Просветительская радиостанция «Голос веры», созданная о. Аркадием Кутузовым, настоятелем храма во имя преподобного Сергия Радонежского (РПСЦ) в г. Сычевке Смоленской области, стала в старообрядческом медиапространстве настоящим открытием года. Сегодня о. Аркадий нам рассказывает о непростой истории старообрядчества Сычевки, истории ныне единственного в Смоленской области старообрядческого храма и о своем видении старообрядческого радио и онлайн-телевидения.
Храм во имя преподобного Сергия Радонежского в городе Сычевке был освящен митрополитом Алимпием (Гусевым) сравнительно недавно, в 1994 году. Настоятелем храма был поставлен о. Сергий Лисуренко. Инициировал строительство храма в 1988–89 гг. ныне протоиерей о. Евгений Чунин. Он начинал стройку, о. Сергий её завершил.
Надо отметить, что это было начало 90-х годов, когда интерес к религии, и к старообрядчеству в частности, был очень велик. Только что окончились притеснения на религию, люди стремились как бы отдать свой долг Церкви. Многие шли работать бесплатно, зачастую выдавали материал бесплатно, можно сказать, храм строился всем миром. Много людей участвовало в строительстве церкви, многие жители Сычевки, и старообрядцы, и нестарообрядцы. Вообще следует сказать, что 90-е годы были временем духовного подъема в нашей стране, и именно в это время закладывался фундамент дальнейшего развития конфессий на постсоветском пространстве. К сожалению, старообрядчество не смогло реализовать все представившиеся тогда возможности. Причина этому — неспособность изменить парадигму отношения к внешнему человеку, как принципиально «чужому». Этот консервант — естественное средство защиты идентичности общества в период гонений и угроз расслоения уникальной среды — стал нездоровой средой для доброго, нелицемерного отношения к «внешнему человеку», потенциальному прихожанину.
Там, где смогли осознать необходимость преодоления этой проблемы, где проявляют гибкость в работе с вновь приходящими в Церковь, общинная жизнь наполняется новыми людьми, новыми идеями и инициативами. Так вот о. Сергий Лисуренко прослужил в сычевском храме 6 лет, облагораживая и обустраивая церковь. Когда о. Леонид Гусев был назначен настоятелем Покровского Собора в Москве, он забрал и о. Сергия Лисуренко в столицу, где он был назначен настоятелем Остоженской общины. Тем временем община села Сычевка осталась без постоянного священника.
О. Евгений Чунин приезжал в Сычевку, исповедовал, причащал. В 2004 году меня перевели из прихода города Хабаровска в Сычевку. Старообрядцев в этих краях было действительно немало. Костяк местного старообрядчества, так называемый район бехтеевщины (от названия д. Бехтеево Сычевского района Смоленской области) — это в 25 км на северо-запад от самой Сычевки. В старину там было 4 храма, три священника.
Да, храм был, правда, говорят, беглопоповский. Вообще Сычевка — это некогда важный районный центр. Во времена СССР тут даже был аэродром, самолеты в Москву летали. Регулярно ходили поезда, даже на юг, например, поезд Санкт-Петербург — Адлер. Было льняное, молочное производство. При Екатерине II Сычевка обрела статус города. Одно время в Сычевку ссылали из столиц разных провинившихся лиц, тяжесть правонарушений которых была мала, чтобы не отправлять в Сибирь, но которых было нельзя оставить без наказания. Это был так называемый «250-й километр». Ссыльным жилось здесь хорошо. Далековато от центра, но это было единственное наказание.
Неподалеку есть деревня Дугино Сычевского района. Князь Мещерский с какой любовью там выстраивал все, деревья высаживал. Огромные столетние дубы по сей день живы! В старину Сычевка была полнокровным населенным пунктом, но к началу 2000-х многие уже вымерли, а молодежь стала перебираться в областные центры и столицу.
Проблема Сычевки — это проблема любой деревни, вся дееспособная креативная молодежь уезжает в города, остаются только старые и больные люди. Производства все закрылись. Был электродный завод, его закрыли год назад, только молочный завод остался. В Сычевке на 7 тысяч человек 3 храма, из них два новообрядческих, и в эти новообрядческие храмы ходят люди в том числе и со старообрядческими корнями. Когда я приехал из Хабаровска, я, конечно, сильно удивлялся: здесь народ по своему складу — образец религиозной терпимости и мирного неконфликтного сосуществования.
Там более жёсткая традиция, близкая к беспоповству, они строже. По крайней мере в период моего пребывания было так. Что касается связи с нестарообрядцами, это у них строго очень было. А здесь жесткость в межрелигиозных отношениях на бытовом и общественном уровне — крайне редкое явление. Более половины староверских семей нашего прихода смешанные: муж — старовер, жена — новообрядка. Или наоборот. По прибытии из Хабаровска как-то дика была эта непривычная староверская толерантность. Но уже попривык (улыбается).
Однако не стоит это состояние приписывать религиозно-канонической распущенности. Способность к мирному сосуществованию сычевских староверов со всеми было сформировано в результате тех трагических мировых событий, которые и повлияли на форму межрелигиозных отношений. Через территорию Сычевки прошло несколько войн начиная с 1812 года. Два раза Сычевку брали гитлеровские войска. Под оврагом храма (чуть левее) при взятии Сычевки нашими войсками был построен немецкий дот, укрепленная огневая точка. Многие русские солдаты тут полегли… Мы и сейчас при земляных работах находим человеческие кости. Такое бывает. В Бехтеево также располагались гитлеровские войска.
