Церковное право — это одна из фундаментальных основ канонического устройства и канонического статуса христианской Церкви. Одним из важных институтов канонического права является церковный суд. Если нет адекватно действующего суда, то о каком праве, каких канонах и их применении может идти речь?
В России, несмотря на так называемое духовное возрождение, начавшееся в 1988 году и выразившееся в открытии тысяч храмов и сотен монастырей, вопросы церковного права в большинстве христианских конфессий оказались на заднем плане. Сегодня нельзя назвать ни одного религиозного объединения, где бы эти правила действовали во всей своей полноте, и тем более функционировал полноценный церковный суд.
Эта проблема неоднократно освещалась в публикациях специалистов. Большое внимание проблеме церковного суда уделял известный богослов РПЦ о. Павел Адельгейм. Он критиковал систему, сложившуюся в Московской Патриархии, заявляя, что церковный суд в понимании полноценного юридического института там отсутствует.
В частности, он отмечал:
«Устав РПЦ вводит принцип неравенства христиан перед законом и судом. Критерии, различающие судебную и исполнительную власть в действиях архиерея, отсутствуют. Правосудие лишено основного условия — независимости суда. Суд отдан в распоряжение исполнительной (архиерейской) власти. Зависимость суда от архиерейской власти исключает обжалование его решений в суде. Суд не обременяет себя задачей правосудия.
Устав запрещает клирикам и мирянам обращаться в гражданский суд. На епископов запрет не распространяется (Устав РПЦ, гл.1 ст.9). Возникает полная безответственность епископа в нравственно-правовом поле РПЦ, принципиально противоречащая правилам Вселенской церкви.
Закрытый характер и зависимое положение суда усугубляется отсутствием органа, контролирующего судебную деятельность. Суд не допускает стороны знакомиться с протоколами судебных заседаний, допросов, свидетельских показаний и других материалов дела. Положение не предусматривает защитника для обвиняемых, которые не могут себя защитить, ибо незнакомы с особенностями процесса в церковном суде и церковными канонами. Суд выносит решение не в интересах правосудия, а в интересах церкви, которые судьи могут понимать по-разному. (Положение, присяга судьи).
Поэтому обвиняемый может быть осужден не за правонарушение, а за неумение доказать свою невиновность в силу собственного бесправия и канонической некомпетентности.
В церковном суде действует презумпция виновности. Епархиальный архиерей является не только судьей, но и обвинителем. Он выносит распоряжение о возбуждении дела и передает на рассмотрение епархиального суда (Положение, ст.33).
Учитывая изложенные условия суда, можно ожидать, что при закрытых дверях каждый, обвиняемый епископом, будет осужден».
Похожая ситуация наблюдается и в старообрядческих согласиях. Церковный суд функционирует формально, редко опираясь на прописанные судебные процедуры и нормы канонического права. Весьма часто встречается ситуация, когда судебное решение принимается по личному пристрастию, в то время, как канонические его обоснования подверстываются по остаточному принципу.
Некоторые авторы указывают такой казус: наиболее «плодотворной» для злоупотреблений в этом отношении стала 55 статья правил святых апостол «Аще кто из клира досадит епископу: да будет извержен». И хотя ряд историков отмечают, что в древности «досаждение» означало рукоприкладство в отношения архиерея, то сейчас это понятие толкуется крайне расширительно, включая субъективно негативное отношение епископа к обвиняемому — в виде «досады».
Процедура церковного суда далека от совершенства и не часто учитывает основные правила юридического процесса. А именно: не всегда наличествуют обвинитель (готовый отвечать отлучением от Церкви в случае клеветы), свидетели, доказательства, нарушаются процессуальные сроки и т. д. В условиях отсутствия жесткой вертикали власти такие решения нередко остаются неисполненными — отлученные миряне продолжают посещать храмы и участвовать в богослужениях, а запрещенные священники иногда продолжают священнодействовать. И те и другие справедливо ссылаются на то, что над ними не было произведено не только справедливой, но и правомочной судебной процедуры.
Проблем, действительно, назрело немало, и их надо каким-то образом решать.
Сегодня наш сайт публикует проект «Положение о рассмотрении канонических нарушений», подготовленный группой священнослужителей и мирян РПСЦ, в котором они обращаются к историческому опыту Вселенской Церкви и основам церковного права, выработанного во времена Вселенских соборов.
***
Положение о рассмотрении канонических нарушений и о разрешении внутрицерковных конфликтов
Проект
«Не на лица судите, но праведен суд судите» (Ин. 7, 24).
«Вся же благообразно и по́ чину да бывают» (1Кор. 14:40).
1. Введение
Церковь Христова состоит из небесной и земной частей. Небесная церковь именуется Торжествующей, земная же — воинствующей. Боримая, но не побеждаемая диаволом и искушениями мира сего, земная Церковь для лучшего своего устроения содержит священные Правила, установленные Святыми Апостолами, Вселенскими и Поместными Соборами и святыми Отцами. Они установили, кроме прочего, необходимость и порядок церковного суда и Правила, наказывающие виновных в канонических нарушениях. Эти Правила ограждают порядок церковной жизни, защищают благочестиво живущих от всяческих наветов и злодеяний, а самих наветников и творящих злое останавливают на пути беззакония и обращают к спасительному покаянию.
