О паломнической поездке в старинный монастырь, новогодней ночи в иноческой келье, удивительных кабачках и тыквах, чудотворной иконе Пресвятыя Богородицы Боголюбской, а также о непростых судьбах старообрядческой обители на реке Улейма читайте в репортаже на нашем сайте.
В ночь на 1 января 2015 года, на память священномученика Внифантия, состоялась паломническая поездка ржевских христиан-старообрядцев в женский старообрядческий Николо-Улейминский монастырь в селе Улейма, расположенный на берегу одноименной реки, в 11 километрах от древнего г. Углича (Ярославская область).
Помолившись павечерницу в ржевском храме во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, паломники, численностью около 18 человек, во главе с протодиаконом Иоанном (Чуниным), отправились в путь. В г. Твери к ржевитянам присоединились еще две местные старообрядки. В дороге повсюду были слышны отголоски новогодней ночи: в небе то и дело сверкали салюты, даже в мелькающих мимо деревнях и селах. Благополучно миновав города Кашин и Калязин, паломники оказалась на территории Ярославской области, а уже около часа ночи прибыли на место назначения.
Немного охладившись на улице, поскольку в автобусе было чересчур тепло, ржевские паломники направились в надвратную церковь во имя Живоначальной Троицы, где были встречены игуменьей Варсонофией (Килиной) и инокинями. Возле двери, при входе, сидела ласковая дымчатая кошка. Степенная и скромная, она расположилась в уголке прихожей и не позволяла себе расхаживать по другим помещениям.
Пройдя через узкий коридор, гости попали в помещение с длинной деревянной лестницей, ведущей на второй этаж, вдоль которой, возле стены, лежали собранные с монастырских земельных угодий плоды.
Гости поднялись на второй этаж, где им была предложена комната для размещения верхней одежды и прочей ноши.
В небольшом коридорчике, при входе в так называемую раздевалку, располагается длиннющая, яркая комнатная зелень
Кроме ржевских паломников почти одновременно в монастырь прибыли трое гостей-старообрядцев из Петербурга. В два часа ночи в Троицкой церкви началось богослужение, которое длилось до шести часов утра. Во время монастырской службы читались каноны святителю Николе, апостолам и священномученику Внифантию.
По окончании богослужения гостям инокинями монастыря была любезно предложена трапеза. Трапезничали гости в монастырской кухне, в которой особенно примечательной была шикарная вместительная русская печь.
После трапезы, поблагодарив матушку Варсонофию, инокинь и послушниц за радушный прием, паломники засобирались в обратный путь. На улице порхал снежок, и было значительно теплее, чем минувшей ночью. Около семи часов утра ржевитяне выехали из Николо-Улейминского монастыря.
Доехав до Кашина, ржевские паломники решили сделать кратковременную остановку в этом городке и посетить Вознесенский кафедральный собор (РПЦ МП), в котором с 1993 года находятся мощи святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской (северная часть храма, рядом с алтарем).
Ржевские старообрядцы поклонились мощам благоверной княгини Анны и отправились в обратный путь. Дорога домой была, можно сказать, безлюдной, автомобильный транспорт на пути в 380 километров встречался всего несколько раз. Только уже во Ржеве можно было лицезреть оживленные улицы.
Из истории Николо-Улейминского монастыря
Образование Николо-Улейминского монастыря относят к XV веку. Его основателем считают инока Варлаама. По преданию, он нес икону святителя Николы Чудотворца в г. Ростов Великий и остановился на привал на берегу реки Улеймы, оставив икону на ветвях дерева. Немного отдохнув от дороги, инок хотел уже снять образ с дерева, чтобы продолжить путь, но икону не удалось снять, будто какая-то неведомая сила удерживала ее. Тогда инок снова лег и заснул, а во сне ему явился сам святитель Никола и повелел остаться с образом в этом уединенном месте и создать здесь обитель.
Вскоре к старцу Варлааму стали приходить жители из окрестных городов и деревень и молиться перед образом святителя Николы. Начались чудесные исцеления. Весть об этом дошла и до князя Андрея Васильевича Углицкого, который и повелел начать строительство обители и первого деревянного храма во имя Николы Чудотворца. В 1563 году, при князе Георгии Васильевиче Углицком, была построена теплая каменная церковь Введения Пресвятыя Богородицы, а в 1589 году, при царевиче Димитрии, соборный храм во имя святителя Христова Николы, куда был перенесен чудотворный образ. Обитель была окружена деревянной стеной. Она владела несколькими селами и деревнями.
