Публикации нашего сайта, посвященные XXVI Международным Рождественским образовательным чтениям в Москве и конференции «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее», вызвали немало откликов. Особенное внимание привлекли высказывания главы Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), касающиеся исполнения решений Поместного собора 1917-1918 годов относительно учреждения единоверческого (старообрядного) епископата в лоне РПЦ. Выступление митрополита, однако, было посвящено и некоторым другим вопросам и прошло в формате брифинга. В связи с большим интересом читателей к этому событию мы публикуем полный текст этой встречи.
***
Ваше высокопреосвященство, дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами встречались в начале семинара, который проводится общецерковной аспирантурой и докторантурой, я имел возможность поделиться с вами какими-то своими мыслями о старом обряде и о развитии старообрядного движения в лоне РПЦ. Сегодня я бы хотел послушать ваши мысли, просил бы вас высказаться на основную тему: как вы дальше видите развитие старообрядного движения в РПЦ, какие есть перспективы, трудности, о которых мы должны знать. Чтобы я услышал ваш голос и как-нибудь на него отреагировал. Чтобы в дальнейшей деятельности комиссии по делам старообрядных приходов мы эти ваши мысли имели в виду. Пожалуйста.
Координация деятельности единоверцев необходима
Владимир Вячеславович Басенков — руководитель Симбирского епархиального центра древнерусской богослужебной традиции, староста Успенской единоверческой общины:
Владыка, центр, который я возглавляю, имеет такое же название, как патриарший, является первым в России. Патриарх Кирилл отметил его в своем докладе как первый появившийся. Нам хотелось, но по факту юридически мы не являемся филиалом патриаршего центра. Скажите, возможно ли таковым стать? И это касается всех подобных учреждений, которые появились в епархиях РПЦ. Спаси Христос.
Митрополит Иларион:
Благодарю Вас. Я готов этот вопрос представить патриарху, если Вы обратитесь с соответствующим прошением на мое имя, как председателя комиссии. Если кто-то еще пожелает обратиться с таким же прошением, мы соберем эти прошения, я подготовлю патриарху рапорт, чтобы он определил статус центров, которые создаются сейчас в епархиях.
Александр Гнып, староста Людмиловского единоверческого прихода Санкт-Петербурга:
Дорогие владыки, позвольте, я напомню постановление патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия от 11 марта 1937 года: «Управление единоверческими приходами в каждой епархии впредь до новых распоряжений передать местным архипастырям на общем основании». В связи с этим, дорогой владыка Иларион, у нас, как у представителей старообрядных приходов, возникает просьба с ходатайством к вам, в частности, как-то отразить в уставе РПЦ положение о единоверческих старообрядных приходах, потому что изрядное количество случаев в епархиях остается на усмотрение преосвященных владык, стоит ли формировать приход или не стоит. Нам необходимо ссылаться на официальные документы.
Позвольте еще такое предложение: у нас существует комиссия, которую Вы возглавляете, возможно ли нам создать региональные Советы по координации и формированию единоверческих общин? Например, объединить приходы Северо-Запада, Поволжье и Урал, и эти Советы будут подотчетны комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. Спаси Христос.
Митрополит Иларион:
Я не вижу ничего невозможного в такой координации. Но опять же нам нужно будет продумать, какой будет канонический статус этих объединений. Мой опыт показывает, что если статус некоего межведомственного или межепархиального объединения не прописан и не имеет специального благословения на свое существование, то очень трудно бывает собрать людей.
Протоиерей Георгий Крылов — благочинный Успенского округа, храм новомучеников и исповедников российских в Строгино новообрядной общины, г. Москва:
Ваше высокопреосвященство, Вы благословили нас пообщаться в первые четыре дня семинара. Мы (представители единоверия — прим. ред.) вместе общались, я был таким организующим фактором этого общения. Чтобы сократить время, я кратко изложу те проблемы, которые мы видим сейчас. Я говорю от лица людей, которые давно друг друга знают и не первый раз здесь. Мы кратко изложили проблемы, даже кто-то подписался, чтобы наше общение было более плодотворным и полезным, я сейчас Вам передам это прошение, может быть, пока люди будут выступать, Вы с ним ознакомитесь, на какие-то вопросы ответите, мы Вам будем благодарны (передает прошение — прим. ред.).
