Несмотря на позитивные достижения в жизни старообрядческих согласий, состоявшиеся после упразднения государственного атеизма, за прошедшие 30 лет накопилось и немало острых проблем. Особо тревожит тот факт, что многие проблемы не только не решаются десятилетиями, но и даже не замечаются.
3 марта 2016 года в Московском Доме национальностей состоялся первый и последний круглый стол на тему «Актуальные проблемы старообрядчества», на котором присутствовали представители основных старообрядческих согласий России. На нем прозвучали несколько докладов на важные темы: «Проблемы взаимоотношений старообрядчества с органами государственной власти», «О взаимодействии с государством в области сохранения культурного наследия», «Межстарообрядческие отношения», «К вопросу о проповеди Старой Веры в современном мире», «Взаимодействие современного старообрядчества со СМИ и издательствами: опыт и перспектива».
К сожалению, этот круглый стол не имел продолжения, его доклады не были нигде опубликованы, а проблемы, на нем озвученные, так не получили своего решения. Получилось так, что круглый стол, посвященный проблемам староверия, сам стал их заложником — последующим информационным молчанием вокруг этих проблем и отсутствием воли к поступательному их решению. Оставалась небольшая надежда, что к этим вопросам вернутся на международных старообрядческих форумах, но они, в основном, оказались посвящены разным историческим и юбилейным темам.
В кулуарах пятых Ковылинских чтений, которые состоялись в конце ноября 2024 года в г. Санкт-Петербурге, эта проблема была вновь поднята. Среди предложенных решений было озвучено создание постоянно созываемого круглого стола или секции по актуальным проблемам староверия. Первый планируется провести в нынешнем, 2025 году. В данный момент в оргкомитет поступили следующие темы, которые можно рассматривать как актуальные в современном староверии. Этот список неокончательный, он может изменяться и дополняться. Публикуем предлагаемые для обсуждения темы с небольшими комментариями:
1. Низкий уровень знаний традиции и истории староверия в среде самих старообрядцев, на фоне значительного количества соответствующей литературы, прессы и других источников информации, по сравнению с советскими временами.
2. Проблема передачи старообрядческой традиции молодежи и новым поколениям.
Комментарий: среди прочего, здесь — слабость или даже отсутствие системы начального церковно-духовного образования, малочисленность литературы для детей и «начинающих».
3. Уменьшение традиционного для староверия интереса к книге.
Комментарий: пропадает интерес к одному из главных элементов наследия староверия — старопечатной кириллической литературе. Многочисленные современные издания по истории и традиции старообрядчества выходят небольшими тиражами, так как в основном пользуются спросом скорее среди ученых и специалистов, а не среди обычных прихожан.
4. Сохранение старообрядческого наследия: каталогизация икон и других реликвий, исчезающих по разным причинам; профессиональная реставрация; работа с конфискатом, изъятым на таможнях и другими правоохранительными структурами.
Комментарий: вымывание старообрядческого культурного наследия связано с падением его духовной ценности, иконы и книги нередко рассматриваются как предмет коммерческого обогащения с соответствующими последствиями. Отсутствие каталогизации, фотофиксации и инвентаризации создают плодотворную среду для подобных злоупотреблений. Также до сих пор не создана общестарообрядческая структура для работы с правоохранительными органами, которая могла бы содействовать возвращению церковных святынь старообрядческим согласиям.
5. Отсутствие отраслевых и профессиональных связей в староверском сообществе (Союзов и содружеств предпринимателей, ремесленников, издателей, журналистов, фермеров и т.п.).
6. Проблема взаимодействия с меценатами. Отсутствие попечительских советов, способных определить реальные нужды в жизни старообрядческих согласий, цели и задачи благотворительной помощи.
Комментарий: стало обычной практикой, когда меценаты и благотворительные организации выделяют средства на разные показательные и юбилейно-праздничные проекты, в то время как реальные просветительские, реставрационные и другие нужды согласий остаются вне зоны их внимание. Считается, что это происходит из-за отсутствия попечительских советов и приватизации помощи мецената отдельными влиятельными церковными клириками и причетниками.
7. Отношение коренных и новопришедших, есть ли между ними противоречия и каковы они?
8. Современные социальные роли в семье (трудовая занятость, заработок, статус супругов, домашнее насилие).
9. Гражданский (государственный) брак и его признание в старообрядческих согласиях.
10. Разводы в старообрядчестве.
11. Роль женщины в старообрядчестве.
12. Проблема смешанных браков — опыт старообрядческих согласий.
Комментарий: в прошлом, 2024, году прошло два старообрядческих форума по теме семьи, в Томске и Казани, но ни одна из вышеназванных тем на них не обсуждалась.
13. Успехи, проблемы и ошибки взаимодействия с местными и региональным властями.
14. Низкий уровень активности мирян в староверии. Атомизация, разобщенность. Уход части грамотных прихожан во «внутреннюю эмиграцию» или светскую деятельность.
15. Проблема межстарообрядческого прозелитизма.
Комментарий: острая проблема прозелитизма, а именно миссионерского переманивания из одного старообрядческого согласия в другое, неоднократно поднималась в последние годы, но на обсуждение этой темы времени не нашлось. Особенно абсурдной эта практика выглядит на фоне того, что в России проживают миллионы потомков дореволюционных старообрядцев (а по сути, потомками староверов можно назвать все христианское население России), но достаточной миссионерской работы с ними не ведется.
16. Отсутствие должного взаимодействия старообрядческих общин, структур и организаций со СМИ.
Комментарий: большинство организаторов старообрядческих мероприятий не принимают никаких организационных усилий по приглашению СМИ и журналистов, при этом потом сетуя на «заговор молчания».
17. Низкое КПД грантов, получаемых старообрядцами, отсутствие интереса в обществе к этим проектам.
Комментарий: в прошлые годы многие утверждали, что прогресс РПЦ в популяризации своих начинаний связан с большой государственной помощью, и дай, нам, староверам сопоставимые суммы, «мы уж развернемся». На деле большинство старообрядческих проектов, ныне финансируемых государством, остается в безвестности.
18. Отсутствие в староверии идей, способных привлечь внимание российского населения и общества.
19. Богослужебные, идейные, духовные и прочие заимствования из инославия и иноверия.
Ещё добавить острую проблему отношения к фольклорным группам языческого направления. Большинство фольклористов придерживается развития языческих понятий, а представители старообрядчества стараются этого не замечать и заигрывают с языческими коллективами.