В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит выставка «Кресты Рогожской слободы. Каменная резьба XVI в. Итоги реставрации». Экспонаты представляют собой белокаменные кресты, относящиеся ко второй половине XVI века. Интересно также, что историческая Рогожская слобода находится в ином месте, нежели сегодня рассказывают официальные ресурсы РПсЦ.
На наших глазах сменяются поколения старообрядческих головщиков и певцов. Все больше молодых лиц на клиросах храмов, а уровень пения и репрезентации певческой культуры становится все более профессиональным. Основы, заложенные таким корифеями, как Н. Денисов и А. Емельянов, стали плодородной почвой для развития певческого движения. Сегодня мы беседуем с представителем нового поколения головщиков, руководителем хора «Параклит» Филиппом Севастьяновым.
Память святителя Нико́лы, архиепископа Мир Ликийских, Церковь чтит несколько раз в году. Главный праздник — «зимний» Нико́ла, в честь преставления святителя — 19 декабря (6 декабря по старому стилю). Вешний, то есть весенний — 22 мая (9 мая по старому стилю), когда вспоминается перенесение его мощей в итальянский город Бари. В церковном календаре есть также дата рожества Святителя и перенесение его св. образа от Вятки в Москву — 11 августа (29 июля по старому стилю). Также еженедельно, по четвергам, по церковному Уставу, совершается служба апостолам и святителю Нико́ле — в тех храмах, где служба ежедневная.
16 декабря (3 декабря ст. ст.) Церковь чествует память преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца, одного из ближайших учеников и сподвижников преп. Сергия Радонежского. Преподобный Савва стал основателем и первым игуменом Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде, который первый в истории Руси получил статус Лавры.
Протопоп Аввакум был самым ярким и влиятельным идеологом старообрядчества, непримиримым противником беспощадной никоновской реформы Церкви и лидером «ревнителей древнего благочестия». Ко дню памяти протопопа Аввакума, 15 декабря, сайт «Русская вера» предлагает читателю статью о выдающемся деятеле.
Уже к XIX веку, когда Москва становится идеологическим и политическим центром старообрядчества, сами старообрядцы образовывают весьма важный сегмент российской экономики, владея примерно 70% капиталов дореволюционной России. В свою очередь среди потомственных старообрядцев было (и есть) немалое количество выдающихся деятелей науки, среди которых инженер-гидроаэродинамик Д. Рябушинский, биофизик Н. Борисов, И. Кулибин и другие. В данной статье речь пойдет об известном изобретателе Иване Кулибине. Повлияла ли принадлежность Кулибина к старообрядчеству на его деятельность и состоятельность? Попробуем проследить это в предложенной статье.
Неподалеку от г. Торжок, что в Тверской области, располагается деревня Матюково. В начале прошлого столетия ее можно было смело назвать старообрядческой, поскольку здесь проживало немало староверов, да и главное — был храм. За время существования церкви сменили друг друга три священника. Сергиевский храм повторил судьбу многих церквей, он был закрыт и после войны разобран. Сейчас о былом старообрядчестве в Матюково напоминают лишь остатки фундамента этой небольшой церкви.
В Торжке история тесно соприкасается с обычной жизнью, порой кажется, что она и вовсе смешалась, но, если присмотреться, можно увидеть много интересного. Знаете ли вы, что на улицах Торжка есть не просто дома, а настоящие фамильные усадьбы именитых новоторов прошлых веков? Некоторые служат жилыми домами, в некоторых расположены различные учреждения. Среди них есть, заброшенные, перестроенные, а есть и те, которые сохранили свой внешний облик до наших дней.
17 октября 2024 года в богоспасаемом граде Тбилиси в резиденции Предстоятеля Грузинской Древлеправославной Церкви состоялось Совещание иерархов Русской и Грузинской Древлеправославных Церквей под председательством высокопреосвященнейшего Архиепископа Тбилисского и всея Грузии Павла (Хоравы).