Возлюбленные о Христе братия и сестры, дорогие читатели. Поговорим о нашем спасении. Что это — спасение? Почему ангел Господень повелел Иосифу дать родившемуся от Девы Марии Богомладенцу именно это сладчайшее имя — Исус, что значит Спаситель? Почему Святая Апостольская Древлеправославная Церковь так увещает нас стремиться к спасению?
Оглянемся. Увидим окружающий нас мир. Обратим внимание на его красоты и совершенство природы. Как прекрасно небо, как величественны горы, сколь великолепны небесные светила, солнце, луна, звезды. Как разнообразны и сколь удивительны живые создания, обитатели неба, земли и моря. Как прекрасны люди, как поразительно индивидуальны. Разве не дорог нам весь этот мир? Как дороги нам родители, дети, наши супруги, друзья и родственники. Как дорог нам наш дом. Увидим, возлюбленные, как мы пытаемся сберечь, сохранить, уберечь и обустроить все, что окружает нас. Как переживаем мы, когда что-то теряем, и как порой плачем, когда теряем кого-то. Горестно и помыслить о потере родителей, детей. Сердце сопротивляется и одной мысли об этом, предпочитая в забвении похоронить те переживания, которые сопровождают эту разлуку. Сердце человеческое не может смириться с вынужденным одиночеством и в минуты боли вопиет к самим небесам: Почему? Почему приходит смерть? Почему приходит она и похищает у нас самое дорогое? Почему приходит она, если мы хотим жить? Жить и не разлучаться друг с другом? Сердце человеческое, рыдая от отчаяния, протестует. Протестует против смерти… и справедливо.
Ибо смерть неестественна ему. Смерть внесена в девственный, совершенный, вечный мир волей человека вопреки воли Божией. Она стала плодом, выросшим на возвышающемся и широко раскинувшем ветви древе гордой человеческой самостоятельности. Горек плод сей… Вкусив этот плод, мы вынуждены лишиться всего, что окружает нас: близких, друзей, нашего дома и, наконец, всего окружающего нас мира. Нам придется хоронить наших родителей, а, возможно, им — нас, и так же — с нашими детьми, нашими внуками, родственниками и друзьями. Несносно и думать об этом. Невозможно смириться с этим. Не хочется смиряться с этим.
В чем же тогда смысл жизни, если все равно все похитит смерть? Придет, как тать ночью, и отнимет самое дорогое, лишит самого любимого и заберет с собой самое драгоценное — жизнь. Где найти ответ на этот вопрос? У философов, подверженных той же участи? У мудрецов, волхвов, гадателей? Но и они, как и все люди, подвластны ей, и как те, кто не в силах помочь себе, смогут помочь другим? Ответ на этот вопрос может быть найден лишь у Того, Кто знает начало и конец нашего бытия. У Того, Кто создал нас и поселил на столь обширной земле, созданной Им же для нас. У Того, кто, как и мы и вместе с нами, вкусил из чаши, наполненной ядом и подаваемой рукою губительницы смерти, и, наконец, у Того, Кто после этого, сокрушив зубы ее и разрушив темницу ее — ад, воскрес из мертвых в третий день. Его-то и должно спрашивать нам, в чем же смысл нашей жизни. И чрез Святое Евангелие Он ответил…
Так, говорит, «возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» [Ин. 3:16]. Ибо смысл жизни в жизни, и так благоволил Бог, Который, по слову апостола, хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» [1 Тим.2:4].
Поэтому Он и всю эту природу создал, и нас сотворил не для того, чтобы нас погубить или подвергнуть наказанию, но чтобы спасти и, избавив от заблуждения, даровать нам блаженство в царстве (небесном) [Святитель Иоанн Златоуст].
Итак, что же такое спасение, как не жизнь? Что, как не победа над смертью? Что, как не жизнь вечная? Спасение — это сокрушение смерти, отнятие власти у нее над нами, нашими близкими и всеми человеками. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа» [1 Кор. 15:55]? Зачем же мать наша, Церковь, так увещевает нас стремиться к спасению? Затем, что спасающийся наследует все. Спасающийся наследует вечную жизнь в радости, в мире, превосходящем красотой наш земной мир так, как свет превосходит тень. Спасайтесь, вновь и вновь увещает нас Святое Православие, ибо вы увидите превосходный небесный дом ваш, созданный рукою Божией и «уготованный <…> от сотворения мира» [Мф. 25:34]. Спасайтесь, ибо, если вы будете жить, увидите своих родных и близких, родителей, детей, родственников. Радость встречи вашей будет тысячекратно умножена осознанием того, что расставаний больше не будет, что боли больше не будет, ибо отныне с вами Бог, «Который отрет <…> всякую слезу с очей ваших, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» [Откр. 21:4].
