Единственный храм Русской Православной старообрядческой Церкви в Кузбассе появился всего-то три с небольшим года назад — построили его в Новокузнецке. Почти на берегу Томи, на возвышении — не слишком большой, но видный издалека, деревянный. На куполах — восьмиконечные кресты, древлеправославные. Корреспонденты «Газеты Кемерова» пообщались с настоятелем общины о. Игорем Мыльниковым и местными старообрядцами.
«Джеймс Бонд отдыхает»
Вы ведь сейчас, можно сказать, в машину времени попали. Потому что этот храм, его внутреннее убранство — все почти как в 17-м столетии. Да и выстроен он по канонам старинного деревянного зодчества. За три с половиной года всего возведен, причем строился исключительно на пожертвования членов общины — разве не чудо Божье?
А уж как мы место это искали и нашли — это тоже история. Сперва на другом месте должен был храм стоять, но в итоге получилось, что здесь. А нашел это место я — пошел как-то на пешую прогулку, поздним вечером, почти ночью, и зашел сюда, на возвышение. И такой мне тут вид открылся, что стало ясно: храм здесь должен быть! И вот он есть, наш «корабль» — видите, форма у него такая, похожая. И даже «палуба» своя есть, обзорная площадка возле входа.
Отцу Игорю Мыльникову уже за пятьдесят. Родом из алтайского Бийска, бывший, как он сам отрекомендовался, «работник эстрады». В Новокузнецке живет и служит уже десять лет — сперва службы проходили где придется, в частных домах, а теперь вот есть церковь. Получила она имя в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость», и это место не только для молитв, но и для собраний древлеправославной общины Новокузнецка.
Постоянных, активных прихожан у нас около семидесяти. Хотя на деле число тех, кто причисляет себя к Русской православной Старообрядческой Церкви, доходит где-то до тысячи человек. В основном это те, чьи предки были старообрядцами, но за годы гонений преемственность веры оказалась частично прерванной. А уж гонения в советские времена были нешуточные. Не дай Бог даже вместе открыто собраться или какие-то обряды проводить — все только таясь, секретно. Такие сюжеты случались — Джеймс Бонд отдыхает! Впрочем, гонения не при СССР ведь начались, а в той или иной степени не прекращались с самого времени раскола. Потому и шли древлеправославные христиане подальше от власти, на восток — туда, где больше воли, больше возможностей для свободного исповедания веры. Это ведь во многом они, староверы-первопроходцы, освоили Сибирь, все пространство от Урала до Тихого океана. А все потому, что сильные люди были. Вот и наша вера — это вера сильных, волевых людей. И вольных.
Бороды, интернет и радостная вера
А как же все обиходные представления о чрезмерной строгости старообрядческой веры и уклада жизни? Да, говорит отец Игорь, к такой вере действительно надо прийти, причем осознанно и самому. Погрузиться в нее с головой, как погружается человек в крестильную купель древлеправославной церкви — полностью, без полумер. Из-за этого и начавшийся ныне процесс духовного возрождения в старообрядчестве массовым все же не назовешь. Да и не должен он быть массовым, считает новокузнецкий священник.
Мы и не стремимся безоглядно привлекать людей. Человек должен прочувствовать в себе стремление к вере, понять, что она ему нужна. Это глубоко индивидуальный процесс, вопрос личного выбора. Но когда этот выбор сделан, думаете, вера будет в тягость? Да, у нас гораздо более долгие службы, чем в «никонианской» церкви, но этого не замечаешь за молитвой! Да, есть свой устав, свои нормы поведения, но они становятся в радость, как в радость должна быть и вера! И мы вовсе не затворяемся при этом от мира — такие же мы люди, телевизор смотрим, интернетом пользуемся. Но все поступки и действия должны соизмеряться с духовными понятиями. Вот у нас сейчас в старообрядческой церкви совсем мало монахов. Казалось бы, нужны они, но, с другой стороны, жизнь древлеправославного христианина в миру — тоже своего рода монашеское послушание. Монахи в миру — это отчасти про нас.
