Пермский край всегда привлекал внимание исследователей старообрядчества. В XIX веке Пермская губерния занимала одно из ведущих мест в России по численности старообрядцев. В данной статье рассказывается о сегодняшнем дне самой многочисленной общины старообрядцев, проживающих в городе Перми.
***
Расцвет и гонения. Появление старообрядцев в Перми
Прикамье считается одним из регионов со значительным числом старообрядцев среди населения. В XIX веке в Пермская губерния была в числе первых регионов, где проживало немало старообрядцев. В свою очередь Пермская старообрядческая община считается одной из старейших в Прикамье. Первые упоминания о старообрядцах в окрестностях будущей Перми (на р. Егошиха и р. Медведка) относятся к 1722 году. Тогда на месте основания города Пермь находилась деревня Ягошиха. Поселение существовало в XVII–XVIII веках. Предполагается, что появление пермских старообрядческих родов относится к 1718-1719 годам и связано с разгромами Керженецких скитов в Семеновском уезде Нижегородской губернии. Тогда в Пермский край устремились десятки тысяч старообрядцев-беглопоповцев, которые и стали основой общины.
Первый молельный дом появился предположительно в 1730-е годы, а расцвет старообрядчества пришелся уже на конец XVIII века. Это в первую очередь было связано с политикой, проводимой в Перми. Старообрядцам официально разрешили занимать общественные должности, чем они и воспользовались.
Однако в XIX веке возобновились гонения, возглавляемые самим императором Николаем I. На Пермь было обращено особое внимание из-за большого количества старообрядцев. В 1828 году была даже создана специальная комиссия по борьбе со старообрядчеством. Пермское старообрядчество стоически выдерживает нападки, однако, из-за усиления давления со стороны властей и перехода вследствие этого большой части (примерно ¾ от записанных) общины в единоверие (в их числе купцы и руководители) — происходит раскол. Удар, который был нанесен пермской общине николаевским режимом, был действительно сокрушительным.
Новое возрождение общины началось только в 1906 году после утверждения Николаем II указов «Об укреплении начал веротерпимости» и «О порядке образования и действия старообрядческих общин», которые практически уравнивали права старообрядцев с другими жителями Российской империи. Уже к концу 1906 года старообрядческая община превращается в крупное религиозное сообщество Перми. Построена церковь и освещена в честь Успения Пресвятой Богородицы, выкуплен дом для священника рядом с церковью, выделена земля под старообрядческое кладбище.
Новый этап испытаний пермской общины начинается в 1922 году при Советской власти. Все имущество конфисковано, начинаются гонения, но община продолжает существовать. Послабления приходят в конце 1970-х годов. Общиной выкуплено несколько домов под церковь, а в 1986 году была официально зарегистрирована пермская община Русской Православной Старообрядческой церкви (РПСЦ).
Единственный храм не единственной общины
Понимая всю историческую и стратегическую важность пермского старообрядчества, у любого исследователя появится непреодолимое желание увидеть все воочию. Поэтому, посетив в конце сентября 2019 года Пермь, я не смогла удержаться, чтобы не зайти в храм во имя святителя Стефана Пермского Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Освящение храма состоялось в июле 2006 года в присутствии Преосвященнейшего митрополита Московского и Всея Руси Корнилия (Титова) и благочинного Уральской старообрядческой епархии о. Валерия (Шабашова). Кроме гостей из Москвы и Уральской эпархи, на это важное событие приехали старообрядцы из Новгорода Великого, Нижнего Новгорода и Ижевска.
Храм во имя святителя Стефана Пермского является единственным храмом РПСЦ в городе. Однако его территория, а также гостеприимство не оставит равнодушным абсолютно никого, разумеется, при правильном подходе.
Начав фотографировать еще за воротами храмовой территории, я медленно, но верно продвигалась вперед. Территория казалась пустой и заброшенной, однако, это было не совсем так. Спустя несколько минут моего пребывания, из гаражного комплекса мне на встречу вышел Федор, как я выяснила позже, сторож. К моему великому сожалению Федор отказался фотографироваться, хотя его внешний вид даже не говорил, а кричал о многом. Примерно 175 см роста, около 70 лет, живой и озорной взгляд небесно-голубых глаз и, конечно, невероятной длины борода, которая местами стала закручиваться в четыре дреды. В течение полутора часов Федор показал и рассказал мне все, что я бы никогда не нашла в книгах или интернете.
