Одной из самых востребованных рубрик нашего сайта является «Вопрос священнику». Последний год на вопросы наших читателей активно отвечает настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы РПсЦ в с. Муравлевке (Украина) иерей Олег Гаврилов.
Наш корреспондент встретился с батюшкой и побеседовал с ним.
***
Вы начинаете свой вопрос словом известно, то есть уже звучит утверждение, и дальше идут размышления, отталкивающиеся от этого как бы «факта». На мой взгляд, это не совсем верно. По моему наблюдению, всех людей, посещающих храм, можно условно разделить на две категории. Первая — это те, кто искренне пришел к вере, искал и нашел её, тот, для которого на первом месте духовная жизнь, а уже потом жизнь физическая, то есть земная, со всеми своими важными и нужными делами, та, которую все мы видим и наблюдаем и постоянно пребываем в ней. Такой человек и в быту соблюдает внешний облик Христианина, а тем более в церкви. Вторая условная группа людей — это те, кто относится к вере, да и к религии, как к некоему обряду, традиции. Для них основное — это телесная жизнь, со всеми проблемами и радостями, вот это жизнь настоящая, а религия — это уже так, придаток к настоящей жизни. Эти люди и в быту не придерживаются норм и чаще всего и в церкви являются нарушителями внешнего вида.
Упрощение в требованиях к внешнему виду не приводит к бóльшей посещаемости людей, а также отрицательно сказывается, прежде всего, на правильном понимании духовной жизни и попытках хоть немного изменить самого себя. Всё внешнее — одежда, обувь, платки, волосы, бороды нестриженые — должно говорить и показывать о внутреннем устроении человека. Оно так и есть.
По поводу упрощения: мне думается, можно привести пример с автомобилем. Если поставить цель, чтобы он просто ехал, и начать сокращать в нем всё, без чего он может ехать, то в конце может получится очень абсурдно и комично. А в какой-то момент трудно будет назвать его и автомобилем. Если начать такое сокращение с чехлов на сиденья — без них поедет? — Поедет! Затем подголовники: без них поедет? — Поедет! И мы знаем, что машина поедет и без сидений — можно посидеть и на стульчике или ящике, и без стекол, и без дверей, и без капота и многого чего другого она поедет. Далеко и надёжно на ней, конечно, не уедешь, но тронуться и ехать она сможет, и машиной ее тоже, конечно, не назовешь в привычном смысле. Так и человеку, посещающему храм: если всё разрешить и упростить, то, возможно, он внутри и будет считать себя верующим — как машина всё-таки едет, — а с наружного взгляда не видно в нем Христианина, как и в груде железа машину. Нет и надёжности, в дальнее путешествие не поедешь, а как мы понимаем, путь наш, как Христиан, далек и труден. Цель — пройти воздушные мытарства. Необходимо серьёзно готовиться, не расслабляясь и не расхолаживаясь.
Дать правильный ответ, почему это происходит, — задача очень сложная, может быть, даже и невыполнимая. Такого ответа я не знаю, а вот предположить можно следующее. Иноки, пустынники являют собой самую высшую категорию людей в земной церкви — по чистоте и по возможности духовного очищения и возрастания, даже святители связаны многими заботами и попечениями и не имеют столько свободного времени. А поскольку это высшая категория, то на неё идёт и равнение. Возможно, по этой причине так часто обращают своей мысленный взор к ним. На мой взгляд, в данном явлении есть положительные моменты, но есть и опасность.
Что касается положительного, то, во-первых, читая их творения и высказывания — а ещё лучше, глубоко изучая их, — мы начинаем узнавать путь духовной жизни, путь правильный и непрелестный, получаем теоретические знания. В современном мире очень много заблуждений и разных превратных, неправильных представлений о духовной жизни. Сложность в том, что духовная жизнь — внутри, и саму по себе её не увидишь, только через проявления её в обычной жизни. Внутренние ошибки человека в его представлении о духовной жизни сразу и не увидишь. Вот здесь и необходимы правильные теоретические знания.