Исторические потрясения, прошедшие по этим местам, приучили людей терять все, что получили. Заключать союзы во имя выживания со всеми. И это наложилось на ментальность местных староверов. Есть люди, вопреки всему, которые крепко держатся всей строгости изоляционной традиции, но большинство очень просто относятся ко всему, без фанатизма, поэтому главная цель на приходе не борьба с характерами, а церковное служение. Я понял, что здесь нужно создавать единственную ценность — это спокойную, тихую молитву. Нет никакого приоритета покою и тихости богослужебной молитвы. Чтобы не было на приходе споров, конфликтов, склок. Нет причин, по которым они допустимы. Это то, чем я занимался эти годы. Литургия у нас совершается каждое воскресенье, все праздники.
На автобусах, на личном транспорте. Да из деревень тут в принципе пешком можно дойти. А с больших городов — понятно, на общественном транспорте, со Смоленска, с Гагарина часто приезжают.
Есть, везде есть. И в Смоленске, и в Вязьме, и в Гагарине. Однако от Смоленска в Сычевку путь не близкий, 3 часа на автотранспорте. До Гагарина 70 км, как до Вязьмы. Гагарин и Вязьма находятся примерно на одинаковом расстоянии от Сычевки.
Много людей приезжает на престольный праздник — память преподобного Сергия Радонежского. В старообрядческой церкви не так много храмов, освященных в честь русских святых. Также на память святителя Николы (зимний Никола) собирается народу много. Особо чтим двунадесятый праздник Воздвижения Креста Господня, праздник Покрова Богородицы — это те праздники, в честь которых когда-то в бехтеевщине были освящены храмы, утраченные в военное лихолетье…
Сейчас мы делаем для паломников мини-гостиницу в цокольном этаже храма. Там будет установлено 6–8 коек и созданы удобства для проживания. Будет тепло, сухо, можно будет переночевать. Также там разместится небольшая трапезная. Нашелся спонсор, который помогает нам в этом деле. Мы, не думая, обратились к нему, а он и помог. Дай Бог ему здоровья! Мы очень рады. Мы должны закончить к холодам. Это проект для внутрицерковной пользы, для людей, совершающих паломничества по старообрядческим храмам. Внешняя наша церковная деятельность — Старообрядческое интернет-радио «Голос веры».
Проект старообрядческого интернет-радио был нами запущен относительно недавно, в ноябре 2015 года. Мы только начали, и находимся в стадии развития. Надо выжить материально, технически и, самое главное — морально, потому что не все осознают необходимость проповеди веры с применением современных технических средств. В интернете и между людьми есть немало полемики о форме данной проповеди.
Старообрядческое интернет-радио «Голос веры» предлагает слушателю жемчужины древлеправославного искусства, бережно хранимые носителями русской дораскольной христианской традиции: знаменное пение и древлеправославное богослужение в целом. Господь наш Исус Христос заповедал нести духовное просвещение, евангельский мир и Божественную Любовь всякому человеку, вне зависимости от его национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. Наш проект — для всех и каждого ищущего Слова Божия и Царствия Его. В наших программах мы знакомим слушателей с уникальными особенностями обихода, историей и современной жизнью российского и зарубежного старообрядчества. Мы говорим о возвышенных истинах и самой сути Христианства: истинной любви и взаимном доверии человека к человеку, ибо доброе в человеке — основа. Мы надеемся на всестороннюю помощь и содействие в развитии проекта: совместными усилиями мы сможем быть полезны большему числу людей.
Старообрядческое интернет радио «Голос веры» ведет круглосуточное вещание: проповедей старообрядческих священников, духовных песнопений, колокольных звонов, лекций старообрядческих учёных. Организована «Прямая линия»: регулярные прямые эфиры тематических программ в прямом эфире из студии радио, с прямой связью со слушателями. Опробован новый формат вещания в формате «стрим-тв», т.е онлайн-передача с использованием всех функций мультимедиа в прямом эфире. Это стало возможно благодаря оказанной помощи нашему радио. Также наше радио начинает регулярные онлайн-трансляции староверского богослужения из храма преподобного Сергия Радонежского. Первая трансляция уже состоялась на праздник Успения Богородицы.
Жалко Сычёвку. Был там в 1973 году, ездил с отцом на его родину — красота! А в 1986-м на север Смоленщины "слили" чернобыльские облака, идущие на Москву. Вот и опустело всё…
А Вазуза разве не от Зубцовской плотины поднялась?
> — А нравы хабаровского старообрядчества иные?
> -Там более жёсткая традиция, близкая к беспоповству, они строже. По крайней мере в период моего пребывания было так.
> Что касается связи с нестарообрядцами, это у них строго очень было.
Во куда ревнителей наших благочестия ссылать можно — в Хабаровск. Там их сепаратизм и лютость найдут больше понимания.
> Причина этому — неспособность изменить парадигму отношения к внешнему человеку, как принципиально «чужому».
> Этот консервант — естественное средство защиты идентичности общества в период гонений и угроз расслоения уникальной
> среды — стал нездоровой средой для доброго, нелицемерного отношения к «внешнему человеку», потенциальному ?
> прихожанину.
> Там, где смогли осознать необходимость преодоления этой проблемы, где проявляют гибкость в работе с вновь
> приходящими в Церковь, общинная жизнь наполняется новыми людьми, новыми идеями и инициативами.
Золотые слова. Очень хорошо, что в старообрядческой церкви есть люди которые понимают всю губительность игры в обособленность которую так любят ревнители-неофиты, наряжающиеся в староверов и воюющие на форумах с людьми.
Отец Аркадий молодец. Сделали живой и интересный сайт со старообрядческим радио который постоянно вещает, сделали приложение для Андройд. По-моему, именно такой он и должен быть дух старообрядчества который был во времена когда старообрядцы были купцами, меценатами и талантливыми начетчиками.