«Я родился в Москве, на Большой Рогожской улице, близ Покровского монастыря. Припоминаю и весь большой наш дом, и подле огромный сад, выходящий на Дурновский переулок», — писал в мемуарах художник Константин Коровин. Все, что сохранилось от обширной усадьбы Коровиных в Рогожской слободе, где родились и провели свое детство два художника — братья Сергей и Константин Коровины — это флигель, выходящий в Товарищеский переулок.
В московском Музее русского импрессионизма проходит выставка «Журнал красивой жизни», посвященная одному из первых глянцевых изданий в России — дореволюционному журналу «Столица и усадьба», выходившему с 1913 по 1917 год и адресованному аристократической и светской публике.
Необычная выставка, посвященная Словарю живого великорусского языка Владимира Даля, открылась в Москве. Представленные на ней предметы искусства являют собой художественное видение терминов из словаря В. И. Даля. Также в этом материалы мы расскажем, почему великий лексикограф и ученый писал слово Росия и руский с одной «с».
Московский храм Николы на Ямах в Рогожской ямской слободе дал название улице. Церкви нет и в помине уж почти как лет восемьдесят, а Николоямская, часть древней дороги на Владимир, все так же значится на карте нашего города. В XVIII–XIX веках этот уголок Москвы был облюбован купцами и фабрикантами. Торговцы здесь строили свои заводики, а рядом — особняки и усадьбы, поскольку жить предпочитали в шаговой доступности от места работы.
Вопрос репатриации, возвращения русских и представителей других национальностей, традиционно проживавших на территории России, обсуждается на общественном и даже государственном уровне не первый раз. На этот раз дискуссия о репатриации возникла в стенах Государственной Думы.
С 27 по 29 июня 2024 года в государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» состоялась научная конференция «Убранство русской иконы». Ежегодная научно-практическая конференция, организуемая Ферапонтовским обществом сохранения и изучения памятников древнерусского искусства, а также музеем-заповедником «Ростовский кремль» (г. Ростов Великий), уже давно стала одним из главных событий российского историко-искусствоведческого года.
Сегодня мы расскажем о знаменитой гостинице «Метрополь», расположенной рядом с Большим театром в самом центре Москвы. Это здание — часть исторического облика города, ведь его постройка началась еще в XIX веке в стиле модерн.
В прошлых публикациях мы рассказывали об уникальном источнике по древнерусской истории — «Русском Летописце». Сегодня мы начинаем публикацию этого документа в русском переводе.
В Доме правительства Калужской области 17 июля 2024 года состоялось 383-е заседание рабочей группы по сохранению исторической памяти при губернаторе. В мероприятии приняли участие краеведы, историки, архивисты, а также боровская предпринимательница Светлана Шорохова, владелица объекта культурного наследия «Тюремный замок».
В этом году деревня Лякова Новгородской области была объявлена культурной столицей древлеправославного мира. Там был проведен lV фестиваль старообрядческой культуры, который стал настоящим центром притяжения, ведь только в этом году здесь побывало более 2-х тысяч человек. Также он приобрел статус не только всероссийского, но и международного, поскольку сюда приезжали участники из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Луги, Калининграда, Новгородской области, Нижнего Новгорода, Лабинска, Нижнего Тагила, Латвии, Эстонии, Белоруссии.
Ветка. Небольшой городок на востоке белорусского Полесья. Само по себе название уже примечательно тем, что так назвали свое новое поселение старообрядцы, прибывшие на эти земли еще в 1685 году.
Сайт «Русская вера» продолжает серию репортажей о старинных русских городах, чьи топонимы вписаны в историю первых веков существования нашего государства и которые поныне являются известными и посещаемыми историко-культурными центрами. Также мы постараемся рассказать о реликвиях и святынях, находящихся в этих городах. Наш новый репортаж из старинной Костромы.
В музее им. Андрея Рублева открылась выставка «Воссоединение. Деисус XV века», посвященная выдающимся, самобытным произведениям тверской живописи — иконам «Христос Вседержитель», «Богоматерь» и «Апостол Павел». Их судьба оказалась непростой. Много веков назад они входили в один деисусный чин. Однако уже около ста лет эти памятники находятся в разных собраниях, не сохранились даже сведения, для какого храма они создавались. Теперь все три иконы на время объединены в одном экспозиционном пространстве.
