О паломнической поездке в старинный монастырь, новогодней ночи в иноческой келье, удивительных кабачках и тыквах, чудотворной иконе Пресвятыя Богородицы Боголюбской, а также о непростых судьбах старообрядческой обители на реке Улейма читайте в репортаже на нашем сайте.
В ночь на 1 января 2015 года, на память священномученика Внифантия, состоялась паломническая поездка ржевских христиан-старообрядцев в женский старообрядческий Николо-Улейминский монастырь в селе Улейма, расположенный на берегу одноименной реки, в 11 километрах от древнего г. Углича (Ярославская область).
Помолившись павечерницу в ржевском храме во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, паломники, численностью около 18 человек, во главе с протодиаконом Иоанном (Чуниным), отправились в путь. В г. Твери к ржевитянам присоединились еще две местные старообрядки. В дороге повсюду были слышны отголоски новогодней ночи: в небе то и дело сверкали салюты, даже в мелькающих мимо деревнях и селах. Благополучно миновав города Кашин и Калязин, паломники оказалась на территории Ярославской области, а уже около часа ночи прибыли на место назначения.
![Вид на Николо-Улейминский монастырь](/data/img/content/1420359366.1446Nikolo_ulejjminskijj_monastyr_01.2015_1.jpg)
Немного охладившись на улице, поскольку в автобусе было чересчур тепло, ржевские паломники направились в надвратную церковь во имя Живоначальной Троицы, где были встречены игуменьей Варсонофией (Килиной) и инокинями. Возле двери, при входе, сидела ласковая дымчатая кошка. Степенная и скромная, она расположилась в уголке прихожей и не позволяла себе расхаживать по другим помещениям.
Пройдя через узкий коридор, гости попали в помещение с длинной деревянной лестницей, ведущей на второй этаж, вдоль которой, возле стены, лежали собранные с монастырских земельных угодий плоды.
Гости поднялись на второй этаж, где им была предложена комната для размещения верхней одежды и прочей ноши.
В небольшом коридорчике, при входе в так называемую раздевалку, располагается длиннющая, яркая комнатная зелень
Кроме ржевских паломников почти одновременно в монастырь прибыли трое гостей-старообрядцев из Петербурга. В два часа ночи в Троицкой церкви началось богослужение, которое длилось до шести часов утра. Во время монастырской службы читались каноны святителю Николе, апостолам и священномученику Внифантию.
По окончании богослужения гостям инокинями монастыря была любезно предложена трапеза. Трапезничали гости в монастырской кухне, в которой особенно примечательной была шикарная вместительная русская печь.
После трапезы, поблагодарив матушку Варсонофию, инокинь и послушниц за радушный прием, паломники засобирались в обратный путь. На улице порхал снежок, и было значительно теплее, чем минувшей ночью. Около семи часов утра ржевитяне выехали из Николо-Улейминского монастыря.
![Врата монастыря](/data/img/content/1420359751.3347Nikolo_ulejjminskijj_monastyr_01.2015_9.jpg)
Доехав до Кашина, ржевские паломники решили сделать кратковременную остановку в этом городке и посетить Вознесенский кафедральный собор (РПЦ МП), в котором с 1993 года находятся мощи святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской (северная часть храма, рядом с алтарем).
![Вознесенский собор в г. Кашине](/data/img/content/1420359782.2682Nikolo_ulejjminskijj_monastyr_01.2015_10.jpg)
Ржевские старообрядцы поклонились мощам благоверной княгини Анны и отправились в обратный путь. Дорога домой была, можно сказать, безлюдной, автомобильный транспорт на пути в 380 километров встречался всего несколько раз. Только уже во Ржеве можно было лицезреть оживленные улицы.
Из истории Николо-Улейминского монастыря
Образование Николо-Улейминского монастыря относят к XV веку. Его основателем считают инока Варлаама. По преданию, он нес икону святителя Николы Чудотворца в г. Ростов Великий и остановился на привал на берегу реки Улеймы, оставив икону на ветвях дерева. Немного отдохнув от дороги, инок хотел уже снять образ с дерева, чтобы продолжить путь, но икону не удалось снять, будто какая-то неведомая сила удерживала ее. Тогда инок снова лег и заснул, а во сне ему явился сам святитель Никола и повелел остаться с образом в этом уединенном месте и создать здесь обитель.
Вскоре к старцу Варлааму стали приходить жители из окрестных городов и деревень и молиться перед образом святителя Николы. Начались чудесные исцеления. Весть об этом дошла и до князя Андрея Васильевича Углицкого, который и повелел начать строительство обители и первого деревянного храма во имя Николы Чудотворца. В 1563 году, при князе Георгии Васильевиче Углицком, была построена теплая каменная церковь Введения Пресвятыя Богородицы, а в 1589 году, при царевиче Димитрии, соборный храм во имя святителя Христова Николы, куда был перенесен чудотворный образ. Обитель была окружена деревянной стеной. Она владела несколькими селами и деревнями.
![Икона Царевича Дмитрия, 1606 г. Калужский областной художественный музей](/data/img/content/1420361301.6817St._Dimitry_1.jpg)
К началу XVII века Николо-Улейминский монастырь находился в цветущем состоянии, благодаря пожертвованиям углицких князей.
