С 3 по 4 ноября в Даугавпилсе состоялась религиозно-научная конференция «320-летие Выговского общежительства и современные проблемы Староверия». От имени Думы собравшихся приветствовал вице-мэр Д. Родионов. В числе участников конференции были представители староверия из Латвии, России, Беларуси, Литвы, Польши, Эстонии, Украины.
Участник мероприятия — мэр Резекне А. Барташевич в своем приветственном слове подчеркнул значение староверия для Латвии. «Мы с надеждой смотрим на староверов-предпринимателей, которые оказывают благотворное влияние на развитие экономики, в том числе и в городе Резекне», — указывал он.
О значении староверия в общекультурном контексте говорил консул-советник Генконсульства России в Даугавпилсе В. Щукин, а Генеральный консул Республики Беларусь В. Гейсик сделал акцент на том, что в Беларуси существуют 33 староверческих общины и 28 молитвенных домов, что староверы всегда стояли на страже нравственности, и сегодня, когда часть молодежи дезориентирована, это представляет особую важность — у староверов есть чему поучиться.
Председатель Совета Рижской Гребенщиковской староверческой общины А. Лотко с удовлетворением отмечал обозначившуюся активность староверов, напоминал об открытии часовни за Полярным кругом (2013), освящение часовни в Карелии (2014), на месте Выгорецкой обители.
Посланцем украинских староверов-поморцев стал духовный наставник Никола Бабичев, от которого газета «СейЧас» узнала, что на Украине проживает довольно большое количество староверов: только в Житомирской области, к примеру, 6 староверских храмов.
Великий кровавый раскол…
На конференции было рассказано о том, как возникли и развивались «общежительства» несогласных с реформой патриарха Никона на русском Севере, в частности, на реке Выг.
Доклад председателя ЦС Древлеправославной Поморской церкви Латвии о. Алексия Жилко посвящался истории Выговского монастыря и его духовному влиянию на современное староверие. Причины, по которым приверженцы старой веры вынуждены были переселиться в Выговскую пустынь, состояли в том, что приходские священники, купцы, ремесленники, простой люд не могли смириться с реформами патриарха Никона, посягнувшими на святую старину — с церковными «новинами» по греческому образцу, когда отменялись земные поклоны, уничтожались иконы византийского письма и т. д. Другими словами, по мнению о. Алексия, предавалась анафеме вся полнота Русской церкви. Великий кровавый раскол…
Ревностное служение старым истинам в то злополучное время проявили иноки Соловецкого монастыря, осада которого длилась восемь лет. Силы оборонявшихся были на исходе, и, в конце концов, обитель пала под натиском царских войск. Но 40 иноков успели покинуть монастырские стены, что не явилось предательством, на этих людей возлагалась особая миссия — сохранить и распространить староверие. Соловецкие иноки и сыграли решающую роль в образовании Выговского монастыря в Олонецком уезде.
Ввиду того, что конференция была заявлена как религиозно-научная, в ней приняли участие видные ученые и исследователи староверия. В докладе главного научного сотрудника Государственного исторического музея Москвы, доктора филологических наук Е.М. Юхименко главное внимание уделялось экономическому аспекту истории Выговского общежительства, оказавшему влияние и на становление других староверческих общежительств — в Петербурге, Москве, Риге… Так, основатель староверского храма в Риге (1760) Федор Саманский (1719–1794) специально ездил в Выг для получения устава, сложившегося в основном в 10-30-е годы XVIII в., когда братьями Денисовыми были написаны правила для мужского и женского общежительств, для скитов и трудников. Основная статья доходов у выговцев связывалась с торговлей хлебом, который они закупали в Поволжье и затем переправляли для продажи в Петербург. Есть документы, подтверждающие участие выговских староверов в открытии месторождений меди и серебра. Выговцы трудились на металлургических заводах, были опытными рудознатцами и умелыми литейщиками. Труд признавался богоугодным, христианским подвигом, трудясь, не следовало унывать. От церкви трудникам шла молитвенная помощь. Все это вкупе с дисциплиной создавало идейный фундамент.
«Край непуганых птиц»
Несмотря на то, что о Выге известно многое, его экономическая история продолжает нуждаться в полноценном исследовании. Можно лишь сожалеть, что общежительство со временем стало терять собственную экономическую самостоятельность и все больше зависеть от пожертвований.
Разрушительную роль в этом плане сыграли и правительственные запреты XIX века, связанные с Расколом. К примеру, ликвидировались пашенные дворы. Доклад профессора кафедры истории России Российского университета дружбы народов В. Керова информировал о том, что в Выговском общежительстве запрещалось иметь личный доход, личные средства. Деньги, вырученные от продажи рыбы, меха или кожи направлялись на закупку хлеба, который затем перепродавался. Существовала строгая отчетность, нормативы для всякого труда. Но со временем учет прибыли стал затрудняться — принципы личной ответственности плохо работают при абсолютной общности доходов. Возникали проблемы с кредитованием, учетом и контролем. На смену артелям должны были приходить новые формы, которые уже зарождались в центре России.