Что пошло не так с томским форумом РПсЦ, почему-то называемым в некоторых СМИ IV Международным Старообрядческим Форумом. Об этом размышляет церковный и общественный деятель Алексей Безгодов.
Наталья Ушмаркина год за годом она собирает по крупицам историю Чугуевского округа, его населенных пунктов и семей переселенцев, охотится за краеведческой литературой, с азартом показывая жемчужины своей коллекции. В ней есть книги, выходившие тиражом в несколько десятков экземпляров. Научные издания, которые, вполне возможно, никогда не находили более въедливого и внимательного читателя. Газетные вырезки, старые карты, фотографии, копии архивных документов, полученные из архива РГИА ДВ.
Выставка «Живопись нитью. Лицевое шитье из собрания Музея имени Андрея Рублева, ЦАК МДА и частных коллекций» открылась в музее Андрея Рублева. На ней представлены произведения XV–XX веков различного функционального назначения: церковные знамена (хоругви), литургические комплекты (покровцы и возду́хи «Положение во гроб»), элементы богослужебного облачения духовенства, пелены. Многие экспонаты демонстрируют высокий уровень мастерства ремесленников Ярославской земли.
Александр Николаевич Емельянов — руководитель хора Новосибирского кафедрального собора Русской Православной старообрядческой Церкви, лектор и хранитель знаний и традиций древнерусской духовной музыки посетил Красноярск в рамках XXVIII общегородского фестиваля «Весенние хоровые капеллы». Регент провел серию лекций-практикумов для студентов и преподавателей Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского и, пользуясь возможностью, мы узнали у Александра Николаевича, как он пришел в столь интересную и необычную профессию, чем особенно старообрядческое пение, и почему он считает важной просветительскую деятельность.
Одним из ярких и самобытных явлений русской культуры являются так называемые былины, известные на русском севере как стАрины или поГудки. Эти повествования веками передавались устно, и только сравнительно недавно ученые и энтузиасты народной культуры стали записывать и издавать это уникальное наследие. Мы поговорили с художницей Дарьей Свиствой, чтобы подробнее узнать о подобных проектах.
Старообрядческие форумы проходят уже более 5 лет. Мнения о них высказывают самые разные — от восторженных до критических. О сложившейся ситуации и возможных путях развития этой общественной инициативы размышляет публицист Глеб Чистяков.
У пересечения Егорьевского шоссе с речкой Доркой стоит изящная церковь, построенная в стиле модерн в 1913 году по проекту архитектора Б. М. Великовского. Этот храм был возведен на средства фарфорозаводчика Ивана Емельяновича Кузнецова на родине его предков в Новохаритонове. В Гжельской волости до революции жили православные и старообрядцы разных направлений. Это конфессиональное разнообразие отразилось и в судьбе Новохаритоновской церкви.
Принято считать, что в староверии не так много проектов, в которых занята молодежь. Однако это мнение устаревшее, доставшееся нам с советских времен, когда государство старалось не допустить активное участие молодежи в церковной жизни. Сегодня все большее количество молодых старообрядцев вовлечено в разные просветительские, образовательные и рекреационные проекты. Сегодня мы расскажем о проекте «znamennoe.ru», посвященном церковному пению.
Сегодня мы совершим прогулку по центральной части Таганского района — месту, которое долгое время было вотчиной двух известнейших в Российской империи семей промышленников — Морозовых и Алексеевых.
Члены семьи купцов Рахмановых активно занимались благотворительностью, собрали коллекцию старинных икон, выступили сооснователями научного издательства. На углу улицы Воронцово поле и Подсосенского переулка в Москве стоит старинный особняк. Прохожие заслуженно обращают на него внимание, но мало кто знает, что почти 100 лет он принадлежал династии купцов Рахмановых. Документы по истории этой известной семьи сохранились в Главархиве Москвы.
Не секрет, что изучение старообрядческой иконы последние 20 лет находится в центре научного внимания. Исследователями выявлены разные направления в иконописи староверов. Среди них: ветковская, невьянская, сызранская, поморская икона. Сегодня Михаил Чернов рассказывает о своих исследованиях иконописи Боровска.