Спасайтесь же, о возлюбленные, ибо, верю, вы получите дерзновение припадать к ногам Спасителя, прося, чтобы и те из ваших близких, которые еще не окончили земное странствие по времени, также пришли в сию радость и блаженство. Спасайтесь, ибо все, чего вы боитесь, — скорбей, болезней, боли телесной или мук душевных, — все это лишится власти над вами, только позаботьтесь о душе своей, не бойтесь. Вот уже театр мира доигрывает последнюю сцену, скоро закроется занавес, и все, что было мрачным в его спектакле, все, что было пугающим и устрашающим, пройдет, и больше его никогда не будет. Не бойтесь, лишь только попекитесь о душе своей — и приобретете все сторицею. Блаженство, ничем не омрачаемое; радость, ничем не затмеваемую, но все более и более умножающиеся из-за бесконечности их. Невозможно пресытиться этой радостью, ибо невозможно охладеть к тем небесным красотам, которых такое множество, что осмотреть их не хватит вечности.
И что же требуется от нас, о возлюбленные, за такие блага, ожидающие нас? Разве много? Разве много нужно, чтоб спастись? Позаимствуем ответ на этот вопрос у духоносного преподобного отца нашего Иоанна, писателя Лествицы.
Все доброе, — говорит, — что только можете делать, делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части, будьте довольны оброки жен ваших. Если так будете поступать, то недалеко будете от царствия небесного.
Недалеко будете от царствия небесного. Как мало нужно! И, увы, как столь же мало тех, кто от чистого сердца старается исполнять это. Как важно хотя бы стараться, ибо Господу угодно уже хотя бы наше произволение к добру. Сколько из нас старается не пропускать воскресных служб, всенощных и утренних? На что мы меняем наше спасение в те минуты, возлюбленные братия и сестры, когда пришло время посетить церковь? Пусть сразу не всю службу от начала и до конца, но хотя бы ту часть, которую могут вынести наши еще не приученные к молитвенному стоянию ноги. Бог принял бы и половину этого, если бы только пришли мы. На что меняем мы вечную радость с Богом и близкими, когда в суете мирской забываем творить посильную милостыню? Не сверх меры, ибо Господь не требует это, но лишь то, «что может рука твоя делать, по силам делай» [Еккл. 9:10]. На что меняем мы наши прекрасные обители, райские просторы, пение райских птиц, когда ленимся уделить и одну минуту молитве — этому поистине великому делу, названному матерью всех добродетелей?
Неужели этот проходящий, столь скоропроходящий мир стоит нашего внимания после того, как узнали мы, что ожидает нас в мире, грядущем и вечном? Напротив, он достоин всякого презрения за его обманчивость, непостоянство, изменяемость и ненадежность. Он обещает радость, а дарит скорбь. Он желает, чтобы ему служили вечно, а сам умертвляет своих же слуг весьма скоро. Ничто не надежно в нем и воистину «мир есть блудница, которая взирающих на нее с вожделением красоты ее привлекает в любовь к себе. И кем, хотя отчасти, возобладала любовь к миру, кто опутан им, тот не может выйти из рук его, пока мир не лишит его жизни. И когда мир совлечет с человека все и в день смерти вынесет его из дома его, тогда узнает человек, что мир подлинно льстец и обманщик» [Преподобный Исаак Сирин].
Итак, потрудимся же, возлюбленные о Христе братия и сестры, хотя бы немного в этой жизни, ибо истинно не требует от нас Господь многого, не требует непосильного, не требует сверхъестественных подвигов, но зрит на произволение наше, на покаяние наше. И если видит в ком хотя бы малую искру веры, хотя бы малое принуждение себя к послушанию Его Святой Церкви, чтению Святого Евангелия и творению добрых дел ближним, то принимает это как уже совершившиеся добродетели. Взращивает, питает и укрепляет тот маленький еще росток, выросший из зерна горчичного, который совсем скоро вырастает в величественное и прекрасное древо нашего спасения — жизнь вечную. Которого и желаем вам, возлюбленные о Христе братия, сестры и дорогие читатели.
Комментариев пока нет