Уральский край всегда был не только одним из уникальных и неповторимых по красоте мест на планете, но и важнейшим центром старообрядчества. В первой половине XVIII века старообрядцы Поморского согласия занимали господствующее положение в староверии на Урале. А потом случились события, в результате которых ситуация изменилась. Вот и сейчас Поморская община г. Екатеринбурга переживает непростые времена. Но терпению и настойчивости поморских уральцев может позавидовать любой.
***
К истории поморского староверия на Урале
В 1710-е годы церковные власти под руководством епископа Нижегородского Питирима активизировали поиски старообрядческих скитов в Поволжье (Керженец, Ветлуга). Беспощадные удары были нанесены по хранителям древлего благочестия. Что оставалось делать? Бежать. И десятки тысяч старообрядцев побежали. Переселяясь на Урал, везли с собой самое ценное: жен, детей, книги и иконы. Всё остальное бросали. На Урале переселенцы с Верхнего Поволжья и с Поморского Севера во многих местах стали первопроходцами и основателями новых поселений.
Около 1710 года с Выговской обители, старообрядческого центра поморского согласия, в эти края «послан бысть за послушание в сибирские страны от отец Даниила и Андреа» (Денисовых — прим. автора) один из руководителей Выговского общежительства Гавриил Семенов. Г. Семенов «бе зело любим великопремудрым отцем Андреем киновиархом. Взаимно же и от сего Гавриила зело почитаем и возлюблен бяше овый». Он основал в небольшом городке Невьянске поморское общежительство на 200 человек. С той поры жизнь Семенова была связана с Уральским краем.
В 1723 году деятельный хозяйственник и опытный рудознатец Гавриил Семенов и его брат Никифор организовали для династии промышленников Демидовых разведку медных руд на Алтае, открыв Колывано-Воскресенское медное месторождение. На Урале Гавриил Семенов дослужился до должности приказчика господ Демидовых, был их доверенным лицом. В 1729 году приказчиком заводов Демидовых был назначен его брат, Никифор Семенов, стараниями которого было найдено месторождение серебра и золота. Приказчиком Никифор служил недолго: вскоре он вернулся на Выг, где впоследствии стал выговским настоятелем.
Гавриил Семенов до конца своих дней оставался на Урале, активно участвовал в хозяйственной жизни демидовских предприятий и руководил мощной поморской общиной. Уральская резиденция Выга находилась на окраине Невьянского завода. Это был настоящий старообрядческий монастырь, при котором действовало тайное училище. Обучались в нем и проживали в монастыре дети и взрослые не только из Невьянска и округи, но и из различных удаленных мест, преимущественно из тобольских и ишимских деревень. Развивалось иконописание.
Г. Семенов был настоящим проповедником поморского староверия. Пользуясь покровительством Акинфия Демидова, он открыто проповедовал старообрядческое учение. Сохранились материалы его полемики даже с католиком Беером. Акинфий Демидов укрывал Гавриила Семенова от розыска Канцелярии тайных и розыскных дел. Сестра Демидова перед своей кончиной уехала в Выго-Лексинский монастырь.
Демидовы, Никита и его сын Акинфий, сделавшие для развития горного дела на Урале невероятно много, активно спонсировали Выговское общежитие. О благоволении Акинфия Демидова к Выговской пустыни свидетельствует его щедрая помощь на восстановление обители после сильнейших пожаров 1727 года и пожертвование в 1733 году Выговскому общежительству шести колоколов. В 1742 году Акинфий Демидов оказывал помощь выговцам в их хлопотах по прекращению правительственного следствия. Во время следствия (1738–1744 гг.), проводившегося на Выге комиссией Квашнина-Самарина, на демидовских заводах укрывался и видный выговский деятель Трифон Петров. В поморской обители служили молебны о здравии благодетеля и выполняли различные его поручения.
Помимо Невьянска, на Урале возникло ещё несколько поморских центров. В первой половине XVIII века старообрядцы поморского согласия занимали господствующее положение в староверии на Урале.
Превозмогли и выжили
А потом случились события, в результате которых ситуация изменилась. В 1745 году умер Акинфий Демидов. За те 22 года, которые он стоял у правления демидовской империи, на 16-ти заводах не было построено ни одной новообрядческой церкви, зато на каждом была старообрядческая молельня на 1-2 тысячи человек. Перед властями он оправдывался тем, что, то у него нет средств, то у него нет людей, то нет времени. На демидовских заводах более 50% ключевых должностей занимали старообрядцы. На вопрос, почему именно старообрядцы, Демидов ссылался на то, что они грамотные.