Попечение об исполнении в Церкви священных Правил лежит на архиереях и всех клириках. «Должны есмы во всех, ихже глаголем и творим, имети показание от божественных писаний, да не человеческими помышленьми прельщаеми спаднем с праваго пути и впадем в пропасть погибели (Прп. Никон Черн. горы, слово 2, л. 12). «Да будет же разумно, яко несть леть, не точию иереом, но ниже архиепископом, и епископом противу каноном что дерзати творити же и разрешати. Во уверение же сего от блаженнаго Феодора Валсамона патриарха Антиохийскаго, от толкования его, на правило 32-е, Карфагенскаго собора, полагаю сия. Пишет рече святыи Игнатии, иже глаголет паче еже узаконена суть, аще бы был и верныи, аще бы и постился, аще бы и девственик был, аще бы и знамения творил, аще бы и пророчествовал, волк тебе да мнится быти в кожи овчей, убийство овцам содеваяи».
И великий Феодор Студит глаголет: «Власть предстателем ни в чим же дается, по преступлению Правила, разве токмо да прилежат тем яже узаконена суть, и последуют яже преидоша, и да связуют и разрешают не неразмыслено, но яко же мнится истинне, и Канону и Правилу высочайшаго закона, слово бо Господне не имать привязоватися. К сему приложити и вняти казнение оного архиепископа иже воина чрез Правила разреши» (Номоканон).
Для ограждения церковного благоустроения от нарушений священных канонов Христовой Церкви подобает иметь Церковный Суд. «Судить епископ должен правильно, как написано: «праведным судом судите», — и в другом месте: «что же и о себе не судите праведное?» Итак, будьте подобны сведущим мастерам серебряных дел. Как они дурные монеты отвергают, а хорошие усвояют, так точно и епископ безпорочное должен удерживать, а порочное или врачевать, или, если оно не врачуемо, отвергать, однако не тотчас же отсекать, и не всякому верить; ибо случается, что некоторые по ревности или зависти возводят на какого-либо брата ложное обвинение, как поступили в Вавилоне два старца против Сусанны, а египтянка против Иосифа.
Итак, говоримое тебе о других, ты, как человек Божий, не принимай безразсудно, чтобы не погубить невинного и не убить праведного. Кто с охотою принимает таковое, тот есть отец более гнева, нежели мира; а где гнев, там нет Господа, ибо гнев, как друг сатаны, разумею — гнев, возбуждаемый лжебратьями вопреки справедливости, никогда не попускает быть в Церкви единомыслию» (Постановления апостольские, глава 2. 37).
«Суд не может производиться по вражде, пристрастию и человекоугодию» (Карф. соб прав.16).
«Лучше безнаказанными оставлять грехи, нежели безвинно кого-либо наказывать» (Алф. Синтагама, состав Д, гл.8/10).
2. Церковный Суд
2.1. Право вершить Церковный Суд принадлежит архиереям (1 Вс. соб. прав. 5). Мирянина, инока, свещеносца, чтеца и иподиакона судит за канонические нарушения единолично правящий архиерей данной епархии. Диакона судят три архиерея и митрополит. Священника судят шесть архиереев и митрополит. Архиерея судят двенадцать архиереев и митрополит, либо архиерейский собор всей Церкви (Карф. соб. прав.12).
2.1.1. Настоятель храма, игумен монастыря, духовный отец могут накладывать на мирян епитимии в рамках своих полномочий, в том числе временно отлучать от святыни и от стояния в храме с верными во время богослужения (место стояния при этом определяется священнослужителем, наложившим епитимию) (Номоканон, в предисловии).
2.1.2. Епитимии, наложенные духовным отцом, могут быть отменены только наложившим их священнослужителем, за исключением случаев его смерти или лишения сана (в таком случае епитимия может быть отменена правящим архиереем, либо духовным отцом, которому поручено окормлять приход лишенного сана духовника) (Номоканон, прав. 119; св. Апост. прав. 32, 1 Всел. соб. пр.5, Антиох. соб. прав.6). Но при смертной нужде (то есть в случае смертельной опасности для отлученного) любой духовник должен снять с него отлучение, но в случае минования смертной нужды отлучение продолжается на первоначально установленный срок (Григ. Нисск. прав. 5).