Старообрядцы соблазняются нашим неблагоговением
Диакон Даниил Козловский, клирик Спасо-Преображенского собора г. Рыбинска:
Владыка, я сейчас нахожусь по распределению в Рыбинске, после окончания МДА, и там мне удалось пообщаться со старообрядцами. Исходя из личного опыта общения с нашими братьями, сложилось впечатление, что одним из поводов для критики РПЦ является наше благочестие, точнее, благоговение перед святыней. Например, мы даем повод к пересудам, когда видим упаковки с продуктами — едой, чаем, где изображаются святые, их жития и т. п. Это лишний повод для критики РПЦ. Мы даем лишний раз повод, чтобы критика звучала, и люди, которые, может быть, перешли бы в единоверие, этим смущаются. Спасибо.
Митрополит Иларион:
Мое личное мнение заключается в том, что если изображение Спасителя или святого находится на обложке книги или помещается в альбоме с иконами и фресками, то в этом нет ничего плохого. Конечно, если эти изображения помещаются на ту упаковку, которая заведомо предназначена для того, чтобы ее развернули и выбросили, это создает проблему, потому что выбрасывать священное изображение православный благочестивый человек не может. Это приводит к тому, что коробочки копятся в домах, потому что и выбросить нельзя и держать незачем. Но как эту проблему решить в общецерковном масштабе — я пока себе плохо представляю.
Исправление текстов богослужебных книг
Протоиерей Сергий Гончаров — клирик Свято-Серафимовского храма Иваново-Вознесенской митрополии, окормляющий Казанскую единоверческую общину г. Иваново:
Ваше высокопреосвященство, такой вопрос: как единоверцы могут влиять на обращение внимания богослужебной комиссии Московского Патриархата на решение проблемных мест богослужебных текстов в плане преодоления раскола? Я думаю, что утопично ожидать, что настанет время, когда все старообрядцы смогут служить по-новому, или, например, большинство новообрядных приходов перейдут на тексты старых книг.
Скорее всего, если пофантазировать, то ни того, ни другого никогда не получится. Поэтому хотелось бы знать: могут ли влиять единоверческие приходы на богослужебную комиссию, обращая внимание на такие места богослужебных текстов, которые требуют изменения и уточнения? Что делать, если нашу работу игнорируют? Мы сделали немало в области уточнения богослужебных текстов, но что дальше? Как это двигать, если у нас нет рычагов?
Митрополит Иларион:
Дорогие братья, я хочу, чтобы вы все знали: у вас есть рычаг — это комиссия Московского Патриархата по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. Я ее возглавляю по благословению патриарха, мы регулярно проводим заседания. Вы можете на мое имя, как председателя этой комиссии, присылать ваши пожелания по внесению поправок, по каким-то неточностям, которые вы замечаете, а мы будем уже дальше с этим работать.
Либо через богослужебную комиссию, либо как-то на Синод подавать. Конечно, и сами будем изучать в нашей комиссии, у нас есть хорошие специалисты, иерей Михаил Желтов — первоклассный специалист по таким вопросам. Если у вас такого рода вопросы возникают, обращайтесь в нашу комиссию, а уже в нашей комиссии мы будем сами стараться отвечать на эти вопросы.
Глеб Борисович Печенкин — руководитель Общества любителей древнерусского пения во имя святителя Иова, головщик Покровского храма в Рубцове:
Вопрос не совсем по единоверию, но я думаю, все честное сообщество меня поддержит. В прошлом году мы этот вопрос затрагивали на таком же заседании Рождественских чтений. Можно ли говорить о том, чтобы в Учебном Совете РПЦ рассмотрелся вопрос о введении курсов знаменного пения в семинариях и в духовных школах?
