Сегодняшние проблемы нашей Церкви отчетливо проявились в ходе пандемии, по причине которой власти разных стран приняли решение ограничить общественные мероприятия, в том числе и богослужения. Но всеобщее единение верных может быть проявлено как в молитве, так и в возможной, но сегодня оставленной, практике святого причащения на дому. О возможности возвращения этой древней практики размышляет иерей Глеб Бобков (РПсЦ).
***
Нынешние проблемы нашей Церкви яснее и глубже проявились в ходе пандемии, по причине которой власти разных стран приняли решение ограничить общественные мероприятия. В том числе и церковные собрания. Результатом такого ограничения стали многочисленные нарушения, пусть и невольные, 80-го правила Шестого Вселенского Собора, которое гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своей церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц не придет в церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения».
Ясно то, что постановления властей, сложности в получении пропусков, опасность как самому заразиться, так и заразить других людей, являются достаточно уважительными препятствиями, которые и прописаны в правиле. Но наша всеобщая христианская любовь к Богу и Его Церкви требует всеобщего единения верных, которое может быть проявлено как в молитве, так и в возможной, но сегодня оставленной, практике святого причащения на дому. Об этом писал святитель Василий Великий в Письме № 89 (93) к Кесарии, жене патриция: «Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос ясно говорит: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный» (Ин. 6, 54). Ибо кто сомневается, что непрестанно быть причастником Жизни не иное что значит, как жить многообразно? Впрочем, приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого. А что нимало не опасно, если кто во время гонений, за отсутствием священника или служащего, бывает в необходимости принимать Причастие собственной своею рукою, излишним было бы это и доказывать, потому что долговременный обычай удостоверяет в этом самим делом. Ибо все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня Причастие в доме, сами себя приобщают. А в Александрии и Египте и каждый крещеный мирянин по большей части имеет Причастие у себя в доме и сам собою приобщается когда хочет. Ибо когда иерей единожды совершил и преподал Жертву, принявший ее как всецелую, причащаясь ежедневно, справедливо должен веровать, что принимает и причащается от самого преподавшего. Ибо и в церкви иерей преподает часть, и приемлющий с полным правом держит ее, и таким образом собственною своею рукою подносит к устам. Потому одну имеет силу, приемлет ли кто от иерея одну часть или вдруг многие части».
Посмотрите и внимательно прочитайте писание святителя Василия Великого, учителя Церкви. И давайте подумаем о возможности возобновления этой древней практики! Или для сих целей будет нам довольно и Великой воды?
Комментариев пока нет