2.1.3. Наказание священника или диакона в форме временного запрещения в служении налагается правящим архиереем епархии после тщательного расследования возводимых на него обвинений, с опросом обвинителей, подозреваемого и предоставляемых ими свидетелей, а не «по единому подозрению, происшедшему от наушничества и злословия» (Феоф. Алекс. прав. 6). Запрещение (именуемое в церковных Правилах «отлучением клирика») накладывается только за те канонические нарушения, которые предусмотрены церковными Правилами. «Отлученный не по причине, признанной божественными Правилами, а по безрассудному желанию отлучившего, без опасности может пренебречь отлучением, и скорее должен подвергнуться наказанию тот, кто отлучил: ибо если епископу дано будет право благовременно или неблаговременно отлучать клириков и мирян и поставлять в необходимость запрещенных — бояться неблаговременного отлучения и выполнять его — то епископы присвоят себе самовластие и будут издеваться и над самим благочестием, и таким образом божественные Правила сделаются причиною многих бедствий, что есть верх нелепости» (толк. Вальсамона на 29/38 прав. Карф. соб.).
2.1.4. Запрещение клирика выражается в виде указа правящего архиерея, с обязательным указанием вины священнослужителя, священных Правил, на которых основано запрещение, срока запрещения и даты издания указа. Указ о запрещении подписывается лично архиереем и заверяется его печатью. Указ вручается запрещенному клирику лично непосредственно архиереем либо через равностепенного клирика. При получении указа запрещаемый клирик должен расписаться в его получении, с указанием даты и времени его вручения.
2.1.5. До получения документа о запрещении клирик не считается запрещенным, то есть имеет право совершать все священнодействия согласно своему сану.
2.1.6. Запрещенный клирик должен стоять на клиросе на каждой церковной службе и получать денежное содержание за счет прихода или епархии из расчета 1/3 часть от содержания служащего клирика; если же клирик оставляет службу на клиросе и устраивается на мирскую работу, то этого содержания он лишается, за исключением случаев, когда клирик не может стоять на клиросе по болезни (Стоглав, гл. 81). Ответственность за соблюдение данного порядка лежит на правящем архиерее, наложившем запрещение на клирика. Епископ, не подающий потребного своему клирику, подлежит запрещению, а закосневающий в этом грехе — извержению как «убийца брата своего» (Св. Апост. прав. 59).
2.1.7. Без указания вины клирика, Правил, на которых основано запрещение, даты запрещения и срока запрещения, это взыскание считается незаконным и недействительным. Епископ не должен по пристрастию или гневу отлучать клирика; клирик имеет право апелляции к митрополиту, отлучивший же епископ должен благодушно сносить эту апелляцию. Наложивший незаконное прещение архиерей сам подлежит Церковному Суду и отлучению, согласно Правилам (Антиох. соб. прав. 14; Номоканон, святаго Никона от послания к Енклистию; Алф. Синтагма, состав А, гл.18).
2.1.8. Архиерей, виновный в запрещении клирика, отлучении инока или мирянина за недоказанные проступки или по обвинениям, не предусмотренным церковными Правилами, или в наложении на него взыскания, не предусмотренного церковными Правилами, сам подлежит Церковному Суду и такому же отлучению, какое наложил на безвинно осужденного (Номоканон, «Святаго Никона от послания к Енклистию»; Алф. Синтагма, состав А, гл.18).
2.2. Церковный Суд рассматривает дела, связанные с каноническими нарушениями. Обращения в мирские суды по этим делам не допускаются. В мирские суды допускаются обращения только по имущественным спорам, административным и уголовным правонарушениям. Церковный Суд может рассматривать обвинение частного лица против мирянина, инока или клирика в денежных или имущественных обидах, причиненных ими этому частному лицу (1Кор.6:1; 4 Вс. соб. прав. 9; Карф. соб. прав. 15, 117; Алф. Синтагама, состав Д, гл.8/10).
2.3. Суд принимает решение по установленному каноническому нарушению или имущественно-денежному спору с назначением наказания виновным только:
после обращения в Суд обвинителя,
после процедуры досудебного расследования,
и после изучения всех доказательств по делу и показаний, полученных от обвинителя, свидетелей и подозреваемого.
2.4. Церковный Суд любой инстанции руководствуется Священным Писанием, Правилами святых Апостол, святых Отец, вселенских и поместных Соборов, изложенных в Кормчей книге, Соборов Русской Церкви и данным Положением.
3. Предмет судебного разбирательства
3.1. Предметом судебного разбирательства в Церковном Суде являются канонические нарушения и внутрицерковные конфликты, а также денежные или имущественные обиды, причиненные клириками, иноками или мирянами какому-либо частному лицу.
3.2. Каноническим нарушением считается нарушение церковных Правил, за которое Правилами предусмотрено какое-либо наказание (прещение): отлучение от Церкви для мирян, временное запрещение в служении или извержение (низложение) клириков.
3.3. Факт совершения канонического нарушения устанавливается Церковным Судом в случае наличия бесспорных доказательств, которыми считаются согласные между собой показания необходимого числа свидетелей, а также достоверные документы (Алф. Синтагма, состав Д, гл.8/10).
3.4. Деяние, за которое церковными Правилами не предусмотрено прещение, не может квалифицироваться как каноническое нарушение и не ведет к прещениям (Карф. соб. прав. 29/38, толк. Вальсамона).
3.5. Факт совершения канонического нарушения не может быть установлен без должных и достаточных доказательств.
3.6. Факт совершения канонического нарушения предварительно устанавливается в ходе досудебного расследования.
