20 декабря 2017 года в Московском старообрядческом духовном училище прошел III Научно-практический семинар «Актуальные проблемы старообрядчества». В семинаре приняли участие историки, философы, богословы, культурологи, журналисты, студенты духовных учебных заведений.
Открытие семинара началось с приветственного слова предстоятеля Русской Православной старообрядческой Церкви митрополита Корнилия. Владыка отметил, что 70 лет правления безбожной власти нанесли масштабный урон старообрядчеству: это духовные, людские и материальные потери. Реабилитация сейчас идет медленно. Только молитвой, личным примером, обращением к истории, обучением новых кадров возможно возродить и укрепить Старообрядческую Церковь. Владыка выразил надежду, что в дальнейшем с Божией помощью наша Церковь вернется к высшему образованию — старообрядческому институту.
Церковный историк, краевед, публицист, директор МСДУ Анатолий Иванович Шатохин поприветствовал участников семинара и выступил с докладом «Епископ Каллист Владимирский и Ивано-Вознесенский». Шатохин отметил необходимость постоянно учиться, поскольку если человек не будет учиться, он начнет деградировать. «Для нас примером должны быть начетчики! Духовное училище — толчок к научной деятельности», — сказал Анатолий Иванович. С 1992 года он по крупицам восстанавливает биографию старообрядческого владимирского епископа Каллиста. Известно, что владыка жил в Меленках. Долгое время был неокружником, а в 1909 году принял Окружное послание. В 1920 году он был поставлен во епископа. Создал три общины во Владимирской области. Шатохин отметил, что в скором времени планируется установка памятного креста на месте захоронения епископа Каллиста.
С докладом о некоторых вопросах истории Русской Православной старообрядческой Церкви выступил историк, публицист, редактор информационного отдела Московской Митрополии Глеб Станиславович Чистяков.
Он предложил собравшимся периодизацию истории старообрядческой Церкви с середины XVII до начала XXI века.
- Традиционно эту историю открывает дораскольное патриаршество патриарха Иосифа и события, предшествующие реформам патриарха Никона.
- Второй период — это уже непосредственно годы реформ патриарха Никона с 1652 до 1666 гг.
- Третий период длился с 1667 по 1685 гг. В ходе него формировалось репрессивное отношение господствующего исповедания и государства к древлецерковным традициям и старообрядческому движению.
- Четвертый период — это 1685-1770 гг. Во время него старообрядческая Церковь существовала в условиях жестоких гонений. В этот период формируется отношение старообрядцев к новообрядческому учению, начинается чиноприем вторым чином духовных лиц, перешедших в Церковь от никонианства.
- Пятый период (1762-1825 гг.) — это время либерализации законодательства по отношению к староверам во время правления Екатерины II. Формирование старообрядческих духовных центров в Москве и других городах.
- Шестой период (1826-1905 гг.) — эпоха новых гонений, начавшаяся в царствование Николая I. В это непростое время восстанавливается трехчинная иерархия в старообрядческой Церкви, формируются церковные епархии на территории Российской Империи, проходят другие важные события.
- Седьмой период (1905-1917 гг.) — «золотая эпоха» старообрядчества. Массовое строительство храмов, активная просветительская и образовательная деятельность.
- Восьмой период (1917-1929 гг.) — это Старообрядческая Церковь в годы гражданской войны и первые годы советской власти.
- Девятый период (1929-1940 гг.) — это эпоха большого террора и гонений на религию в СССР. Старообрядческая иерархия в России на грани уничтожения.
- Десятый период (1941-1957 гг.) — это ослабление гонений в годы Великой Отечественной Войны и послевоенный период. Возрождение деятельности Московской старообрядческой архиепископии.
- Одиннадцатый период (1957-1988 годы) — это период «хрущевских» гонений. Старообрядческая Церковь в эпоху позднего советского социализма.
- Двенадцатый период (1988-2017 годы) — это установление свободы вероисповедания в СССР. Возрождение старообрядческой Церкви в рамках Российской Федерации и стран бывшего Союза.
Руководитель пресс-службы РПсЦ, кандидат философских наук, доцент кафедры философии РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, преподаватель МСДУ Роман Юрьевич Аторин рассказал о реализации Президентского гранта на развитие информационно-просветительской деятельности Русской Православной старообрядческой Церкви.