Федор оказался из Казахстана. Приехал в пермский регион в начале 80-х годов прошлого века на лесопильный завод на заработки, однако, «не сойдясь характерами» с начальником, был вынужден уволиться. После увольнения, не желая «быть зависимым и работать на государство», он уехал в деревню, где прожил 15 лет. В какой-то момент, по словам Федора, он решил «покинуть этот мир», однако, встретил одного своего знакомого (бывшего в прошлом алкоголиком). Этот самый знакомый предложил Федору пойти в церковь, и он прислушался. Как рассказал сторож, только на четвертый раз «двери оказались открыты». Со слов Федора он не мог зайти в церковь, «как будто что-то мешало».
Храм, который мне удалось посетить, построен в 2005 году. Строительство шло в течение пяти лет усилиями и пожертвованиями прихожан. Именно так Федор стал сторожем. Не с самого начала, а чуть позже он приехал строить обитель, да так и остался, приобретя немалый авторитет в общине. «Я и батюшку могу отругать, мне позволено!», — говорит Федор. Он постоянно проживает на территории храма. У него комната в гаражном комплексе примерно 7-10 метров, где умещается односпальная кровать, стол, стул, иконостас и телевизор. На стенах нет обоев, но в целом комната создает ощущение уюта. «Продолжаем строить потихоньку», — рассказывает Федор. Он также рассказал, что пожертвования на строительство были разного рода, в том числе были случаи, когда пожилые люди приносили похоронные деньги, а также переписывали в завещании квартиры на священника, что приводило к скандалу.
Так, Федор рассказал одну такую историю. Произошла она лет 10 назад. Женщина пришла в общину и принесла отложенные на похороны деньги, сказав, что, мол, церкви нужнее, а меня могут и родственники похоронить. Родственники от нее после такого шага отказались, и после смерти хоронили ее за счет общины, а в завещании оказалось, что она и квартиру свою отписала общине, а точнее настоятелю. Родственники пришли в неистовое негодование от такого шага и пришли квартиру требовать обратно. Настоятель после раздумий предложил им вернуть общине деньги, затраченные на похороны, а в ответ он на их глазах разрывает завещание. Так и было сделано. По словам Федора (всем воздается по делам их), родственники до сих пор не могут поделить квартиру между собой.
Готовясь к посещению общины и расспрашивая местных жителей о ее расположении, я узнала, что недалеко от нового храма находится деревянная церковь. Однако по словам Федора, это был просто выкупленный старообрядцами жилой дом, который не представляет исторической ценности и сегодня уже не существует. После постройки нового храма вся община полностью переместилась в новые помещения.
Храм действительно очень новый. Иконы, которые находятся в нем, были собраны собственными силами или подарены. Однако к новому иконостасу они не подходили, поэтому были заказаны другие. По словам сторожа, новые иконы заказываются в мужском монастыре во Владимире, потому что своих иконописцев в Перми и области у общины нет. Предположительно (по мнению автора) имеется в виду храм Успения Пресвятой Богородицы во Владимире.
Кроме самого, собственно храма, на территории размещается дом священника, который находится в состоянии строительства, но уже видно, что это двухэтажный многокомнатный дом. «Он приехал из Самары учиться и остался. Вот мы ему дом и строим», — объяснил Федор.
К сожалению, ни с кем из священнослужителей мне встретиться не удалось. Отец Никола (Николай Иванович Татауров), настоятель, был в отъезде, а священник, который проводил службу, уже «ушел отдыхать».
В храме нас встретила одна из служительниц, которая убиралась после службы. По ее словам, пермская община достаточно большая. «Точное число я не скажу, но вот смотрю, во время службы весь храм заполнен», — рассказала она. Она также рассказала, что при храме открыты курсы, ведется обучение. Такое решение было принято в той связи, что увеличилось количество «захожан», которые позже переходят в категорию прихожан, да и сами прихожане изъявили желание глубже и подробнее изучить вероучение. Она также отметила, что активно продвигается и обновляется сайт общины. «Вот что-то прошло, и мы сразу должны об этом написать», — рассказывает служительница.
Молиться и жить: ставка на молодежь
Кроме гаражного комплекса, храма и дома священника, на территории находится колодец, несколько крупных теплиц, а также общежитие и столярные мастерские. Именно туда мы и направились после разговора со служительницей.
Итак, общежитие представляет собой двухэтажное здание. В нем размещаются приезжающие на обучение в Пермь студенты. То есть это ребята из региона, которые поступают в местные колледжи (швейное, столярное дело), а живут они в общежитии при храме и имеют возможность практиковаться и использовать навыки на благо общины и на ее территории. В столярной мастерской уже высятся кресты. «Вот видите, прихожане уже кресты себе на могилы заказывают. А это один из студентов кресло-качалку себе делает. Научится и всем сможет сделать», — рассказывает Федор.