Смерть Акинфия Демидова лишила невьянских поморцев сильного покровителя и открыла дорогу преследователям староверия. В сентябре 1750 году Тобольская консистория разгромила Поморский центр на Таватуе и монастырь. 6 марта 1750 года умер Гавриил Семенов, он был похоронен на берегу озера Таватуй, там же, где находятся могилы авторитетного деятеля Поморского согласия Урала и Сибири старца Игнатия Семеновича Воронкова и старицы Анны Никитишны.
Разгром поморского центра в Невьянске нанес большой урон уральским поморцам. Поморское согласие уже не смогло вернуть себе влияние, которое имело на уральских заводах в первой половине XVIII века. С этого времени на заводах начинает преобладать беглопоповщина. В конце XVIII — начале XIX вв. многие из беглопоповцев перешли к безпоповской практике и оформились в часовенное согласие.
Однако, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства и утрату влияния на заводах, староверы-поморцы выжили и сумели сохранить сложившиеся в конце XVII — первой половине XVIII вв. связи. Основой этой организации и этих связей была старообрядческая пустынь (скит). Удаленные от человеческого жилья, расположенные в глухом лесу или на болотах, скиты, по сути, являлись религиозными центрами округи, ядром старообрядческих приходов.
В начале XVIII века, во многом благодаря деятельности братьев Семеновых, Выговское общежительство создало на основе старообрядческих скитов стройную старообрядческую организацию. Старообрядческие пустыни с их округой стали, по выражению историка, доцента кафедры истории России ИГНИ УрФУ П. И. Мангилева, «звеньями одной прочной цепи, которая протянулась от Поморья до Алтая». Начиналась эта цепь на Выге, шла через Верхокамье, где были сильные безпоповские общины, на Таватуй — Невьянск и далее к Кошутской пустыни Тюменского уезда, здесь одно направление шло к Тобольску, где существовала созданная Г. Семеновым Выговская резиденция, а другое — уходило через Тюмень в ишимские, томские, кузнецкие старообрядческие пустыни, а оттуда на Алтай, в верховья рек Убы и Бухтармы. Связи между общинами были прочными и имели значение для поморского согласия не только в XVIII, но и в XIX вв.
Поморцы Екатеринбурга
В 88 км на юг от легендарного г. Невьянска находится не менее легендарный г. Екатеринбург. В столице Урала поморцы молились от самого основания города в домашних моленных, как купеческих, так и крестьянских. К концу XIX века собирались в молитвенном доме на Сенной площади (ул. 8 Марта, 44). Однако он был закрыт в 1939 году, здание не сохранилось. Несмотря на репрессии и гонения, староверы-поморцы Урала адаптировалась к условиям советской жизни, обратившись к богатому опыту сосуществования с преследующими их властями. Староверы тайно собирались на моления в частных домах (по ул. Большакова, затем по ул. Щорса и на Широкой речке в доме Вулканиных), исполняли таинства крещения и исповеди, следовали уставным нормам в повседневной жизни.
В памяти старообрядцев поморцев Екатеринбурга и области живы имена духовных отцов и руководителей общины: Мокеев Федор Евстифеевич, Пивоварова Марфа Ивановна, Лутошничкина Анна Емельяновна, Перевозчикова Парасковия Семеновна, Буйнова Александра Гавриловна.
В 1985 году на средства староверов-поморцев был куплен маленький частный дом на Широкой речке в новом поселке по ул. Ягодная, 32. Самими молящимися и членами их семей дом был капитально отремонтирован. Работу по ремонту и восстановлению молитвенного дома возглавила Крылова Васса Семеновна, сама принимая в ней непосредственное участие. Активное участие в работе принимали Зворыгин Родион Степанович, Коровина Алевтина Макаровна, Мокеев Лев Федорович, Котельникова Мария Наумовна.
В феврале 1992 года в органах юстиции была зарегистрирована старообрядческая Поморская община г. Екатеринбурга, был также утвержден Устав общины. С этого времени начались хлопоты о приобретении своего церковного здания. В екатеринбургской поморской общине пояснили:
Нам было трудно доказать свое право на получение здания, так как наш молитвенный дом не сохранился. Начали искать подходящее здание. Обошли все бывшие культовые здания. Обращались в самые разные инстанции: к депутатам, в управление памятников культуры, в городской Совет. А с выходом Указа Президента и Постановления Правительства — в городскую Администрацию и Управление Госкомимущества.