Да, особый уклад, проявляющийся в самых разных аспектах. Взрослые мужчины все с бородами — ибо заповедано выглядеть так, каким создает тебя Бог. Двоеперстие вместо троеперстия — по древним православным канонам, вместо введенных патриархом Никоном в 17-м веке. Отличия в богослужении и церковном пении. Запрет на курение и на «тяжелые» алкогольные напитки — тело человека есть храм, который негоже осквернять, а разум должен оставаться чистым и незамутненным. Поясные поклоны при молитве. Трудолюбие и честность как основа основ всей жизни. Многодетность в семьях — это уже основа семейных отношений.
Вот у меня сейчас шесть детей. Пока. Три сына и три дочери, старшему пятнадцать с половиной. Но это еще мало детей, да и женился я поздновато, после тридцати. Это когда уже к древлеправославной вере пришел, до этого-то неверующий был. И, кстати, вовсе не из старообрядческой семьи — это тоже один из стереотипов о нас, мол, закрытая мы «каста» и посторонним к нам хода нет. Но это несправедливо, причем во всех смыслах. Разве воспрещается входить кому-то в древлеправославный храм? Вовсе нет — если ты, конечно, не в чересчур «свободной» одежде и не пьяный, например. Но это уже общепринятые нормы поведения, это понятно. То же самое можно сказать и про древлеправославную веру — прийти к ней может каждый. Другое дело, что не каждый придет…
Пирсинг, духовное единение, «исправить демографию»
Так вот, еще о детях и о семье. «Отец Игорь, а вот что будете делать, если ваш старший сын, который и во время служб уже вам помогает, возьмет да и приведет в дом «современную девушку»? Ну, утрированно «современную» — вольных нравов, с пирсингом, скажем, да и вообще отнюдь не древлеправославного поведения?» — не удержались мы от чуть ехидного вопроса. Хотя, понятно, спрашивали не о конкретной ситуации, а об общем таком понятии у старообрядцев. И вот что священник ответил.
Ну, это маловероятно все же. Каждый человек соотносит свою жизнь и свое поведение с окружающими людьми. А ведь подруга, жена — это не просто кто-то там, даже и близкий. Вот говорят «женский пол», «мужской пол». Если немного вникнуть в суть, то «пол» в какой-то степени означает «половину». То есть это ты половина, а вместе с супругом или супругой — единое целое, и эту радость духовного единения мало с чем можно сравнить. Но вот представьте, насколько мучительно человеку, когда его половина исповедует совсем другие принципы, живет совсем другой жизнью, чем он. Поэтому едва ли тот, кто придерживается древлеправославной веры, возьмет себе в жены девушку, далекую от принципов этой веры. Ничего хорошего из этого по определению не выйдет. А потому браки у нас обычно все же заключаются между единоверцами. И каждое венчание — это большой праздник. Могу сказать, что это самый любимый мой церковный обряд.
По словам Игоря Мыльникова, древлеправославная община Новокузнецка вообще живет очень дружно и в постоянном общении. На собраниях обсуждают насущные вопросы и проблемы, спрашивают у священника совета даже и в каких-то сугубо мирских делах. Отец Игорь, избегая положения «последней инстанции», часто советует поискать ответ в Писании. И у своей совести, что для старообрядцев, в общем, почти одно и то же.
Вот и во время нашего визита к священнику пришли несколько прихожан. Староста храма и еще двое мужчин — все, как и положено, с окладистыми бородами, скромно одетые. Сели пить чай — а поскольку день выдался непостный, так и стол пустым не остался.
На очередной наш вопрос, «а как относятся к вашей вере соседи-сослуживцы-знакомые, не дичатся ли или дивятся, по крайней мере?», древлеправославные отвечали охотно и не без иронии. Например, так: «Да привыкли уже они, чего там. Да и вроде в моде бороды сейчас». Или же: «Отношение-то как раз самое положительное. Очень многие у нас на самом деле уважают людей верующих, у которых есть какие-то принципы. Поэтому здесь никаких проблем, даже наоборот». Да, ну и вы, наверное, не удивитесь уже, что у всех присутствующих прихожан в семьях по шесть-семь детей подрастает. «Но мало это, мало. Можно и десять-одиннадцать. А то, вон, в России с демографией не очень, так и кому ситуацию исправлять? Получается, что нам».