Сайт rpsc.ru — одна из самых крупных старообрядческих интернет-площадок. С июня 2014 года сайт посетили 482206 уникальных пользователей, просмотрев за это время 2,72 млн страниц сайта, согласно общедоступной статистике Яндекс.Метрика, размещенной на сайте. Существуя в сети Интернет уже 12 лет, сайт rpsc.ru является первоисточником для изучения новейшей истории старообрядчества и выполняет представительскую функцию в отношении органов государственной власти и интеллектуальной элиты общества.
Аторин отметил, что информационно-просветительский проект ориентирован на широкий круг пользователей различных социальных и возрастных групп и должен способствовать интеллектуальному и культурному просвещению населения Российской Федерации и ближнего зарубежья в области древнерусской культуры и старообрядчества. В результате реализации проекта целевая аудитория получит возможность черпать обширные сведения об истории и культуре старообрядчества из авторитетного официального источника.
В рамках проекта будет создано и размещено на сайте rpsc.ru 150 публикаций научно-публицистического и просветительского характера, 120 информационных сообщений, электронная монография «Старообрядчество и сохраненные традиции Древнерусской Православной Церкви», открыты новые рубрики и разделы. Будет проведена техническая и визуальная модернизация сайта, в результате чего он станет более привлекательным и удобным для пользователей. Содержимое сайта будет корректно отображаться на стационарных и мобильных устройствах.
Настоятель храма РПЦ св. Николы на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) выразил радость, что духовное училище развивается, и пожелал успехов в работе семинара. Игумен поделился опытом работы с новопришедшими в своем приходе: после каждой службы, видя незнакомого человека, он приглашает его на беседу, в ходе которой проходит экскурсия по храму и чаепитие.
Редактор издательского отдела Свято-Филаретовского православно-христианского института Татьяна Александровна Васильева выступила с докладом «Законодательство Российской Империи в отношении старообрядцев и его последствия (1905-1914 гг.)».
Татьяна Александровна отметила, что в Российской Империи в 1905-1914 гг. насчитывалось 30% инославных, однако на самом деле их было больше. В 1883 году был принят новый закон о старообрядцах, который, несмотря на то, что еще продолжали оставаться в силе многие ограничения в отношении сторонников древлего благочестия, явился немаловажной вехой в истории староверия. При царе Николае I гонения на старообрядцев ужесточились. Указ Николая II об укреплении начал веротерпимости фактически признал старообрядцев отдельной конфессией. Староверам разрешалось строить храмы, открывать школы и училища.
Преподаватель МСДУ Сергей Валерьевич Волков выступил с докладом «Проблемы культурной идентичности староверов белокриницкого согласия в современном мире». Сергей Валерьевич призвал старообрядцев возвращаться к своей культурной идентичности. В качестве примера он привел бороду для мужчин, а платок — для женщин.
Культуролог, член СЖР РФ Марина Николаевна Волоскова рассказала о том, где и как найти сведения о репрессированных. Марина Николаевна отметила, что доступ к архивно-следственным делам сейчас относительно свободен. Многие люди занимаются поиском информации о репрессированных, некоторым удается выяснить секретные сведения (полные анкеты следователей, третьих лиц). СМИ неоднократно рассказывали об исследователях С. Б. Прудовском и Д. Карагодине, которым удалось найти сведения не только о своих репрессированных родственниках, но и о людях, которые были репрессированы вместе с ними. Такие истории дают надежду на то, что постепенно семейная память вернется во многие семьи, в которых до этого времени было не принято затрагивать тему репрессий. Подробнее об этом читайте в статье «Как вернуть семейную память?»
