Всероссийский музей декоративного искусства представил масштабную выставку, посвященную одному из самых узнаваемых художественных символов русской культуры, — хохломской росписи.
Считается, что хохломская роспись изобретена старообрядцами, знакомыми с техникой золочения икон и имевшими обширные промыслы производства деревянной посуды. Подробно эти промыслы описываются в знаменитом романе П. И. Мельникова (Печерского) «В лесах и на горах».
Таким образом, хохлома возникла в конце XVII века в Нижегородской области как старообрядческий народный промысел, а мировым брендом стала в 1889 году, — после показа на Всемирной выставке в Париже, и закрепила этот статус триумфом на Парижской выставке 1925 года.

На выставке около 300 лучших экспонатов музейной коллекции проиллюстрируют все периоды развития промысла: народная и авторская Хохлома XIX — начала XX веков, разработки и эксперименты 1920-1960-х годов, времени расцвета советской Хохломы. Кроме исторических экспонатов, представлены произведения современных авторов — дизайнеров и художников: Алёны Ахмадуллиной, Сергея Сысоева, Ольги Микковой и других.
Выставка «Шик, блеск, Хохлома» открывается реконструкцией советского павильона Парижской международной выставки современного декоративного и индустриального искусства 1925 года. Главным художником выступил Александр Родченко. Здесь впервые была показана революционная агит-хохлома: советская символика — серп и молот, пятиконечная звезда, — искусно вписаны в традиционные узоры и растительный орнамент. Эти подлинные предметы с Парижской выставки представлены в зале инсталляции.

Первый зал — «Лаборатория» — рассказ о том, как переосмысляли народную хохлому профессиональные художники Московского кустарного музея в XIX веке и советского института художественной промышленности, как формировался стиль, сохранялась традиция и уникальность в тиражном производстве.

В зале «Советская Хохлома 1920–1950-х» показаны образцы как утилитарных тиражных предметов, так и уникальные произведения, созданные для всесоюзных и международных выставок. Вазы классических форм по типу греческих амфор, братины и ковши, скульптурные объекты причудливых форм, например, змей, кусающий себя за хвост или ковш-рыбка. Впервые показаны экспериментальные изделия из нетрадиционного для хохломы материала — фарфор, керамика, стекло.

Завершают выставку лаконичные предметы эпохи 1960-х, а также образцы переосмысления и интерпретаций хохломской росписи современных художников и дизайнеров в зале «От оттепельного минимализма к современности». В экспозиции представлены изделия бренда «Хохлома», созданные в сотрудничестве с Аленой Ахмадуллиной. В ходе работы над проектом дизайнер на протяжении нескольких месяцев изучала историческое наследие промысла, в том числе ценные образцы XIX века.

Коллекция включает деревянную утварь, посуду, аксессуары и другие изделия, отражающие самобытный стиль жизни русского человека. Узнаваемые завитки — «золотую кудрину» использует и дизайнер Ольга Миккова в серии ламп и светильников, дизайнер Сергей Сысоев опирается на эксперименты с цветом и орнаментом основателя школы хохломской росписи в Семёнове Георгия Матвеева, а бренд PERINNE создает лампу-конструктор на основе классической керосиновой лампы и геометрии деревянных деталей с элементами хохломы.
Город хохломы
Столица хохломы, город Семенов находится в 70 км от Нижнего Новгорода, его население — 25 тысяч человек. Город был основан в середине XVII века. Местные умельцы владели особой техникой декоративной росписи деревянной посуды, которая стала их гордостью и мировым брендом на века. Технология производства золотой хохломы уникальна. Деревянные изделия проходят пять этапов обработки. Сначала их грунтуют, потом пропитывают олифой, натирают алюминиевым порошком, расписывают и покрывают лаком. Золотистым оттенок становится после «запекания» в специальной печи при температуре 120 градусов.

