямпы, лопаты. И до сих пор родные пользуются его приспособлениями, сделанными еще вручную. Когда он пилил лес, то после него даже веточки не оставалось — так аккуратно он работал. Молился, жил здесь вместе с сестрой. Умер в 2006 году. Я к нему на кладбище хожу как к родному человеку, хотя его никогда не знал. Местному лодочнику я бы в нашем будущем музее отдельную экспозицию посвятил.
А вот, посмотрите, родственник Валерия в 1941 году уходил на войну и оставил пометку на дверном косяке. Здесь уже, конечно, трудно что-либо рассмотреть, но человек сохранил о себе память.
Побывали мы и в самом доме.
— У предков Валерия Подорова только детей 12 было, — рассказывает далее Андрей. — Малыши спали на полатях, и они в доме Валерия до сих пор сохранились. Старики на печке отдыхали, женщины — на лавках. Для остальных членов семьи стелилась на пол овечья шкура. Всем в доме хватало места! Можно увидеть в доме Валерия еще русскую печь. В основном их сейчас переделывают под печь-плиту: разбирается русская печь и из тех же кирпичей делается печка, которая гораздо меньше места занимает, но в ней уже не испечешь хлеб, на ней нельзя спать. Но Валерий сохраняет в своем доме русскую печь, ведь это настоящий комбинат здоровья.
А мы покидаем дом Валерия и идем дальше, к деревенским развалинам.
— Это руины большого старого двухэтажного дома, где жил кузнец, деревня же переправная была, и здесь меняли лошадей. Дом кузнеца когда-то с верховьев Печоры сплавили и поставили в деревне, — делится мой собеседник собранными по истории Аранца материалами.
Дом купцов Логиновых
А в центре деревни возвышается двухэтажный дом купцов-старообрядцев Логиновых. О драматичной судьбе его хозяев я уже тоже рассказывала на сайте «Русская вера». Напомню кратко: Логиновых раскулачили и отправили в ссылку. Супругу купца Ивана Ивановича Логинова, Федосью Андреевну, за отказ отречься от мужа с пятью детьми выгнали на улицу. Брат Федосьи Андреевны, известный старообрядческий наставник Самоил Мамонтов, перевез сестру с детьми в деревню Медвежскую, где Федосья Андреевна и прожила до глубокой старости, так и не узнав о судьбе своего супруга и его родных…
Когда я приезжала в Аранец в первый раз, то увидела, что старинный и в настоящее время уже нежилой дом гибнет, постепенно разрушаясь. А по возвращении в Сыктывкар за помощью обратилась к сотрудникам Национального музея Республики Коми и получила совет от хранителей истории добиваться присвоения купеческому дому статуса архитектурного памятника.
Но как оказалось, судьбой дома обеспокоены и супруги Аксеновские, и считают, что если открывать в деревне музей, то лучшего места, как 200-летняя «многоэтажка», не найти. Нынешние его хозяева уже привели дом в порядок, освободив от ненужного хлама, и закрыли разрушенные «глазницы» окон. С позволения хозяйки дома, 80-летней Зои Ивановны Пыстиной, вместе с Андреем Аксеновским я снова побывала в историческом здании.
— Этот дом — ижемская постройка, то есть у купцов Логиновых были деньги заказать из Ижмы мастеров, которые по Печоре пришли сюда и построили этот дом, — объясняет Андрей. — И он отличается от местных домов. Обратите внимание на то, что в доме четыре русских печи. Как раз прямо над нами располагается русская печка, но она как будто «парит» в воздухе, то есть непонятно, на чем она держится. Такие печи называют здесь воздушными, и они ставились на небольших переборках.
Обнаружили мы на втором этаже дома сохранившиеся с дореволюционных времен двери и печку с печурками — небольшими выемками, ячейками. Показав снимки экспертам, я уже получила ценную и для меня, и для будущего деревенского музея информацию о том, что такие печурки использовались для хранения пороха и капсюлей.
— А еще в них рукавички сушили и носки, — дополняет Елена Аксеновская.
Что удивило больше всего, из любой комнаты второго этажа старинного дома по ветхим скрипучим ступеням можно до сих пор попасть на первый этаж.
— Здесь же раньше одна большая семья жила — Логиновых! И потихоньку мы ведем работу по восстановлению этого дома в надежде, что здесь когда-нибудь удастся нам открыть музей истории деревни, — делится Андрей своими планами.
— Музей — это хорошо, конечно! Да только кто сюда в музей-то поедет, — вздыхает хозяйка дома Зоя Ивановна.
Но, на мой взгляд, Зоя Ивановна ошибается.
Приют для странников
Исторически так сложилось, что деревня Аранец испокон веков принимала странников. И еще в недавнем прошлом славилась своим гостеприимством.
Подробнее об Аранце, как о большом «странноприимном доме», я узнала из главы, посвященной родословной, дипломной работы жительницы села Приуральское Надежды Пыстиной. Дело в том, что отец Надежды родом из Аранца. Надежда побывала в доме своих аранецких родных и так описывает его: «Он уже не пригоден для жилья, но атмосфера внутренней части создает впечатление, что когда-то здесь было уютно и жили гостеприимные хозяева. И это чувство не было обманчивым, так как в доме, по словам отца, часто принимали гостей. Об этом свидетельствуют и письма туристов, которые останавливались у них».
А дед Надежды, Иван Семенович, был не только хорошим охотником, но и незаменимым проводником, переняв опыт от своей матери, Ефимьи Васильевны. Ефимья Васильевна была проводником через Аранецкий перевал, она сопровождала торговые обозы купцов за Урал в Сибирь, до с. Саранпауль на реке Ляпин. Жители Аранца обменивали пушнину, мясо, рыбу на соль, бытовую утварь, топоры, которыми местные жители пользуются до сих пор.
Сын Ефимьи, Иван, с детства ездил с матерью за Урал. И не удивительно, что он знал дороги до Аранецкого перевала и с 60-х годов сопровождал туристов. Многие группы туристов и даже геологические экспедиции побывали в доме Пыстиных. Их Иван Семенович водил и сопровождал на Приполярный Урал.
О былой значимости Аранца свидетельствовали еще руины бывшей базы национального парка «Югыд Ва». По словам Андрея, здесь, в Аранце, в 1989-90 годах даже формировались туристические группы для походов на Приполярный Урал.
Но супруги Аксеновские хотят, чтобы Аранец не просто был перевалочным пунктом на пути туристических групп, следующих на Приполярный Урал, но и сам был интересен гостям своей историей, живописной природой. Для этого Андрей побывал в Кенозерском национальном парке, где познакомился с опытом местных жителей по развитию туризма на своей малой родине и вернулся с массой новых идей, но главная, конечно, — это строительство часовни в старинном Аранце. И, слава Богу, что живут на нашей земле такие неравнодушные люди, которые прикладывают к этому свои силы!
Помочь семье Аксеновских в благом деле строительства часовни и открытии музея в деревне Аранец Печорской района Республики Коми можно, перечислив средства на карту «Мир» Сбербанка: 2202 2022 2941 6247.
Связаться с Андреем и Еленой Аксеновскими можно также по телефонам:
89009798689;
89125653824.
Фото автора, Андрея и Елены Аксеновских, из архива Аксеновских
Огромное спасибо Наталье! за ее нелегкие труды
Любые методы, в данном случае статья, общение должны приносить пользу. Практические результаты уже есть!!! Огромное спасибо всем, всем. «Русской вере» — браво!