Завтра, 30 октября, в нашей стране отмечается скорбная памятная дата — день памяти жертв репрессий и политического террора. За день до этого, 29 октября, в Москве у Соловецкого камня на Лубянской площади вспоминают жертв репрессий и политического террора. Представители власти и гражданского общества, ученые, деятели культуры и представители конфессий читают у соловецкого камня имена всех погибших в сталинских застенках.
Верующие в эти дни вспоминают советскую эпоху гонений на религию, отдают дань памяти репрессированным священнослужителям и всем пострадавшим за свои религиозные убеждения. Старообрядцы могут в этот день молиться об упокоении душ всех репрессированных или Канон святым священномучеником, мучеником и исповедником, иже за веру Христову в земли Русстей от безбожных пострадавшим.
Подвиг некоторых из репрессированных можно приравнивать к подвигам христиан-первомучеников. Однако сегодня все чаще встает вопрос: почему память об этом периоде и пострадавших покрывается забвением? Почему судьбы русских людей, принявших мученические венцы, ныне прославленных Старообрядческой Церковью, а также всех, пострадавших в ходе гонений на Церковь в XX веке, не вызывают массового интереса и привлекают внимание ну разве что только историков да отдельных христиан? Почему эти люди, жившие не в далекие от нас времена, остаются для большинства неизвестными?
Отчего же мы, сегодняшние православные христиане, имеющие великое счастье — свободно исповедовать свою веру, так мало думаем о том, какими жертвами, какой ценой досталось нам это счастье? Не считаем нужным обернуться в недалекое прошлое и увидеть жизни тех людей, которые для нас, ныне живущих, являются образцами христианского жития, примерами, которым следует подражать изо дня в день.
Прославлены и неизвестны
Написать сию статью меня сподвигло общение с некоторыми старообрядцами. Общение это, в частности, касалось именно судеб людей, пострадавших от безбожников в XX веке. В основной массе мало кто знаком с жизнеописаниями этих людей, а ведь некоторые из них даже почитаются Церковью. Но, к сожалению, не многие вообще обращают свое внимание на подвиги верующих людей XX века.
Но есть среди нас и те, которые пытаются возражать по поводу почитания святых мученик и исповедник XX века, спорить и утверждать, что отказ епископа от публичного отречения от Бога в обмен на жизнь и, кроме того, его благочестивое житие, труды на благо Церкви — еще не повод, чтобы считать человека мучеником и вообще воспринимать его как пример для нас. И возникают вопросы: как можно рассуждать так? Человек жил, служил, молился во времена гонений и не прятался, не лукавил — он уже Герой, уже нужно смотреть на него и отмечать для себя его жизнь как добрый образец. Для меня эти люди навсегда останутся светлым примером того, каким быть нужно. И порой хочется всему свету сказать об этих людях, ведь они достойны вечной памяти, а не забытья.
Старообрядческие епископы, погибшие во время репрессий в XX веке
Некоторые епископы, пострадавшие в период гонений, ныне почитаются как местночтимые святые.
Амфилохий (в миру Афанасий Семенович Журавлев), 1873 — 01.11.1937 гг., епископ Уральский и Оренбургский, впоследствии Пермско-Свердловский. В сентябре 2003 года канонизирован как местночтимый святой.
Афанасий (в миру Амвросий Феофанович Федотов), 21.12. 1877/30.11.1879/1881 — 18.04.1938 гг., епископ Иркутско-Амурский. В 2001 году Освященным Собором РПСЦ канонизирован как местночтимый святой.
Рафаил (в миру Роман Александрович Воропаев), 1872 — 24.10.1937 гг., епископ Харьковский и Киевский. В 2001 году Освященным Собором РПСЦ канонизирован как местночтимый святой.
Тихон (Трифон Григорьевич Сухов), 1880 — 15.12.1937 гг., епископ Томско-Алтайский. В 2003 году епископ Тихон был причислен к лику местночтимых святых.
Арсений (Антоний Романович Давыдов), 1873 — 03.10.1937 гг., епископ Минусинский, Урянхайский (Тувинский) и Семипалатинский.
Викентий (Василий Семенович Никитин), 1892 — 12/13.04.1938 гг., епископ Кавказский.
Геннадий (Георгий Иванович Лакомкин), 1866/1868 — 1933 г.г., епископ Донской.
Забыть нельзя, помнить
Среди старообрядцев, пострадавших в годы гонений, были и священники, и диаконы, и миряне. Расстрелянные, замученные на допросах, загубленные и покалеченные в лагерях, все они достойны нашей памяти, молитвы. Многие из них отбывали срок за сроком в лагерях по ложному доносу, обвинению, кто-то из них погибал в местах заключения от голода, тяжелых условий, изнурительных работ, а кто-то выживал, возвращался чуть живой (см. статью «Какие страдания на твоем лице…»).
Обращаясь к самым первым векам христианства и позднее, мы совсем забываем о том, что такие же люди жили и в недалеком прошлом. Нужно прилагать усилия по обращению к этой памяти, необходимы видимые знаки: памятные кресты, памятники, мемориальные доски, книги. Нужно, чтобы родственники репрессированных людей могли делиться материалами о своем Герое с теми, кто занимается написанием работ по истории советских репрессий. Но, увы, пока это далеко не так. Единицы людей готовы говорить о своем близком человеке, пострадавшем в ходе гонений на Церковь, а остальные либо не хотят этого делать, по причине некой боязни, или же сами не располагают никакой информацией, потому что им это не нужно.
В настоящее время любой человек имеет свободный доступ к архивно-следственным делам, хранящимся в архивах ФСБ. Совсем недавно поведали мне такую историю: как-то раз из одного архивного дела человеку отдали последние фотографии расстрелянного в 1937 году родственника, которые он впоследствии, а может его потомки, «потерял где-то». И очень удивляет, что возможно потерять единственную визуальную память о родном человеке…
Имена многих священнослужителей, убиенных в годы гонений, освещены в замечательной книге «Пути русской Голгофы». В ней содержатся очень важные и ценные материалы, эта книга — живая память о людях, пострадавших от безбожников в XX веке. Сохранение памяти о людях и о тех трагических временах важно еще и потому, что это своеобразный гарант того, что те события не повторятся вновь.
Комментариев пока нет