Комментарии (19)

  1. Сегодня св.свщмч. и исп.протопопа Аввакума — престольный праздник в Большое Мурашкино, в этом удивительно прекрасном уголке на нижегородских "горах". В начале 90-х бывший единоверческий большой храм был передан общине РПсЦ, которая, как и настоятель о. Никола, общительны и доброжелательны. А недалеко в с .Григорово, где толи в 1620 или 21 гг. родился Аввакум, до установки там креста и памятника, мало что напоминало о нем (разве что картина о его ссылке в Сибирь, а старообрядцев там не проживало). Но благодаря инициативе директора местного краеведческого музея и о. Николы, по благословению митрополита Алимпия ( родительский дом которого находится в соседнем г.Лысково), были организованы чтения, а затем стал совершаться ежегодно многолюдный крестный ход. В Григорово хотели построить часовню, но на Рогожском решили, что нужен храм ( появились ли там жители — старообрядцы не известно), однако, в связи со сменой обещавшего поддержку губернатора, вопрос подвис. А до юбилея уже немного времени.

  2. Татьяна Фофанова
    Татьяна Фофанова

    А какая судьба была у детей протопопа Аввакума? Что-нибудь известно о них? Анастасия Марковна сколько прожила?

    • Инокиня Ливия
      Инокиня Ливия

      "Жена Аввакума, Анастасия Марковна (1624-1710), родом из того же села, что и Аввакум, Григорова. Родилась в семье кузнеца. В 1664-ом году вместе с детьми была сослана на Мезень, а в 1670-м г., вместе с двумя сыновьями, Иваном и Прокопием, заточена там же в земляную тюрьму. Освобождена Анастасия была не ранее казни ее мужа в 1682-ом году, а покинуть мезенскую ссылку она смогла только в 1693-ем году" (комментарии к "Житию" протопопа Аввакума).
      "Возлюбленнии, молю вы, яко странники и пришельцы, огребатися от плотских похотей, иже воюют на душу… Аще о внешнем всегда будем пещися, а о души когда будем промышлять? Тогда, егда умрем?.. Чего для печесься о излишних и о плотских скорбишь? Глаголете ми: "не знаем де, как до конца доживать"… Али Бог забыл нас?.. Наг оттоле и доныне, — уже три года будет, да Бог питает мя и согревает, и вся благая подает ми изобильно…" (из писем Аввакума к семье, около 1670 г., из Пустозерского заточения).

    • Алексей
      Алексей

      Некоторые дети Аввакума находясь в ссылке в Мезени создали свои семьи. их потомками на Мезени считается фамилия Протопоповых, а также фамилия Мезенцевых в одной из деревень в Шалинском районе на Урале. Сын Аввакума Иван Аввакумович вероятно был старообрядческим проповедником и умер в заточении в петропавловской крепости в 1720 г.

  3. Сергей Агеев

    Что же староверы все время забывают своих боровских инокинь?)) В Покровском древлеправославном девичьем монастыре в Боровске сегодня, по идее, тоже должен быть престольный праздник. Потому что в боровском Покровском соборе, одном из красивейших храмов в истории старообрядчества, придел освящен в честь святителя Николы. Не знаю, освятили они его снова или нет, но он там был.

    • Анастасия

      О Боровском монастыре мало что известно. К сожалению, инокини не общаются с прессой.

    • Сергей Агеев

      Тем не менее, это действующий монастырь РПсЦ. О Никольском приделе при храме Покрова говорится в книге "Покровский собор, что во граде Боровке. 1912-2012". Боровск, 2013. Там же и фото этого придела. Значит, по любому у них престольный праздник.

  4. Сергей Агеев

    "сокрушительный удар по древним христианским традициям и канонам, которые к тому времени сохранились не повреждено только лишь в Русском Православии"

    Но тогда получается — куда ни кинь, всюду клин. Даже если бы патриарх Никон не стал бы проводить унификацию текстов и обрядов с греческой практикой, все равно получается, что Русь бы вошла в конфликт с другими православными Церквами?

    • Инокиня Ливия
      Инокиня Ливия

      Если бы не Никон, может быть, все было бы по другому, по другому бы решились все вопросы. Даже у новообрядчеких историков написано, какая сложная была ситуация. Например, такой историк, как Карташов, который не так лояльно был настроен и по отношению к старообрядцем, так же в сложившейся ситуации больше всего критикует действия Никона.