3.7. Внутрицерковным конфликтом считается непримиримое противостояние между чадами Церкви и (или) священнослужителями со взаимными обвинениями сторон конфликта.
4. Обвинитель и обвинение
4.1. Обвинителем (лицом, подающим против кого-либо обвинение в Церковный Суд) по делам, касающимся канонических нарушений, может быть только чадо Церкви, человек, ведущий христианский образ жизни, не отлученный от святого Причащения, не уличенный в явно нехристианском поведении (напр., блудное сожительство, разрушение законного брака, нехристианский внешний вид, не посещение богослужений более трех недель подряд не по причине болезни, пьянство и т. п.).
4.2. Обвинителем по делам о канонических нарушениях не может быть:
— клирик, инок или мирянин, находящийся под обвинением в каноническом нарушении (2 Всел. соб. прав. 6),
— клирик, инок или мирянин, уличенный когда-либо во лжесвидетельстве и клевете в Церковном Суде и в клятвопреступлении,
— клирик, инок или мирянин, отлученный или самоотлучившийся от церковного единства (2 Всел. соб. прав. 6),
— клирик, лишенный сана или запрещенный в служении (2 Всел. соб. прав. 6),
— лицо, находящееся под обвинением, до тех пор, пока не очистится от обвинения (2 Всел. соб. прав. 6),
— бесноватый либо страдающий серьезным психическим заболеванием (Алф. Синтагама, состав Д, гл.8/10),
— клирик, инок или мирянин, не давший подписку в том, что, если его обвинение не будет доказано, то он сам должен подвергнуться наказанию, эквивалентному тому, которого он добивался для подозреваемого (инок или мирянин — отлучению от Церкви, клирик — временному запрещению в священнослужении или извержению) (2 Всел. соб. прав. 6).
4.3. Обвинителем по денежным или имущественным обидам (но не свидетелем по ним) может быть и такое лицо, которое не допускается к обвинению по делам духовным, но только в том случае, если оно обвиняет подозреваемого в нанесении имущественного ущерба ему лично (2 Всел. соб. прав. 6).
4.4. Обвинителем не может быть сын или дочь, мать или отец подозреваемого (Алф. Синтагама, состав Д, гл.8/10).
4.5. Обвинение должно быть подано в письменном виде в Церковный Суд за подписью обвинителя. Обвинитель дает подписку в том, что, если его обвинение окажется ложным, то он понесет наказание: инок или мирянин отлучение от церкви, а клирик извержение из сана либо временное запрещение в священнослужении (соответственно тому наказанию, которого он требовал для подозреваемого). Обвинения без такой подписки не принимаются к рассмотрению. Обвинитель лично зачитывает свое обвинение в Церковном Суде (2 Всел. соб. прав.6; Алф. Синтагама, состав Д, гл.8/10).
4.6. Анонимные обвинения либо сообщения о предполагаемом каноническом нарушении в СМИ и в сети Интернет, а также слухи и сплетни не принимаются Церковным Судом к рассмотрению (2 Всел. соб. прав. 6, Алф. Синтагама, состав Д, гл.8/10).
4.7. В случае выдвижении нескольких обвинений против одного и того же подозреваемого от одного и того же обвинителя Церковный Суд рассматривает обвинения в любом порядке, удобном для Суда (Карф. соб. прав.130/145).
4.8. В случае недоказанности одного из обвинений все прочие обвинения, выдвинутые тем же обвинителем, не принимаются к рассмотрению (Карф. соб. прав.130/145).
4.9. В случае неявки обвинителя в Церковный Суд без уважительной причины он подвергается Судом отлучению от Церкви (мирянин или инок) либо запрещению в служении (клирик) (Карф. соб прав.28).
5.0. Если обвинитель в течение судебного разбирательства сам будет опорочен и не очистится от обвинения (см. п.4.2), то судебное разбирательство прекращается, и подозреваемый остается без наказания (Карф. соб прав.28), при этом сам бывший обвинитель вправе просить о рассмотрение своего дела в данном Суде, выступая в качестве подозреваемого (Карф. соб прав.28).
5. Подозреваемый
5.1. Подозреваемым называется клирик, инок или мирянин Церкви, против которого от лица обвинителя в Церковный Суд поступило письменное обвинение в каноническом нарушении или частное обвинение (в денежной или имущественной обиде).
5.2. Подозреваемый не считается виновным и не несет какого-либо наказания до вынесения Церковным Судом обвинительного постановления (Карф. соб. прав. 28). Лишь в случае злостного уклонения подозреваемого от Церковного Суда он подлежит каноническому прещению в порядке, указанном в п. 5.7.
5.3. Подозреваемый имеет право участвовать во всех действиях, связанных с расследованием, которое проводит специально созданная комиссия (опрос свидетелей, сбор документов по делу), а также в судебных заседаниях (Карф. соб. прав. 28).
5.4. Подозреваемый имеет право отвода судей и право просить нужного времени (до 1 месяца) для подготовки к своей защите (Кир. Александр. прав.1, Карф. соб. прав. 28).
