Как новосибирская семья умудряется в городской квартире жить по старинке.
Прохожие оборачиваются ей вслед: еще бы, по современному городу идет, как плывет, статная красавица в русском народном костюме. А она, носящая сарафаны с детства, давно не замечает этих взглядов, она спешит домой с очередного занятия, где учила малышей и взрослых печь и расписывать пряники, к мужу и детям.
Здесь русский дух
Наряд Ольги Карасёвой — это не рабочая форма, а повседневная одежда. Да и пряники не столько для заработка, сколько от желания поделиться своими знаниями, памятью традиций, своим мировоззрением. Именно благодаря ему, считает Ольга, ее семья живет в любви и ладу, придерживаясь «русского устава» даже в стенах стандартной городской квартиры. Впрочем, стандартна в квартире только планировка — все остальное оригинального исполнения и собственной работы: шторы с рисунком ручной набойки, чудесные рукодельные скатерти, цветастые половики и дивные покрывала. А на столе — домашние хлеб, сыр, даже конфеты и колбасы! И, конечно же, пряники — с волшебными птицами, оленями, котиками, зайцами из сахарной глазури.
Можно сказать, что Ольга в теме с детства — пела в ансамбле, ездила в этнографические экспедиции, рукодельничала, активно участвовала в фестивалях молодежного фольклорного движения. Потом, студенткой и после замужества, продолжила изучение истории, традиционной культуры и ремесел самостоятельно. Супруг Ольги тоже всецело увлечен русской культурой. Алексей закончил НГТУ и работал со сверхсовременными глобальными сетями, но судьба развернула его в сторону традиции. В один прекрасный день отец семейства задумался о переезде в деревню и постройке своего дома, потом начал в теории и на практике изучать эту тему и постепенно пришел к собственному бизнесу — строительству частных домов, бань.
Не от зашоренности
Образ жизни Карасёвых — не от зашоренности, не от темной боязни прогресса, не от отрицания нового. Это их собственный свободный выбор. Образование позволяет им самостоятельно создавать комфортную среду, определять приоритеты, выбирать, как будут жить их дети. Когда-нибудь они действительно переберутся в свой дом, заведут настоящее хозяйство. А пока в их квартире холодильник и кухонный гарнитур «цветут» сказочными цветами урало-сибирской росписи. Муж правит старую балалайку, жена расписывает ее, а в деревянной люльке, по которой «скачут» мезенские лошадки, регулярно появляются веселые и здоровые дети.
«Не опасаетесь ли, что вашим детям, воспитанным в определенных традициях дома, будет сложно среди сверстников?» — задаём вопрос.
— Нет, — без тени сомнения отвечает Ольга. — Раньше ребенок с детства видел красивое: любовно выполненную роспись, красивые пейзажи за окном. И люди от этого были другие. Может, не такие образованные, как сейчас, но как минимум с чутьем подлинной красоты. Мне видится так: чем позже ребенок столкнется с негативным, тем лучше.
Есть женщины…
За всем этим светлым житьем-бытьем стоят не песни и пляски, а огромный повседневный труд. Можно было бы написать «тяжелый», однако Ольга никогда в этом не признается, разве что обмолвится печально, что половички, тканные на аутентичном станке, намного дешевле купить в IKEA. С этими половичками отдельная история. Однажды Ольга решила посеять на даче… лен. И хоть саму дачу она не очень любит за «подделку под деревню», некий эрцаз, но эксперимент требовал жертв:
— В традиционной культуре лен — именно женская культура, все работы по возделыванию выполнялись женщинами, — просвещает Ольга. — Единственное, в чем участвовал мужчина, — это посев. Поэтому посеял лен супруг Алексей. Пока лен не вытянулся, мы мучились сомнениями: а то ли посеяли? Ведь мы просто купили в аптеке коробочку «семена льна». Но к августу сомнений не осталось — это лен-долгунец! Приступили к уборке: лен рвется с корнем горстями («пястями»), очищается от сорняков и земли, укладывается крест-накрест, потом ставится в «бабки» (небольшие снопы). Потом я его мочила, сушила, мяла руками! Специальных чесалок для льна не стали делать, обошлись расческами для волос.
Было бы ошибкой думать, что Карасёвы этакие уникумы, одни на огромный город. У них огромное количество друзей, разделяющих их взгляды. И среди них, кстати, очень много молодежи. И вот уже новая пара играет свадьбу, а Ольга шьет одеяло в подарок — творит феноменально прекрасные лоскутные чудеса…
Русская культура сейчас становится популярной, люди в народных костюмах на улице встречаются и в других городах страны.