Управление Госкомимущества и Администрация города Екатеринбурга решили передать нам часть здания бывшей старообрядческой церкви Святой Троицы. Но поскольку это здание относится к Федеральной собственности, для окончательного решения документы были переданы в областную администрацию, которая вынесла решение передать это здание Патриаршей церкви, а нам выделили в постоянное бессрочное пользование отдельный придел церкви Вознесения Господня (речь идет о Екатеринбургском храме Вознесения Господня РПЦ, известный также как «храм на Вознесенской горке» — прим. автора).
В октябре 1994 года председателем Совета общины был избран Мякинин Семен Ананьевич. Он оформил документы на выделенное помещение, приобретал, закупал, доставлял материалы для ремонта и сам принимал в нем непосредственное участие, большую помощь в ремонтных работах оказала Московская поморская община. Все члены общины усердно работали в подготовке помещения к богослужениям. И уже с апреля 1996 года староверы-поморцы г. Екатеринбурга стали проводить богослужения и обряды в помещении, которое потом несколько раз менялось. Моленная на третьем этаже той самой Вознесенской церкви — это уже третье место, где были вынуждены молиться поморцы. Службы здесь совершаются и поныне, в основном по ночам, но верующих это не останавливает — по субботам и на праздники с вечера они собираются здесь и молятся круг службы согласно Уставу.
И даже несмотря на то, что староверам было предоставлено помещение, во-первых, в новообрядческой церкви, а во-вторых, с доступом туда через основной вход Вознесенского храма (первоначально был отдельный вход с улицы), события по трагическому сценарию развиваться вовсе не стали. Староверы не переходили к никонианам.
Нужно отметить, что последний наставник екатеринбургской общины Серебряков Иван Кононович был противником молиться в никонианском храме и стал собирать моления у себя дома в Первоуральске. Можно сказать, что стало две общины — в Екатеринбурге и Первоуральске, однако, важный момент: христиане себя не считали отдельной общиной. Когда наставник стал совсем немощным, то молиться у него дома почти перестали. Сейчас он не служит, ему уже 91 год.
Наконец, по прошествии времени, поморской общине было передано деревянное руинированное здание Никольской старообрядческой часовни 1840-х годов (памятник архитектуры регионального значения, которое, кстати, до сих пор числится в собственности Екатеринбургской поморской общины) по адресу: г. Екатеринбург, ул. Тверитина, д. 54, литер А. Земельный участок под часовней (кадастровый номер 66:41:601038:9, площадь 1422 кв.м.) был нужен для застройки ЗАО Предприятием «Чусовское озеро» жилого комплекса в квартале района улиц Белинского — Декабристов — Розы Люксембург — Тверитина. Поэтому по согласованию с общиной часовня была разобрана в июне 2008 года.
За уступку прав на Троицкую церковь, РПЦ, в лице епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона (Миронова), служившего в 90-е гг. на Урале, дало обещание построить для них новый храм. В середине 1990-х вместо епископа Никона на кафедру был поставлен архиепископ Викентий (Морарь), который решил выполнить обещание своего предшественника, получив взамен придел в Вознесенском храме. За два года до сноса, примерно в 150 м от старой часовни, ЗАО «Чусовское озеро» для нужд общины начало строительство нового храма без выдела земельного участка и без оформления разрешения на строительство.
В предварительном договоре (проекте) на строительство поморского храма существенными условиями Договора были прописаны обязанности Подрядчика:
<…>
2.1. Подрядчик обязуется выполнить функции технического заказчика и генерального подрядчика на строительство здания Никольской старообрядческой церкви (часовни) с черновой отделкой, в том числе с устройством электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и канализирования (водоотведения), без росписи, внутреннего убранства и икон, в соответствии с согласованным с Заказчиком проектом (далее по тексту – «Объект-1»).
2.2. Объект-1 будет построен на земельном участке площадью 765 кв.м, кадастровый номер: 66:41:0000000:1044, категория земель: земли населенных пунктов, расположенном по адресу: город Екатеринбург, улица Белинского – Тверитина – пойма реки Исеть, принадлежащем Заказчику на праве безвозмездного срочного пользования на основании Договора № АО-457 от 26.11.2015 года.
<…>
3.1. Подрядчик обязуется на свои средства и своими силами осуществить строительство здания Никольской старообрядческой церкви (часовни) и оформить право частной собственности Заказчика на вышеуказанную часовню.