В самом общежитии кроме жилых комнат располагается кухня (на первом и втором этажах), трапезная (она же и вторая кухня), большое помещение, где стоит теннисный стол, но, по словам Федора, его должны оборудовать под кинотеатр. Интересно, что в трапезной, стоит детский манежик, хотя, когда я спросила приезжают ли студенты с детьми и семьями, Федор ответил, что не приезжают. При этом я задала этот вопрос относительно детской площадки около храма. В свою очередь Федор ответил, что эта детская площадка оборудуется для всех. Поэтому здесь видится возможность двойственной интерпретации, в этой связи я не буду утверждать, что какое-то конкретное высказывание является единственно верным. В целом помещения создают общую атмосферу обжитости, домашности и семейности.
Еще одно помещение оказалось под храмом. Мы обошли его слева и спустились в подвал. Там оказалось еще несколько комнат. Большая кухня, просторная трапезная, помещение, где проводится, как я поняла, обучение детей, а также за шторкой обосновались несколько двухэтажных кроватей. По словам Федора, здесь размещаются прихожане, которые приезжают в храм из далека и пожилые люди.
К сожалению, нехватка времени не позволила мне остаться дольше, но с учетом, какие открытые и общительные оказались люди, встреченные мною (хоть и не многочисленные), которые с удовольствием рассказывали о том, что происходит в повседневной жизни общины, можно с уверенностью сказать, что, посещая Пермь, непременно нужно посетить храм во имя святителя Стефана Пермского.
В свою очередь Федор предложил мне принять участие в крестном ходе в Кирове, а также предложил еще раз приехать с исследованием, но остановиться уже непосредственно в общежитии общины. Он же лично займется поисками для меня жениха, и все будем жить долго и счастливо. К слову, Федор рассказал, что он опытный сводник и поженил уже не одну прихожанку.
Часть разговора проходила в комнате Федора, куда он сам предложил мне войти и пообщаться. Он показал мне и рассказал об иконостасе, который занимает один из углов. Во время разговора я обратила внимание на стопку денег, которая лежала на столе. Еще раз: открытость, доверие, общительность.
В заключение необходимо отметить, что Пермский край и сегодня привлекает внимание исследователей старообрядчества. Местами компактного проживания старообрядцев являются деревни. При этом и на официальном уровне община Русской Православной Старообрядческой Церкви является не единственной зарегистрированной общиной в Перми. По данным Министерства юстиции Российской Федерации, в Перми зарегистрировано 17 религиозных организаций, относящихся к старообрядчеству. Из них 12 относятся к РПСЦ. Также в регионе представлены община старообрядцев часовенного согласия и поморская старообрядческая община Древлеправославной Поморской Церкви.
При этом нужно учитывать, что это лишь официальные данные. Можно предположить, что примерно такое же количество старообрядцев, особенно проживающих в отдаленных местах, остаются незарегистрированными.
Использованные материалы:
1. Навигатор starover. ru Храм святителя Стефана Пермского. Пермь (РПСЦ) https://navigator. starove. ru/item/hram-svyatitelya-stefana-permskago-perm/
Алтарная преграда — лепота! Однако гробопокровенные кресты кто-нибудь студентов учил делати?
Насколько я поняла, студенты учатся в местных светских образовательных организациях (колледжах), поэтому смею предположить, что могут не иметь специальных навыков.
Навыки-то у них хорошие — выполнены достойно, но образ креста…
что не так с крестами? На котором фото?
Читаем — и не ведаем, смотрим — и не видемъ. Так и жизнь проведем «духъ мира сего прияхомъ».
Вполне можно и со сторожем побеседовать по всем вопросам, но для религиоведа все таки стоило бы заранее спланировать (созвониться) с настоятелем, тем более, что о.Никола обаятельный и интересный человек и очень рад , что смог с ним пообщаться во время командировки в Пермь. Кстати, а какого года внешнее фото храма Вы разместили?
Конечно, Вы абсолютно правы. Я всегда заранее договариваюсь на интервью, встречу и беседу. В данном случае, это была рабочая командировка для участия в мероприятии, поэтому заранее спланировать не было возможности (я просто не знала будет ли у меня «свободное» время), но выкроив два часа до самолета, я решила посетить общину. Сопровождать меня не смогли, а договариваться через свои контакты уже не было времени, поэтому пришлось просто ехать «на удачу». Фото храма не из моего архива, предполагаю, что ему несколько лет, так как нет общежития и детской площадки.