5.4. Подозреваемый имеет право ознакомиться со всеми документами по делу и в случае необходимости давать по ним комментарии (Карф. соб прав. 28).
5.5. Документы и свидетельства, с которыми не был ознакомлен подозреваемый, не принимаются к рассмотрению в Церковном Суде (за исключением случаев, предусмотренных п. 5.8) (Карф. соб. прав. 28).
5.6. Судебное разбирательство не может проходить в отсутствии подозреваемого (за исключением случаев, указанных в п.5.8). Подозреваемый обязан явиться на Суд по приглашению, переданному через двух равностепенных ему лиц. Подозреваемому для подготовки к Церковному Суду дается срок длительностью в 1 календарный месяц (Карф. соб. прав. 28).
5.7. Если подозреваемый после первого и второго приглашения на Суд (то есть в течение 2 месяцев) не явится и не представит Суду уважительной причины своей неявки, то правящий архиерей или архиерейский собор вправе подвергнуть его временному отлучению от Церкви (для мирян и иноков) или запрещению в служении (для клириков) на срок до явки в Церковный Суд (Карф. соб. прав. 28).
5.8. В случае неявки подозреваемого без уважительной причины после трех таких приглашений (в течение 3 месяцев), дело может быть рассмотрено в его отсутствие. При этом не требуется предварительного ознакомления подозреваемого с материалами расследования (Карф. соб прав. 28).
5.9. Подозреваемый имеет право предоставлять специально созданной комиссии и приглашать в Церковный Суд свидетелей в свою защиту, а также предоставлять комиссии и Церковному Суду документы.
5.10. Подозреваемый до тех пор, пока с него не снято обвинение, не может быть обвинителем либо свидетелем в Церковном Суде (Алф. Синтагма, состав Д, гл.8/10).
5.11. Подозреваемый клирик в течение рассмотрения его дела не возбраняется от служения, не отстраняется от своей должности и не переводится на другое место служения (Карф. соб. прав. 28). Даже при принятии Церковным Судом решения об извержении клирика, в случае его апелляции к бо́льшему собору, другой клирик на его место для постоянного служения не назначается до окончания рассмотрения его апелляции (Сард. соб. прав.4).
5.12. Подозреваемый, признанный Церковным Судом виновным в каноническом нарушении, имеет право в течение 1 календарного года требовать пересмотра своего дела на бо́льшем соборе; до своего оправдания бо́льшим собором он должен нести наказание, назначенное Церковным Судом. Если же он пренебрег этим наказанием и продолжил либо священнодействовать (запрещенный клирик), либо молиться вместе с верными (инок или мирянин, отлученный от Церкви), либо пренебрег годичным сроком для апелляции, то лишается права пересмотра решения Церковного Суда бо́льшим собором (Карф. соб. прав. 90, в толковании Кормчей).
6. Доказательство
6.1. Доказательством, как факта канонического нарушения, так и либо виновности, либо невиновности подозреваемого могут считаться согласные между собою показания определенного канонами числа свидетелей (см. п.8.7) и достоверные документы. Достоверность документов признается либо показаниями обвиняемого, либо свидетельскими показаниями (число свидетелей определяется соответствующими Правилами, указанными в п. 8.7).
6.2. Доказательство принимается Церковным Судом только от таких чад Церкви, которые могут выступать в качестве свидетелей (см. ниже).
6.3. Церковный Суд рассматривает доказательства в любом порядке, удобном для Суда.
6.4. В случае подложности или недостоверности одного из доказательств, все прочие доказательства, предоставленные тем же лицом, не принимаются к рассмотрению (2 Всел. соб. прав. 6).
6.5. Материалы, не относящиеся по существу к рассматриваемому обвинению, не принимаются Церковным Судом к рассмотрению.
7. Документ
7.1. Документом считается материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения. Достоверные документы могут использоваться в качестве доказательства (Алф. Синтагама, состав Д, гл.8/10).
7.2. Достоверным считается документ, подлинность которого не может быть оспорена, либо подлинность которого подтверждена до́лжным числом свидетелей (см. п.8.7).
7.3. Документ, содержащий ложные или искаженные сведения, считается подложным.
7.4. Лицо, предоставившее Церковному Суду подложный документ, осуждается в том же судебном процессе как лжесвидетель, если не докажет до́лжным числом свидетелей, что подложный документ был сфабрикован другим лицом без его ведома (в последнем случае Церковный Суд назначает ему соответствующую епитимию).
8. Свидетель
8.1. Свидетелем считается человек, лично присутствовавший при событиях, в которых, по мнению обвинителя, имело место каноническое нарушение. Человек, слышавший об этих событиях от других лиц, свидетелем не является (Кормч., л. 375 об.).
