От редакции:
Еще каких-то 10 лет назад ношение бороды сотрудниками светских учреждений считалось поступком из ряда вон выходящим. Сейчас ситуация стремительно меняется. Если бороду не стесняются носить звезды экрана, представители творческих профессий и даже модные метросексуалы, то тем более она к лицу людям солидным, серьезного рода деятельности. Все больше бородачей можно встретить на совершенно светских мероприятиях: выставках, конференциях, общественно-политических форумах.
Бороды, которые когда-то были для русских мужчин неотъемлемой частью внешнего облика, а ныне ставшие редкостью и среди молодых, и среди пожилых, оказались если и не в центре внимания во время десятой международной выставки вооружения, военной техники и боеприпасов Russian Arms Expo-2015, прошедшей на днях в Нижнем Тагиле, то уж точно были заметными для многих посетителей.
Дело в том, что не только делегаты из разных стран мира, посетившие выставку, многие из которых — это представители стран Азии, не только региональные и федеральные журналисты, собравшиеся освещать мероприятие, но и рядовые посетители, сотрудники оборонных предприятий, «мирные» зрители обращали на себя внимание бородой — не жалкой «бородкой», которую многие отращивают для того, что называется имиджем, не усами и не трехдневной небритостью, что, конечно, тоже нередко встречается в повседневной действительности, а той самой бородой, которой наделил человека Бог.
В глаза мужчины с бородами бросались сразу и чувствовали себя на выставке вполне комфортно — по сути, с главным в жизни оружием, которое всегда с собой…
Видеть бородатых представителей иностранных делегаций — Саудовской Аравии, Арабских Эмиратов — ничуть не удивительно: мусульманская вера у них строгая и растительность на лице — неотъемлемый ее атрибут, но мужчин из России, что ни говори, видеть с черными, рыжими, седыми бородами вне храма не просто отрадно, но и весьма необычно. Что поделать, если стерты в современном обществе правильные представления о должном мужском облике?!
Как профессиональному журналисту и просто человеку интересующемуся, мне часто приходится бывать на различных мероприятиях, в том числе и международного масштаба, но, пожалуй, впервые за два дня активной работы в одном отдельно-взятом месте встретилось столько бородатых мужчин — мужчин, которые, сами того не осознавая, вооружены главным — образом и подобием Божиим, позволяющим им быть самыми защищенными и привлекательными для окружающих.
С царских времен борода, как символ украшения всякого мужчины, перестала быть в почете у всех слоев населения, кроме, пожалуй, верующих людей. Впрочем, и они далеко не все могут быть сегодня достойным примером окружающим. К сожалению, даже и старообрядцы, особенно в молодом возрасте, не всегда готовы вооружаться подлинным символом мужской красоты, «приходя» к этому лишь в зрелом возрасте, а то и к старости.
Тем интереснее и важнее было увидеть на светском мероприятии бородачей, из которых лишь один был старообрядцем… Вернее, на выставке их было всего двое.
Фото автора
Людмила пишет : "Упоминание об "Образе Божием" здесь не относится к ереси, здесь говорится о видимом Образе, т.е., об образе Христа, как Он воплотился и каким Его видели в земной Его жизни."
Тогда так и нужно писать! А автор пишет : "мужчин, которые, сами того не осознавая, вооружены главным — образом и подобием Божиим"- ОБРАЗОМ И ПОДОБИЕМ БОЖИИМ. Мало того, что автор выражает тем самым вышеозначенную ересь ( понятно о каком образе говорит, так как присовокупляет "подобию"- читайте книгу Бытия ), к тому же он не прав в том, что человек наделен подобием. Бог хотел создать по образу и подобию, а создал только по образу, подобия человек должен достичь сам.
А почему так мало шума вокруг использования девицами косметики и украшений? Ведь это тоже попытка "подправить" свою внешность собственноручно.
Наверно, по этому поводу было бы еще больше возражений. Тяжело бывает спорить, что-то доказывать человеку с противными убеждениями. Каждый живет так, как считает нужным, это право каждого человека. Но и правила церковные так же всем известны. Говорить хочется тогда, когда есть надежда найти общий язык. В противном случае пропадает желание к разговорам.
В старообрядчестве традиционно не одобрялась ни косметика, ни женские украшения. Это позиция имеет немало подтверждений в писаниях, начиная с отцов раннего старообрядчества.
Однако же, нельзя все же отрицать, что до раскола женщины вполне пользовались украшениями и косметикой. По преданию, женщины Нижнего Новгорода во времена смутного времени сдали в городскую казну свои украшения, что позволило приобрести значительное количество оружия и снаряжения для ополчения впоследствии освободившего Москву.
А то против брадобрития целая кампания развернута: и соборы осуждают, и ревнители дразнилки придумывают, и прям всех это волнует. Справедливости ради чего бы и на женщин такой накат не сделать? Кто губы красит, пудрой пудрит и глаза рисует — образ Божий правит и причастия не получит. А уж кто бреет там чего себе да еще и серьги вставляет в дыры рукотворные, то это отлучать надо.
