В последние десятилетия советского времени в старообрядчестве сложилась традиция причащать детей старше 7 лет только после исповеди и говения. Причиной этого обычая стало массовое вступление советских детей во время обучения в школах в разные коммунистические организации, такие как Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина, делившаяся на «октябрят» и «пионеров». Поскольку эта организация имела антирелигиозный характер, вступление в нее означало отречение от веры. В наши дни уже никто не принуждает школьников вступать в безбожные, антирелигиозные организации, поэтому дети могут причащаться вне привязки с исповедью и до более старшего возраста. Как говорят старожилы, еще в 70-е и даже 90-е годы были священники, допускающие детей до причастия без исповеди и говения до 10-12 лет. Среди них — настоятель Покровского кафедрального собора РПСЦ протоиерей Леонид Гусев, настоятель Покровского храма г. Ржева о. Лазарь Турченков.
Есть на эту тему и соответствующие святоотеческие правила. Так, первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста 10 лет.
Двенадцатилетний возраст можно рассматривать как вполне адекватный, достаточный для вхождения юного человека во взрослую литургическую жизнь. Именно тогда человек начинает отдавать отчет своим действиям и имеет достаточную устойчивость воли для внутреннего контроля, способствующего подвижническому во всех смыслах образу жизни. Этот возраст рассматривается как ступень совершеннолетия во многих религиях мира. В исламском праве нижним пределом наступления совершеннолетия у девочек (балига) является возраст 9 лет, а у мальчиков (балиг) — 12 лет. Согласно законам иудаизма, когда еврейский ребенок достигает совершеннолетия (13 лет для мальчиков и 12 для девочек), он становится морально ответственным за свои поступки и получает вместе с тем право зачитывать Тору. У ортодоксальных иудеев этот день является большим праздником, название которого известно и в нашей стране — Бар-мицва. В таком же возрасте, 12 лет, проходит миропомазание (конфирмация) и в католической церкви.
В древней Руси возраст совершеннолетия также был меньше современного. И это было понятно, поскольку человек вступал в трудовые и прочие правоотношения существенно раньше, нежели в наши дни. В брак вступали с 14 до 20 лет. Нередко составлялись и более молодые супружеские пары. Когда князю Дмитрию Пожарскому исполнилось пятнадцать лет, родители женили его на двенадцатилетней девице Прасковье Варфоломеевне. Подобные случаи подтверждаются разными списками древнерусских кормчих, где допускалось совершение брака в подобном возрасте.
В конце концов, надо помнить и слова Христа, требовавшего не препятствовать детям: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» и «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное…» Христос говорит нам, что детям принадлежит Царствие Небесное, что и есть Причастие, а мы для них выстраиваем препятствие, вопреки словам Господа.
Однако, в последние десятилетия господствует унаследованная от советского времени практика. Детей заставляют исповедоваться, говеть перед причастием «по взрослому» уже с 7 лет. В этом нежном возрасте, когда ребенок может и должен получать от посещения храма самые светлые впечатления, пастыри нередко налагают на него «бремена неудобоносимые». Вместо радости евхаристического богослужения ребенок погружается в недели сухоядения, сидение в длинных, многочасовых очередях на исповедь, под осуждающими взглядами мрачных старух. Многие дети не выносят такие испытания, стараются теми или иными способами отвертеться от посещения церкви. Душевные травмы, понесенные ими в этот период, иногда остаются на всю оставшуюся жизнь. Не удивительно, поэтому, что через несколько лет, став уже подростками и молодыми людьми, они исчезают из храмов раз и навсегда.
Таким образом, практика обязательной исповеди и говения с 7 летнего возраста должна быть решительным образом пересмотрена в сторону возвращения древней традиции и прагматики христианского воспитания и воцерковления детей.
Автор: С. Иванов
Таинство Церкви (исповедь в данном случае) не может быть препятствием на пути ко Христу ни для детей, ни для взрослых. Как раз наоборот. Что-то тут автор недодумал. Если и «пропадают» дети из Церкви, то уж точно по другой причине. Особенно полезно в семьях эту причину поискать…
это не только в старообрядчестве… и в новообрядчестве с 7 лет
Что за странное противопоставление исповеди и радости встречи во Христе.
Исповедь не есть некое мрачное действие, отменяющее литургическую радость. В общем подход подобного рода скорее характерен для кочетковцев, и ориентированных на их окружение. Разумеется, исповедь детская требует особого подхода.
Встречал детей, которые сами шли на исповедь, причащаясь два дня подряд. Хотя обязятельность ежевоскресной исповеди для 7-летних детей также вызывает дискуссионный характер.
Сухоядение едва ли на практике применяют и взрослые? И почему дети стоят в очереди, их ведь надо пропускать вперед. И чего ради бабушки Божии одуванчики наименованы мрачными старухами?
Почему их взгляд на 7-летних детишек вдруг стал осуждающим?
Истина! Аминь!