Этот рассказ можно продолжать еще долго. Например, включить в него исторический экскурс по истории древлеправославной церкви — а там есть что рассказать. Или подробно описать убранство храма в Новокузнецке — с его иконами современного и старинного письма, со свисающим с потолка паникадилом для лампад, с удивительной для деревянного помещения акустикой, с настоящими восковыми свечами, с подручниками.
Или поведать о планах отца Игоря — по созданию рядом с храмом старообрядческой слободы, где бы и жили все вместе и упокоивались в назначенный срок на своем древлеправославном кладбище. Но, думается, рассказ все же пора заканчивать, чуть затянулся он. А ведь времени у нас в 21-м веке постоянно не хватает — не то, что в веке 17-м, когда предки многих из нас, не слишком торопясь, с молитвой Христовой и с верой в вольную волю, прошагали весь неблизкий путь от Уральских гор до Тихого океана.
Источник: gazeta.a42.ru
Иерей Игорь Мыльников: «В России с демографией не очень, так и кому ситуацию исправлять? Получается, что нам». Наверное это основная идея статьи и мыслей батюшки. Но с этим невозможно согласиться! В Новокузнецке есть баптистская семья Шаповал. Очень многочисленная и дружная. Азиатский рынок у них закупает овощи. Строительство и грузоперевозки. Свой молитвенный дом построили на деньги семьи. Администрация города, признавая их вклад в жизнь города, Хотела переименовать один район города по их фамилии, а Путин приглашал к себе на встречу.
Автор публикации, скорее всего, далек от Церкви. Ему как сказали при сборе материала, так он и акцентировал: "На куполах — восьмиконечные кресты, древлеправославные".
Ну а на обычных православных храмах какие кресты!? Тоже в огромном большинстве восьмиконечные! Если очень редко где увидишь иные — это сразу бросается в глаза как что-то очень необычное. И на кладбищах — восьмиконечные кресты. Раз старообрядцы этого момента не видят, а наши, видимо, не придают значения, надо мне будет заняться этим вопросом предметно, с научно-исторической точки зрения.
Сергей, я думаю, вы правильно подметили что автору было обозначено как надо написать статью. Об этом говорит фраза: "но видный издалека,". На самом деле храм спрятан за горой и зарослями тополей, кто не знает где его искать — не найдёт. Зам главы города по культуре не смог увидеть, хотя специально ездил по улицам района.
Не смущайтесь по поводу формы креста на куполах храмов. В Московской Патриархии сейчас нет обязательного правила по этому вопросу, а до революции — восьмиконечный крест был пособничеством (оказательством) "расколу"(старообрядчеству), т.е. было запрещено ставить такой крест.
"до революции — восьмиконечный крест был пособничеством (оказательством) "расколу"(старообрядчеству), т.е. было запрещено ставить такой крест".
Вот в этом и надо разобраться. Тут не так все просто. Ээто не сегодняшние наблюдения, а впечатления детства первой половина 1980-х гг. — именно восьмиконечный крест был на храмах! А детские впечатления самые цепкие, ребенок на всю жизнь запомнит то, на что взрослый не обратит внимания. А тогда храмов было мало, те, что действовали — не были разрушены, не закрывались. И на них всегда был восьмиконечный крест, а внутри — восьмиконечное Распятие. Поэтому с детства этот крест воспринимался как родной, причем как наиболее распространенный, наиболее часто используемый. Вряд ли в советское время могло ТАК поменяться отношение к такой форме креста, не до этого было. Значит, это произошло гораздо раньше.
Но главное, повторю, КЛАДБИЩА. Не о нынешних временах речь — тогдашних! На могилах стояли, либо были выбиты в большинстве своем именно восьмиконечные кресты. И над моей прабабушкой был поставлен именно такой крест. Как тут не запомнишь? И это над людьми 1870-90-х гг. рождения, умерших в 1960-70-е гг. Когда ребенок с этим впервые соприкасается, он запоминает это на всю жизнь. Четкое впечатление детства — могильный крест — восьмиконечный.
