Писателям-деревенщикам выпала куда большая честь, чем просто переоткрыть русскую культуру. Они своим словом остановили фактический геноцид русского этноса. 14 марта ушел из жизни один из выдающихся писателей этого направления Валентин Григорьевич Распутин. Главной темой его литературного творчества и общественной деятельности было переосмысление бытия русского народа и особенно крестьянской его части. Распутин решительно выступил против насильственной урбанизации населения в советское время и шельмования русского народа в годы либеральных реформ. Интересные мысли он высказывал и о русском старообрядчестве. Как сообщает РИА «Новости», на отпевании В. Распутина в храме Христа Спасителя (РПЦ) сегодня, 18 марта, присутствует также предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий.
Можно ли молиться об отлученном от Церкви, каковым был, например, Л.Н. Толстой? Епископ Иннокентий (Усов) в своей статье размышляет о том, можно ли молиться за иноверных и еретиков.
Двуперстный крест, борода и длинный кафтан — это первое, что приходит в голову в разговоре о старообрядцах. Но так ли это? Кто такие старообрядцы, какому богу молятся и что думают о современном мире? Своими жизненными историями поделились два человека, которые с молоком матери впитали в себя староверские духовные ценности и бытовой уклад.
Воссоздать традиционную модель уклада в небольшом селе оказалось сложно. Хотя три столетия назад именно здесь обосновалась большая община, и поселение стало негласным центром старообрядчества Саратовской области. Но местные мужчины давно не соблюдают завета «да не коснется бритва бороды твоей», женщины же носят запрещенные по уставу брюки и красятся. Уже двадцать лет старожилы пытаются вернуть сельчанам веру предков. Корреспондент ИА «Взгляд-инфо» побывала в селе Сосновая Маза Хвалынского района и увидела, с чем приходится сталкиваться активистам и священнику.
Предлагаем нашим читателям ознакомиться с повестью «У стен града невидимого», написанной известным русским писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным в 1908 году, после путешествия в Заволжье по традиционно старообрядческим местам. Повесть посвящена впечатлениям писателя от знакомства со старообрядцами и их святынями. Текст публикуется впервые после советского издания 1982 года.
В настоящее время уже не редкость выступление старообрядческих хоров не только в своей среде, на вечерах духовных песнопений, но и на фестивальных площадках, перед учеными-музыковедами и любителями древнерусской музыки. В мае 2014 года концерт «Распевы Святой Руси», в котором приняли участие семь ведущих хоровых коллективов, проходил в Московском международном Доме музыки. Наш сайт рассказывал и о выступлении Московского хора на фестивале в Гродно. Продолжаем начатую ранее беседу с Николаем Григорьевичем Денисовым. Мы говорим о том, как концертная деятельность отражается на общем уровне пения.
На прошедшем Совете Митрополии РПСЦ (4-5 февраля 2015 г.) было принято постановление о церковной молитве за инославных и отлученных, которое вызвало множество споров и неоднозначных реакций. В связи с этим наш сайт начинает серию публикаций старообрядческих авторов, посвященных этому непростому вопросу. Сегодня публикуем статью из журнала «Церковь» за 1913 год, представляющую собой подборку из Священного Писания на данную тему, а также рассуждения автора.
12 февраля Община русских-липован Румынии отметила своё 25-летие. Вообще-то русские старообрядцы бежали на территорию Молдавии и Валахии, теперь являющихся частью Румынии, ещё в конце XVII века. При Николае Чаушеску их старались ассимилировать, многие забыли родной язык. Однако в последние десятилетия, с обретением официального статуса, в среде липован происходит национально-культурное возрождение. Об этом корреспондент портала «Русский мир» побеседовал с председателем общины, депутатом парламента Румынии Мироном Игнатом.
Благодаря творчеству русских художников ХIХ века, неравнодушных к культуре простого русского народа, мы сегодня имеем удивительную галерею портретов старообрядцев, лицезреем архетипы старозаветного великорусского народа. Обычно когда говорят о полотнах, посвященных старообрядцам, вспоминают Михаила Нестерова. Однако, кроме него, были и другие живописцы, запечатлевшие на своих полотнах лики Старой Веры. Одним из таких был муромский художник Иван Куликов.
Узнав о том, что готовится интервью с Николаем Григорьевичем Денисовым, читатели нашего сайта прислали множество вопросов. Темой сегодняшней беседы будет пение «по напевке», соотношение современной старообрядческой и древнерусской певческой традиций, появление печатных певческих книг Л.Ф.Калашникова и т. д.