К началу XVII века Николо-Улейминский монастырь находился в цветущем состоянии, благодаря пожертвованиям углицких князей.
В Смутное время, в 1612 году, обитель была разрушена поляками, от которых в стенах монастыря оборонялись две тысячи крестьян и иноков. Последние защитники укрылись от врагов в стенах Никольского собора, рухнувшего в результате подкопа и похоронившего под своими стенами сотни людей.
Чудотворный Образ святителя Николы сохранился во время всех испытаний и был очень почитаем паломниками. Монастырь богател и процветал. В числе его благодетелей были и московские государи, и другие деятели. Частицу мощей святителя Николы монастырю подарила боярыня Прасковья Алексеевна Нарышкина. В 1713 году купец Федор Верещагин в благодарность за чудесное исцеление на свои средства возвел вокруг монастыря каменные стены с башнями, существующими до сих пор.
Над западными въездными вратами была построена и украшена стараниями благотворителя Фёдора Верещагина надвратная церковь Пресвятыя Троицы.
К началу ХХ века Николо-Улейминский монастырь стал одним из наиболее известных и почитаемых духовных и культурных центров края. Он пользовался большой любовью не только в окрестных селах и деревнях, но и среди угличан, благодаря чудотворной иконе Николы, Мирликийского Чудотворца. Известно, что при монастыре была школа.
После февральской революции 1917 года монастырь неоднократно пытались закрыть. Однако он был настолько почитаем среди местных жителей, и не только, что продолжил действовать до 1930 года.
С 1930 года начинается разорение обители, только теперь монастырь пыталось уничтожить новое русское государство под названием СССР, а не иноземцы. Церковная утварь была вывезена в музеи Углича и Ярославля. Ночью комсомольцы разрывали могилы иноков в поисках драгоценностей. Оскверненная могила одного из игуменов монастыря была случайно найдена в 1997 году.
В военный и поствоенный период Троицкий храм использовали под школу, хранилище для зерна и даже сливной пункт. Другие церковные постройки обители использовались и под один из пунктов ГУЛАГа (с 1938 г.), и под детский дом (1941-1957гг.), и под психоневрологический детский дом-интернат. В 1941 году с башен были сняты кровли, и башни были переоборудованы в укрепления для отражения врага. Вокруг монастыря протянулись противотанковые рвы. Все это ускорило разрушение монастыря. Юго-восточная башня была наполовину разрушена. Уже после окончания войны сгорел во время грозы крест на колокольне Никольского собора.
Восстановление монастыря началось в 60-е годы XX века. В 1992 году монастырь был передан Русской Православной старообрядческой Церкви. Реставрация продолжалась и после. Изначально обитель была мужской. Здесь в своё время подвизались в качестве насельников несколько известных в наши дни старообрядческих деятелей. Среди них ныне приходской священник РПСЦ о. Александр Панкратов, чтец Петр Артемихин, ныне епископ Иркутско-Забайкальской епархии РПСЦ, а также инок Алимпий, ныне епископ РДЦХ БИ. Однако мужской монастырь все же не сложился, и митрополит Алимпий (Гусев) благословил устроить тут женскую обитель. Игуменьей обители стала инокиня Варсонофия (Килина), в молодости бывшая христианской супругой ныне епископа Новосибирского и всея Сибири Силуяна (Килина).
Интересно, что в монастыре находилась (на момент начала 2000-х годов) местночтимая икона Боголюбской Богородицы с предстоящими угличскими святыми. И хотя эта икона написано в ХХ веке, она известна среди старообрядцев в том числе и фактом мироточения. Миро обильно истекало в 2003 году из двуперстия Спасителя, изображенного в правом верхнем углу иконы.
В настоящее время в монастыре под руководством игумении Варсонофии проживает группа инокинь и послушниц. Также тут трудятся два бывших прихожанина ржевской Покровской общины — они уже продолжительное время живут при монастыре и помогают инокиням в нелегких заботах об обустройстве обители. Помощь обители требуется любая, от физической до финансовой. Насельницам приходится выполнять тяжелую физическую работу: самостоятельно чистить снег на большой территории, ходить за водой и так далее, хотя и большинство из них старенькие, а некоторые порой не могут самостоятельно передвигаться. Любая помощь монастырю просто необходима.
Николо-Улейминский женский монастырь находится по адресу: Ярославская область, Угличский район, с. Улейма
Телефон: 8 (48532) 4-74-24.
Настоятельница обители — игуменья Варсонофия (Килина).
Ниже, в галерее, представлены фотографии внутреннего убранства Троицкого надвратного храма.
Комментариев пока нет