В Смутное время, в 1612 году, обитель была разрушена поляками, от которых в стенах монастыря оборонялись две тысячи крестьян и иноков. Последние защитники укрылись от врагов в стенах Никольского собора, рухнувшего в результате подкопа и похоронившего под своими стенами сотни людей.
Чудотворный Образ святителя Николы сохранился во время всех испытаний и был очень почитаем паломниками. Монастырь богател и процветал. В числе его благодетелей были и московские государи, и другие деятели. Частицу мощей святителя Николы монастырю подарила боярыня Прасковья Алексеевна Нарышкина. В 1713 году купец Федор Верещагин в благодарность за чудесное исцеление на свои средства возвел вокруг монастыря каменные стены с башнями, существующими до сих пор.
![Каменные стены с башнями вокруг Николо-Улейминского монастыря. Современная фотография](/data/img/content/1420359811.5557Nikolo_ulejjminskijj_monastyr_01.2015_11.jpg)
Над западными въездными вратами была построена и украшена стараниями благотворителя Фёдора Верещагина надвратная церковь Пресвятыя Троицы.
![Николо-Улейминский монастырь. Акварель В.И.Серебрянникова, 1840-е годы XX века](/data/img/content/1420359861.1035Nikolo-ulejjminskijj-monastyr.jpg)
К началу ХХ века Николо-Улейминский монастырь стал одним из наиболее известных и почитаемых духовных и культурных центров края. Он пользовался большой любовью не только в окрестных селах и деревнях, но и среди угличан, благодаря чудотворной иконе Николы, Мирликийского Чудотворца. Известно, что при монастыре была школа.
![Введенская церковь монастыря. Современная фотография](/data/img/content/1420359887.6991Nikolo_ulejjminskijj_monastyr_01.2015_12.jpg)
После февральской революции 1917 года монастырь неоднократно пытались закрыть. Однако он был настолько почитаем среди местных жителей, и не только, что продолжил действовать до 1930 года.
С 1930 года начинается разорение обители, только теперь монастырь пыталось уничтожить новое русское государство под названием СССР, а не иноземцы. Церковная утварь была вывезена в музеи Углича и Ярославля. Ночью комсомольцы разрывали могилы иноков в поисках драгоценностей. Оскверненная могила одного из игуменов монастыря была случайно найдена в 1997 году.
В военный и поствоенный период Троицкий храм использовали под школу, хранилище для зерна и даже сливной пункт. Другие церковные постройки обители использовались и под один из пунктов ГУЛАГа (с 1938 г.), и под детский дом (1941-1957гг.), и под психоневрологический детский дом-интернат. В 1941 году с башен были сняты кровли, и башни были переоборудованы в укрепления для отражения врага. Вокруг монастыря протянулись противотанковые рвы. Все это ускорило разрушение монастыря. Юго-восточная башня была наполовину разрушена. Уже после окончания войны сгорел во время грозы крест на колокольне Никольского собора.
Восстановление монастыря началось в 60-е годы XX века. В 1992 году монастырь был передан Русской Православной старообрядческой Церкви. Реставрация продолжалась и после. Изначально обитель была мужской. Здесь в своё время подвизались в качестве насельников несколько известных в наши дни старообрядческих деятелей. Среди них ныне приходской священник РПСЦ о. Александр Панкратов, чтец Петр Артемихин, ныне епископ Иркутско-Забайкальской епархии РПСЦ, а также инок Алимпий, ныне епископ РДЦХ БИ. Однако мужской монастырь все же не сложился, и митрополит Алимпий (Гусев) благословил устроить тут женскую обитель. Игуменьей обители стала инокиня Варсонофия (Килина), в молодости бывшая христианской супругой ныне епископа Новосибирского и всея Сибири Силуяна (Килина).
Интересно, что в монастыре находилась (на момент начала 2000-х годов) местночтимая икона Боголюбской Богородицы с предстоящими угличскими святыми. И хотя эта икона написано в ХХ веке, она известна среди старообрядцев в том числе и фактом мироточения. Миро обильно истекало в 2003 году из двуперстия Спасителя, изображенного в правом верхнем углу иконы.
![Чудотворная икона Боголюбской Богородицы](/data/img/content/1420360972.633Nikolo_ulejjminskijj_monastyr_01.2015_18.jpg)
В настоящее время в монастыре под руководством игумении Варсонофии проживает группа инокинь и послушниц. Также тут трудятся два бывших прихожанина ржевской Покровской общины — они уже продолжительное время живут при монастыре и помогают инокиням в нелегких заботах об обустройстве обители. Помощь обители требуется любая, от физической до финансовой. Насельницам приходится выполнять тяжелую физическую работу: самостоятельно чистить снег на большой территории, ходить за водой и так далее, хотя и большинство из них старенькие, а некоторые порой не могут самостоятельно передвигаться. Любая помощь монастырю просто необходима.
Николо-Улейминский женский монастырь находится по адресу: Ярославская область, Угличский район, с. Улейма
Телефон: 8 (48532) 4-74-24.
Настоятельница обители — игуменья Варсонофия (Килина).
Ниже, в галерее, представлены фотографии внутреннего убранства Троицкого надвратного храма.
Комментариев пока нет