Во-вторых, читая любую книгу любого автора, мы соприкасаемся не только с текстом и мыслями, им изложенными, но и с его духом. Известно, что у каждого человека разный дух. Читая святых отцов, мы соединяемся с их духом. Какой это дух, думаю, все знают и понимают. В-третьих, чтение подобной литературы пробуждает внутреннюю энергию: мы загораемся, встряхиваемся от бытовой рутины и как бы получаем толчок, импульс к собственному духовному очищению. Это всё на пользу.
К отрицательным моментам можно отнести случаи, когда человек начинает исполнять монашеские практики, не будучи к ним подготовлен. Проще сказать, когда начинает строить десятый этаж, не имея первых девяти и самого фундамента. Конечно, это беда. Мы четко должны понимать: одно дело — некоторые теоретические знания — неполные по причине того, что они без практики, и другое дело — попытка их исполнять без должной подготовки, без опытного руководителя. Эта опасность ясна, наверное, многим.
Феофилакт Болгарский в своём толковании на место в Священном Писании о последнем времени пишет, что тех людей будут одолевать в основном две страсти: это чревоугодие и проистекающая из него блудная страсть. Вот, наверное, с блудной страстью и очень много проблем. Теория с практикой вроде как не расходятся. Другая категория проблем — это всё то, что связано с внешними действиями: что куда поставить, как правильно и как неправильно; можно то или нельзя — все внешние проявления.
Издания, конечно, нужны. Может быть, нечто подобное курсу лекций для молодоженов или людей, собирающихся вступить в брак. И в данной брошюре изложить все те хотя бы небольшие знания по данному предмету. Священник перед венчанием обязательно должен поисповедовать молодых людей, поговорить с ними, дать данную литературу и попросить изучить. После поговорить и выяснить, получилось ли прочесть, согласны или не согласны, нравится или не нравится, хотят исполнять или не очень. Если до венчания они получат хотя бы теоретические знания, будет уже хорошо. В последующие года на исповеди можно напоминать, чтобы перечитывали данную брошюру. Тем самым знания будут закрепляться. И, может быть, после каких-то семейных столкновений и конфликтов супруги начнут применять в жизнь те рекомендации уже сами собой, спокойно и непринуждённо. Применяя, увидят и результаты.
Что касается вопросов семейной жизни, то можно почитать Авву Дорофея «Душеполезные поучения».
Неправильно думать и ставить вопрос о противопоставлении правил и здравого смысла. Между правилами и реальной жизнью нет противоречий. Правила уточняют и детализируют для нас те наши духовные и телесные свойства, которые должны быть в идеале и к которым нам необходимо стремиться. Ещё в трудах преподобного Антония Великого говорится о духе разума, рассуждения. О том, что многие добрые дела и подвиги, делаемые без рассуждения, привели к беде и непоправимым ошибкам. Это надо знать и помнить.
—————-
Необходимо понимать дух правил. Цель у всех правил одна, так же как и у земной Церкви — это приводить людей ко Христу.
—————-
Если чуть-чуть расшифровать эту фразу, то выйдет следующее: показывать ту грань, за которой будет больно и плохо, а в какой-то момент наступит просто смерть. Речь идёт о страстях, которые нас губят и не дают соединиться со Христом. Объяснять путь борьбы со страстями и вести по нему человека — вот задача церкви и правил. Очищение от страстей — процесс трудный, болезненный, долгий и мучительный. И здесь, мне думается, очень важно, в каком тоне это говорится, то есть с каким духом. Если резко, с неприязнью и гневом, то естественно, это оттолкнет человека, и мы понимаем, что виноваты не правила. Можно и по-другому: с сочувствием, спокойно выслушать человека, может, напоить чаем, просто поговорить, показать книги, объяснить, что и почему нельзя. Обязательно показать человеку выход из его ситуации, альтернативное решение.
