Сегодня Ростов Великий воспринимается как один из исторических городов Владимиро-Суздальских земель, привлекательный туристический объект Золотого кольца России и не более. Однако на самом деле подлинная летопись города и его политическое значение в истории нашей страны гораздо глобальней и существеннее, чем принято считать.

Первые упоминания о Ростове Великом находятся в важнейшем историческом документе — «Русском Летописце» — старинной русской летописи, ставшей широко известной еще в XVII веке и дошедшей до нашего времени в более чем двадцати списках.
«Русский Летописец» отражает взгляд на историю Руси, распространенный в среде русских элит XV–XVII веков. Это официальное представление образованной части русского общества о древней русской истории, существовавшее в нашей стране еще до создания концепции «Киевской Руси» и целой историографии периода династии Романовых.
Так вот, «Летописец» беспристрастно рассказывает, что Ростов, Владимир, Москва были основаны раньше, чем принято считать. А вот Киев появляется лишь в середине летописного повествования как город, завоеванный новгородцами и ростовцами уже после основания Москвы. Киев присоединяется новгородско-ростовскими князьями к их огромному, уже охватившему Западную Сибирь, государству.

Первое упоминание о Ростове находится уже на первых страницах «Русского Летописца», в главах, посвященных отношениям русского государства с империей Александра Македонского. В частности, цитируется грамота, в которой император Александр подтверждает от своего имени власть русских князей:
«И сию милость даю вашему величеству. Если какой народ вселится во пределах вашего княжества от моря Вяряжскаго (Балтийского) и до моря Хвалижскаго (Каспийского), то да будет вам и сродникам вашим повинен вечному рабству».
Эта грамота была послана в столицу Руси. «Русский Летописец» недвусмысленно указывает на Ростов:
«Сии же князи Словено-Рустии, которые сподобились принять от вседержавнаго того самодержца столь великую честь, весьма почитали эту пречестнейшую грамоту и повесили ее в божнице своей по правую сторону от идола Велеса во граде Ростове, и, воздавая честь, поклонялись ей, и праздник честный совершали».
Духовная столица Руси
Еще одним важным подтверждением высокого статуса Ростова Великого является то, что именно ростовские первосвятители (митрополиты и архиепископы) носили белые клобуки, которые впоследствии стали символизировать патриаршее достоинство. На иконописных изображениях, широко известных и в наши дни, святитель Леонтий Ростовский, один из наиболее почитаемых архипастырей древней Руси, и другие ростовские митрополиты, в числе которых Игнатий, Исаия и прочие предстают в белых клобуках. В известном памятнике древнерусской литературы XV–XVI веков «Повести о белом клобуке» говорится о чудесном появлении на Руси белого клобука — символа православного царства, который был передан на Русь после падения иных православных государств. Все это подтверждает особый статус города, который был древней столицей Руси.

Древнерусское знаменное пение — одно из самых важных культурно-исторических феноменов Ростова Великого. О Ростовской певческой школе можно говорить с самых ранних этапов развития русского певческого искусства. Сведения о хоре, о церковном пении рассыпаны в разных текстах эпохи Андрея Боголюбского. Второй этап развития Ростовской певческой школы — вторая половина XV—первая половина XVI в. — связан с именем Ростовского архиепископа Вассиана Рыло (на кафедре с 1467 по 1481 гг.). Третий период развития Ростовской певческой школы продолжался от Соборов 1547 и 1549 г. до конца XVI в. Четвертый период начался после Смутного времени и продолжался до середины XVII в. В это время количество записанных и распетых служб русским святым вообще и Ростово-Суздальским в частности достигает в Стихирарях максимального количества. После церковного раскола знаменное пение сохранялось ростовскими староверами.
Ростов Великий был также известным иконописным центром, о чем свидетельствуют многочисленные иконы, дошедшие до наших дней и выставляющиеся в центральных музеях страны. Подлинным шедевром средневекового искусства является поясной деисусный чин конца XV века из села Поникарово, ныне принадлежащий собранию Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». В этих иконах наглядно проявилась любовь ростовских мастеров к светлым и звучным оттенкам, к радостной цветовой гамме. Особенно выразителен образ святителя Леонтия Ростовского.
То, что ростовская иконопись является отдельной школой, отличающейся от других, было признано советскими искусствоведами еще в 60-е годы XX века.