И опять-таки, вряд ли это изменилось в советское время. По той же причине — не до этого, в условиях богоборчества и атеистической пропаганды любой крест будет хорош.
И если в храмах это могло изменяться волей священноначалия, то кладбища показывают, что восьмиконечный крест был к духовной культуре людей, родившихся в 19 веке.
В общем, очень интересный вопрос. Буду выяснять.
И еще доказательство однозначное. На Новом Завете издания 1905 года, напечатанного по благословению Правительствующего Синода — на обложке ВОСЬМИКОНЕЧНЫЙ крест. Итак, задолго до революции такая форма креста вернулась в Церковь, а может и вообще не уходила.
В Русской православной церкви уже давно установлено примирение и почитание, как старообрядческих, так и новообрядческих символов, двуперстия и трёхперстия, а крест у старообрядцев и новообрядцев один восьмиконечный.
"И мы вовсе не затворяемся при этом от мира — такие же мы люди, телевизор смотрим, интернетом пользуемся… монахи в миру — это отчасти про нас." Прям по Иоанну Лествичнику! :) Монахи- в миру, которые смотрят телевизор! :)
А что плохого? Наоборот хорошо, что говорят, что старообрядцы такие же люди с интернетом и планшетом, а не живут в 17-м веке при лучине за печкой.
Сергий 985, для никониан сойдет! Им все хорошо и ничего плохого для них не существует! А еще хорошо что ваш лжепатриарх Кирилл целует папу и что монахи живут в миру, а то иш ты, раньше патриархи проклинали латын и монахи жили в пустынях! А еще хорошо наверное что Алфеев говорит, мол "Бог мусульман- это и наш Бог" и плевать на постановления Константинопольского собора 11 века, проклинающего тех кто так утверждает! Все хорошо, чего плохого? :)
Речь была вообще о планшете, интернете и прочих достижениях технического прогресса. Как это связано с экуменизмом и прочими религиозными явлениями?
Было сказано, что старообрядцы пользуются достижениями технического прогресса и это хорошо. При чем тут патриархи, папы и монахи?
При том, что мой комментарий был о монашестве. Так что в таком случае нужно было комментировать статью, а не мой комментарий.
Константину, слова о.Игоря…монахи в миру — отчасти про нас, конечно не говорят о том,что между монашеством и старообрядцами надо ставить знать равенство.Монашество есть монашества , а старообрядчество есть старообрядчество.Но жизнь старообрядцев по духу ближе к монашеству,потому их и "приравнивают" к монахам.Так что тут большой ошибки нет.
По моему слова о.Игоря необдуманная игра. У местной (в Новокузнецке) молодежи нет привычки пялиться в телевизор. Если он имеется, то как наследство мирской жизни, и все понимают ненужность этого ящика. Когда еще посещал общину о.Геннадий (нынче вл.Григорий), я помню случай с телевизором. Батюшка привёз от одной старушки телевизор и велел продать на нужды общины, а вечером ворвались родственники этой бабушки с требованиями вернуть.
В этих событиях я вижу разные стремления батюшек. Поэтому у о.Игоря в наличии собственный наркобарон.
Александр, "слова о.Игоря…монахи в миру — отчасти про нас, конечно не говорят о том,что между монашеством и старообрядцами надо ставить знать равенство"———- Вы бы не мурзилки и бабьи басни читали, а ознакомились лучше с трудами к примеру Иоанна Лествичника и Исаака Сирина. Оттуда и познали бы что значит монашество. А то "между старообрядчеством и монашеством знак равенства" :)))
Хотелось бы только знать, Александр, чем "жизнь старообрядцев по духу ближе к монашеству"? Спрашиваю как старообрядец.
А почему монах не может смотреть телевизор и пользоваться интернетом? Может он смотрит только новостные и духовные передачи (по телеканалу Спас), а в интернете читает духовные сайты и помогает людям в духовных вопросах?
Монахи тоже разные, не обязательно уходить от мира через закапывание себя в землянке. Вот на сайте этом публикуется инокиня Ливия, старообрядческая. Пользуется интернетом как минимум. Нормально же.