Например, самая распространенная ситуация — с погребением. Родственники хотят, а по правилам нельзя — неважно, какая из причин: курево, отсутствие нестриженой бороды, не приходил на исповедь, не был венчан. Всегда есть выход из данной ситуации: либо помолиться молебен преподобному Паисию Великому в храме и потом устроить трапезу в церковном доме, либо дома отмолиться и устроить трапезу в церковном доме. В Молдове видел и сам участвовал (когда ещё был мирянином), как молились панихиду на дому за умерших родителей и сродников по плоти, не упоминая покойного — погребать было нельзя. Как видите, можно сделать по-разному, при этом не оттолкнуть людей от нашей веры и в то же время не нарушить ни одного правила. Как говорят в нашей местности о погребении: похоронить через церковь. Люди часто сами понимают, что человек жил неправильно и нет ему погребения.
И ещё об одном моменте можно сказать. Подобные ситуации появляются не из воздуха, им что-то предшествует. Если приехал новый священник, а в его приходе никто до этого не обращал внимания на внешние видимые грехи, то это одна ситуация. Если объяснять и проповедовать, с любовью и терпением осуществлять намеченную линию, то со временем, через несколько лет этот труд приносит плоды: люди с грехами — безбородые, курящие, невенчанные — сами уже не идут к святыне. Понимают, что приносят вред самому себе, и, не подходя к святыне, тем самым исполняют епитимью хоть в какой-то мере. Другая ситуация, когда совсем новый, не знающий человек зашёл в храм. К нему будет другой подход. Или человек всё знающий и ничего не хотящий делать — к нему будет тоже другой подход. Главное — не рубить с плеча, с людьми надо очень аккуратно, поскольку они находятся в очень большой духовной немощи. Нужно создать условия выхода из греховного тупика для всех, кто хоть как-то хочет выходить. Можно вспомнить клятву всех медиков: не навреди. Ну а те, кто ничего не хочет делать, то пусть так и остаются со своим ничегонеделанием.
Иерей Олег Гаврилов: «Цель у всех церковных правил одна — это приводить людей ко Христу»
А правила кормчей про выкалывание глаз своим братьям и сжигание соблудивших на кострах- они тоже приводят ко Христу? Вы многими своими правилами отвращаете людей от Христа и не даете им к Нему придти!
> Вы многими своими правилами отвращаете людей от Христа и не даете им к Нему придти!
Святым отцам было виднее кому ко Христу лучше идти с глазами, а кому лучше и без глаз!!
А правила кормчей про выкалывание глаз своим братьям и сжигание соблудивших на кострах — Константин, приведите источник, откуда Вы это взяли, будьте уж так любезны.
Gleb, что делает в кормчей правило Моисея повелевающее сжигать соблудившую дочь священника? Про выкалывание глаз за святотатство даже искать не буду, вам как священникам законы кормчей должны быть известны.
Сам знаю пару таких поводов к исполнению законов кормчей, но не разу не видел чтоб таких "дочерей" сжигали! Непорядок! Если бы вам, защитникам кормчей, пришлось на деле исполнять все что там написано, то вы первые бежали бы от нее без оглядки, так как 1/3 что там написано не имеет никакого отношения к христианству.
> так как 1/3 что там написано не имеет никакого отношения к христианству.
Или были составлены в те времена когда сжигать и выкалывать глаза было примерно тем же самым, как сейчас дать подзатыльник) Люди жестокие были в быту.
А вообще все эти кормчие старые разве можно соблюдать сегодня? Это как ПДД 50-летней давности. Вневременная только идея, а правила должны эффективно достигать вневременных идей в контексте времени. Быть некоторой прослойкой, middleware говоря языком ушедших на запад староверов и ставших программистами.
Gleb, что делает в кормчей правило Моисея повелевающее сжигать соблудившую дочь священника? Про выкалывание глаз за святотатство даже искать не буду, вам как священникам законы кормчей должны быть известны.
Приведите конкретный пример из конкретной книги, потому что например кормчая того же Петра Могилы это ересь на ереси, а без ссылки на конкретную книгу ваши слова облыжная клевета
Gleb, кормчая патриарха Иосифа, куплена мной несколько лет назад в церковной лавке, на Рогожке.
Лист 873. Закон Богом даный Моисею. Лев. 21 «Дщи человека иерея аще осквернится, и блудно имя нанесет отцу своему, огнем да сожжется.»