3.2. Подрядчик обязуется выполнить следующие работы:
3.2.1. выполнение всего комплекса проектных, строительных и пусконаладочных работ в соответствии с обязательными требованиями строительных норм и правил (СНиП);
3.2.2. получение и оформление исходных данных для проектирования объектов строительства;
3.2.3. разработка проектно-сметной документации и ее согласование в установленном порядке;
3.2.4. подача в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области заявления с приложением полного пакета документов и материалов, содержащихся в проектной документации, в соответствии с ч. 7 ст. 51 ГрК РФ о выдаче разрешения на строительство здания Никольской старообрядческой церкви (часовни);
<…>
3.4. Совместно с Заказчиком осуществить постановку на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право частной собственности Местной религиозной организации Екатеринбургской старообрядческой Поморской общины Древлеправославной поморской церкви на законченное строительством здание Никольской старообрядческой церкви (часовни) на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:1044.
20 июня 2006 года состоялось торжественное освящение закладного камня в фундамент будущего храма во имя святителя Николы Чудотворца для екатеринбургской общины старообрядцев поморского согласия. На освящении присутствовали прихожане-поморцы во главе с бывшим председателем общины Владимиром Анненковым, а также представители Российского Совета ДПЦ.
По изначальной договоренности, строительство поморского храма через подрядную организацию ЗАО «Предприятие «Чусовское озеро» должно было осуществляться на средства РПЦ. Однако юридически епархия оформила все так, что ЗАО за свои средства возводит храм и становится его собственником, хотя земля под ним и принадлежит староверам.
В 2010 году каркас здания был полностью возведен, оставалось провести лишь внутреннюю отделку, однако запуск здания в эксплуатацию всё время затягивался. И только через два года поморцам стало известно, что еще перед стартом строительства епархия РПЦ передала право собственности на будущее здание застройщику. Эти документы ЗАО обязано было передать общине староверов, которые должны были принять документы и ожидать окончания стройки. Однако этого не было сделано. Бывший председатель общины В.С. Анненков не смог решить возникшие сложности.
В Арбитражный суд Свердловской области был подан иск, и первого июля 2013 года староверы получили определение о принятии искового заявления к производству и о назначении предварительного судебного заседания. Третьими лицами к делу были привлечены Правительство Свердловской области в лице Министерства по управлению государственным имуществом и Администрация Екатеринбурга, а позже и Екатеринбургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Начались тяжбы. Представитель застройщика ограничивался юридическими формулировками, из которых можно было понять, что отдавать здание организация не собирается. Из материалов дела следовало, что «оснований для признания за истцом права собственности на указанный им объект не имеется, поскольку недостаточно являться правообладателем земельного участка, на котором построена церковь. При этом необходимо, чтобы строительство этого объекта производилось за счет средств истца. Истец не только не представил документы, подтверждающие свои затраты на возведение объекта, но и полностью признает факт строительства объекта за счет средств и сил ответчика».
Признать самовольной постройкой незавершенный строительством объект — Никольскую старообрядческую церковь по адресу: Екатеринбург, улица Тверитина, 54, как возведенный ЗАО «Предприятие «Чусовское озеро» на земельном участке площадью 7,65 кв.м. с кадастровым номером № 66:41:0000000:1041, находящимся в безвозмездном срочном пользовании Екатеринбургской старообрядческой общины, без получения на это необходимых разрешений, судом было отклонено, так как изначально оно не содержалось в исковом заявлении.
От третьего лица — Екатеринбургской Епархии РПЦ — поступил отзыв на иск. На спорный объект епархия больше не претендовала и посчитала целесообразным заключение сторонами мирового соглашения. В результате Арбитражный суд Свердловской области постановил: в удовлетворении иска поморской общине отказать, здание церкви, которое пять лет строили специально для них (по соглашению, достигнутому между екатеринбургской епархией РПЦ и староверами-поморцами), принадлежит застройщику ЗАО «Предприятие «Чусовское озеро».
Обращения к чиновникам разных уровней и в судебные инстанции результата не принесли. Российский Совет ДПЦ направил в Екатеринбург своего представителя Алексея Александровича Безгодова, который несколько раз в год совершает рабочие поездки в екатеринбургскую поморскую общину, проводит необходимые встречи, в том числе с представителями администрации области. В том же 2014 году после беседы с Советом общины была произведена смена руководства общины и намечены первоочередные действия, в том числе по подготовке документов для обращения к властям. Новое руководство общины активно приступило к работе.