    • Сергей Агеев

      То есть можно предположить, что в каждой Церкви сохранялись бы свои особенности? И в этом случае удалось бы избежать полемических перехлестов в отношении греческих особенностей со стороны сторонников древлеправославного обряда?

    • Инокиня Ливия
      Инокиня Ливия

      Современный исторический исследователь Б. П. Кутузов (РПЦ), в своей работе "Церковная реформа 17-го века как идеологическая диверсия, пишет: "…Задолго до царя Алексея и Никона главный пункт "реформы" (ее суть) был продуман иезуитами, сформулирован и выдан своим агентам в качестве рабочей инструкции. Этот план иезуитов почти полностью и был выполнен спустя полвека в процессе церковной "реформы" 17-го века". Думаю для того, чтобы основательно разобраться в этом вопросе, необходимо почитать соответствующую историческую литературу.

    • Сергей Агеев

      Конечно, надо изучать. Самый ужас в том, что в результате раскола проиграло всё Вселенское Православие. И староверы, и православные, и греки. И Россия ослабела в самоистреблении, десятки тысяч твердых в вере русских людей погибли, и великие мечты освободить Константинополь и христиан Ближнего Востока не осуществились, и греки, способствовав ослаблению России, обрекли себя на столетия турецкой неволи. И все видят свою правду, а вот того, что при этом лишились, никто не хочет признавать. Ну а в будущем — кто знает?..

    • Инокиня Ливия
      Инокиня Ливия

      "Своя правда" — дело житейское и непостоянное, правда людская подвержена постоянным изменениям. Но есть еще Высшая Божья Правда, вечная и неизменная, она одна для всех людей. Дай Бог нам каждому найти и понять эту правду — как спасти свою душу.

  5. Сергей Агеев

    "оно издавалось даже в годы советской власти, когда любая духовная литература была под запретом"

    Ну, в общем, люди в те годы об Аввакуме слышали, да. Одно из воспоминаний раннего детства начала 1980-х: номер "Роман-газеты" с повестью о каком-то исследователе, который искал автограф Жития протопопа. Я еще, за малостью лет, ничего толком не понимал, но вот это ощущение тайны и поиска ("Вот! Аввакум! Автограф!") осталось. Названия и автора не помню, к сожалению. Возможно, это повесть Жукова "Владимир Иванович" за 1981 год, но это надо текст смотреть. А тиражи у "Роман-газеты" были тогда огромные.

    • Владимир*
      Владимир*

      «…Воздвизаютъ нѣцыи въ насъ прю,— Писалъ Никонъ,—како персты имѣти десницы и воображати на лицѣ знаменіе креста». Въ этихъ словахъ патріархъ указалъ причину, побудившую его заняться изслѣдованіемъ вопроса о перстосложеніи. Возникли споры о перстосложеніи, — кто же были эти «нѣцыи», возбудившіе споры? и въ чемъ споры состояли? Извѣстно, что первое распоряженіе Никона объ отмѣнѣ двуперстія послѣдовало за два года до составленія разсматриваемаго «вопроса», именно въ 1653 году въ особой «памяти” патріарха. Извѣстно и то, что эта «память» вызвала протестъ со стороны нѣсколькихъ лицъ, въ числѣ коихъ былъ и протопопъ Аввакумъ, — протестъ, кончившійся подачею царю челобитной. Послѣдняя была составлена именно Аввакумомъ при участіи другого протопопа Даніила и посвящена защитѣ двуперстія предъ троеперстіемъ. По свидѣтельству самого Аввакума, въ челобитной «много писано было», такъ что Никонъ, которому, какъ думаетъ тотъ же Аввакумъ, царь передалъ ее на разсмотрѣніе, могъ очень подробно ознакомиться съ ученіемъ названныхъ защитниковъ двуперстія (Мат. для ист. раск. V, 18—13). Отсюда, естественно допустить, что и въ рѣчи о «вовдвигающихъ прю» по вопросу о перстосложеніи патріархъ разумѣлъ главнымъ образомъ составителей означенной челобитной. Действительно, подлинныя писанія Аввакума даютъ полное основаніе думать, что подозрѣнія относительно неправомыслія употреблявшихъ двуперстіе было вызвано именно толкованіями о немъ протопопа Аввакума. Изъ предлагаемой нынѣ статьи читатель самъ увидить, какъ училъ Аввакумъ о такихъ догматахъ, какъ догматы о Троицѣ и о воплощеніи Бога Слова. Образъ мысли расколоучителя былъ совсѣмъ неправославенъ.
      Такъ, онѣ не могь представить сѣдѣніе Сына одесную Отца, какѣ въ отличіи отъ втораго лица Святой Троицы, мыслимаго «до» или «нага» воплощения. Отсюда Аввакумъ сталъ «четверить» Троицу и учить о сѣдѣніи Христа на «особомъ четвертомъ престолѣ”. Вмѣстѣ съ тѣмъ расколоучитель мудрствовалъ, что Христосъ сшелъ въ утробу Дѣвы не существомъ, а благодатно. Отсюда выходило, что второе Лицо Святой Троицы, мыслимое въ Троицѣ, есть едино по существу съ Отцемъ и Духомъ, и напротивъ не мыслится таковымъ, когда рѣчъ идетъ о воплощеніи. Что же, спрашивается теперь, мѣшаетъ думать, что такое именно ученіе было выражено Аввакумомъ въ его разсужденіяхъ о двуперстіи, ставшихъ известнымъ Никону, гдѣ онъ долженъ былъ говорить и о Троицѣ и о воплощеніи единаго отъ Троицы? Хотя, быть можетъ, здѣсь умствованіе Аввакума обнаружилось и не столь ясно и рѣшительно, какъ это было потомъ, и это, въ такомъ случаѣ, было причиной того, что подозрѣніе было высказано Никономъ…» (стр.64).
      Более подробно:

