От редакции:
На разных научных собраниях и круглых столах старообрядческой общественности высказывалось, что Древлеправославная Церковь и Община русских-липован Румынии — это два столпа, на которых в Румынии держится и сохраняется древлеправославие и исконная русская культура русских-липован. Старообрядцы-липоване представляют собой особую общность людей, сложившуюся на территории России или за её рубежом, внутри другой национальности. Опыт организации Общины русских-липован Румынии может быть весьма интересен при создании подобных общественных организаций в России, стоящих на страже интересов старообрядцев. К сожалению, и сегодня продолжают выходить публикации, представляющие русских-липован в тенденциозном и искажённом свете. Поэтому весьма своевременно будет исследование доктора филологических наук, румынского профессора Ф. Кирилэ, в котором он подробно рассказывает о происхождении и расселении «русских-липован».
***
Эмиграция русских старообрядцев в Румынию происходила поэтапно. Одним из первых русских липованских поселений на территории Румынии является село Липовень (первоначальное его неофициальное название было Соколинцы). Оно расположено в Буковине, недалеко от города Сучава. Это селение было основано в 1724 году на землях монастыря Митокул Драгомирней. В XVIII веке здесь был дремучий липовый лес. В нём была возможность укрываться гонимым старообрядцам от преследований царских властей.
В Молдове русские старообрядцы появляются впервые в 1743 году, когда на землях монастыря Пробота, в густом, почти непроходимом липовом лесу они основывают селение Маноля (Маныловка), недалеко от города Фэлтичень.
Благодаря своему географическому положению село Маноля играло в XVIII — ХIХ в.в. важную роль, являясь своего рода духовным центром русского старообрядчества в Молдове. Об этом свидетельствует существование с того времени и до наших дней двух старообрядческих скитов — мужского и женского, расположенных на окраине села Маноля.
На территории Добруджи первые русские старообрядцы появились во второй половине XVIII в. Самые старые русские липованские селения в Добрудже — Сарикёй, Журиловка, расположенные на берегу большого лимана Разельм, Камень (Каркалиу), основанный на берегу Дуная, на высоком чёрном камне, Русская Слава — вдоль речки Слава, где в XVIII веке был дремучий лес. В этом лесу, на окраине селения Русская Слава, и были основаны в начале XIX века два монастыря — мужской и женский. Русская Слава стала с тех пор духовным центром старообрядцев Добруджи.
Итак, в Румынии проживают более ста тысяч русских–липован. На территории Румынии имеются более 70 селений сельского типа, в которых преобладает русское липованское (старообрядческое) население. Они размещаются в основном вдоль северо– и юго-восточной территории Румынии (в Буковине, Молдове, Добрудже и Мунтении (Валахии). К этим сельским селениям следует также добавить ряд городов, в которых целые кварталы заселены русскими-липованами: это такие города, как Бухарест, Тульча, Констанца, Брэила, Галаць, Яссы, Сучава, Ботошань и др.
Пребывание русских-липован на территории Румынии подтверждается многими названиями селений, рек, озёр, лиманов, местностей, как в северной части страны, так и на территории уездов Брэила и Тульча (селения Липовенъ, Куетень–Липовень, Липованская гора, Липованский лиман, Липованский канал. Липованский скит, Липованское гирло и др.).
Сегодня большие и рационально спланированные сёла русских–липован — крупные центры старой веры, селения с устойчивым контингентом населения, со сложившимся хозяйственно–бытовым укладом и с трудовыми, обрядовыми и семейными традициями. Здесь чувствуется во всём, как велико влияние семьи, национальных русских традиций в воспитании новых поколений, выросших в чужеземье. В семье сохраняется родной, русский язык и русские традиции и обычаи, в семье приобщают детей к трудовой жизни, прививают уважение к старшим, к своей истории, к предкам, положившим начало их румынскому житью-бытью.
Русские–липовани в мировой культуре
Русские–липовани не остались вне внимания учёных, писателей, художников и композиторов. О русских–липованах (старообрядцах) писали и сейчас пишут историки, учёные, писатели, деятели культуры и вообще те, кому приходилось и приходится входить в контакт с ними.
Русские-липовани (старообрядцы), где бы они не жили, всегда выделялись как люди домовитые, жаждущие науки и образования, оборотливые и искусные торговцы, фабриканты и ремесленники, придавшие новые, свежие силы развитию государственного богатства. Быть может, поэтому местные власти, разумные государственные деятели повсюду сочувственно относились к русским старообрядцам, ценили их и предоставляли им приют и большие льготы не только податного, но и вероисповедного характера, возможность свободно соблюдать свои обряды и обычаи.
Официальные австро–венгерские документы описывают их как «необычайно спокойный, прилежный, опрятный и весьма ловкий, и вообще сильный и рослый народ. Каждый из них, кроме занятия земледелием, владеет каким–нибудь необходимым ремеслом. Пьянство и сквернословие в их среде очень редки. Их одежда, особенно у женщин, миловидна и весьма достойна уважения. К своим обязанностям они относятся ответственно».