8.2. Свидетель выступает в Церковном Суде лично (Алф. Синтагма, состав Д, гл.8/10). Личность свидетеля подтверждается гражданским удостоверением личности, а при отсутствии удостоверения — показаниями двух или трех свидетелей. В исключительных случаях, когда личное присутствие свидетеля невозможно из-за тяжелой болезни, свидетель может направить в Суд письменное свидетельство, собственноручно подписанное в присутствие двух или трех членов специально созданной комиссии и заверенное ими. Письменные свидетельства, не подкрепленные личным присутствием свидетелей в Суде, принимаются в качестве доказательства только с согласия подозреваемого. (В исключительных случаях возможно использование конференц-связи для принятия показаний от свидетеля; в таком случае личность свидетеля подтверждается на основании его удостоверения личности одним из членов специально созданной комиссии, который должен находиться во время конференц-связи рядом со свидетелем.)
8.3. Требования, предъявляемые к свидетелю, совпадают с требованиями пунктов 3.1 и 3.2 данного Положения.
8.4. Свидетелем обвинения не могут быть:
1) сын или дочь, отец или мать подозреваемого (Кормчая, л. 375 об.),
2) неверные, эллины или иудеи (Карф. соб. прав. 144),
2) еретики (Св. Апост. 75, 2 Вс. соб. прав. 6),
3) раскольники и раздорники (2 Вс. соб. прав. 6),
4) изверженные из клира и отлученные от Церкви (2 Вс. соб. прав. 6, Карф. собо. прав. 128/143),
5) отлученные от святого Причащения (4 Вс. соб. 21, толк. Аристина и Кормчей),
6) лица, сами прежде подвергшиеся обвинению и еще не очистившиеся от него (2 Вс. соб. прав. 6),
7) опороченные, то есть неблагонравные (ранее осуждавшиеся за преступления: убийство, воровство, мошенничество, лжесвидетельство и др.; лица, имеющие двух и более жен; вдовы, вступившие во второй брак до истечения срока траура по муже; клятвопреступники; лица, повинные в проституции и сводничестве; ростовщики; актеры), или ранее подвергавшиеся отлучению (Карф. соб. прав. 8, 28, 129/144);
8) лица, ведущие нехристианский образ жизни, уличенные в явно нехристианском поведении (напр., блудное сожительство, разрушение законного брака), имеющие нехристианский внешний вид, не посещающие богослужений более трех недель подряд без причины болезни, подверженные пьянству, наркомании и т. п., бесноватые или страдающие тяжкими психическими болезнями (св. Апост.79);
9) те лица, которые не могут быть обвинителями (Карф. соб. прав. 131/146),
10) в качестве свидетелей обвинения — лица, находящиеся в подчинении либо в финансовой или иной зависимости от обвинителя (Карф. соб. прав. 131/146, Алф. Синтагама, состав Д, гл.8/10), за исключением известных своей непорочной жизнью священников и диаконов, или законоучителей (знатоков священных Правил), подчиненных архиерею, если тот выступает обвинителем (толк. Зонары на Карф. соб. прав. 131/146, Алф. Синтагама, состав Д, гл.8/10),
11) малолетние, в возрасте менее четырнадцати лет (Карф. соб. прав. 131/146),
12) те лица, которые прежде сами расследовали или судили то дело, по которому призываются свидетельствовать, либо только присутствовали в таком Суде, и даже их близкие родственники (Карф. соб. прав. 59/70),
13) лица, которые прежде данного Суда уже свидетельствовали против того же подозреваемого (Алф. Синтагама, состав Д, гл.8/10),
14) бесноватые или страдающие тяжкими психическими расстройствами (Алф. Синтагама, состав Д, гл.8/10),
15) нищие (Алф. Синтагама, состав Д, гл.8/10),
16) осужденные прежде за сочинение возмутительного пасквиля (Алф. Синтагма, состав Д, гл.8/10),
17) глухие, немые, слепые (кроме случаев, когда они видели расследуемое деяние подозреваемого в период, предшествующий появлению у них данного телесного недостатка) (Алф. Синтагама, состав Д, гл.8/10).
8.5. Свидетель дает подписку в том, что, если его свидетельство окажется ложным, то он понесет наказание: инок или мирянин отлучение от церкви, а клирик извержение из сана либо временное запрещение в священнослужении (соответственно тому наказанию, которому должен подвергнуться подозреваемый в случае его осуждения). Свидетельство без такой подписки не принимаются к рассмотрению (Алф. Синтагама, состав Д, гл.8/10).
8.6. Человек, находящийся в явной вражде с подозреваемым, не может свидетельствовать против него в Церковном Суде. Так, если кто-то свидетельствует о многочисленных канонических нарушениях против одного и того же лица, это указывает на его враждебное отношение к подозреваемому (Кормч., л. 372 об.).
8.7. Число свидетелей обвинения по малозначительным обвинениям, то есть не влекущим за собою лишения сана, должно быть не менее трех (Кормчая, лист 372 об.; толк. на 75 прав. Св. Апостол в Кормчей), а по обвинениям в преступлениях, влекущих лишение сана епископа или священника — не менее пяти (Св. Апостол 75, толк. Зонары, Вальсамона и Кормчей). Если подозреваемый лично присутствует в Церковном Суде, и его вина доказывается документом, который сам он признает подлинным, то для подтверждения обвинения достаточно и трех свидетелей (Алф. Синтагама, состав Д, гл.8/10).