Сотрудник Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерия Владимировна Малькова выступила с докладом «Женский образ в России: сила духа и верность». Доклад был посвящен боярыне Феодосии Морозовой. По мнению Мальковой, Морозова является живым знамением русской культуры, символом русской женщины. Валерия Владимировна отметила, что именно через искусство, по картине Сурикова, люди узнают о боярыне Морозовой. Картину считают вершиной русской живописи, творческим подвигом художника. Шедевру в этом году исполнилось 130 лет, и 380 лет со дня рождения главной героини — боярыни Морозовой. Именно Морозова — живое знамение всех русских. Действительно, не всякий мужчина может стать подле нее. В мировой перспективе Морозову можно уподобить лишь Жанне-Дарк: если Жанна стала олицетворением Франции, знамением ее единства, то наша боярыня до сих пор не возведена в достоинство национального символа. В 1887 году впервые была издана повесть о боярыне Морозовой, а картина Сурикова и сама боярыня продолжает вдохновлять людей на написание новых научных трудов и художественных шедевров. Одна из местных коммерческих компаний предлагает на свои деньги разместить билборд с картиной «Боярыня Морозова» в селе Молоде, хозяином которого был Прокопий Соковнин. Также сейчас разрабатывается туристический маршрут Молоде-Боровск.
Журналист, переводчик Кирил Леонидович Меламуд рассказал о своем взгляде на возрождение ансамбля усадьбы Кузнецовых в контексте формирования современной городской среды. Меламуд отметил, что современная Москва застраивается неказистыми офисными зданиями, в то время как нужно возрождать храмы и старинные усадьбы города. «В Москве в каждом районе должен быть старообрядческий храм!» — сказал Кирил Леонидович.
Студентка МСДУ Павла Кирпичникова рассказала о староверах Австралии. Первые поселения старообрядцев появились в Китае в XIX веке. Ранее эти староверы жили в Забайкайле. В начале 20-х годов XX века с приходом советской власти староверы бежали в Сидней. Сейчас в Австралии три старообрядческих прихода. Богослужения ведутся на церковно-славянском языке.
Студентка МСДУ Мария Олару выступила с докладом «Сравнительный анализ староверов Румынии и России».
Мария отметила, что в России утеряны многие традиции, потому что была прервана связь поколений в Советский период. В то время как в Румынии в Советский период на Рождество староверы спокойно ходили по домам славить Христа, а на Крещение обходили все дома с Богоявленской водой. Доклад Марии Олару будет опубликован на нашем сайте несколько позднее.
Также с докладами выступили студенты МСДУ: Даниил Гордиенко рассказал о костромском протопопе Данииле; Михаил Егоров сделал сообщение «Протопоп Лазарь. Романовский священник»; Иоанна Лунина рассказала о музыкальной культуре старообрядчества; Анастасия Рябчикова рассказала о Черемшанских монастрыях; с докладом «Филипповцы: особенности культуры» выступила Новокшонова Анастасия.
"Журналист, переводчик Кирил Леонидович Меламуд рассказал о своем взгляде на возрождение ансамбля усадьбы Кузнецовых "
И судя по фото, даже проект показал :))))))))
А еще полезно всему старообрядчеству слышать старославянское чтение Марии Олару. Хорошо бы редакции "РВ" приложить к докладу аудио запись, а нам — восстанавливать утраченное …
Что вы имеете ввиду под "старославянским чтением"?
Церковнослав. язык затевался в 17 в., возможно, в целях сохранения текста от наслоений живых разговорных славянских языков, что само по себе достойно для охранения первоисточников. Но окончательно ЦСЯ оформился по итогу «книжной справы» патр.Никона руками инородцев, что делает его для меня ущербным. В этом случае единственный ориентир это старославянский язык (руский извод), к тому же более богатый и красивый и более близкий к памятникам славянской письменности.
Как-то после выступления на сцене хора староверов, услышал от новообрядца «да у нас в храме также поют». Казалось, как это – здесь же унисонное, по гласам… Сообразил: в поучении "Наказания к учителям, как им учить детей ….грамоте, и … божественному писанию и разумению" (во Псалтыри) патриарх Иосиф указывает на различение при чтении букв «эсть» и «ять», что у современных «поповцев» не только не принято, но и пресекается, и читаем и поем, как никониане, – все «е». Слышал, что в Румынии староверы сохранили эту "традицию".
Хорошо бы, конечно, услышать по этому вопросу мнение православного специалиста, а не мое простецкое.
Присоединяюсь! Особенно — правила употребления "эсть" в зависимости от положения в слове.
а что, от эсть и ять мы ближе к Богу будем?)) Или Бог только старославянский язык понимвет??? И самое главное, чтоб человек был в рубахе и препоясан с лестовкой в руках! А то Бог не слышит молитвы, если все эти пункты не соблюсти… Долго вы будете, братья и сестры, комара цедить???