От редакции:
На Освященном Соборе РПсЦ, состоявшемся осенью 2018 года, обсуждался вопрос подготовки новых кадров церковно— и священнослужителей. Настоятель ржевского Покровского храма о. Евгений Чунин выступил с докладом «О кадровой работе в Церкви». Он обратил внимание на негативные тенденции в области кадровой политики. В настоящее время пять епархий РПсЦ являются вдовствующими, и такое состояние длится десятилетиями несмотря на то, что церковные каноны гласят, что архиерей должен быть поставлен в течение полугода. Не лучше ситуация и со священниками. Сейчас один священник обслуживает по 2-3 прихода, что противоречит церковным правилам, которые обязывают в каждом приходе иметь своего настоятеля. О. Евгений также отметил, что дефицит священнослужителей наблюдается и в крупных общинах, где число совершаемых служб, таинств и треб так велико, что одного священника явно недостаточно.
По мнению о. Евгения, эта ситуация связана с рядом причин. В некоторых местах члены общины сами не стремятся заполучить собственного священника и довольствуются редкими наездами пастыря, которого приглашают главным образом для совершения треб. Бывает так, что и сами священники препятствуют выдвижению новых кандидатов, чтобы иметь возможность обслуживать как можно большее число приходов, собирая там «дань». В настоящий момент 102 храма не имеют священников, при этом в разных епархиях ситуация выглядит по-разному.
Самая сложная ситуация в Казахстанской епархии, где 75 % храмов не имеют священников. В других епархиях положение несколько лучше. Реальная сегодняшняя потребность Русской Православной старообрядческой Церкви — 130-140 священников. За последние 5 лет был рукоположен всего 21 священник. Учитывая среднюю продолжительность жизни (66.5 лет) и служения (36.5 лет), потребность в священниках никогда не будет удовлетворена при сохранении нынешнего количества хиротоний. Чтобы исправить ситуацию, нужно рукополагать не менее 9 священников в год.
Эта проблема осознается и на местах. О важной роли священника на приходе наш постоянный автор Максим Гусев беседует с известным уральским священником — протоиереем Иоанном Устиновым. В ноябре исполнился год, как общину тюменского храма во имя Рожества Иоанна Предотечи, находящегося в составе Сибирской епархии РПсЦ, окормляет уральский протоиерей Иоанн Устинов. В декабре 2017-го епископ Силуян (Килин) совершил освящение небольшого храма, размещенного в частном доме, а пастырь составил график приездов — не реже одного раза в месяц. За год община значительно выросла, и все чаще в дни приезда священника заходит разговор о новом храме…
***
За год наш приход увеличился почти вдвое. Радует, что в общине появился юрист. Его зовут Александр, он родом из Нижнего Новгорода, но жизнь его привела в Тюмень. Оказывается, он долго искал старообрядческий приход, и нашел его благодаря попавшей ему в руки газете «Община». Из нее он узнал, что в городе освящен храм, что люди уже давно собираются на молитву. Он и сам пришел, и всю семью свою привел — у него пятеро детей, все они крестились, а с супругой я их повенчал. Меня очень радует, что он старается своих детей ко причастию приводить, когда совершается Литургия. Он любит повторять: если есть дети, значит, есть и жизнь в приходе.
Пришли люди, которых я раньше совсем не знал. Некоторые говорят, что были крещены, но не знали, где находится старообрядческий храм в Тюмени. За Литургией сейчас бывает человек тридцать, а год назад, помню, если 10-15 собиралось — и то казалось хорошо.
Слава Богу, места сейчас всем хватает — мы молимся в доме, часть которого председатель Андрей Иванович Молоков пожертвовал Церкви и Богу. Но мы с общиной все чаще ведем разговоры о том, что нужно что-то большее, нужно расширение.
Для того чтобы что-то делать, нужны активные люди. Поэтому в конце ноября мы переизбирали новую церковную десятку — постарались сделать так, чтобы в совет вошли представители наиболее активных семей, чтобы, таким образом, все прихожане были соучастниками общинной жизни.
Там были и те, кто уже давно умер, и те, кто годами в храм не ходит. Поэтому мы с прихожанами решили так: как они могут быть частью общины, если и от Церкви-то давно отошли, не живут ее жизнью? Во время общинного собрания обсудили насущные вопросы, провели перевыборы.
Да, работы выполнено много. Оштукатурили, два окна дома заложили кирпичом, все облагородили, покрасили. Дело движется — видно, что настроение у людей трудиться и развивать духовность есть. И это помимо того, что летом мы подняли на крышу дома купол с крестом, чтобы обозначить наш храм, и уже только одним этим нести проповедь среди людей, которые проходят или проезжают мимо…
А как же иначе? Люди, конечно, видят внимание с моей стороны. Я, правда, всегда им напоминаю: меня благословили владыка Корнилий и епископ Силуян временно их окормлять, а они смеются, мол, «нет ничего более постоянного, чем временное» и надеются, что больше никаких изменений не будет. Мне часто приходится говорить людям, что, как бы то ни было, надо на волю Божию уповать! Надолго ли мне сил хватит? Не найдется ли кто-то в Сибири, кто пожелает связать с этим храмом свою жизнь, судьбу, кого изберут кандидатом на духовную стезю? Всяко может быть. Но настрой у людей хороший, боевой — это и мне придает сил.