Со временем старообрядец или липован выделился в особый тип русского человека, который «вопреки бедам и обстоятельствам упрямо хранил в себе каждую косточку и каждый звук старой национальной фигуры, в тип, несущий живое воспоминание о той поре, когда человек мог быть крепостью, в тип, всегда тяготевший к свободе, самостоятельности, к духовному первенству, к нравственной чистоте» (В. Распутин, Смысл давнего прошлого. Религиозный раскол в России, в сб. «Страницы минувшего», М., 1991, с.560).
Сами наименования — старообрядцы, староверы, липовани — есть акт психологического самоопределения. Они указывают на особую общность людей, сложившуюся на территории России или за её рубежом, внутри другой национальности. Хотя наименование липовани получило широкое распространение не только в Румынии, но и за рубежом, однако не во всех научных работах последних лет оно толкуется одинаково и правдиво. Продолжают выходить публикации, представляющие русских–липован в тенденциозном и искажённом свете.
Так, в широко известном Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля даётся такое определение этнониму липовани: «липоване (мн.) — заграничные раскольники наши, толков беспоповщины в Австрии, на Дунае», а в Словаре Брокгауза и Эфрона: «Липованы (иначе Филиппоны или Пилипоны, т.е. филипповцы, по–румынски (Lipoveni, нем. Lipowane roder Philepponen) — название русских раскольников или старообрядцев, живущих отчасти вне пределов России (в Буковине, Румынии, вост. Пруссии), отчасти в Прибалтийском крае и Царстве «Польском…; на основании некоторых неправильно понимаемых мест Святого Писания относятся с большим презрением к земной жизни и часто решаются на самоубийство» (Христианство. Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. 2, Москва, 1995, с. 256).
Явно извращённое объяснение термина липовани находим также в Толковом словаре румынского языка (Dicţionarul explicativ al limbii române, новое издание, 1998): «Lipovean, lipoveni: Persoana care face parte dintr-o populaţie de origine rusă stabilită în regiunea deltei Dunării şi care se ocupă mai ales cu pescuitul. Din rus. Lipovanin (dial. Lipovan)». Почти такое же неполное и в тоже время извращённое объяснение этнонима липовани содержится и в румынском Малом Энциклопедическом словаре (Mic dicţionar enciclopedic, Bucureşti, 1978; p. 560), а также в словарях: Al. Ciorănescu, Dicţionarul etimologic al limbii romîne, Bucureşti, 2001, p. 471; Lăcrimioara Cihai, Dicţionar enciclopedic ilustrat, Chişinău, 1999; Ioan Oprea, Carmen-Gabriela Pamfilş.a., Noul dicţionar universal al limbii române, Ed. Litera, Bucureşti-Chişinău, 2006; в книге: Diac P. I., David, Mişcarea rascolului, în vol.: «Călăuză creştină — Sectologie pentru cunoaşterea ţi apărarea dreptei credinţe în faţa prozelitismullui sectant», ed. a 2-a, Curtea de argeş, 1995, p.74-79 и др. Такого рода информация о русских–липованах не только искажает реальную картину их жизни и вероисповедования, но, несомненно, приводит читателя к неясностям и даже к нежелаемым заблуждениям.
В продолжение Ф. Кирилэ рассказывает о генезисе термина «русские-липовани» в статье «Кто такие липовани».
Хорошая, познавательная статья. Федору Кирилэ дай Бог здоровья и новых научных достижений и успехов.
Я понял, эта статья- научная фантастика в стиле бла бла бла… Нет? Я ошибся?
Сам я живу в селе, которое на треть населения состоит как раз из тех самых липован, отцы и деды которых мигрировали с Румынии на юг России после войны. Духовность их была такого уровня, что даже при выделенной земли от государства под строительства храма (и это в советское время!!!), липоване не пожелали построить себе храм! А румынское духовенство видно так ненавидело переселенцев, что не отправило с ними в Россию ни одного священника! Духовность же тех липован, которые приплыли в Россию и поселились в Ейском районе Краснодарского края, в нескольких селах- Кухаривка, Воронцовка и ст. Должанская, как видно заключалась только во внешнем- токмо обряды, по привычке они еще продолжали около полувека крестить своих детей и внуков, венчаться.. (храм так и не построили!) ии .. и .. и и … бесследно исчезли, полностью переродившись и деградировав в алкоголиков и сквернословов! Вот такое румынское духовенство! Деградировало свою паству и отпустило эту паству на съедение волкам, не отправив вместе с ним даже просто дьякона что ли.. Свидетелем мне в том сколько крещено (попусту без катехизации, так просто по традиции..) и повенчано среди тех "румын" может быть отец Иоанн Рыбаков из ст. Ханская, если только он вел учет тем самым крещаемым и венчаемым.
Сами же те румыны и их дети прославили район своим пьнством, скрвенословием, блудом и буйством так, что и поныне местные с Ейска говорят к примеру так "О! Ты с Румыновки!? Да, живут у вас там…"
От самих румын и их веры остались такие сленги как "цуйка", "брашка вскипела", "наливай", "мейбери фетица", "ты че, еще не фатемший?" и т.п.
