Утром 14 сентября на улице моросил дождь, москвичи спешили на выборы, а в Музее имени преподобного Андрея Рублева шли последние приготовления к открытию второго сезона сразу двух музейных программ, посвященных истории русского старообрядчества. О программе этого знаменательного события подробно рассказано в статье «Москва старообрядческая».
Что именно повлияло на «явку», я не знаю: может, неожиданно начавшаяся осень, может, проснувшаяся гражданская сознательность или борьба с урожаем на дачных участках, но само мероприятие прошло очень камерно, без ажиотажа и духоты. Торжественно и спокойно. Пришли те, кто должны были прийти.
В зале много воздуха, пахнет цветами, прохаживаются самые пунктуальные гости, приехавшие заранее, мы ждем последних запоздавших участников. Среди гостей я вижу тех, кто в прошлом году посещал занятия лектория. Им я рада, как добрым знакомым. Особенно приятно видеть новые лица. Такое ощущение, что мы собираемся не в лектории, а за большим столом на семейное торжество.
Но торжество тоже имело место быть, поскольку открытие музейной программы «Знакомство с Москвой старообрядческой» и презентация кинолектория «Свидетели истории: портретная галерея старообрядчества» выпали на день празднования церковного Новолетия.
В своем вступительном докладе я постаралась показать, что жизнь Спасо-Андроникова монастыря, безусловно, так или иначе, соприкасалась со старообрядческими центрами, расположенными в самой непосредственной близости от его стен. Речь даже не о Рогожском кладбище, находящемся на расстоянии нескольких километров от Андроникова.
Филипповский Братский двор находился гораздо ближе — в 20 минутах ходьбы от стен обители, в Дурном (ныне Товарищеском) переулке. И, бесспорно, Братский двор беспокоил настоятелей нашего Спасо-Андроникова монастыря. Так, в 1880–1882 годах настоятелем здесь был архиепископ Сергий (Спасский), видный деятель официальной Церкви, писатель, автор истории нашей Спасской обители.
В Центральном Историческом Архиве Москвы хранится дело «Об устроении в доме, так называемый Братский двор, моленной раскольнического согласия» (Ф. 203, Оп. 364, Д. 68). В этом деле есть документ 1881 года, где на основании существовавшего законодательства утверждается, что материалы о моленной необходимо передать «к господину прокурору Московского окружного суда на распоряжение». Первым подпись под распоряжением поставил «Спасо-Андроньевский архимандрит Сергий». Полностью текст доклада будет размещен на сайте в ближайшее время.
Да и сам Спасо-Андроников монастырь вошел в историю церковного раскола благодаря имени протопопа Аввакума. В 1653 году на протяжении месяца (с середины августа до 15 сентября) священномученик Аввакум был узником Андроникова монастыря. Он был заключен в каменном подвале под трапезной палатой. Подробнее об этом см. в статье «Старообрядческая память Спасо-Андроникова монастыря».
Однако в Москве есть еще одно место, где имя протопопа Аввакума не просто чтится, а буквально вынесено в название. Это Культурно-паломнический центр, названный в его честь и расположенный в стенах московского Преображенского старообрядческого монастыря.
Гостями торжественного открытия были Максим Борисович Пашинин — председатель Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума, руководитель издательства «Третий Рим», и сотрудник Культурно-паломнического центра Александр Всеволодович Подстригич.
Деятельность Культурно-паломнического центра имеет несколько направлений: это и сохранение исторического наследия московского Преображенского старообрядческого монастыря, и организация паломнических поездок к труднодоступным историческим местам Поморского Севера. Но настоящим рукотворным чудом, совершенным сотрудниками центра, является строительство двух часовен на месте казни протопопа Аввакума и его соузников.
М.Б. Пашинин подробно описал процесс строительства срубов часовен и их транспортировки к Пустозерску. Рассказ сопровождался слайд-показом. Большинство замечательных по выразительности фотографий сделал сам Максим Борисович.
Строительство часовен в Пустозерске оказалось великим делом не только в духовном плане. Организаторам и участникам пришлось проделать поистине титаническую работу. Заполярный Пустозерск, находящийся в тундре, никогда не имел строительного леса. Поэтому строительство двух часовен осуществлялось на верхней Печоре, в окрестностях знаменитого старообрядческого села Усть-Цильма.
Там из лиственницы сложили два сруба, дали им полгода отстояться, после чего разобрали, и началась транспортировка на север. Для того чтобы перевезти часовню и трапезную, потребовалось девять огромных лесовозов.
По строгим экологическим требованиям путь можно было преодолевать только зимой, по специально намороженной в бездорожье тундры ледяной трассе. Снег и лед, сковавшие землю, предохраняли хрупкую северную растительность от гибели под колесами гигантской техники.
Цифры говорят сами за себя: каждое лиственничное бревно весило около 500 килограммов. Груз на каждую машину достигал 20 тонн. Общее расстояние — почти 1300 километров сложнейшего пути. Были дни, когда за сутки караван лесовозов преодолевал от силы 30 километров. Температура ночью —35, днем —17. Во время сборки срубов не выдержал нагрузки и сломался кран. Полутонные бревна продолжали перемещать вручную. Наконец 27 апреля 2012 года, в день памяти пустозерских мучеников, срубы собрали, и состоялось освящение часовен.
После слайд-показа гости мероприятия увидели видеофильм «Строительство часовни в Пустозерске. Хроника событий». Также Максим Борисович представил гостям мероприятия диск с документальным фильмом «Дорогой Аввакума — дорогой истинной веры». Лента рассказывает о крестном ходе к месту Пустозерской гари.
Самой красивой и торжественной частью мероприятия, несомненно, было выступление хоровой группы под руководством преподавателя знаменного пения Натальи Леонтьевны Пименовой. Песнопения комментировал Благочинный Московской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви — протоиерей Леонтий Пименов. Образно и поучительно отец Леонтий рассказывал гостям мероприятия об отличиях знаменного пения от партесного, раскрывал особый духовный смысл и особенности исполнения некоторых песнопений.
Хор исполнил более десяти песнопений, среди которых были духовные стихи, величание преподобному Андрею Рублеву и священномученику Аввакуму. Кроме того, было исполнено редкое песнопение из Керженской певческой рукописи, расписанное на два голоса — «Плач Адама».
Комментариев пока нет