Одной из самых востребованных рубрик нашего сайта является «Вопрос священнику». Последний год на вопросы читателей активно отвечает настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Килие (Украина) иерей Никола Муравьев. Сегодня мы беседуем с батюшкой.
***
Мне кажется, что обобщение «про всю Украину» широковато. Старообрядчество Украины достаточно разнообразно. Приходы Центральной и Северной части весьма строги в соблюдении благообразия и традиций. Юг — посвободнее и порасслабленней, но тоже не повсеместно. Супруга рассказывала мне, что во времена ее детства, то есть лет 30 назад, было строго не принято хождение на службу с босыми ногами, без носков даже под сандалии. А уж короткого рукава не было и близко. Причем даже на улицах. Разговаривал со многими бабушками в разных общинах, и получается, что когда жизнь была более тяжела и требовала напряжения физических сил, то и в духовном плане человек был готов к большему понуждению себя. Большее число людей постилось, а храмы были полны каждое воскресение даже притом, что в нашем регионе молились ночную службу. Было меньше комфорта, но больше понимания необходимости молитвы. Сейчас же, с повышением материального благополучия и «уходом» традиции, размываются и внутренние границы. Человеческое удобство становится мерилом всего. Исходя из этого, получается, что «правильная вера и церковь» — та, в которой удобнее и комфортнее, где можно посидеть и где нежарко.
Принято считать, что в наших краях имеются приходы, где старообрядческие священники очень заботятся о том, чтобы «цвели все цветы», а замечания по внешнему виду пришедшим сделает разве что самая темная бабушка. Здесь одеваются по погоде: чем жарче, тем меньше, и во время службы в храм может зайти экскурсия иностранцев, а уж шорты на них или что — так это ж туристы, какой с них спрос?! Нательные кресты в большом проценте — новообрядческие, а крестное знамение совершается большинством прихожан «сложно-сложенной» рукой по траектории типов «6», «9» или «0». В храмах дружелюбно и «разговорно», и, мирно беседуя во время службы, вполне возможно вдруг выявить, что всё «православие» в принципе едино, но пока еще не все старообрядцы могут это понять. Одним словом — темнота и прошлый век, а «свет и грамотность» — там, у соседей. Борода, кстати, — тоже редкость и пережиток прошлого.
Такие общины изначально весьма многолюдны, и по торжественным праздникам слава гремит на всю округу новыми рекордами: на трапезу закупается по тонне рыбы и мяса, а на Пасху «уходит» до тонны свечей. Настоятели трудятся по обустройству и украшению храмов. Общины дружные, жаловаться грех. Однако с течением времени старое поколение отходит, и молодежь теперь собирается только на знаковые праздники, а общее число верующих, как и у всех окружающих, в настоящий момент идет на убыль.
—————-
На мой взгляд, именно расширение границ дозволенного по внешнему виду понемногу приводит к дальнейшему небрежению и о крестном знамении, и о благообразии богослужения, и о вероисповедных «тонкостях», а в конечном итоге — конфессиональному самоопределению.
—————-
Если человек идет к Богу и Церкви думая, он примет Ее устав. Попытки показать свою современность и независимость от «старых» требований дисциплины, желание быть выше установленных норм кажутся мне неправильным путем в Царство Небесное.
В таких случаях вспоминается сатиричный рассказ молодого человека о церковном быте:
Зашел я недавно в церковь на праздник. Народу много. Все стоят и службу слушают. И вдруг старушка рядом, вся такая в прическе, в брючках, достает сигарету и закуривает. Я прямо чуть пивом не подавился и бутылку не выронил…
Но не пугайтесь, это пока не про наши края. А вообще есть достойные примеры. Например, гомельского прихода, — не просто многолюдного, а сознательно христианского. И там о коротких рукавах вряд ли вспоминается. Наверное, можно сказать, что сохранение благочестия в общинах, поддержка желания молиться дома и в храме, адаптация новопришедших людей в приходе в большой степени лежит на настоятеле и активной части общества, их желании поделиться своим горением, «заразить» любовью к Богу и служению Ему.