Но ничего! Мы будем замалчивать и хвалиться, хвалиться и еще раз хвалиться!
константин, это что у вас: словесный понос или очернительство в стиле сквернословия? Вы константин вы вообще читали сами, что вы написали. Или вы "чукча не читатель, а только писатель". Вы очернили целый народ ЛИПОВАН на основании вашего мелкого умозаключения. Я не понимаю зачем вы являетесь читателем этого сайта. Уважаемый и заслуженный человек написал серьезную статью, а вы решили, что ваш бред, поклеп и очернительство здесь уместно. Вы занимаетесь настоящим вредительством.
Помолимся за Константина. У него фото сумасшедшего Ленина стоит, поэтому и не удивительно, что он занимается вредительством. Константин уже и не замечает, что все его комментарии пропитаны оскорблениями. Разве христианство заключается в оскорблении и выливании грязи на ближних, а, Константин?
Иван, "серьезную статью" я дополнил истинной, которая запечатлелась на юге России. Или Вы можете обвинить меня во лжи? Что я придумал и в чем соврал?
Иван, где я писал про "всех липован"? Описал только то что происходило с их потомками после миграции в Россию. Вам правда глаза режет? Снимите розовые очки! А то у вас вокруг благоденствие и процветание! Ой какие мы хорошие! А нас тут "очерняют"..
Вам что не нравится, товагищ? Есть, конечно, и такие кадры. Никто от этого, увы, не застрахован. Чем то возмущаться, лучше бы съездили в другие селения, в Румынию в том числе, если есть возможность. Подойдите детально к проблеме, а там и делайте выводы. А пока что вам следует молчать, молчать и ещё раз молчать.
Хорошо, что технологии ещё не позволяют взамен комента пнуть ногой под дых….
Лирическое отступление в тему:
Работали как то у нас, на Ярославщине, украинские мужики. Трудяги, богомольцы, трезвенники (хотя и никониане). Дивились на наши заросшие никому не нужные поля — у себя им приходится на заготовку сена ездить за 40 км (Полесье, кругом болота). Я говорю:" Дык, переезжайте — места полно, деревни пустые, храмы через 10 км (тоже пустые)"
А они отвечают:" Не поедем, т.к. через N лет наши дети станут такими же как все тут. И на поля наплюют и на храмы. И в Москву укатят…"
Как я их понимаю….
константину — На счет того, что "Хорошо, что технологии ещё не позволяют взамен комента пнуть ногой под дых…." И вы пока этим безнаказанно пользуетесь, потому что под дых получите именно вы за поклеп и очернительство.
А на счет "константина" и его статьи-бреда, а также "лирического отступления" у меня вопрос к руководителям или менеджерам сайта Рувера. Как такие оскорбления на вашем сайте могут оставаться незамеченными. Если вы заявили тематику "Русская вера" (старообрядчество), то таких людей как "константин" нужно как-то ставить в рамки. Вплоть до того, чтобы отслеживать и сообщать куда положено о русофобии и разжигании религиозной вражды.
Иван, неужели нам посчастливилось наблюдать одного из тех самых кнопочных террористов, клавиатурных бойцов супер тяжелого веса ММА? Ужас! Я надеюсь при встрече вы не побьете меня? :)
Интересные факты, благодарю.
"получите именно вы" — спаси Христос! Всегда приятно встретить истинного человеколюбивого християнина, т.к. какой мерой мереете, такой вам отмерено будет….
Кинстинтин, не спорьте с Иваном! У Ивана черный пояс с бубенцами по старообрядческому каратэ!
"константин" вы видимо заодно с Евросаюзом и барако-клинтонами. Те с больной головы на здоровую все вешают и у вас константин тоже самое. Сами начали бред нести, а когда ответку серьезную получили, то совсем уже совесть потеряли и понесли как кличко-псаки. Все с вами понятно. И с этим сайтом уже становится понятно. Видимо для сайта рувера выгодно, чтобы барако—клинтоны и кличко-псаки-констанины оскорбляли старообрядцев-липован.
Иван, я к числу телезрителей не отношусь, следовательно мне параллельна политика! В молитве "Отче наш" каждый раз прошу только пришествия одной "партии"- Божией, отчего и говорю "да приидет Царствие Твое", так что не обольщайтесь! Да и что это Иван-телезритель за сленг "кличко-псаки"? Что то новое, такого от липован еще не слышал! Запишу в свою историко-повествовательную книгу о липованах! Надеюсь скоро издать! Вам один экземпляр в подарок будет!
Сайт "Русская вера" представляет собой площадку, где могут общаться люди самых разных вероисповеданий и мировоззрений. Правило одно: взаимоуважение к собеседникам. Но, по всей видимости, это априори невозможно в виду той самой разноплановости взглядов. Вот кто-то даже святыми отцами прикрывает собственное бескультурное. Дескать, Иван Златоуст обличал еретиков, так почему же мне нельзя вещи своими именами называть? Простите, но не в наших силах и компетенции бороться с этим