27 апреля Церковь чтит память свв. свщмчч. и испп. Аввакума и иже с ним: иерея Лазаря, диакона Феодора и инока Епифания, в XVII веке за правоверие сожженных. Церемония открытия памятника протопопу Аввакуму в Боровске стала одним из центральных событии юбилейного года протопопа Аввакума. Сегодня мы беседуем с автором памятника, известным скульптором, заслуженным художником России, членом-корреспондентом Академии художеств России Олегом Молчановым.
***
Нет, это полностью моя идея, потому что какого-либо заказа официально не было, ни от Митрополии, ни от других каких-то заинтересованных лиц или организаций. На самом деле эта тема мне близка и интересна так же, как и создание памятника Ивану Грозному, знаменитой личности, для кого-то противоречивой.
Меня всегда интересуют исторические личности, неоднозначные для общественного мнения, так вот, я считаю, что вокруг таких личностей часто бывают нагромождены мифы и стереотипы, которые нужно ломать. Иван Грозный был руководителем страны выдающегося масштаба, столпом православия, противником униатского движения. Также и Аввакум для меня является стойким борцом за истинную веру, которая сохранялась на Руси.
Новины, которые появились при Алексее Михайловиче и активно стали вводиться через бывшего патриарха Никона, не были приняты населением страны. И отказавшиеся их принять подверглись репрессиям. Фактически это была первая гражданская война, которую власть объявила своему народу. Я бы даже назвал это религиозной войной.
Дело не в том, что русская или не русская элита, даже род боярыни Морозовой — Соковниных ведет свое происхождение из Италии. Династия Романовых вышла из Голштинии, то есть фактически с территории Германии и Польши (предок Романовых — боярин Андрей Кобыла), то есть понятно, что они пришлые. Мы сейчас не об этом говорим, потому что на самом деле такие писатели, как Владимир Даль, Лев Толстой, Федор Достоевский, имели не только русские корни. Не о чистоте крови разговор, а о чистоте веры, то есть русский — значит православный, старообрядец.
Протопоп Аввакум в современные дни, как я уже говорил, является «героем нашего времени». Потому что подобный пример всегда актуален. Разве стояние за веру, исповедничество имеет временные рамки? Я не знаю, сможет ли каждый современный человек вот так исповедовать веру, если возникнет похожая ситуация. Есть люди, называющие себя «коренными» в вере, но в каких-то экстраординарных ситуациях или даже при наличии просто жизненных тягот или испытаний, пасуют, падают духом.
В. М. Клыков изобразил в хламинах узника, в поношении. Я сделал образ протопопа Аввакума в полном священническом облачении пастыря, благословляющего, проповедующего. Сам Аввакум считал себя апостолом своего времени.
Мне важно было показать, что Аввакум не признал своего извержения из священного сана, как он сам говорил на Большом Соборе 1666 года, когда он был проклят, извержен. Он в ответ их не признал и проклял. Почему?
Потому что он остался протопопом, священником, проповедником, он не признал снятие с него священства, духа благодати, который почивает на священнике. Судить и миловать он мог по-прежнему, то есть высказывать свободно в духе свое мнение. Этого права он не захотел быть лишен.
Аввакум, будучи клириком Казанского собора на Красной площади, имел такие ризы, имел прислугу. Я изображаю его именно в протопопских ризах, у меня консультантом был священник РПСЦ о. Вадим Коровин, он приезжал, мы с ним разговаривали о том, какое облачение, сколько пуговиц, сколько кистей на епитрахили, все это досконально исполнено в скульптуре.
Поэтому Аввакум именно в статусе протопопа по-прежнему стоит и благословляет. Он не изверженный какими-то временщиками, которые оказались волками в овечьих шкурах, потому что под видом некой религиозной праведности совершили религиозную революцию, сокрушив традиционное религиозное сознание.
В этой связи вспомню боярыню Морозову. Легко пострадать человеку, у которого ничего нет, но сложней, когда у тебя все есть, и для мнимого такого благополучия и тебе больше ничего не надо, оставайся по-прежнему в состоянии такой какой-то лояльности к власти. Но боярыня Морозова, самая богатая женщина, сидевшая за одним столом с царем, преставилась от уморения голодом.
Так и протопоп получал предложения от царя, от которых отказался. Он просидел 15 лет в яме в Пустозерске, но не только не был сломлен, но и создал эпистолярное наследие, на котором зиждется старообрядчество.
Я считаю, голгофский крест и голгофское возвышение, имеющиеся у памятника, означают, что старообрядческие мученики, подражая Христу взошли на свою голгофу в Пустозерске. Изначально в проекте памятника предполагалось изображение двух венцов сруба, в котором Аввакум был сожжен, но, к сожалению, они не были воплощены, не были отлиты.
Вообще этот памятник Аввакуму посвящен не только протопопу, а всем невинно пострадавшим за древлеправославие. Это как знамя, за которым идут невидимо мученики, венцы которых на небесах.
Также имеет символическое значение постамент в виде расколотого камня, красного и черного. Он означает церковной раскол.
Место, на котором установлен памятник, раньше было заброшенным пустырем. Теперь это точка притяжения внимания и жителей, и гостей Боровска. Очень даже радостно от этого, поэтому я думаю, что много еще можно добавить в этот комплекс.
Беседовал Глеб Чистяков
Комментариев пока нет