Венчались пока две пары. А крестились около десяти человек, кто-то перешел к нам из беспоповцев — как известно, в окрестностях Тюмени проживало немало часовенных, были и поморцы. Говорят, предки Агафьи Лыковой из этих мест… Интересно, что беспоповцы сами к нам пришли. Среди прихожан есть и смешанные браки. Люди приходят, задают вопросы, со многими подолгу общаемся. Все, кого крестил, сейчас постоянно ходят — может, не каждое воскресенье, ведь я приезжаю в Тюмень всего раз в месяц, но всегда, когда служится Литургия, люди в храме. И это не может не радовать.
Есть в тюменской общине прихожанин Сергей Тимофеевич: очень трудолюбивый, за все берется, много вкладывает в храм от своих доходов. Он сам из безпоповцев, закалка у него настоящая староверская. Он всегда говорит: мол, не хочется скандалить, тянуть одеяло на себя, а охота трудиться во славу Божию по мере сил и возможностей. Такие люди и созидают, и укрепляют общину.
Ему непросто, конечно, пришлось в жизни. Тигрий из мусульман, и сначала он перешел в РПЦ — родные, конечно, осуждали за этот поступок, даже отвернулись от него. Но он не дрогнул. Парень водителем в такси работает и однажды подвозил одну из старообрядок сюда, к храму. Разговорились. Он заинтересовался, потом еще как-то приехал. Зашел, стал вопросы задавать. И постепенно перешел в Старообрядческую Церковь, осознав, что именно это ему нужно. Мало того, он и свою родную мать к нам перевел. Первое время он жадно все впитывал, мы много с ним общались, я его даже пономарем благословил помогать. Вижу, что очень старается: всегда заранее звонит, говорит: «Батюшка, я буду тебя на вокзале встречать, буду везде возить, помогать тебе буду». Вижу, как он тянется к Богу.
Конечно, хотелось бы мне бывать в Тюмени чаще, чтобы поддерживать и его, и других людей, которым не хватает общения со священником, ведь у всех свои трудности житейские, всем нужно доброе слово — поддержать, посоветовать, направить. И строгость людям нужна. Поэтому я тюменцев всегда прошу жить в мире и любви, поддерживать друг друга, несмотря ни на какие внешние и внутренние раздражители, от которых, к сожалению, никуда нам не деться…
Из Тобольска приезжают люди, из города Талицы Свердловской области — административно этот город ближе к Тюмени, поэтому люди едут сюда на праздники, на исповедь. Из Заводоуковска, Ялуторовска христиане едут — это поселки и городки километрах в семидесяти от города.
Я много думаю о том, что будет дальше. Прирост общины очевиден, и он не прекратится, и я знаю, что люди хотят, чтобы был храм большой и полноценный, поэтому предстоит в ближайшее время выходить на диалог с властью. Юрист Александр, о котором я уже сказал, берется помогать в этом направлении, поэтому будем двигаться, подавать прошения в администрацию города. И действовать дальше в зависимости от того, какие будут нам ответы и с каким настроением власть будет с нами общаться. А когда, с Божией помощью, дело дойдет до строительства храма, это тюменцев еще сильнее сплотит и сделает их невосприимчивыми к житейским неурядицам и трудностям.
Заключение от автора:
Нет сомнений, что роль пастыря в жизни прихода недооценивать нельзя. Уже сейчас тюменская община выходит на новый уровень — уровень начала диалога с властью. И оттого, кто и как будет вести этот диалог, зависит немало: и отношение между общиной и местной администрацией, и то, какую территорию под будущее строительство получат верующие, и то, насколько быстро это произойдет. Конечно, возлагать все только на священника (или кандидата в иереи, как это нередко бывает) нельзя, ему тоже нужно опираться на активных и неравнодушных к развитию прихода людей, но тот факт, что с настоятелем основные вопросы жизни старообрядческой общины решаются быстрее, очевиден.
Надо было видеть ту несмелую общину РПсЦ в Тюмени, в которую приехал отец Иоанн: люди опасались, что и с новым (очередным) пастырем ничего у них не получится. Но стало получаться! И в этом есть иллюстрация того, как важно единомыслие между верующими и их наставником.
Примеры успешного развития общин с грамотным и мудрым настоятелем позволяют говорить о важности и нужности поиска кандидатов — не всегда их можно выращивать из своих (порой их, своих, попросту нет), поэтому в общинах нередко присматриваются к соседним приходам, где есть молодая поросль, которая со временем может стать мощными деревьями, под сенью которого люди будут спасаться от пагубы внешнего мира. А если не проводить такую работу, можно остаться ни с чем: грамотных и мудрых священников, способных окормлять по два-три, а то и больше приходов, на всех не хватит…
Беседовал: Максим Гусев
Фото автора и Андрея Молокова
> В настоящее время пять епархий РПсЦ являются вдовствующими, и такое состояние длится десятилетиями несмотря
> на то, что церковные каноны гласят, что архиерей должен быть поставлен в течение полугода. Не лучше ситуация и
> со священниками. Сейчас один священник обслуживает по 2-3 прихода, что противоречит церковным правилам,
> которые обязывают в каждом приходе иметь своего настоятеля
А потом ревнители будут доказывать, что всё у них типа по канонам, ничего не нарушают, каноны все исполняются и т.п.