В свое время протоиерей Сергий Маслов начал возрождать в Винницком приходе традицию, описанную в Церковном Оке, — помазание прихожан перед первым часом маслом из лампады пришедшего Праздника. От отца Сергия это возрождение продолжал покойный владыка Савватий (Козка). Прижилось, говорят, это и в Вилково в храме Рожества Богородицы и нескольких других. Есть, к сожалению, слабеющий благочестивый обычай в нашем регионе, когда перед Престольным Торжеством храма к его ограде привязывается барашек или коровка, повисает корзина или мешок с плодами земли. Без имени и записок, а просто Христа ради.
Мне кажется, что, скорее всего, цитирование иноческих фраз объясняется тем, что их больше на просторах интернета. Скопировал — вставил. Если бы были распространены фразы о семейной жизни, но «правильных» святых, то наши копировали бы и их. Из моих знакомых (заранее прошу у них прощения) редко кто набирает текст сам. Проще копипастить. При этом приятно, ведь могут подумать, что я сам это прочитал и после долгих размышлений выбрал именно эту цитату.
По поводу иночества. Очень больной и большой вопрос, который вряд ли можно осветить на моем уровне. Главная проблема не в «желающих», а в фактическом разрыве традиции иноческой жизни. Отсутствие наставников, прошедших искус монашеской жизни, знающих дорогу и могущих помочь новоначальным. Если монашество учителем изучалось по книгам, а не принято от старшего через послушание, то велика опасность прелести. Рассказывали, что есть настоящий монастырь со взрослой иноческой жизнью в Румынии. Вопрос «Почему мало желающих принять иноческий постриг» занятный. Но давайте начнем с себя. А я готов отказаться от мира и его бонусов, ради Христа? На деле возлюбить Бога более суеты? Имею ли я искренне желать приобрести Христово смирение и послушание? Думаю, что вопросы гораздо глубже. Можем ли мы в наше время носить название настоящих христиан, и не просто называться, а соответствовать? — В принципе можем, и Господь всяко бы укрепил, но в нас нет твердости даже в мирской жизни, что уж говорить о подвижнической.
Начну с того, что, отвечая на вопросы, я понимаю, что они больше волнуют меня. Вижу отсутствие у христиан внутренней необходимости и желания иметь духовного отца. Не просто священника, которому приносишь с разной регулярностью мешки со своими грехами — типа, сбросил и отделался, а наставника, готового взять на себя заботу о твоей душе, который поможет молитвой и советом, накажет и обнадежит, постарается ответить на те вопросы, что бередят душу, и утешит в скорбях. Подскажет, на основании учения Церкви, как искать дорогу к Царству Небесному. На такой запрос обычно следует леденящий душу ответ:
Нет, спасибо, мы сами! Ну, или в интернете спросим!
Это грустно и неправильно. Из проблем, которые волнуют людей, так чаще это «здешнее, семейное благополучие»: что делать со своими детьми, как правильно выйти замуж, сохранить семью и быть здоровым.
—————-
Различие между христианством и магией иногда воспринимается как незначительное: что поп, что бабка, лишь бы произошло так, как хочу я. Желания полагаться на Волю Божию и искать Его Царства, работая для этого самим, немного.
—————-
Мне спокойно, я сам такой же, но это весьма прискорбно.
Хотя большинство литературы на наших полках и прочитанных поучений, лежащих в поповских головах, относятся к иночеству, даже в древних Патериках есть наставления о христианской семейной жизни, поучения о взаимотерпении и неосуждении ближних, многое другое, что можно применить для построения сегодняшней семьи. Мне кажется, что с большой осторожностью и перепроверками можно пользоваться «соседской» литературой и книгами по психологии. Не все ученые, даже из психологов, хотят торжества «европейских ценностей», есть и нормальные (улыбается). Святитель Василий Великий предлагал собирать жемчуг и из языческих сочинений, хоть и с большим рассуждением. Издания на подобную тематику очень нужны, даже необходимы, но как это можно организовать, мне пока не ясно.
—————-
На сегодняшний день лучшим проверенным советчиком является молитва и жизненный опыт.