В результате между заинтересованными сторонами был найден необходимый компромисс: достигнуто соглашение между строительной компанией «Чусовское озеро», старообрядческой общиной ДПЦ и старообрядческой общиной РПсЦ при посредничестве администрации области, подписанное 17 ноября 2014 года. Целью соглашения для поморской общины была передача храма от застройщика с последующим оформлением необходимых документов.
Необходимо отметить, что в рамках этого соглашения власти Екатеринбурга обязывались передать корпуса бывшего противотуберкулезного диспансера, за который старообрядческая община РПсЦ боролась много лет, при условии, что одно здание будет передано Поморской общине. Другими словами, старообрядцы РПсЦ получили эти корпуса в том числе благодаря достигнутому с поморцами соглашению.
26 марта 2015 года в рамках исполнения подписанного Соглашения состоялась торжественная передача ключей от храма, на которой, кроме представителей общины и строительной компании, также присутствовал заместитель губернатора Я. П. Силин. На храме по инициативе строителей был установлен новообрядческий крест, который в дальнейшем община планировала заменить на традиционный осьмиконечный. Однако новый храм, построенный для екатеринбургской Поморской общины, так и не передан официально поморской общине.
Будем бороться до конца
Несмотря на пессимистические прогнозы и тяжелые вздохи сочувствующих, можно с уверенностью сказать, что Уральская поморская община почти за 30 лет своего официального существования не развалилась и не разваливается. Да, многие ушли, но только не к никонианам, хотя, вероятно, на это очень многие рассчитывали. Большинство поморцев Урала сейчас отсиживается по домам, но при этом они общаются между собой и поддерживают связь с общиной. Очень много времени и сил отдает общине нынешний ее председатель — Колтышева Елена Степановна. Она занимается переговорами, оформлением бумаг и перепиской с властями.
В 1997 году состоялось освящение поморской моленной в Верхней Туре. Кирпичное здание с полуподвалом было построено в 1900 году двумя братьями-поморцами — купцами Иваном и Ильей Ефимовичами Селивановыми. Верхний этаж предназначался для соборной молитвы, в полуподвале за счет Селивановых была устроена и содержалась богадельня для одиноких и больных старушек. Богадельню разогнали еще в 1919 году. В 1939 году закрыли и моленную. В 1991 году после долгих хождений по «коридорам власти» разных уровней Зое Денисовне Патрушевой удалось добиться возвращения здания бывшей моленной общине поморцев Верхней Туры. В общине более ста прихожан. Это не только поморцы Верхней Туры, но и Нижнего Тагила, Кушвы, Нижней Туры, Красноуральска. Кроме того, существует поморская община и моленная в Североуральске. Всего в Уральском регионе сейчас порядка 30 поморских общин.
Старожилы говорят, что если бы в 90-х годах вопрос с храмом для поморской общины в г. Екатеринбурге был решен, то она стала бы сильным духовным центром ДПЦ на Урале, что способствовало бы усилению и развитию всех уральских поморских общин.
Заместитель председателя РС ДПЦ Алексей Александрович Безгодов прокомментировал ситуацию с Екатеринбургским поморским храмом:
Я бываю в Екатеринбурге 2-3 раза в год, последний раз был в августе 2018 года. С людьми разговариваем. Отобрать у нас храм не получится, хотя бы потому, что его у нас еще пока нет. Сейчас мы ведем борьбу, чтоб его получить. Предложения, согласованные с властями, застройщик отказывается подписывать, что в итоге привело к сложившейся тупиковой ситуации. К слову сказать, то, чего требуют застройщик и екатеринбургская община РПсЦ — передачу застройщику корпуса бывшего туберкулезного диспансера, община ДПЦ по закону выполнить не может. Какие есть формы передачи здания? Дарение — невозможно, между юридическими лицами это может быть рассмотрено как коррупционная схема, да и община за такое решение не проголосует. Обмен на часовню — невозможен, так как часовни юридически не существует и застройщик не хочет ее оформлять. Продажа — также невозможна, так как по договору приобретения здание передано для религиозного назначения и не может быть продано, да и застройщик выступает против этого. Значит, законный и логичный путь только один: застройщику достроить и оформить часовню и совершить взаимообмен по документам на основе договора.
Поморская община до сих пор не зашла в храм, поскольку строительство Никольской часовни не завершено, разрешение на строительство так и не получено, соответственно, здание не сдано в эксплуатацию. ЗАО «Чусовское озеро» до сих пор уклоняется от подписания и Дорожной карты, и Договора подряда. В здании часовни нет внутренней отделки, дверей, сантехники, вентиляции, крыльцо и ступени временные, опасные для эксплуатации, всюду неизолированные провода под напряжением, отсутствует пожарная сигнализация и система пожаротушения. Находиться верующим там небезопасно, да и незаконно, поскольку пока это строительный объект.