8.8. В случае предоставления в Церковный Суд заведомо ложных сведений никакие свидетельства от данного свидетеля Церковным Судом никогда впредь не принимаются, а предоставивший ложные сведения подлежит наказанию как лжесвидетель (Кормчая, л.372 об.).
9. Расследование
9.1. Все обвинения в канонических нарушениях подлежат расследованию. Никто не может быть осужден без расследования, только лишь «по единому подозрению, происшедшему от наушничества и злословия» (Феоф. Алекс. прав. 6).
9.2. Досудебное расследование канонических нарушений, совершенных мирянами, иноками, свещеносцами, чтецами и иподиаконами производится правящим архиереем, а по решению архиерея либо Архиерейского Собора, либо Освященного Собора — специально созданной комиссией.
9.3. Досудебное расследование канонических нарушений, совершенных клириками, производится специально назначенной комиссией.
9.4. Вышеуказанная комиссия назначается Советом Митрополии либо Архиерейским Собором, либо Освященным Собором.
9.5. Комиссия состоит из трех или более священнослужителей.
9.6. В состав комиссии не могут входить:
обвинитель,
близкие родственники обвинителя,
свидетели по расследуемому каноническому нарушению,
подозреваемый,
близкие родственники подозреваемого,
лица, находящиеся в зависимом положении от обвинителя, либо подозреваемого.
9.7. Один из членов комиссии включается в ее состав по представлению подозреваемого.
9.8. Комиссия в предсудебный период опрашивает обвинителя, подозреваемого и всех свидетелей, устанавливает их личность, устанавливает соответствие обвинителя и свидетелей каноническим требованиям, предъявляемым к ним, исследует личность обвинителей и свидетелей и общественное мнение о них, собирает документы по расследуемому делу. В связи с проводимым расследованием комиссия имеет право запрашивать необходимые сведения и документы у духовных отцов обвинителя, свидетелей и подозреваемого, у правящих архиереев, у церковных общин и других органов Церкви (2 Всел. соб. прав. 6, 4 Всел. соб. прав. 21).
9.9. Все свидетельства записываются и скрепляются подписью свидетелей, заверенной подписями всех членов комиссии.
9.10. Комиссия не рассматривает анонимные письма, слухи, сплетни, сообщения в СМИ и в сети Интернет, а также свидетельства, под которыми свидетель не захотел подписаться (Феоф. Алекс. прав. 6).
9.11. Свидетель перед дачей показаний комиссии дает подписку в том, что, если его свидетельство окажется ложным, то он понесет наказание: инок или мирянин — отлучение от церкви, а клирик — извержение из сана либо временное запрещение в священнослужении (соответственно тому наказанию, которого он требовал для подозреваемого). Свидетельства без такой подписки не принимаются к рассмотрению (Алф. Синтагма, состав Д, гл.8/10).
9.12. Досудебное расследование причин и обстоятельств внутрицерковного конфликта производится в том же порядке, что и расследование канонических нарушений.
10. Судебное разбирательство
10.1. Судебное разбирательство проводится Церковным Судом в присутствии подозреваемого (см. 4.6).
10.2. В ходе судебного разбирательства Суд выслушивает заявление обвинителя, показания свидетелей и объяснение подозреваемого, а также изучает письменные свидетельства (см. 7.2 и 8.2) и все относящиеся к делу документы.
10.3. Судебное разбирательство может быть прервано в случае необходимости сбора дополнительных свидетельств и документов по рассматриваемому делу.
10.4. Свидетели вызываются в зал заседания Суда по одному поочередно (Дан.13:51); свидетели: миряне, иноки и низшие клирики в судебном разбирательстве по обвинению клирика после окончания их свидетельства покидают зал заседаний, ожидая окончания Суда в непосредственной близости от зала заседаний. В случае необходимости свидетель может быть приглашен повторно в зал заседания для уточнения обстоятельств дела или для очной ставки с другим свидетелем либо подозреваемым.
10.5. Свидетель перед дачей показаний в Церковном Суде дает подписку в том, что, если его свидетельство окажется ложным, то он понесет наказание: инок или мирянин — отлучение от церкви, а клирик — извержение из сана либо временное запрещение в священнослужении (соответственно тому наказанию которого он требовал для подозреваемого). Свидетельства без такой подписки не принимаются к рассмотрению.
10.6. Решение Архиерейского Суда принимается простым большинством голосов.
10.7. Ход досудебного и судебного расследования не подлежит огласке или публикации ни в каком виде.
10.8. Решения Церковного Суда должны быть опубликованы в полном объеме (или в неполном объеме, по решению Церковного Суда или митрополита).
10.9. Во время судебного разбирательства по обвинению священнослужителей в зале заседаний Церковного Суда не присутствуют миряне. Если же они являются обвинителями или свидетелями по данному делу, то они приглашаются в зал заседания только на время своего выступления.