—————-
Когда я, тридцатилетний, пытался давать советы людям в сложных, а то и критических для их жизни и семей ситуациях, со стороны это, наверное, было забавно, да и сейчас-то мало что изменилось. Все наши советы — это просто еще одна точка зрения на проблему. Мы, и священство и миряне, должны встряхнуться! Понять, что пыль цивилизации и комфорта закрывают от нас самое главное — Христа. Самолюбие, саможаление и отсутствие решимости отдаляют нас и друг от друга и от Бога. Через покаяние, смирение и жертвенную любовь мы имеем возможность стать единостью в семье, в Боге. Но совершенно необходимо понудить себя в исполнении обетов, данных Господу в таинстве венчания! Сказать — просто. Осознать, исполнить, жить в соответствии с этим и соответствовать учению — вот проблема каждого!
Мне вспоминается советский анекдот. Восточный человек возле отдела в магазине кричит: «Она мне отказала!» — и требует жалобную книгу. Приходит директор, начинает разбираться в ситуации. Выясняется, что он хотел конкретной вещи — а такого нет. Предложили замену, не подходит, еще одну — размер не тот, попросили зайти на следующей неделе, и все это мягко, не повышая голоса и любезно.
Дайте мне срочно жалобную книгу — она мне отказала, но КАК отказала, я напишу ей благодарность!
Священник, в моем понимании, имеет достаточно узкие границы того, что он может разрешить и сделать, и того, с чем он согласиться не имеет права. Вопрос в том, сумеет ли он донести свою (на самом деле — каноническую, если батюшка не самодур) позицию до пришедших к нему или ограничится констатацией факта, резкостью и прощанием на повышенных тонах. Сложность выполнения задачи — в подаче материала. Одну и ту же ситуацию можно привести к желаемому итогу разными путями. Нужно взаимное желание. Если пришедший к священнику человек «мертво» и железобетонно стоит на своем, пусть маленьком, но незаконном, то, уступив ему в этом, можно открыть двери к гораздо большему злу!
—————-
Задача священника, как и любого отвечающего, мягко, в любви Божьей, используя разные методы и подходы, довести человека до понимания необходимости выполнения установлений, а давая некие послабления, не забывать о душевной пользе.
—————-
Будучи «ласковым» и «всепринимающим» — не убить бы своей «широкостью», а пробудить в пришедшем желание послушания опыту Церкви, Ее дисциплине, как способу здоровой жизни и духовному росту. Сказано же: «Межи, положенной отцами, не переноси». Ваши примеры печальны, так как, на мой взгляд, если человек уходит из Церкви по такой причине, то это, скорее всего, только повод для ухода. Настоящая причина, если это не равнодушие, глубже. Если молодые люди декларируют свою веру в Бога, а живут невенчаные, то, скорее всего, их страсть больше, чем эта вера. То, что они расстаются, — уж и не знаю, трагедия ли это или шанс, данный свыше, устроить свою жизнь по-новому, по-христиански. Это, конечно, общее! Каждый конкретный случай требует внимательного рассмотрения, но, на мой взгляд, рамки, положенные Кормчей и святыми отцами, являются опорой не только большой Церкви, но и должны быть опорой маленьких церквей (семьи) и каждой отдельной христианской души.
"На мой взгляд, именно расширение границ дозволенного по внешнему виду понемногу приводит к дальнейшему небрежению и о крестном знамении, и о благообразии богослужения, и о вероисповедных «тонкостях», а в конечном итоге — конфессиональному самоопределению."
Наши попы когда-нибудь выучат вот это!? Цитирую:
Бог различает внутреннюю чистоту от внешней, и показывает, что за внутреннею чистотою необходимо следует и внешняя, НО НЕ НАОБОРОТ.
(Иоанн Златоуст. Толкование на евангелие от Матфея. Беседа 73. Часть 1. )
От того и беда, что у нас пекутся о внешнем, но не о внутреннем, от чего храмы полны буквоеднического фарисейства, и пусты людей.
НО НЕ НАОБОРОТ, НО НЕ НАОБОРОТ, НО НЕ НАОБОРОТ!