      Споры в расколе по догматическим вопросам в XVII веке.
      http://christian-reading.info/data/1897/07/1897-07-03.pdf

  6. Инокиня Ливия
    Инокиня Ливия

    Советские художники, под влиянием общепринятой идеологии (можно вспомнить советский кинофильм "Тучи над Борском"), смотрели на верующих людей, тем паче на старообрядцев, как на суровых фанатиков и, соответственно, изображали их так, чтобы произвести как можно больше отталкивающее, негативное впечатление. В оформлении жития священномученика Аввакума (за 1960-ый год) использован тот же прием.

    • Глеб Чистяков
      Глеб Чистяков

      "Тучи над Борском" фильм относительно правдивый, чему встречал подтверждение от самих людей живших в то время и посещавших собрания адвентистов седьмого дня. Конечно, сцена с распятием главное героини явное преувеличение, но все остальное очень похоже на действительность. Однако то, что в советское время верующие показывались мрачными фанатиками это правда, но к данному фильму это не вполне относится. В качестве действительно страшной агитки можно привести фильм "Хмель" (поставленный по одноименном роману Алексея Черкасова) в 1991 году.

    • Инокиня Ливия
      Инокиня Ливия

      Не помню подробности, помню только общий смысл противорелигиозной агитации.

    • Сергей Агеев

      Фильмы времен хрущевских гонений действительно очень злобны по отношению к верующим. Даже там где не преследовалась специально антирелигиозная цель, могли все равно мимоходом, но жестко, с этаким комсомольским задором, высмеять или выставить неприглядно.
      Позже по разному было, но вот если брать именно староверов, миллионы людей могли бы вспомнить фильмы о Михайле Ломоносове. Знаменитый сериал 1986 года с одноименным названием, и фильм "Дым Отечества" о молодых годах будущего великого ученного. В обеих картинах обыгран один и тот же сюжет — о близости Ломоносова в определенный момент к беглым старообрядцам с последующим разочарованием. И, конечно, нельзя забыть трагические сцены самосожжения староверов. Как Михайло потом на пепелище берет в руки обруч сгоревшей девочки… И ведь не сказать, что староверы представлены плохо — наоборот, очень интересно смотреть. Но дискредитация проведена всё равно — их наставник в обоих случаях, подбив людей к самосожжению, остается в живых. Хотя в "Дыме Отечества" это реально масштабная личность — волевой, жесткий, могучий ум. Лучшей характеристики плюсов и минусов Петровской эпохи и самого Петра Первого, чем той, которую сценаристы вложили в его уста, еще поискать. Но не могли в при атеистической идеологии сделать религиозных персонажей полностью положительными, это всегда надо учитывать.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля

В связи с обновлением сайта, просим Вас воспользоваться формой для восстановления пароля от личного кабинета.

Восстановить пароль Зачем мне это?