Издавна в разных странах христианского мира имеются свои особенные праздники, памятные даты, связанные с историческими событиями или чтимыми святынями. Так, в Греции особенно почитается день памяти великомученика Димитрия Солунского. На острове Кипр сложилась традиция торжественно отмечать праздник Воздвижения Креста Господня. В Португалии широко отмечается Праздник Тела и Крови Христовых. Во Франции день Успения Пресвятой Богородицы, среди прочих религиозных праздников, является одним из самых почитаемых. Торжественней его отмечается лишь Рожество Христово.
Существовали подобные обычаи и на Святой Руси. До церковного раскола особенно почитаемым праздником был день перенесения мощей первых русских святых, благоверных князей Бориса и Глеба. В этот день звонили в колокола и шли крестные ходы по всей Руси. В Костромской губернии нарочитым праздником считался и сохраняется поныне день обретения Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Свои особо почитаемые праздники есть и у православных старообрядцев. С конца XVII века особенно торжественно староверы отмечают праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
У московских старообрядцев есть особый праздник — неделя святых Жен-мироносиц. Широкое празднование дня этого события на Рогожском связано не только с евангельской историей, но и с другой памятной датой — дарованием свободы вероисповедания в Российской империи и открытием в 1905 году запечатанных на 50 лет алтарей храмов Рогожского кладбища. Какие только эпитеты не звучат в последние годы в адрес известнейшего старообрядческого праздника — торжества недели святых Жен-мироносиц на Рогожском. Его называют и «встречей старообрядцев России», и «старообрядческим 8 марта», и даже «старообрядческим днем святого Валентина», по причине того, что в этот праздник немало молодых людей, приехавших из далеких уголков страны, могут познакомиться друг с другом, и впоследствии, если Бог даст, создать семью. Последней новоиспеченной традицией в неделю Жен-мироносиц стала раздача в приходах РПсЦ цветов прихожанкам, которая осуществляется духовенством.
В связи с этим в старообрядческих медиа стали слышны критические нотки о том, что в мероприятиях недели Жен-мироносиц меняются духовные акценты, и оно все в большей степени приобретает светский характер. Критики указывают, что уже не поминаются, кроме как за службой, нарочитые святые сего дня — члены синедриона Иосиф Аримафейский и Никодим.
Социальные инициативы и религиозный диспут
В этом году традиционные празднования недели святых Жен-мироносиц, что проходят на Рогожском кладбище российской столицы, длились аж целых 4 дня: с 17 по 20 мая 2024 года. Регистрация участников началась утром, в пятницу, 17 мая. У дверей Новых Палат (бывший Дома Причта) стала выстраиваться очередь из гостей на регистрацию. Вечером в галерее известного российского художника Александра Шилова состоялось выступление старообрядческих хоров «Знаменное пение: традиции и современность». Особенно запомнилось выступление хора пермской старообрядческой общины, исполнившего необычные духовные стихи. Участники мероприятии ознакомились с рядом новых произведений художника, посвященных ветеранам Великой Отечественной войны и нынешней специальной военной операции.
Утром 18 мая состоялось открытие фотовыставки «Следуя за Крестом» возле храма-колокольни во имя Воскресения Христова, что на Рогожском. Фотовыставка посвящена крестным ходам в РПсЦ и составлена официальным фотографом Московской Митрополии Александром Говоровым.
В 10:00 утра в здании Новых палат, в зале Церковных Соборов, открылось необычное для Рогожского мероприятие — конференция под названием «Инициатива — будущее старообрядчества». На ней встретились активисты, занимающиеся самыми разными просветительскими, образовательными и рекреационными проектами. Мероприятие вела Валентина Чунина. Она рассказала, что, хотя разных интересных инициатив в старообрядчестве немало, о них известно недостаточно хорошо. Кроме того, не установлены должные коммуникации по таким проектам между общинами и инициативными группами. А есть вопросы, которые проще обсуждать и решать сообща. Эта встреча — первая попытка собрать активистов, занимающихся или курирующих подобную деятельность. В. Чунина отметила, что нужно встречаться, искать активных людей и профессионалов, готовых помочь в развитии социального служения староверия.
Затем выступил о. Сергий Рожков из Новосибирска, который уже более 10 лет занимается разными социальными инициативами. Он отметил, что у каждого члена Церкви есть обязанность милосердного, доброго служения ближнему — христианам и не только. В новосибирской общине есть давний опыт волонтерского служения. Например, есть опыт работы с детским реабилитационным центром для детей, попавших в сложные ситуации, например, детей из крайне неблагополучных семей, где родители лишены родительских прав. Такие дети часто не имею опыта благополучного, нормального общения. Сотрудники этого центра просили, чтобы члены новосибирской общины на примере общения со своими детьми показали опыт нормальных и здоровых семейных отношений.
