Большекаменская община Русской Православной старообрядческой Церкви была создана в 1995 году. Несмотря на свою немногочисленность — сегодня в нее входят 11 приверженцев этой конфессии — община за четверть века своего существования внесла существенный вклад не только в религиозную, но и в общественную и научную жизнь как самого Большого Камня и Приморья, но всего российского Дальнего Востока в целом.
***
В Большом Камне четверть века существует немногочисленная, но весьма активная группа христиан-старообрядцев, объединившаяся 29 октября 1995 года в старообрядческую общину во имя Сретения Господня. Члены общины проявили себя с первых дней ее существования. Так, в 1995 году создали многотиражную (до 20 тысяч экземпляров) газету «Русь православная» (6+), которая распространялась практически на всех континентах Земли. В 1996 году было создано Приморское Аввакумовское братство, сыгравшее значительную роль в возрождении старообрядческой церкви в Сибири и на Дальнем Востоке. В 1997 году в Большом Камне был организован Древлеправославный Иркутско-Амурский архив, который по праву считается наиболее наукоемким старообрядческим архивом после знаменитого архива Рогожского поселка в Москве.
Летом 1996 года в городском округе началось переоборудование здания под домовую церковь и дом причта. Уже в феврале 1997 года домовая церковь во имя преподобного Сергия, игумена Радонежского была освящена преосвященным Силуяном (Килиным), епископом Новосибирским, всея Сибири и временно Дальневосточным. Эта церковь стала первым храмом Русской Православной старообрядческой Церкви, освященным в Приморском крае в новейшей истории России.
Первым настоятелем храма стал иерей Александр Шестаков (1967 — 2008 гг.). Он был рукоположен в сан священника в Москве в конце декабря 1996 года, в начале февраля 1997-года он приступил к обязанностям настоятеля общины в Большом Камне.
Отец Александр Шестаков, трагически погибший в 2008 году, внес значительный вклад в развитие старообрядческой церкви в Восточной Сибири и ДФО. В 1999 году он был избран икономом (заместителем епископа) ДВ епархии и активно трудился на этом поприще. За заслуги перед церковью в 2006 году он был награжден наперсным крестом, а в 2017 году в память о его заслугах перед гражданским обществом на суходольском храме была установлена мемориальная доска.
Как отмечают сами члены большекаменской общины старообрядцев, с момента своего появления она никогда не была многочисленной, но в разные периоды существования ее членами были такие известные деятели РПСЦ, как епископ Герман (Савельев), ставший в 2005 году первым постоянным епископом восстановленной Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока старообрядческой епархии; епископ Внифантий (Смольников), рукоположенный в 2007 году в архиереи на временную Большекаменскую кафедру и заменивший в 2008 году ушедшего с кафедры ДВ епархии епископа Германа; протоиерей Елисей Елисеев — член первого созыва Общественной палаты Приморского края, благочинный Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии РПСЦ (также — председатель Большекаменского центра научно-исследовательских инициатив, исследователь, публицист, педагог, общественный и церковный деятель); иерей Вячеслав Измайлов — ведущий древлеправославный иконописец в Сибири и на Дальнем Востоке, чьи иконы распространены по всей России и за рубежом; чтец Виктор Шерстюк, активно развивавший в 1990–2000 годах старообрядческое предпринимательство на юге Приморского края и другие видные представители древнего православия.
Суходольский храм долгие годы является местом сосредоточения духовной жизни христиан-старообрядцев юга Приморского края. Сюда съезжались староверы, проживавшие в разный период времени недалеко от Большого Камня — в Фокино, Находке, Партизанске, Шкотово, Дунае, поселке Заводской и т. д.
Основными видами деятельности общины всегда являлось совместное исповедание и распространение православной христианской веры, сохранение и укрепление имеющей апостольскую преемственность Белокриницкой иерархии. Однако, как уже говорилось, члены большекаменской общины не ограничивались внутрицерковными делами. Из наиболее заметных свершений стоит отметить выпуск — помимо уже упомянутой газеты «Русь православная» (6+) — журнала-газеты «Дальневосточный старообрядец» (6+), альманаха «Алтарь России» (6+), издание богослужебной и душеполезной литературы.
Также общиной были организованы три съезда мирян древлеправославных общин Приморского края в 1996–1998 годах в селе Суходол, восстановивших Дальневосточную епархию РПСЦ, первый Епархиальный съезд ДВ епархии РПСЦ в Большом Камне 30 января 1999 года, первый в истории России визит на Дальний Восток главы Русской православной старообрядческой церкви Андриана (Четвергова), митрополита Московского и всея Руси, состоявшегося в 2004 году.
Кроме того, в истории общины — организация и проведение в селе Суходол Советов руководителей общин Приморского края, Советов Съезда древлеправославных общин и нескольких Епархиальных съездов старообрядческой Дальневосточной епархии, помощь в строительстве старообрядческих храмов во Владивостоке, Уссурийске, Врангеле, Шкотово, организация и проведение летнего детского спортивного стана «Золотой лампас», который собирал старообрядческую молодежь буквально со всей Иркутско-Амурской епархии, организация научно-практических конференций, исследований в области истории и этнографии.
Большекаменская старообрядческая община известна далеко за пределами ДФО. Гостями Древлеправославного Иркутско-Амурского архива, расположенного здесь, являются ученые и исследователи МГУ, музея старообрядчества (город Боровск), университета Кембриджа (Великобритания), Русского музея Сиднея (Австралия), научных учреждений Пекина (КНР) и др.
Как стало известно редакции, с 25-летием общину староверов в Большом Камне уже поздравили, в частности, председатель комитета Госдумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников; Институт лингвистических исследований РАН; Дальневосточное отделение Российского исторического общества; Приамурское географическое общество; Музей истории и культуры старообрядчества (Боровск); Амурское казачье войско.
Источник: primamedia.ru
Фото: фонды Древлеправославного Иркутско-Амурского архива (Большой Камень)
Так речь идет об одной общине или их две — в г. Б.Камень и с. Суходол? И чьи они теперь? А что с Уссурийском? Сделали бы нормальную информацию о современном положении старообрядчества на Дальнем Востоке.
На сколько известно в настоящее время — эта церковь стала как домовая церковь Елисея Елисеева, а «Община» это очень громко сказано. За 25 лет эта община практически перестала существовать, как и большинство старообрядческих общин РПСЦ Восточной Сибири и Дальнего Востока. Даже старое название Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии созданной в 1911 г. упразднили. Современное состояние старообрядцев на Дальнем Востоке особенно РПСЦ очень плачевное. Первый удар по староверам Дальнего Востока РПСЦ нанес Елисей, а епископ Патермуфий практически разогнал оставшихся староверов из полупустых старообрядческих церквей.
Развиваются и строят церкви РДЦ и часовенные приехавшие из Южной Америки.