И с регулярной частотой выкидывать на форумы и сайты статьи и заметки на тему: "кто в ухе дырку сделал тому бес через нее в душу влетит", "кто глаза накрасил тот Света Божиего ими больше не узрит", "на бритых ногах путь лишь в геену огненную".
Сергий, уверен, что такие предложения найдут сторонников в любой старообрядческой общине. Более того, они регулярно озвучиваются на самых разных мероприятиях. Быть может они не столь заметны в сети, поскольку люди их предлагающие не самые большие поклонники интернета.
Беседовал с одной "младостарицей" по поводу ношения джинс. Несмотря, что джинсы имеют каноничный темносиний цвет, выяснилось что бесовщина кроется в желтой прострочке.
То есть можно сшить настоящие канонические джинсы, если прострочить их синей ниткой?
Люди часто очень скептически относятся к тому, чего не понимают. Но, со временем, мнения могут меняться. Все зависит от обстоятельств. (Это не о джинсах, а так, вообще).
Хоть где бы найти хоть одно объяснение на подобные темы. Хоть почитать бы. Мне до сих пор ни один "старообрядческий богослов" не смог внятно объяснить в чем погибель от брадобрития. Тыкают в книжки свои, какие-то цитаты копируют, а я прошу просто и своими словами объяснить. Либо начинается лепет об образе и подобии Богу (с бородой, ага), либо вообще ответ в стиле "рассуждать не положено, у нас в книжке написано, значит так, а зачем и не важно".
Читала где-то, как один старообрядческий священник сказал, что переживает не за тех своих прихожан, которые хоть без бороды, но в церковь ходят, а за тех, кто и без бороды, и не ходят. Потом, постепенно, все его прихожане отпустили бороды. Никто из церкви не выгонит безбородого. Только на клирос не поставят. А, со временем, может и объяснение подходящее найдется.
А как насчет причастия для брадобритых?
И как это "может объяснение найдется"? Его нет что ли?
Если есть правило, значит есть и объяснение. Может, просто вы не нашли еще человека, который донесет до вас это объяснение с предельной ясностью. Но, "кто ищет, тот найдет", думаю, со временем такого человека найдете.
А про причастие — я не знаю, это надо решать со священником.
Я давно ищу этого человека который донес бы с предельной ясностью, но пока нахожу только копи-пасту на какие-то безпоповские ответы которые сами по себе копипаста без каких-либо толкований. Хотелось бы объяснение богословского, но пока нет.
В этом случае можно посоветовать почаще заходить на приходы, на службу, искать контакты со знающими людьми.
Я по интернету немало спрашивал, и пока никаких ответов. На приходах будут те же самые люди которые отвечают в интернете. Вы верите, что в интернете и на приходах люди с разных планет?
Далеко не все старообрядцы пользуются интернетом и ходят по сайтом, особенно люди пожилые, а следовательно опытные в духовных вопросах. В интернете не так удобно разговаривать, как при живом общении. К тому же убедительно действуют и наглядные примеры. Только если иметь слишком скептический настрой, то к каждому убеждению найдется и свое возражение. Некоторые вещи, которые пишут про старообрядцев, для меня являются чем-то из области фантастики. Т.е. иногда создается впечатление, что консервативный старообрядец — это суеверный, озлобленный на весь мир невежа. Но по сути это очень неправильно. Думаю, что для того, чтобы понять смысл церковных традиций, надо к ним приобщаться и общаться с церковными людьми. Конечно, внешний вид — это еще не самое главное. Намного важнее участие в церковном богослужении. Тогда, постепенно, само собой придет и все остальное.
Если информация есть, то она есть и в интернете. Почему если работать с новообрядческими источниками, то в Интернете куча всего находится, и от старых, и от молодых, и священников, и монахов. Если есть, то есть и в интернете. Тем более большинство современных старообрядцев интернетом пользуются, а тем более образованных, кто разбирается.
А имидж консервативных злых дикарей создают сами старообрядцы — те из них, кто превращает вероучение в ролевую игру наподобии "Властелина колец", суть которой как можно более подобно старине нарядится, попробовать воссоздать средневековье в наше время, пожирнее обругать настоящее, но при этом не отказаться ни от чего современного к чему так привык (интернет, электричество, автотранспорт, телевидение, медицина и т.п.)
Высшее образование — это одно, а духовный опыт — совсем другое дело. Вы с людьми не общаетесь на приходах, почему так уверены, что они пользуются интернетом?
Конечно, разные бывают люди, идеальных людей не встретишь, но то, что вы пишете про "дикарей" — это не показатель. Лично я таких "дикарей" не видела, хотя, конечно, могут встречаться всякие разногласия. Но чьи-то недостатки и малограмотность — это не показатель истинной веры и благочестия. И то, что пишете ниже про "мечту" не относится к святоотеческим поучениям. "Мечта" — это только дело личного вкуса. Каждый такой "мечтатель" сам за себя ответит, но "мечта" и христианская духовная практика это — вещи совершенно различные.