В. Багиров, руководитель юридической магистратуры Балтийской международной академии, ассоц. профессор, остановился на правовом аспекте Выговского общежительства. В Полном собрании законов Российской империи (1649–1916) ему удалось обнаружить более 370 актов, так или иначе связанных со староверием, в то же время Багиров признает, что это далеко не все документы, регулировавшие отношение государства с приверженцами старой веры. В числе таких актов — взимание со староверов подушного оклада в двойном размере, запрет принимать новоприбывших в свои скиты, ограничение возможности передвижения по стране (1745) и т. д.
«Краем непуганых птиц» называл Выгорецию М.М. Пришвин. Но «птиц» этих вновь ждала жестокая расправа — при Николае I принимается 60 законодательных актов, направленных против староверов, что фактически обернулось разгромом Выга. В этот период были попытки покончить и с рижскими староверами, но те сумели выжить и дождаться, когда «маятник» качнется в другую сторону.
Наставник Малюткинско-Юдовской староверческой общины о. Иоанн Жилко пояснял, что устав, разработанный выговцами, до сих пор используется в богослужении, а «Поморские ответы» неизменно служат тем фундаментом, на котором стоит Древлеправославная Поморская церковь. В 1722 г. с целью проведения диспутов о вере на Выг был отправлен иеромонах РПЦ Неофит. На его вопросы отвечали братья Андрей и Семен Денисовы, основатели Поморской Выгорецкой пустыни. В ходе доклада упоминалось и о том, что Выгореция славилась своей иконописью Поморского письма. Одна такая икона, «Богоявление», неисповедимыми путями попала в Юдовский храм.
Трогательным стало выступление посланника Совета Древлеправославной Поморской церкви России — Михаила Юшко. Михаил — представитель Невской старообрядческой общины Санкт-Петербурга, несколько раз побывал на месте, где столетия назад процветала Выгорецкая обитель, и не только побывал, но и участвовал в первых шагах по возрождению Выга — в строительстве бревенчатой часовни. Сегодня усилиями Невской общины в этой местности удалось приобрести два участка земли, на одном из них уже построен дом — приют староверов, под кровлей которого могут разместиться паломники, а также возведен поклонный крест — такой стоял когда-то за монастырской оградой. Все проектные работы выполнены бюро из Петрозаводска. «Большая проблема здешних мест — дорога, которой уже 25 лет никто не занимается, добраться со стройматериалами к историческому месту затруднительно. Дорогу иногда чистит «Кировец» — тащит за собой большие шины. Начатое возрождение нуждается в помощниках и средствах.
Все, что на сегодняшний день создано в Выге, создано руками местных жителей, но они не староверы… Хочется продолжения, но одновременно и понимания: для кого всё это будет делаться такими трудами? Может быть, вы поможете?» — обращался Михаил Евгеньевич к присутствующим, а через них и ко всем староверам, где бы они ни жили. В глазах человека в этот момент стояли с трудом сдерживаемые слезы.
О похищении икон
Несколько в стороне стоял доклад исследователя Латвийской академии культуры, а в прошлом сотрудника МВД — Андриса Кайриша, посвященный проблеме хищения икон. Указывалось, что иконы похищают чаще всего — «это самый запрашиваемый товар».
До 2014 года Даугавпилсский край и Резекне держали в этом смысле незавидное первенство по Латвии. В то же время о краже икон сообщают быстрее, чем о краже других предметов культуры. Острой проблемой остается возврат украденного — возвращается всего 2%, невзирая на то, что с 2011 года на помощь пришли технические решения, электронные услуги. Анализ 2013 года показал: проблема не решена, не хватает информации о разыскиваемых иконах, у представителей, вовлеченных в поиск служб, недостает знаний по идентификации предметов культуры. Теперь надежда на проект «Усовершенствование решений для уменьшения незаконного оборота объектов культуры в Латвии» (2013–2015). Церковнослужителей призывают фотографировать иконы и иную атрибутику храмов; регулярно проверять наличие предметов культа; информация об иконах должна вводиться в электронную базу данных, что дает шанс получить их обратно в случае, если украденные иконы где-то «засветятся». Существует база данных Интерпола, Федерального бюро расследований. Говорилось и о важности сотрудничества служб для предотвращения и борьбы с незаконным оборотом ценностей культуры.
После доклада, подкрепленного графиками, выведенными на экран, присутствующие вспомнили о списках начала 1980-х, когда на старинные иконы, следуя Инструкции о порядке учета движимых памятников истории, наносились сигнатуры, сводные перечни хранились в Инспекции по охране памятников культуры, в МВД, у церковнослужителей. Сегодня разыскать их не представляется возможным. «Большая часть этой информации утеряна или находится там, куда не добраться», — признавал Кайриш.
4 ноября в зале Думы демонстрировался щемящий душу фильм Дмитрия Щеголева (PARUS studio) «Начало», снятый в ходе паломнической поездки (2014) на Русский Север — когда-то в Выгореции ключом била жизнь…
Комментариев пока нет