Научные конференции, посвященные истории, культуре и современному дню старообрядчества — это не только сухие научные доклады, но и живое общение между исследователями, староверами и всеми интересующимися темой старообрядчества, духовной традицией и культурой нашей страны. В кулуарах III Международной научной конференции «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья» мы беседуем с настоятелем Невской старообрядческой поморской общины, председателем Российского Совета ДПЦ Олегом Ивановичем Розановым.
Печально, что в советское время не было таких конференций; печально, что в те годы нам не разрешали проводить такую пропаганду и агитацию. Вы слышали сегодня в докладе Алексея Александровича как запрещали, скрывали и умалчивали (О. И. Розанов имеет в виду доклад А. А. Безгодова «Старообрядчество Верхокамья в первые годы советской власти»). Ну а сейчас — это время, в которое мы живем, самое благодатное. Посмотрите, сколько здесь молодежи: я, можно сказать, в своем возрасте уже случайный человек на этой конференции. Но, побывав здесь, послушав доклады, я считаю, что это именно та интеллектуальная пища, которой сегодня должны питаться новые поколения. И, конечно же, большое значение на таких конференциях имеет неформальное общение между людьми.
Не можем, уже не можем. Многое уже потеряли. Потому что, во-первых, не умеем, во-вторых, не хотим, и, в-третьих, нам не всегда дают сохранить, не создают условий.
Очень многое издается. Идет настоящий поток литературы, к нашей радости. Особенно в этом преуспевает Рига. Россия в этом отношении немного беднее. Как сказал Илларион Иванович, беднее и интеллектуально, и экономически (Иванов Илларион Иванович (Рига) — автор доклада «Продолжение традиций: издательская деятельность латвийских староверов (конец XX-начало ХХI вв.)» — прим. ruvera.ru).
Молодежь с трудом возвращается к своим корням. С большим трудом, потому что 75 лет сделали своё дело. В России — 75 лет! Но в Прибалтике безбожного ига было на 25 лет меньше.
К разговору подключается доктор исторических наук, профессор кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ Ирина Васильевна Поздеева.
И. В. Поздеева: Они будут постарше и вернутся. Так было в Верхокамье, так у поморцев устроено.
И. В. Поздеева: Ни в коем случае, я так не скажу.
О. И. Розанов: А я считаю, что да, среднее поколение потеряно. Что именно потеряно? В церковном, в богослужебном отношении у нас провал! Нет именно поколения 40-60-летних. Вот посмотрите на меня, перед вами стоит старец 80-ти лет, а 70-летних почти нет.
И. В. Поздеева: Потому что все грамотные старообрядцы — чтецы, священники, уставщики — были в 20-е годы арестованы. Потом была волна арестов и репрессий 30-х годов. Затем еще при Хрущеве на них были гонения. Фактически, выбили самых грамотных…
О. И. Розанов: Совершенно верно.
И. В. Поздеева: И вот к чему эти гонения привели. Мои старухи и старики, которые являются наставниками, ведут в моленных службу, они вынуждены учиться самостоятельно, без особой преемственности, так сказать, «самоуком» учиться. Они даже иной раз спросят: «Ирина Васильевна, как тут Устав вести?»
О. И. Розанов: Это кстати к вопросу о сохранении старообрядческих традиций.
И. В. Поздеева: Да, сейчас иногда и так бывает. Вот, например, крюки. 30-40 лет назад крюкам учились у старообрядцев, ученые их не знали. А сейчас наоборот. Многие общины полностью потеряли крюковое пение. И я повторю: не надо сегодня разделять ученых и старообрядцев. Надо работать вместе, и только вместе, чтобы не только сохранить, но и восстановить традиции. Включая литургические, исторические и культурные.
О. И. Розанов: Что мы и делаем, благодаря конференциям.
Беседовал Глеб Чистяков
Комментариев пока нет