Митрополит Иларион:
Я думаю, что мы должны этот вопрос изучить. Мы регулярно обсуждаем тему духовного образования на заседаниях Высшего церковного совета. Мы создали единый учебный план для всех учебных заведений. Раньше в каждой семинарии по-своему преподавали, а теперь есть единый учебный план. Главная проблема учебного плана заключается в том, что на все предметы не хватает времени. Стоит что-то сократить, как говорят: «А как же так, это же так важно, догматическое богословие?!» Да, это важно. Ветхий Завет — важно, Новый Завет — важно, а что не важно? Литургика разве не важно? Все получается важно. Поэтому здесь вопрос в том, есть ли место для этого предмета в общем семинарском курсе?
Но я думаю, в рамках изучения церковного пения, конечно, знаменному распеву должно отводиться определенное время. Если церковное пение изучается в исторической перспективе, то, конечно, знаменное пение — это то, с чего нужно начинать.
Единоверческий съезд — хорошая идея
Игумен Кирил (Сахаров), настоятель храма святителя Николы на Береневке, Москва:
Хотелось бы, прежде всего, поблагодарить инициаторов и организаторов семинара, соответственно Круглого стола, с каждым годом проходит более солидно и основательно: престижные места, содержательные лекции, интересное общение. У меня сформировались три предложения, на которые хотелось бы обратить внимание:
1. Не настало ли время начать подготовку к проведению очередного единоверческого съезда? Может быть, приурочить к 2020 году, когда будет 220 лет единоверию. Я думаю, что есть вопросы, которые можно было бы обсудить, и подготовку можно начать уже заранее.
2. Как известно, до революции центр единоверия был в Москве на Самокатной улице, сейчас там два храма, один — обычная община РПЦ, второй собор не действует, там склад литературы Сретенского монастыря. Хотелось бы, чтобы это место не выпадало из поля нашего зрения.
3. Возможно ли более близкое общение со старообрядцами, например, в форме их присутствия на различных мероприятиях, вплоть до собрания московского духовенства в качестве наблюдателей. Тогда, как мне кажется, будет больше точек соприкосновения.
И последнее, хотелось бы, чтобы не забывалось очень важное принципиальное решение, которое принял Собор 1917-1918 гг., столетие которого мы отмечали, о том, что если 4/5 прихожан любого храма желает, чтобы богослужение совершалось по старому обряду, то Собор благословляет, ну и наоборот. Конечно, есть правящий архиерей, специфика на местах, но тем не менее соборное решение остается, и никто его не отменял.
Митрополит Иларион:
Я, наверное, не смогу ответить на все эти вопросы, но думаю, что единоверческий съезд в той или иной форме — хорошая идея. Я полагал бы, по крайней мере, что такого рода собрания, как сейчас у нас проходят, могли бы стать регулярными, и я надеюсь, что с Божией помощью они таковыми станут. В отношении храма на Самокатной улице, насколько я знаю, там владельцем является частное лицо, и, по-моему, этим объясняются какие-то сложности, связанные с этим храмом. Что касается более близкого общения со старообрядцами, я Вам должен сказать, что в большинстве случаев они сами не готовы к более близкому общению. Часто бывает, что мы их приглашаем куда-то, а они считают, что не могут прийти, нас тоже не пускают дальше какого-то определенного места в храме. Поэтому мы сейчас ведем диалог теми темпами, которые приемлемы для старообрядческой стороны. Мы готовы были бы и быстрее развивать этот диалог, но в основном он пробуксовывает из-за их неготовности двигаться быстрее. Тем не менее я думаю, что мы двигаемся, и двигаемся неплохо. У нас по крайней мере со старообрядцами белокриницкого согласия очень хорошие отношения, у меня лично очень хорошие отношения с владыкой Корнилием, мы довольно часто встречаемся, и какие-то практические вопросы помогаем им решать, знаю, что и в целом ряде епархий отношения вполне конструктивные. Так что с Божией помощью мы в этом диалоге продвигаемся.
