В ознаменование 175-летия со дня рождения видной деятельницы российской текстильной промышленности и хранительницы древлего благочестия в Серпухове А. В. Мараевой администрация города вынесла постановление об установке ей монументального бронзового памятника. Был объявлен творческий конкурс среди профессиональных скульпторов на создание фигуры высотой до двух с половиной метров (без пьедестала), на это ассигновано более двух миллионов рублей.
Месторасположение памятника определено на городской улице Чехова, перед особняком Мараевой, превращенном после революции 1917 года в Серпуховский историко-художественный музей. Немаловажным представляется и то обстоятельство, что монумент будет установлен вблизи краснокирпичного церковного здания с колокольней. Это здание — выстроенная на средства Анны Васильевны и благоукрашенная ею Покровская моленная старообрядцев-старопоморцев (федосеевцев), ныне превращенная в филиал музея.
В октябре этого года жюри творческого конкурса выбрало среди нескольких присланных проектов работу скульптора А. Свиязова, представленную в виде эскизов головы памятника и ростовой фигуры. Следует отметить, что в заседании жюри конкурса представители беспоповских старообрядческих структур и общественности участия не принимали.
Надо прямо сказать, что утвержденный эскиз памятника производит странное впечатление полным отсутствием указания на принадлежность к староверию Мараевой. Но ведь известно, что и она, и члены ее семьи были не только храмоздателями, но и щедрыми благотворителями. Десятую часть доходов от своего фабричного дела они вкладывали на содержание Преображенского богаделенного дома. В Серпухове сохраняется благодарная память о многих акциях Мараевых по социальной поддержке своих единоверцев и рабочих их текстильных фабрик. Собранная А. В. Мараевой коллекция церковной и светской живописи стала основой Серпуховского историко-художественного музея. Замечательное иконное и книжное собрание А. В. Мараевой было у нее конфисковано и разошлось по государственным организациям и частным коллекционерам.
Отрадно, что город воздает наконец-то должный почет и уважение своей землячке, оставившей людям уникальное духовное и культурное наследие. Но ее образ, будучи воплощенным в бронзе, призван запечатлеть одухотворенные черты ее облика, раскрыть ее приверженность заветам благочестия предков — староверов. В скульптуре же мы видим простоволосую женщину в корсетном глухом платье для визитов по моде конца XIX века.
Видимо, членам жюри конкурса было невдомек, что для вдовой женщины-старообрядки строгого федосеевского согласия было немыслимым появление в публичном пространстве, «на людях», если даже не в платке, но без тканевой повязки или наколки на голове? Вспомним, хотя бы портрет фабрикантши — «рогожанки» М. Ф. Морозовой 1897 года работы В. Серова!
Весь безликий, угрюмый внешний вид Анны Васильевны скорее напоминает, скажем, гувернантку Зиночку внуков Мараевых или их домашнюю учительницу, но не властную строгую хозяйку громадного семейного дела, которым она руководила единолично. Показано, что в опущенной правой руке она держит небольшой томик: то ли молитвослов, то ли записную книжку. Может быть, так автор решил невнятно намекнуть на сохранение ею Пустозерского сборника сочинений протопопа Аввакума и инока Епифания?
Автор утвержденного проекта предпочел пользоваться для работы фотографиями Мараевой из домашнего семейного альбома. Да, там она запечатлена позирующей в камерной обстановке, в светских репрезентативных нарядах деловой женщины. Но это не причина отказа от раскрытия образа глубоко верующей женщины в традиционном старообрядческом облике, в повойнике с платком и лестовкой в руке. Причем такие фотографии Анны Васильевны давно известны.
Думается, что старообрядцам и, прежде всего, руководству и членам беспоповских общин следовало бы обратиться в администрацию Серпухова с предложением о внесении изменений в утвержденный проект памятника, искажающий идеи воплощения духоносного образа великой серпуховки и традиционную внешность приверженки старой веры.
Автор: Валерий Анатольевич Любартович, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ
На мой взгляд, лестовка и другие атрибуты ни к чему на памятнике, сомневаюсь, что видная деятельница российской текстильной промышленности все время с лестовкой и в косоклинном сарафане ходила. Главное — изобразить в благопристойной одежде, не более.
протоиерей Иван Миролюбов:
В «в общем и целом» разница есть. Убрус — довольно широкое понятие, в т. ч. и полотенце.
В старообрядческом быту — нет.
То есть Вы хотите сказать, что в «старообрядческом быту» повойник могли назвать и полотенцем?
В старообрядческом быту — нет.
В «в общем и целом» разница есть. Убрус — довольно широкое понятие, в т. ч. и полотенце. Если Вас интересуют этнографические сведения, обратитесь к специалистам в этой области, а не к литургистам.
протоиерей Иван Миролюбов:
По изданию белокриницких в Уральске (переиздано в дер. Бородулино Пермской обл. в 1997 году) лл. 566-568. Поисковик не поможет, т. к. в чинопоследовании указан венчальный убрус, который и называется в быту повойником.
То есть в быту между «венчальным убрусом» и обычными «повойниками» нет никакой разницы?
Знаю — с Большого Потребника.
А по поводу Литургии Вы что-то путаете. Белокриницкий чин Архиерейской Литургии частично новодел, хотя и похож на дониконовский чин. А с обычной Литургией у них более-менее всё в порядке.
протоиерей Иван Миролюбов:
По изданию белокриницких в Уральске (переиздано в дер. Бородулино Пермской обл. в 1997 году)
А с какого дораскольного издания его перепечатывали белокриницкие не знаете? А то может оказаться, что это и не дораскольная традиция, так же как и с Литургией. Есть исследования которые говорят о том, что белокриницкий чин это новодел и от дораскольного чина разнится.
По изданию белокриницких в Уральске (переиздано в дер. Бородулино Пермской обл. в 1997 году) лл. 566-568. Поисковик не поможет, т. к. в чинопоследовании указан венчальный убрус, который и называется в быту повойником.
протоиерей Иван Миролюбов 19 часов назад:
Милый человек, Вы хоть понимаете, что сайт это старообрядческий и смотреть надо дораскольный Чин венчания?
А вы ссылку на дораскольный чин не дадите?
несмь тамо
Милый человек, Вы хоть понимаете, что сайт это старообрядческий и смотреть надо дораскольный Чин венчания?
протоиерей Иван Миролюбов 18 часов назад
Есть. Поищите.
Посмотрел Последование венчания Православное богослужение на
azbyka.ru.
Поисковая строка на слово «повойник» ничего не выдаёт.
Есть. Поищите.
протоиерей Иван Миролюбов:
Посмотрите Чин венчания
Там есть, что-то про повойники?
Посмотрите Чин венчания
протоиерей Иван Миролюбов час назад
Женщины федосеевского согласия не венчались и повойники не носили.
А для Вас повойники имеют отношение к венчанию?
Женщины федосеевского согласия не венчались и повойники не носили.
Любартович масон?