Разрешить сложившуюся ситуацию и полностью исполнить Соглашение от 17.11.2014 года возможно только при содействии организации, осуществлявшей строительство часовни во имя Святителя Николы Чудотворца — ЗАО «Чусовское озеро», иными словами, при условии доброй воли со стороны предприятия.
Автор: Анисия Арсеньева
"На храме по инициативе строителей был установлен новообрядческий крест"
"присутствовал заместитель губернатора Я. П. Силин"
История мутная, запутанная, подача односторонняя. Новости — это хорошо. Нужна информация из первых рук, от людей, всех сторон.
Добавьте больше информации от всех лиц из круга интересов.
крест установили сами строители-это логично,кто строит и делает проект здания-тот и устанавливает все прочие элементы.
Самое опасное не то,что нету церковного помещения,а то,что духовными делами в общине заправляют обмирщенные люди..для них норма молиться с еретиками,полное отсутствие духовной разборчивости,непонимание вообще самой сути,что есть Церковь Христова.За двадцать с лишком лет,невозможно было найти участок под здание и не зависеть от *Чусовского озера*?Не говорите(и не пишите глупостей),просто в общине все движется своим чередом,линия на сближение с еретиками начатая председателем Мякининым-преемственно продолжается и нынешней пред.Колтышевой.Община,точнее еее обмирщенное руководство панически боится вообще всякой огласки о своем существовании,что интересено.как в отрицательном,так и в положительном ключе!!И эта заказная статейка-нечто из ряда вон выходящее,видимо у дельцов из общины сдают нервы и нету сил продолжать вранье о извечном *противостоянии* с Верпатовым и они пошли на это шаг,конечно с совета Безгодова дабы показать как они бедные напрягаются от усилий,но все против них.Все последующие статьи об общине,нужно печатать под заголовком-Безконечная История..потому как,все эти чудеса в решето будут продолжаться крайне долго,а точнее-БЕЗКОНЕЧНО…
В 1985 году на средства староверов-поморцев был куплен маленький частный дом на Широкой речке в новом поселке по ул. Ягодная, 32. Самими молящимися и членами их семей дом был капитально отремонтирован. Работу по ремонту и восстановлению молитвенного дома возглавила Крылова Васса Семеновна, сама принимая в ней непосредственное участие…и эта -же Васса приватизировала этот дом на свое имя,то есть украла церковную собственность и прекратила доступ в дом для прихожан.Но как мне лично заявила Колтышева-Васса Семеновна очень много сделала для общины..(видимо это самое много,это и есть кража дома),потому как более в общине ни о каких добрых делах Вассы некому не ведомо.. Правда истерики Вассы по поводу.если в общине появлялся мужчина могущий взять на себя бразды духовного наставничества-известны..Нынешнее состояние общины без наставника-весьма на руку той шайке,что окопалась в общине,иначе при появлении кандидата на должность наставника-единоличная власть Колтышевой закончится и нужно будет заниматься делами,а не пускать пыль в глаза..да и на молитву приходить почаще двух раз в году…
Вести с полей-*поморская*община Екатеринбурга(а иначе их и нельзя называть,потому как по своей сути от поморцев у них одно название),начинает судебную тяжбу с общиной рпсц Екатеринбурга,за часть бывшего здания туб.диспансера…А часовня в скором времени будет передана рпц мп..вот такие дела и закономерный итог.
"Значит, законный и логичный путь только один: застройщику достроить и оформить часовню и совершить взаимообмен по документам на основе договора."
Выходит, что они заведомо ставят невыполнимые условия? на мой презренный взгляд как у земляного червя — это натуральная игра и её цель — подорвать любые попытки укрепиться в Екатеринбурге. Это моё мнение, вероятно не верное.
игра..только для всех кто верит в мнимое противостояние общины и застройщика.Руководство общины немало сделало для того,чтобы оказаться в нынешней ситуации…тупость высшего ранга или осознанное желание привести все к катастрофе??Скорей всего-второе.
вы доверенное лицо Колтышевой?или она сама?))Вижу успехи налицо)))Поздравляю))
Правильнее,конечно сказать так-*успехи* налицо,впрочем,этим обмирщенным гражданам из руководства бывшей поморской общины Екатеринбурга,именно успехи?Скорей всего,именно на это и был упор-полностью развалить и без того разваленное..