Матрешка, ставшая не просто игрушкой, а настоящим символом России, тоже родом из этих краев. По одной из версий, необычных деревянных кукол начали выпускать в селе Мериново, что неподалеку от Семенова. Местные мастера по сей день используют травяные и цветочные орнаменты и яркие краски.
При этом у семеновских матрешек есть свои особенности, которые отличают их от всех других матрешек нашей страны, — это не только более статная фигура, но и большой объем незакрашенного дерева, а также асимметричные цветы на фартуке.
Изначально на месте Семенова было поселение старообрядцев. Купцы-староверы приложили много усилий для того, чтобы Семенов выделялся на фоне остальных городов Нижегородской губернии не только своими особняками.

Например, благодаря их усилиям, через Семенов прошла железная дорога. Купцы понимали важность того, что сегодня называется логистикой, и видели за ней будущее. И были абсолютно правы, ведь именно железная дорога стала самым дешевым и удобным способом, чтобы добраться со своими товарами на знаменитую Нижегородскую ярмарку. Старообрядцы есть в Семенове и сегодня. Например, женский старообрядческий скит Новый Шарпан. Несмотря на то, что его обитатели ведут отшельнический образ жизни, соблюдают все обычаи и традиции старой веры, скит пользуется большой популярностью у туристов. Также в городе находится старообрядческая церковь Николы Чудотворца, построенная еще в XVIII веке на средства купца Афанасия Павловича Носова, занимавшийся ложкарным производством. Ее закрыли в годы советской власти, но вернули прихожанам в 1989 году.
Также знаковая вещь для Семенова — расписные деревянные ложки. Этому направлению художественного промысла в городе посвящен отдельный музей народного быта Семена-Ложкаря.

Екатерина II, даровавшая Семенову статус города в 1779 году, распорядилась застраивать его по особой планировке. Город должен был выглядеть с высоты птичьего полета как огромный квадрат, состоящий из 16 кварталов, напоминая в этом смысле столицу Франции. Поэтому Семенов уже несколько веков имеет неофициальное название «маленький Париж».
Истинно народный промысел
Известный мастер хохломской росписи, народный художник РФ, почетный академик РАХ, директор ГБПОУ «Нижегородское художественное училище» Гущин Николай Александрович комментирует особенности промысла:
«Поясню, почему в наших местах занимались этим производством. Год длинный, сельскохозяйственное производство занимает только период «весна-лето-осень», зима бездействует, поэтому надо чем-то заниматься. Также людям нужен был дополнительный доход в семью: пропитаться было нечем. Поэтому изначально это был промысел, к искусству он отошел уже позднее.

По сути, в глухом районе Нижегородской области были задействованы в промысле тысячи человек: одни точили, другие резали, третьи проводили заготовку, четвертые расписывали, кто-то сбывал эту продукцию. Все этапы были очень отлажены. У нас более 40 деревень только на территории Ковернинского района занимались изготовлением хохломской росписи. Пользовались дешевым подручным материалом. Ковернинский и Семеновский районы — это лесные края, поэтому в качестве материала для промысла выбирали дерево. Например, липа — мягкий материал, поддающийся обработке и в резьбе, и в токарном деле. В целом, я охватываю весь промысел, но мне ближе Ковернинский район, потому что я его лучше всех знаю: я там жил и вырос, знаю всю специфику. Изготовлением изделий занимался почти весь район: кто-то резал ложки, кто-то их расписывал, кто-то их скупал и ехал продавать — так получалось выгоднее всего.
Как появилась хохлома? Посуда, поскольку постоянно использовалась в быту, то была недолговечной. Ничем не обработанная деревянная посуда быстро выходила из строя, потому что она и трескалась — деревяшка впитывала влагу, а влажное имеет свойство трескаться. Поэтому изначально стали искать средства, чтобы придать предмету прочность и практичность: грунтовали раствором особой глины, в состав которой входили клеевые основы, глиной обрабатывали деревянную поверхность, чтобы она забивала поры. В итоге практичных изделий наделали много, но продавались они по одной цене. И потом, каждому хочется в любом бытовом предмете внести красоту: вышивка, лепка, роспись, резьба. Поэтому техника изготовления изделий усложнялась, товар дорожал, мастерам и продавцам это стало давать больше дохода».
Фото
Подготовил Г. Чистяков. Фото Г. Чистяков
Комментариев пока нет