Лист 1093. Закона градскаго, грань, 49. Правило 58. Иже во олтарь или во дни, или в нощи входя, и от сущих в нем священных нечто украдая, да ослепится.
Привел конкретный пример вами почитаемой книги, которой как выяснилось вы никогда и не читали. Так что получается дело не в "облыжной клевете", а в облыжном поповском невежестве.
читайте внимательно. Левит это обязательно только для иудеев. а закон градский это государственный закон Византии.
Отлично! Тогда что эти законы там делают? Ответьте пожалуйста! Что касается Левит, то ветхий завет отменен Господом еще 2000 лет назад. И нет разницы иудей или не иудей. Иудеям эти законы были актуальны до пришествия Христа, но не сейчас. А если и сейчас, то опять же, что они делают в христианской книге, если ее вообще можно назвать христианской?
Константин! на сайте РВ (в ком-ях) уже говорили о канонической сомнительности текстов книг печатаных после Смуты. Руководствуйтесь соборно принятым РПЦ (не МП) Номоканоном в 13 веке, а не назвавшей себя "Вселенской" греческой Церкови.
Они приведены для сравнения. Чтобы была видна разница. А руководствоваться можно только принятыми на Соборах постановлениями. Например Соборным уложением.
Сергей, пусть сомнительными книгами руководствуются иудеи и все забывшие про то, что нужно соблюдать в первую(!) очередь законы Божии, а не законы человеческие! Или Вы считаете, что в тех номоканонах нет никакого бреда или законов неактуальных сегодня? Что Вы собираетесь делать, к примеру, с законами относительно рабов, определяющими к с ними поступать, если раб: сбежал, убежал, прибежал, ударил своего господина, изнасиловал его домочадцев и так далее? И такими законами полны даже правила вселенских соборов! Неужели вы не понимаете что уголовным кодексом советского союза сейчас невозможно и просто смешно было бы руководствоваться? Иоанн Златоуст говорит, что постановления человеческие не есть закон! Вы же твердите про номоканоны, правила апостолов, вселенских, поместных соборов, а про заповеди Божии не говорите ни слова. Вы погрязли в невежестве и языческом понимании христианства. Номоканон, хоть 17, хоть 11 века- книга для музея, не более того.
Gleb, там не написано, что они приведены для сравнения, они там в ряду прочих церковных правил. Вы не правы.
Вы серьезно тут рассуждаете о том, чтобы использовать правила быта 13-го века для проживания в 21-м?
твердите про номоканоны, правила апостолов, вселенских, поместных соборов, а про заповеди Божии не говорите ни слова. Вы погрязли в невежестве и языческом понимании христианства — протестантизм детектед:( А не пойти ли вам скажем к баптистам?
Таки, всё-таки, жечь и выкалывать….. Зря проснулся, пойду навоз выгребать :(((….
> твердите про номоканоны, правила апостолов, вселенских, поместных соборов, а про заповеди
> Божии не говорите ни слова
Ох ничоси… Отец Алексендр который казни еретиков поддерживал, хватаясь за Иосифа Волоцкого, и вдруг…
"Вот что Крест Животворящий делает!" (С)
Все! После таких глаголов, перехожу на исповедь к честному отцу! Отче, примите меня, десятым чином, через побивание номоканоном по голове? Ушоб последнюю удурь вытрясти! :))
«Христианство нельзя навязывать. Когда-то это делала Католическая церковь — вплоть до костров инквизиции. На Руси такие перегибы тоже были. Это проблемы религиозного государства. Сейчас мы наблюдаем подобное в некоторых исламских государствах. Христос говорил, что «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (то есть достигается трудами и потрудившиеся его наследуют). Нельзя заставить, можно только позвать. А дальше: вольному — воля, спасенному — рай, как гласит гражданская поговорка»
иерей Игорь Карванен https://vk.com/wall-127805365?q=%23%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B&w=wall-127805365_10210
Сергий, не обольщайся. Это отец Александр просто цитирует Констанина:) Крест живтоворящий не всем "помогает".
> Сергий, не обольщайся.
Уфф. А то я уж испугался за о.Александра. Здоров, жаждит казни еретической)