Не отнимайте у нас мечту, господа критики. Ведь как это хорошо, раз именно борода есть оружие против диавола. Отрастил — и защищен. Молитвы, посты, аскезы, борьба со страстями — не усложняйте… Отрастил бороду, одел кафтан, взял лестовку — и вот он панцырь в котором легко и весело в рай по жизни идти.
а еще поясочком с бубенчиками препоясать бороду.. а то борода не канонична будет.
Смеется тот, кто смеется последним…
Людмила, а правда, что длинная борода нужна, чтобы грехи в ней на подлете к человеку запутывались как в паутине и до человека не долетали?
Первый раз об этом слышу.
"мужчин, которые, сами того не осознавая, вооружены главным — образом и подобием Божиим"- вот она старообрядческая ересь профессиональных журналистов! Ну когда же вы наконец выучите, что БОРОДА-ОБРАЗ МУЖА, а не Бога !? !? !?
Полностью согласен, Константин. Почему-то "образ Бога" воспринимается как наличие бороды. Получается, что женщина без бороды этого образа не имеет:)
Но почему духовники наказывать мужчин за бритье бороды, а женщин не наказывют за бритье других частей тела?
Например спины? :))
Невооруженным взглядом видно летом все это. Почему епитимию не дают таким девицам?
Кирилл, а Вас лично устроит, что с Вами будет волосатая женщина, простите за прямоту? Есть и такие женщины, у которых волосы, извините и на лице, и везде? Вас такая устроит, с небритыми ногами? Меня лично — нет.
Сергей, есть много женщин, которых абсолютно не устраивает бородатый мужик.
Кирилл,да пусть щиплятся, какое вам дело? Вот грех то смертельный нашли..
Ну и в чем оружие-то? Не, я понимаю, что это давний холивар, но все же…
Это символическое оружие, символ мужественности.
Упоминание об "Образе Божием" здесь не относится к ереси, здесь говорится о видимом Образе, т.е., об образе Христа, как Он воплотился и каким Его видели в земной Его жизни. Об этом же бывал спор между православным и католическим духовенством, что бритый подбородок — это искажение того образа, который дал Сам Бог и не пример подражания Образу Христа вочеловечившегося.
А "весело и легко" идти в рай по жизни без кафтана, бороды и лестовки — никто не запрещает. Счастливого пути.
Людмила, вы то надеюсь не бреете ноги? А то нехорошо получается, от мужчин требуете, но и сами то исполняете?
Кирилл, вы совсем не правы: ни от кого я ничего не требую. Как я могу что-то "требовать" от незнакомых мне людей? Попросить бы только хотелось, если для кого возможно, о некоторой деликатности в вопросах. Но я прошу, а не "требую", каждый волен делать, как считает нужным.
Решили буквально копировать образ Христа? Замечательно. А чего же тогда в одеждах тех лет не ходите, да и на языке говорите не том на котором воплотившийся Бог говорил? Давайте уж, чего.
Никто ничего в Церкви сам по себе не решает.
Сергий, я думаю в храмы Рогожского не пустят во многих видах одежды апостольского времени. Взять хотя бы назорейские одеяния пророка Иоанна Предотечи. Ну кто сейчас пустит босоногого, без брюк человека человека с перекинутым через тело тогой из верблюжей шерсти и посохом.
Обязательно потребуют чтобы подстригся, надел сапоги и кафтан.
Есть хоть одна икона с изображением дораскольного русского святого в кафтане и сапогах?
А есть ли на иконах святые, которые бреют бороды?
Людмила, вот некоторые примеры:
http://www.ruicon.ru/images/iconografy/icons/visantisk/0145.jpg
http://blistar.net/images/photos/c7a0ed407b922881317bc523c6aecc56.jpg
http://www.ruicon.ru/images/arts/mosaics/2.9._YUstinian.jpg
http://images.icon-art.info/main/02400-02499/02462_hires.jpg
http://vk.cc/4gxucW
Каждый видит так, как хочет, в соответствии со своим внутренним устроением. Я нигде не встречала в церкви иконы святых, которые не носят бороды. Если вы видели такие иконы, напишите, пожалуйста, по-русски имя святого и про саму икону — к какому веку она относится.
Я же приводил, Георгий Победоносец например — это в первую очередь.
Георгий Победоносец имеет образ юноши. Но мужей старшего возраста пишут иначе.
В соответствии с энциклопедической справкой он был в возрасте уже не юношеском.
Т.е., вы хотите сказать, что по образу вмч. Георгия в церкви допускается брадобритие? Думаю, что это принципиально новый аргумент для этой темы.
Как минимум я хочу сказать, что на иконах могут встречаться образы святых с бритой бородой. А что допускается в вашей церкви это уже вопрос другой, и почему допускается или не допускается.