Интересно, что Ростов Великий был центром духовного притяжения для многих европейцев. В XV–XVII веках отмечаются не только многочисленные случаи паломничества европейцев к русским святыням, но и факты присоединения их к православию на древней Ростовской земле.
Так, известный ростовский святой, блаж. Исидор, на самом деле родился в Пруссии, в окрестностях города Бранденбург. Он был сыном знатных и богатых родителей, исповедующих католицизм. Он приходился ближним родственником Великого магистра Немецкого ордена и участвовал в крестовых походах. Но однажды, покинув свой дом, прошел пешком многие страны, города и веси, пока не остановился, наконец, в Ростове. Исидор сподобился дара чудотворения и прозорливости, ростовчане прозвали его «твердисловом» за то, что предсказания его всегда сбывались. Преставился в 1484 году.
Еще один ростовский святой, Иван по прозвищу Власатый, также был из западной Европы. Этот «немец» (возможно голландец или датчанин — прим.) тоже вел жизнь юродивого и имел дар исцеления, за что его именовали не только Власатым, но и Милостивым. Время упокоения — 1581 год.
Из ростовской земли происходили и другие русские святые. Известно, что родители преп. Сергия Радонежского жили под Ростовом.
Ростов и староверие
С первых дней церковного раскола XVII века многие жители Ростовской земли, как и большинства других регионов Руси, отказались принять реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. На них сразу же обрушились преследования церковных властей, о чем уже в январе 1657 года Ростовский митрополит извещал патриарха. Стояние в старой вере жителей Ростовской земли было столь решительным, что новоназначенный митрополит Ростова Дмитрий (Туптало) (1651–1709) написал против них сочинение «Розыск о раскольнической брынской вере».
Позже на территории ростовских земель, вошедших в состав Ярославской губернии, существовали самые разные старообрядческие согласия — поповцы, признающие Белокриницкую иерархию, и беглопоповцы. Из беспоповцев особое распространение получили филипповцы (представители одного из беспоповских толков, не приемлющие браки и отказывающиеся молиться за царя) и поморцы. Также были общины федосеевцев и редкий толк странников-бегунов.
Крупным регионом расселения старообрядцев стали села, расположенные на пути из Ярославля в Данилов, наибольшую известность из которых получило село Вятское. Именно об этих местах писал в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич Некрасов: «А есть такие волости, где сплошь почти раскольники…».
Известны имена некоторых старообрядческих священников из Ростова Великого. Так, еще до церковного раскола в Ростове был рукоположен один из будущих соузников протопопа Аввакума, священномученик Лазарь. Он так говорил о себе: «Имею на себе благословение святейшаго патриарха Филарета Никитича, а рукоположение Варлама митрополита Ростовскаго, и держу их благословением чин священства».

Также из Ростова Великого происходил один из первых старообрядческих (послераскольных) священников, отец Матвей Андреев. Он в 1708 году присоединился к старообрядчеству через миропомазание.
Из Ростова Великого происходили именитые старообрядческие роды. Более всех известен род купцов Щаповых, первые упоминания о котором появляются в Ростове во второй половине XVII в. Многочисленные потомки этого рода стали известными предпринимателями, учеными, творческими деятелями.
Сегодня ближайшим к Ростову (77 км) старообрядческим центром является Николо-Улейминский монастырь Русской Православной старообрядческой Церкви.
Новое время и современность
В XVIII веке, после губернской реформы, Ростов, к сожалению, стал уездным центром. В XIX веке, благодаря стараниям местного купца Андрея Титова, был сохранен и восстановлен Ростовский кремль, в котором был создан музей церковных древностей.

Сегодня Ростов Великий — это не только памятник истории и культуры, но и популярное туристическое место. Город привлекает своими древними храмами, уютными улочками и прекрасными видами на озеро Неро. Каждый год сюда приезжают тысячи туристов, чтобы прикоснуться к великой истории этого уникального города.
Ростов Великий продолжает жить, сохраняя в своих стенах память о былых временах и наполняя современность духом древней Руси.
Комментариев пока нет