Статьи
Признание Белокриницкой иерархии не за горами?
Признание Православной Церкви Украины Константинопольским Патриархатом и другими деноминациями восточного обряда вновь актуализировало вопрос признания восточными церквями Белокриницкой иерархии, которого старообрядцы добиваются со второй половины XIX века. Особенно это важно ввиду отказа РПЦ признать эту иерархию.
История тульского старообрядчества
Старообрядчество известно в Туле с XVIII века в связи с официальной регистрацией так называемых «записных раскольников». Они составляли не очень большую часть от общего числа горожан, но среди них были известные оружейники, выборные старосты, купцы и промышленники. Предлагаем вниманию читателей статью, посвященную тульскому старообрядчеству.
Чистопольские купцы-благотворители
Чистопольцы считают, что благотворительность в их маленьком уездном городке началась с купцов- старообрядцев. Челышевы, Шашины, Маланьичевы, Вачуговы, Маклаковы, Мешкичевы, Поляковы, Мельниковы… — эти фамилии в Чистополе знает каждый. Они высечены на могилах старообрядческого кладбища, где покоятся целые династии купцов-меценатов.
Вятское. Самое красивое село в России
О возрождении провинции в России принято говорить в сослагательном наклонении: вот как было бы хорошо восстановить старинные села, усадьбы, ремесла, традиции. Оказывается, все это можно делать уже сейчас, не ожидая государственной поддержки. ИКК «Вятское», основанный предпринимателем Олегом Жаровым, постепенно начинает выходить за пределы Ярославской области. Село Вятское должно стать частью музейной сети, которая охватит города Ярославской области, с опорными центрами в Москве и Санкт-Петербурге. Предлагаем вниманию читателей интервью с Олегом Жаровым о роли музеев в развитии страны.
Судьба Каринкинской общины
В Москве есть здание с двойным адресом — ул. Таганская, д. 15а и Большой Факельный переулок, дом 18, строение 2. Ныне в нем находится Московский детский «Сказочный театр», но до конца 30-х годов XX века здесь существовала Покровская старообрядческая община. Ее истории и судьбе посвящен этот материал.
Староверы: вынужденные переселенцы на Васюганье
Уникальный подарок природы, выдающийся по масштабам, самобытной красоте и значимости для экологии планеты, находится на территории Томской области. Еще одними вынужденными жителями Васюганских болот и их окрестностей стали старообрядцы. В глухой тайге они надеялись скрыться от преследования церковных и светских властей, поэтому продвигались все дальше и дальше. В Нарымском крае, недалеко от Васюганского болота, они оказались в конце XIX — начале XX века.
Имянаречение у старообрядцев
В последнее время стало известно, что иногда старообрядческое крещение совершается не согласно уставу и традициям, на 8-й день, а в другое время, например, через несколько месяцев, а то и лет. В связи с этим возникают вопросы: «а кто крестил этого человека, при каких обстоятельствах?» Предлагаем вниманию наших читателей статью, посвященную имянаречению у старообрядцев, а также особенностям празднования именин.
Епископ Силуян (Килин): «Бороду я начал отращивать уже в армии…»
Он родился в семье старообрядцев и сам стал священником. Архиерей Русской Православной старообрядческой Церкви, епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян. По паспорту Килин Симон Анфиногенович. Родился в 1939 году на Алтае. В начале войны оказался в Колпашеве Томской области. Потом был Новосибирск, Молдавия. И опять возвращение в Сибирь — восстанавливать разрушенные в советские времена старообрядческие общины. Предлагаем вниманию читателей интервью с епископом Силуяном.
Ростов старообрядческий. Вторая часть
Ростов Великий издавна считается красивейшим городом центральной России, входящим в ожерелье «Золотого кольца». В современных СМИ о Ростове рассказывают лишь как о провинциальном городке, достойном упоминания исключительно в туристических каталогах. А на самом деле этот центр играл огромную роль в духовной, административной и политической жизни древней Руси.
«Думал, что Цой не умер»: как живет физик-старовер из НГУ
Роман Куц с детства посещал старообрядческий собор вместе с родителями: пел на клиросе, усваивал церковную грамоту, а затем учился на звонаря. Его жизнь резко поменялась с поступлением на физфак Новосибирского госуниверситета. Теперь он пытается понять Бога через размерность Вселенной и объяснить Большой взрыв через Библию. Молодой ученый рассказал о том, как в его жизни совмещаются религия и наука, почему он думал, что Цой жив, и за что возненавидел русский рэп.
Ростов старообрядческий. Первая часть
Ростов Великий издавна считается красивейшим городом центральной России, входящим в ожерелье «Золотого кольца». В современных СМИ о Ростове рассказывают лишь как о провинциальном городке, достойном упоминания исключительно в туристических каталогах. А на самом деле этот центр играл огромную роль в духовной, административной и политической жизни древней Руси.
Преподобный Никодим Кожеезерский
16 июля (3 июля ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Никодима Кожеезерского, каргопольского чудотворца.
История купеческой династии, к которой принадлежал Станиславский
Сегодня старообрядческие священники все чаще призывают свою паству к отказу от образования и светского статуса. Отсутствие образования ставится почти эталоном. На страницах нашего сайта мы знакомимся с историей старообрядческого рода, подарившего Москве предпринимателей-новаторов, двух градоначальников и одного из самых известных в мире театральных деятелей.
Образование в старообрядчестве
«Возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумом твоим». Это самая первая христианская заповедь, она указывает на важность человеческого разума во взаимоотношениях с Богом. Человеческий разум делает веру в Бога живой, отсутствие разума превращает веру в фанатизм. Одним из видов разумной деятельности человека является учение, и получение образования является одним из путей богопознания. Сегодня на страницах нашего сайта мы публикуем статью иерея Иоанна Севастьянова, посвященную образованию в старообрядчестве.
Павел Варунин: «Трудолюбие — главное, что отличает староверов»
Русские старообрядцы живут в Эстонии на протяжении столетий. Сегодня их общины существуют там же, что и сотни лет назад — в Причудье, Тарту и Таллинне. Председатель Союза старообрядческих общин и руководитель Общества культуры староверов Эстонии Павел Варунин отметил, что если косоворотки сегодня носят реже, то это не значит, что традиции исчезают, рассказал, где с ними можно познакомиться в Эстонии, а также — кому будет посвящен издаваемый им ежегодный календарь с месяцесловом.
Как праздновали на Руси день Петра и Павла
По церковному календарю, последний июньский праздник (29 июня по старому стилю) посвящен чествованию святой памяти апостолов Христовых — Петра и Павла. Представляем описание, как отмечали этот день на Руси, по историко-этнографическим очеркам из книги «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» А. А. Коринфского.
Пастырь и доносчики
Во вторую Неделю по Пятидесятнице совершается память святых священномученик, мученик и исповедник, иже в Русстей земли за веру Христову от безбожник пострадавших. Это празднование установлено решением Освященного Собора РПсЦ в 2001 году. В XX веке на старообрядческую Церковь обрушились новые жестокие гонения — гонения от богоборческих властей. Тоталитарное государство добивалось не столько отречения от веры, сколько физического уничтожения верующего народа. Были раскулачены, сосланы в лагеря или расстреляны многие старообрядцы, в том числе и священство. Многочисленные лишения претерпели и родственники «врагов народа». Судьбы многих наших соотечественников, пострадавших в XX веке, до сих пор неизвестны. Нынешний наш рассказ посвящен судьбе священника, погубленного подобными деяниями простонародных доносчиков и «доброхотов».