10.10. В судебном разбирательстве по внутрицерковным конфликтам наличие обвинителя не обязательно. Специально созданная комиссия предоставляет материалы расследования в Церковный Суд, а также приглашает свидетелей с обеих сторон конфликта. Стороны внутрицерковного конфликта могут приглашать на судебное заседание своих свидетелей.
10.11. В судебном разбирательстве участвует каноническая комиссия, которая дает Суду необходимые канонические справки. Члены канонической комиссии, не являющиеся членами Архиерейского Суда, не участвуют в его голосованиях.
10.12. При рассмотрении обвинений на клириков в заседаниях Суда участие принимают только те члены канонической комиссии, кто имеет сан архиерея, священника или диакона.
11. Наказание
11.1. Наказание назначается Церковным Судом по итогам судебного разбирательства в отношении подозреваемого при условии, что его вина неопровержимо доказана (Алф. Синтагама, состав Д, гл.8/10).
11.2. В случае, если вина подозреваемого не доказана обвинителем, то наказанию, положенному по Правилам за приписываемое подозреваемому каноническое нарушение, должен быть подвержен обвинитель (для мирян — отлучение от Церкви, а для клириков — запрещение в служении либо извержение) (2 Всел. соб. прав. 6).
11.3. За одно или несколько установленных Церковным Судом канонических нарушений виновный подвергается одному наказанию путем поглощения меньшего наказания большим (общепринятый принцип Римского права, в том числе церковного).
11.4. В случае выявления клеветы или лжесвидетельства наказанию должны подвергаться лица, признанные Судом клеветниками и лжесвидетелями (2 Всел. соб. прав. 6).
11.5. Наказание клирика не может выноситься в форме понижения его в степени служения, перевода его в другую общину или в другую епархию. Клирик, не изверженный из сана, не может лишаться места служения, даже в случае тяжелой продолжительной болезни, если только сам не подаст письменное прошение об увольнении. Не допускаются произвольные переводы клириков из одного прихода в другой или из одной епархии в другую без решения Архиерейского Собора или Освященного собора (4 Всел. соб. прав. 29; Св. Апост. прав. 78, толк. Вальсамона; Устав РПСЦ, пп. 4.11.16, 4.16.4).
11.6. Клирик не может лишаться сана или занимаемой должности без вины (например, из-за болезни или по другим причинам, не предусмотренным священными Правилами) (Св. Апост. прав. 78, толк. Вальсамона).
11.7. Канонические прещения, наложенные Церковным Судом Русской Православной Старообрядческой Церкви, не подлежат пересмотру священноначалием братских Церквей (Карф. соб. прав. 37, 125/139).
11.8. Если в судебном разбирательстве обнаружится соумышление против подозреваемого, то виновные подвергаются прещению по церковным Правилам (миряне и иноки — отлучению от Церкви, клирики — извержению). Соумышлением называется сговор нескольких лиц с целью отстранения клирика от его места служения (4 Всел. соб. прав. 18, 6 Всел. соб. прав. 34, Алф. Синтагма, состав S, гл.11).
11.9. При рассмотрении внутрицерковного конфликта, лица, чья вина в канонических нарушениях доказана Судом, подвергаются прещениям по церковным Правилам.
12. Апелляция
12.1. Решение епархиального архиерея может быть опротестовано последовательно в Архиерейским Суде, на Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви и на Всемирном Соборе Церкви (Сард соб. прав. 3,4,5).
12.2. Решение Архиерейского Суда РПСЦ может быть опротестовано на Освященном соборе РПСЦ, Всемирном Архиерейском Соборе либо на Всемирном Соборе Церкви (Карф. соб. прав. 37, 125/139).
12.3. Решение Освященного Собора РПСЦ может быть опротестовано на Всемирном Соборе Церкви (Сард. соб. прав. 3,4,5).
12.4. Церковные Суды апелляционных инстанций производятся в том же порядке, что Суд первичной инстанции. В случае рассмотрения апелляционного дела клирика Освященным или Всемирным собором, иноки, миряне и низшие клирики не присутствуют в соборном заседании.
12.5. Осужденного за каноническое нарушение клирика, инока или мирянина после того, как отвергнута в законном порядке его апелляция, не дозволяется защищать ни той епархии, в которой он служил, ни какому-либо частному лицу. Если же кто-то из чад Церкви дерзнет на такую защиту, он подлежит «лишению чести», то есть теряет право быть обвинителем по делам о канонических нарушениях, а также право выступать свидетелем в Церковном Суде любой инстанции, и подлежит епитимии, определяемой Церковным Судом либо правящим архиереем (Карф. соб. прав. 59).
Проект составлен при участии протоиереев Иоанна Устинова и Вадима Коровина, иереев Михаила Родина, Михаила Смирнова, Алексия Лосева, Аркадия Кутузова.
Январь 2020 г.
«ряд историков отмечают …» — следует обращаться к филологам, а не к историкам. «досаждение» прежде всего это оскорбление, поношение; «досаждение прияти» соответственно быть опороченным, оскорбленным. а как вам например «клеветарь» = обвинитель?