Начавшаяся в 2022 году Специальная военная операция создала новые вызовы и направления в волонтерской работе. Поначалу активисты новосибирской общины не знали, что и как можно организовать, однако через какое-то время, во время объявленной мобилизации, такие задачи стали вырисовываться. Из общины были призваны в действующую армию два активных прихожанина. И они стали той зацепкой, через которую стала строиться работа. Стало ясно положение наших солдат на фронте (в районе Кременной Луганской республики) и те потребности, которые они испытывают. Община стала возить гуманитарную помощь, также получилось помолиться, исповедовать и причастить наших ребят. Следующая встреча состоялась в Северодонецке, где о. Сергий и другие познакомились еще и с местными жителями и увидели их бедственное положение. Им отдали привезенный провиант, и с того момента решили помогать не только военнослужащим, но и мирному населению. В 2023 году решили распределять гуманитарную помощь через старообрядческие общины Донбасса, использовать их как перевалочные пункты. Также тогда к волонтерской работе присоединились общины Барнаула, Томска и Новокузнецка. В завершение своего выступления о. Сергий призвал включиться в эту работу все старообрядческие общины и отдельных христиан, имеющих соответственные возможности.
Затем с сообщением об общественной активности старообрядцев выступил Даниил Ермохин. Он напомнил собравшимся о дне памяти старообрядческих подвижников — преподобных Павла и Алимпия и назвал их дела и активную жизненную позицию как яркий пример церковного и социального служения. Он отметил, что если у христианина есть какие-то способности, то их надо обязательно использовать, причем делать это можно на разных уровнях — от уровня общины до общецерковного. Это могут быть маленькие и большие проекты — издание просветительской литературы, организация воскресной школы, экскурсии по историческим местам, преподавание церковного пения, чтения и многое другое. Он отметил, даже если какой-то проект не нужен какому-то осуждающему лицу, то это не значит, что он не нужен Церкви.
О работе в медиапространстве рассказал автор проектов вертикальных видео Андроник Думнов. Он отметил, что огромная часть населения мира и России проводит значительную часть времени, просматривая контент на смартфоне. Россия находится на 20 месте, и среднестатистический россиянин проводит в телефоне каждый день 3 часа 39 минут. Исходя из этого, Андроник и создал проект вертикальных видео, целевая аудитория которого и есть люди, «зависающие» в гаджетах, и, в первую очередь, не старообрядцы, а те, кто лишь понаслышке знают об этом явлении. Вопросы, которые поднимаются в этих видео, также нацелены на этих людей. Ролики максимально короткие, максимально простые и излагаются доходчивым языком. В роликах быстро сменяются кадры, чтобы удерживать внимание зрителей. Некоторые говорят, зачем староверы пользуются интернетом, где много гадости и разврата. Но по мнению Андроника, старообрядцы должны уметь и в этом пространстве вести проповедь, так же, как и апостолы в свое время приходили проповедовать в общество, зараженное язычеством и разными пороками. Так вот, на этом проекте работают 7 авторов, которые придумывают вопросы и готовят ответы на них. Докладчик поблагодарил их и выразил надежду, что такая работа отвлечет часть аудитории от недостойной информации и она потратит на полезное часть времени, которое россияне тратят на пользование смартфоном.
После выступления А. Думнова в президиуме зала Соборов неожиданно появился предстоятель РПсЦ митрополит Корнилий (Титов). Оказывается, владыка находился в зале и внимательно слушал выступления докладчиков. Митрополит призвал выступающих избегать в своей речи иностранных слов и чрезмерной жестикуляции на западный манер. В частности, владыка отметил, что слово «„спикер“ как-то напрягает» и «для старообрядцев, особенно старшего поколения, это непривычно». Митрополит напомнил об указе президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и отметил, что староверы уже 350 лет хранят эти ценности без всяких указов. Также он сообщил о необходимости специальной военной операции и сравнил ее с хирургическим вмешательством, необходимым для очищения от гнили и защиты православной веры на Руси и борьбы с попытками запада колонизировать нашу страну. Иностранных агентов владыка сравнил с бесовскими силами.
Затем состоялась презентация книги историка Сергея Михайлова «Беливо в Гуслицах: Колыбель подмосковного старообрядчества». Митрополит рассказал, что Беливо стало для него вторым домом. По совету о. Леонтия Пименова он поселился там в домике с русской печкой, и любит там проводить время.
Историк Сергей Михайлов рассказал о трепетном отношении старообрядчества к своей истории. Беливо было известно своими скитами и, особенно, монастырем старца Леонтия, который славился богатой библиотекой и являлся кузницей старообрядческого духовенства и начетчиков. Впоследствии вокруг возникло множество старообрядческих приходов. Всего в этих лесах было до 20 монастырей. Наследие этих монастырей проявлялось до 50 годов XX века. Здесь сложилась гуслицкая иноческая традиция и знаменитые крюковые и прочие рукописные книги. Сейчас среди местных жителей растет интерес к своему прошлому.