Вопрос-то поведения, а не того чем человек пользуется. Монаху нельзя в шоу Голос на всю страну петь, тут согласен. А интернет сам по себе или даже телевизор это не противоречит монашеству.
Все зависит от того с какой стороны подойти к этому вопросу. Если со стороны Кураева, либерализма, экуменизма и современного взгляда на православие, то монаху можно и в брак вступать, и в интернете сидеть и по клубешникам шастать прикрываясь миссионерством. А если посмотреть на монашество так как учит святоотеческое предание то для монаха, как говорит к примеру Исаак Сирин- мирянина вредно видеть даже издали. Можно почитать одну только лествицу, чтоб понять что есть монашество и монашеское делание.
"инокиня Ливия, старообрядческая. Пользуется интернетом как минимум. Нормально же.
"— с чего бы это стало нормальным- от того что она им пользуется?
"не обязательно уходить от мира через закапывание себя в землянке."- при чем здесь землянка? Зачем все сводить к землянкам, средним векам и ревнителям, Сергий? "Монаху не обязательно уходить от мира"- сразу понятно, что человек читал о монашестве. Если для монаха все обозначается "правилом" то конечно можно жить в миру и молиться 300 земных и 1000 поясных- никаких преград нет. А если человек уходит в монашество ради борьбы со страстями то подвиньтесь, какой еще мир, интернет и телевизор? Это уже не монах в истинном смысле. Современные иноки печатают статьи и сидят в интернете- и чем они от меня отличаются? В чем их иночество- иные они ведь? : D Смех, и только..
Монах отрекшийся от мира смотрит новости про мир? : D
Старовера всегда отличало от мирских аскетизм и молитва. Этим и роднится с иночеством. Аскетизм не только в уставе пищи, но и в отсечении развлечений, и в обязательном труде в поте лица. Кержаки Таштагола отказываются от техники чтобы небыло излишка доходов.
Из истории старообрядчества мы знаем, что известные нам старообрядческие династии промышленников организовывали технически-передовые производства, оснащая их самым новым оборудованием, закупаемым за границей.
Почему аскеза, труд и молитва противопоставляются прогрессу? Не пьянствуй, не блуди, не шляйся по карнавалам, не увлекайся песнями и музыкой, не объедайся. Как это все противоречит использованию интернета, компьютера и смартфона?
Я думаю, что иноки все же отличаются от мирян по тому как используют интернет, что смотрят по телевизору, какие посещают сайты и сколько. Интернет и телевизор это как средства, все равно как глаза: можно высматривать и видеть всякую непотребщину, а можно видеть хорошее и полезное. Тут главное как пользоваться. Так и с телевизором, и с интернетом. Если монах смотрит Камеди-Клаб и ходит по сайтам с демотиваторами и порнушкой это конечно недопустимо. Но если монах смотрит телеканал Спас (например), или передачи исторические, документальные — и в интернете тем же занят, то чего плохого?
"Почему аскеза, труд и молитва противопоставляются прогрессу?"—— потому, что прогресс- это вопрос мира, а монах должен избегать мира и всего того что в мире, иначе это не монах.
"Я думаю, что иноки"—— надо не самому вольнодумствовать в таких вопросах, а руководствоваться мнением и учением святых отцов.
"Но если монах смотрит телеканал Спас (например), или передачи исторические, документальные — и в интернете тем же занят, то чего плохого? "—— до телеканала "Спас" и прочих "духовных" сайтов нужно еще добраться так чтоб "порнушка" сама в глаза не бросилась, а для этого как минимум нужно уметь ставить AdBlock и Adguard режущие навязчивую рекламу и баннеры. И эти приложения не всегда закрывают то, что бы хотелось закрыть. Так что не нужно себя обольщать что только от нас зависит то что мы смотрим. Еще раз говорю, по учению святых отцов монахам вредно даже издали видеть мирян. И опять же, если иноки сидят в интернете и телевизоре то чем они от мира отличаются? Чем- черной тряпкой оматывающей их голову?
