21 декабря 2023 года в московском независимом конференц-центре «Сретенский», что на Сухаревской, состоялась первая в истории старообрядчества научно-практическая конференция, посвященная памяти митрополитов Кирилла (Тимофеева) и Алимпия (Гусева). В интернете началась публикация материалов конференции. Сегодня мы представляем читателям первую часть доклада А. Шишкина, посвященного эпохе митрополита Алимпия.
В прошлом, 2023 году, внимание единоверцев, а также всех любителей церковной старины Русской Православной Церкви, привлекла деятельность неформальных сообществ, желающих более активно продвигать и популяризировать древнерусскую богослужебную традицию. Чтобы попытаться разобраться в этом относительном новом явлении, редакция обратились к одному из них — «Обществу сщмч. Андрея Ухтомского».
В следующем, 2025 году, исполняется 350 лет со дня преставления преподобномученицы Феодоры, боярыни Морозовой. Старообрядческие согласия собираются торжественно отметить эту дату. О судьбе боярыни, обретении ее мощей, опере «Боярыня Морозова», ее персонаже в фильме «Раскол» — читайте в нашем материале.
В Санкт-Петербурге прошел круглый стол «Старообрядчество Ленинградской области и сопредельных территорий», посвященный вопросам старообрядчества на территории Северо-Западного региона нашей страны. Его участники единогласно отметили, что, несмотря на возросший в последние годы интерес к староверию, которое является неотъемлемой частью русской духовной традиции, оно требует внимания и поддержки. В противном случае мы можем потерять целый пласт уникальной культуры.
Когда в 2017 году на Освященном соборе РПсЦ было объявлено о восстановлении общения между Русской Православной старообрядческой Церковью и Древлеправославной Церковью (Древлеправославной Архиепископией), многих охватила радостная эйфория. Некоторым стало казаться, что начался процесс объединения старообрядческих согласий. Однако этого не случилось. Поспешность, отсутствие рассудительности и «головокружение от успехов» у ряда представителей РПсЦ, привело к непоправимой духовной катастрофе. О драматических событиях размышляет первоиерарх Древлеправославной Церкви (Древлеправославной Архиепископии) епископ Никодим (Елякин).
30-31 января 2024 года в духовном центре РПСЦ, что Рогожском в Москве, под председательством митрополита Корнилия (Титова) прошло заседание очередного Совета Митрополии.
25 января 2024 года в Москве, в Белом зале храма Христа Спасителя, в рамках двух тематических направлений XXXII Международных Рождественских образовательных чтений — «Традиция. Диалог. Внешние связи» и «Жизнь Церкви и святоотеческое наследие» — состоялась конференция «Старый обряд в Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее».
В книжном стеллаже Василия Клинцова появилась новинка нехудожественной развлекательной литературы, заявленной как исследование отношений между полами в Древней Руси.
Многие частные коллекции становятся музеями, но сегодня мы расскажем о музее, который пока так и не появился на свет, хотя коллекция по-прежнему существует. Коллекционер ушел из жизни, и музей не возник — во всяком случае, физически. Речь идет о существующем в интернете Музее староверия и его основателе Викторе Ивановиче Осипове. И коллекция, и музей, и жизнь самого коллекционера связаны с городом Боровском, районным центром Калужской области, чье население не достигает и тринадцати тысяч человек. Обо всем этом рассказывает дочь Виктора Ивановича, Анна Осипова, пресс-атташе Музея староверия на волонтерских началах.
Все, наверное, знают про гжельский фарфор, хохломскую и городецкую росписи и дымковские игрушки. А если речь заходит о росписи по жестяным подносам, то большинство убеждены: это традиция родом из подмосковного села Жостово. Однако у нее есть предшественник: культура художественной лаковой росписи подносов зародилась на Урале, в окрестностях современного Нижнего Тагила, за почти 80 лет до возникновения жостовского ремесла.