После презентации книги конференция «Инициатива — будущее старообрядчества» продолжила свою работу. Прозвучал доклад Александра Савельева, посвященный сайту знаменного пения под названием «Посвятим воскресный день Богу». Он рассказал, что изучение знаменного пения и подготовка к богослужению — занятие непростое и требующее немалого времени. А бывает, и даже знающие крюки певцы не могут спеть новую, доселе неизвестную стихеру. Организаторы сайта поставили перед собой задачу — облегчить клирошанам процесс подготовки к службам и обучения знаменному пению. Также проект имеет и просветительскую цель, чтобы со знаменным пением могли познакомиться нестарообрядцы. Более того, готовится учебное пособие, где аудиозаписи сопровождают сканами нотных книг.
Однако есть и проблемы. Сайту почти 10 лет, на нем размещено более тысячи песнопений, пора переработать структуру сайта для более легкого поиска, вести социальные сети портала. Но не хватает специалистов. Нужны и финансовые ресурсы. Также надо записывать новые песнопения, причем, улучшая качественный уровень исполнения песнопений и само качество записи. Необходимо сканировать и набирать большое количество крюковых книг. Нужно учиться продвигать этот контент, делать его доступным всем интересующимся.
Заместитель по воспитательной работе Татьяна Чунина рассказала об истории и настоящем дне молодежного культурно-образовательного центра «Ржевская обитель». Всего сегодня в РПсЦ функционируют 10 христианских лагерей. Тема работы с молодежью сегодня становится особенно актуальной, поскольку много многодетных старообрядческих семей, а современные светские детские учреждения не дают христианского воспитания и, тем более, не учат старообрядческим обычаям и традициям. Цель «Ржевской обители» — формирование нормальной христианской личности. Территория лагеря — это 12 гектаров земли, большое здание трапезной, спортзал, бассейн, баня, два новых жилых корпуса и храм.
Вечером того же дня в Новых Палатах Рогожского состоялись отдельные беседы. Одна прошла в формате вопросы-ответы со священником отцом Романом Донцовым.
Вторая встреча проходила в формате лекции, которую прочитал иерей Иоанн Севастьянов, по догматическому богословию. Тема звучала так: «Значение обряда в жизни Православной Церкви».
Несколько десятков человек приняли участие в третьей встрече, которая прошла в форме диспута по вопросам:
— молитва христианина: возможна ли своими словами и на более привычном русском языке?
— светская музыка: отношение современного христианина к тому, что не звучит в унисон с древнерусским пением. Танцевать — это плохо?
Участники разделились на две команды. Одну возглавили священники о. Герман Чунин и о. Иоанн Ошин. В другой были миряне Михаил Терентьев, Илья Гладышев, Антон и Игнат Егоровы и другие.
На этом диспуте духовенство отстаивало более консервативные позиции, а миряне же представляли более широкий взгляд на вышеуказанные темы.
Богослужение и ярмарка
19 мая в духовном центре Русской Православной старообрядческой Церкви, что на Рогожском кладбище, прошли основные торжества, посвященные неделе святых Жен-мироносиц. В этом году в мероприятиях праздника святых Жен-мироносиц приняли участие не только старообрядцы из Москвы и Московской области, но и многочисленные паломники практически из всех уголков России, стран ближнего и дальнего зарубежья. За божественной литургией в воскресный день митрополиту Корнилию сослужил один епископ — Ярославско-Костромской Викентий (Новожилов).
Продолжительное богослужение с торжественной встречей митрополита, его соборным облачением, молебном и торжественным крестным ходом окончилось около двух часов дня, после чего священство и гости проследовали на праздничную трапезу.
На территории Рогожской слободы действовала ярмарка народных промыслов старообрядческих приходов России, на которой было представлено традиционно широкое разнообразие товаров: книги, иконы, церковная утварь, церковная одежда, народный костюм, изделия из льна, оренбургские пуховые платки, плетеные корзины и деревянные бочки, расписная деревянная игрушка, различные напитки, приготовленные по старинным рецептам и многое другое. Попробовать себя в ручной работе мог каждый желающий — здесь же были открыты мастер-классы по кузнечному делу, бусодельня, мастерская набойки и росписи пряников, кожевенная и свечная мастерская, мастерские ткачества поясов, бисерного плетения, росписи на дощечках и глиняных игрушках. Подкрепив силы русскими пирогами, выпив медовухи, вдоволь «насмотревшись на других», можно было и «себя показать» — пройтись на ходулях, поиграть в кубб и закрутиху. Рядом с детьми на игровых площадках с удовольствием мерялись удалью взрослые.
Вечером в Покровском кафедральном соборе состоялся ставший уже традиционным вечер древнерусского знаменного пения.
Комментариев пока нет