Культура барокко была глубоко усвоена Русской Церковью. Сегодня это основной культурный стиль богослужения, этикета и внутренней жизни РПЦ. А что было до распространения барокко? Как этот пышный стиль изменил церковную жизнь и христианское мировосприятие? Подробный разбор и анализ компонентов богослужения, испытавших на себе влияние барокко, приводится в публикуемом докладе протоиерея Георгия Крылова (РПЦ). Материал был представлен на II Международной научно-практической Свято-Тихоновской конференции «Тысячелетие просветителя Руси: проблемы просвещения в зеркале духовной школы», которая прошла в Пскове 24–25 ноября 2015 г.
В крещенские праздники корреспондент газеты «Верещагинский вестник» побеседовал с настоятелем верещагинского храма РПсЦ во имя святителя Николы Чудотворца протоиереем Валерием Шабашовым. Благочинный старообрядческих приходов Уральской епархии РПСЦ рассказал о численности старообрядцев на Урале, о том, как становятся старообрядческими священниками и о своем собственном пути.
Всего полтора года назад в Московской митрополии РПСЦ начал работу магазин «Исмарагдъ». Сегодня этот магазин является крупнейшей сетевой торговой точкой, представляющей старообрядческие книжные издания и церковную утварь для жителей России и зарубежья. О том, как был создан и как изнутри работает магазин, читайте в эксклюзивном интервью.
Проповедь имеет огромное значение в жизни Церкви, в жизни каждого христианина, который ходит в церковь, который молится, который жаждет слышать слово Божие. Говорить об этом необходимо, но очень сложно. Тот, кто говорит о проповеди, должен сам быть блестящим проповедником и наставником. Ведь надо донести до читателя, какой должна быть проповедь, кто призван проповедовать, как надо проповедовать, о чем проповедовать, в каком объеме, и множество-множество других вопросов. Обо всем этом рассуждает настоятель калужской старообрядческой общины о. Иоанн Курбацкий.
13-14 февраля 2016 года состоялась благотворительная поездка группы старообрядцев РПСЦ в поселок Ольховатка Донецкой народной республики (ДНР). Там находится старообрядческая община, не покидавшая своей «малой Родины» в самые тяжёлые дни боёв за Дебальцево. Представляем фоторепортаж одного из участников поездки — Елены Тонких, студентки Московского Духовного Училища.
Единственный храм Русской Православной старообрядческой Церкви в Кузбассе появился всего-то три с небольшим года назад — построили его в Новокузнецке. Почти на берегу Томи, на возвышении — не слишком большой, но видный издалека, деревянный. На куполах — восьмиконечные кресты, древлеправославные. Корреспонденты «Газеты Кемерова» пообщались с настоятелем общины о. Игорем Мыльниковым и местными старообрядцами.
Представляем нашему читателю уникальные главы из книги «Я — Victor», которая сейчас только готовится к публикации. Это воспоминания В. Н. Милованова (1923 – 2011) — певчего старообрядческого храма Покрова Пресвятыя Богородицы на Рогожском кладбище в Москве. Повествование начинается рассказом о детстве, насквозь пронизанным интеллигентным духом старообрядчества, хотя и отравленным горечью воинствующего атеизма послереволюционных лет. В представленных главах автор рассказывает о строительстве и жизни храма Успения Богородицы на Апухтинке, а также о тяжелых временах гонения на Церковь, которые он застал, будучи подростком. Эта книга — спокойный, слегка ироничный взгляд в прошлое.
В ходе Архиерейского Собора РПЦ МП, состоявшегося 2-3 февраля 2016 года под председательством Патриарха Кирилла, обсуждалось участие РПЦ в грядущем «Всеправославном Соборе», события на Украине и в мире, судьба царских останков. Не осталась в стороне тема древнерусской церкви и ее агиографической истории. В старообрядческой среде обратили внимание на усиление сторонников канонизации бывшего патриарха Никона. Насколько обоснованны подобные опасения, читайте в нашей публикации.
Современный мир старообрядчества не ограничивается официально зарегистрированными согласиями. До сих пор существуют общины и отдельные староверы, религиозный статус которых никак не закреплен в государственных органах. К подобным согласиям, безусловно, относятся странники-бегуны — старообрядцы, которые еще в конце XVIII века прекратили всякую связь с гражданским обществом. Сегодня мы публикуем размышления одного из последователей этого согласия, проживающего в США.
10 февраля 1837 года не стало Александра Пушкина. Вы думаете, убили русского поэта? Нет! Убили родоначальника Русского Слова. Ведь согласно современной теоретической концепции культуры речи, А.С. Пушкин сумел на основе народного языка создать в своем творчестве такой язык, который был принят в качестве образца литературного.