Константин, ты идеализируешь. Аскеза возможна в контексте времени, а изоляцию от мира не стоит понимать буквально. Если раньше монахи возделывали земли мотыгами, то сейчас могут на тракторе и это нормально. Если раньше строили монастыри вручную — пилами и топорами — то сейчас можно с помощью крана и трактора. Если раньше монахи переписывали книги и писали жития и летописи, то сейчас так же могут работать с различной информацией, но используя компьютер и Интернет.
Я думаю, по совести всегда можно провести черту за которой уже то, что монаху нельзя, и вряд ли компьютер и интернет сами по себе попадут за эту черту, при должной рассудительности они будут так же дозволяемы как когда-то книги и чернила.
Сергий 985, спор не имеет смысла. Здесь как в любом вопросе- или ищешь ответа в священном писании и предании или ищешь оправдания своим страстям. По другому никак.
Писано у святых отцов, что монах обязан оставить мир и положить начало своему монашескому деланию- спасению своей души. О каком интернете может идти речь или тем более о телевизоре? Смешно. Раньше монахи в келиях и горшка не имели, и не выходили из них по пол года, келия имела размер 2х2 и в ней кроме рогожи ничего более не было. А сейчас? Знаю одну монашку, которая разбирается в компьютере лучше меня, сходит с ума по дому моды жены Рамзана Кадырова, играет на пианино и хохочет как неистовый конь за трапезой с мирянами. И чем она лучше блудниц? Кстати всем своим, перечисленным мною неистовствам она находит оправдания. И диавол соблазнял Христа в пустыне словами из Писания. Можно всему найти "оправдания и объяснения" не только из истории и разума но и из Писания. Написано множество книг святыми, истинными монахами- Лавсаик, патерики, митерикон, лествица,… Читай и познавай, делай выводы. Но нет- мы ищем оправдания своим страстям. Вобще про монахов можно смело так сказать- МОНАХА НЕ ВИДИТ МИР, ПОТОМУ ЧТО МОНАХ УМЕР ДЛЯ МИРА, А ЕСЛИ И ВИДИТ ЕГО- ТО ЭТО УЖЕ НЕ МОНАХ.
А как же преподобный Сергий Радонежский к которому приходили миряне, к которому пришел князь перед битвой, который сам ходил князей мирить. Это явно деятельность уже в мирском, политическом поле. Значит не жил он в лесу наглухо, а в курсе был разных дел, значит вести приносили ему чего и где делается — раньше гонцы или другие люди, сегодня преподобный Сергий использовал бы для этого электронную почту, интернет и даже возможно скайп.
То есть фактически полного отрыва от мирских дел не было даже у преподобных. Получается надо уметь выбирать золотую середину — чего можно, чего нельзя, что полезно, что вредно. А не закапывать себя в яму среди глухого леса.
Кстати, в конце-концов опытный духовный монах может соприкасаться с миром для того, чтобы передавать ему знания, проповедовать.
Кроме того, у нас все епископы монахи. А они точно с людьми взаимодействовать должны, не могут от мира отгородиться наглухо.
Так что не видно подтверждения тому, что монах должен быть насколько прям изолирован от мира. Да, выступать на шоу Голос нельзя, сидеть в жюри на КВН тоже нельзя. А какие-то разумные и полезные контакты с миром почему бы нет.
Житие Сергия Радонежского почитай! О том в какой глухой лес он бежал со своим братом от мира! :)
Читал. Сперва был лес глухой, а потом то, что я написал выше.
Очень жаль что разместили не подумавши. По всей стране разлетелась весть о служителе старообрядческой церкви организаторе оптовых поставок наркотиков в Новокузнецк. Накануне написания этой статьи один из участников репортажа был выпущен из камеры до конца следствия и суда. По тяжести содеянного наказание может потянуть и на пожизненное. Можно было бы просить о смягчении наказания если бы пришел с покаянием в церковь. А у нас получается, что человек прикрывался церковью для своих операций в крупных размерах. Я родился и вырос в Новокузнецке и не хочу чтобы таких "новоиспеченных" пришлых людей тиражировали на всю страну.
Интересная статья. Побольше бы таких.