Константин! невнимательно читаете — материал о.Николае о "внутреннем" состоянии христианина, выражающемся в т.ч. и через "внешнее". Собственно последнее и не может проявится без "внутреннего" основания.
А изменится ли сердце наше и душа,а главное — наша вера, от платка, приколотого на шпильке, от наличия бороды??? Каким образом чулки на ногах помогают в молитве? Если речь идет об одежде, которая была нам завещана еще с апостольских времен для молитвы -предлагаю всех мужчин переодеть в длинные одежды на !!!босую!!! ногу в лапти, женщинам просто накинуть несколько рядов ткани, т.е давайте будем одеваться так, как одевались во времена Господа. Какие штаны для мужчин??? Откуда они вообще взялись и почему решили, что эта одежда благопристойна)))
А откуда тогда взялась шпилька??? Наличие ее на платке где-то прописано, в каких-то церковных правилах, может быть, чего-то мы не знаем…. Наличие длинного рукава…тут вообще интересно, если ориентироваться на одежду, которую носил сам Бог, хитон Господский имеет рукав — 3/4. Может, мы скоро придумаем рукавицы на руки одевать, чтоб пальцев голых видно не было, потом этим рукавицам придадим какое-то тоже особое значение, особый статус))), как шпильке, например. Да, еще в церкве будем стараться смотреть тщательней по сторонам, ну, чтоб новоприбывшие строго соблюли закон — обязательно были в той одежде, которой мы дали определенный статус, ну а потом, осмотрясь по сторонам и науча других "неправильных" уму-разуму, если останется время, то можно тогда и за молитву приняться… Вот неужели никому из нас не грустно от этой всей нашей сущности? Будем продолжать в том же духе??? ))))
Сергей, как раз таки и может! К примеру, целомудренная девушка никогда не позволит себе пройтись по улице в нижнем белье, а блудница легко и без зазора оденет платье и платок, проблем нет. Так же и честный милиционер никогда не будет грабить магазины по ночам, а грабитель без проблем может одеть на себя форму милиционера и так далее. Внешний вид вообще не говорит ничего о внутреннем состоянии человека, ничего! Я с Вас удивляюсь! Ведь Вам четко сказано Златоустом, что сначала внутреннее, а потом внешнее, НО НЕ НАОБОРОТ! И ладно, если бы поступающие наоборот просто оставались тем кем они были до своего внешнего преображения, но как жизнь показывает, если человек начал свою духовную жизнь с внешнего, то потом его "внешнее" перерастает часто в фарисейство, буквоедство, презрение и осуждение ближнего,и в итоге в крайнюю степень ГОРДЫНИ! Бич нашей Церкви в том и есть, что у нас пекутся аж до пены изо рта и беснования, только о внешнем- пояски, подрушники, бубенцы, борода, чистые котлы, накрытая "от бесов" посуда, и прочее, ему же несть числа, а о внутреннем- а зачем оно? Как сказал один наш старообрядческий священник: "мы старообрядцы- монахи в миру". Смех и только!
статья и Златоуст — о христолюбцах, а вы примеряете к блудницам и татям.
Cергiй, хочешь сказать, что среди старообрядческих "христолюбцов" нет блудниц и татей? Хорошо если б только "блудниц и татей", есть и содомиты и хищники. Знаю таких лично. Один содомит в Питер переехал с волжских краев и никакая борода и наряды не спасли его, а знаю так же и хищника из среды священства, который прикладывал руку к зарплате строителей храма и обманывал их. Так что не рассказывай пожалуйста мне про своих "христолюбцев". Идеалист.
"… подобаетъ бо всемъ симъ быти…вся же сия, начало болезнемъ. тогда предадутъ вы в скорби, иоубиютъ вы. и будете ненавидими всеми йазыки имене моего ради. и тогда соблазнятся мнози. и другъ друга предадутъ,… и мнози лжепророцы востанутъ и соблазнятъ многiя… Претерпевый же до конца, той спасетъся" — Мф.98,99
Cергiй, это не про последние времена, это про иудейскую войну.
Константин! а чьего "имене … ради" воевали римляне с иудеями?
Насколько я помню, иудеи первыми начали, а римляне АТО провели.