Иерей Максим Плякин — клирик Саратовского Рождественского храма, член комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии:
Владыка, благословите. Несколько лет назад за подписью высокопреосвященнейшего митрополита Варсонофия, управляющего делами Московской патриархии, по епархиям был разослан циркуляр об учреждении в епархиях должности епархиально ответственного за контакты со старообрядческими согласиями. Мне представляется, что во многих епархиях этот циркуляр был принят, были назначены соответствующие уполномоченные. При разработке положения о единоверческих приходах и при продумывании дальнейших мероприятий, в том числе по единоверческому съезду, необходимо учесть наличие в нашей церкви не только, как говорили до революции, «указных единоверцев», то есть тех, кто официально оформлен как священнослужитель старообрядных приходов, но и тех, кто занимается этим по должности. Поскольку в целом ряде случаев священник, который является епархиально ответственным, поневоле оказывается новообрядным, и это на данный момент является определенной экономической проблемой нашей Церкви. Спаси Христос.
Митрополит Иларион:
Не готов Вам сейчас ответить, но мы возьмем на заметку Ваше предложение и его изучим в нашей комиссии.
Время для старообрядного епископа еще не пришло
Иерей Сергий Комаров, Нижнетагильская епархия, храм архангела Михаила:
Ваше высокопреосвященство, я хочу задать Вам такой вопрос, о котором мы уже говорим много лет. Вопрос о перспективе единоверческого епископа. Возможно ли это в ближней или дальней перспективе? Хотим знать Ваше мнение. Спаси Господи.
Митрополит Иларион:
Мое личное мнение заключается в том, что время для этого не пришло. Я даже не могу сказать, что оно придет в каком-то обозримом будущем. Я вам попытаюсь пояснить свою позицию: у нас уже сейчас существует параллельная юрисдикция в виде РПЦЗ, которая, как вы знаете, долгое время находилась вне общения с РПЦ, потом произошло воссоединение, но структуры остаются параллельными. У нас в Германии две епархии с одной и той же канонической территорий, и до недавней кончины владыки Феофана у нас было даже два архиерея с одинаковым титулом.
Если мы сейчас создадим некую новую структуру внутри Русской Церкви, выводя ее из подчинения правящих архиереев, то я не представляю, как, учитывая огромные размеры нашей Церкви, этот новый архиерей будет объезжать все просторы нашей святой Руси, как он будет взаимодействовать с остальными архиереями и какой статус получится у этих приходов, они становятся экстерриториальными. К этому мы не готовы и я не уверен, что нужда в этом есть.
Сейчас наша задача — это укрепление единства Церкви. Если где-то на местах возникают проблемы, например, развивается старообрядное движение, а местный архиерей этому препятствует, то давайте при помощи нашей комиссии будем решать эти вопросы. У нас есть возможность пригласить архиерея, поговорить с ним, объяснить ему важность старого обряда, патриарх неоднократно сам высказывался на эту тему. Внутренняя поддержка старого обряда в нашем епископате есть, и она достаточно велика.
Александр Гнып, староста Людмиловского единоверческого прихода Санкт-Петербурга:
Владыка, но не как параллельная иерархия, у нас существует церковь в Московском Патриархате, патриаршие приходы, существуют викарии патриарха, например, патриаршие приходы США, Канады, Финляндии. Мы жаждем не параллельной епархии, а именно подчинения как викарию патриарха.
Митрополит Иларион:
А у Вас есть кандидатура?
Александр Гнып, староста Людмиловского единоверческого прихода Санкт-Петербурга:
А мы можем и выбирать.
Митрополит Иларион:
Я думаю, что мы, братья, еще не созрели для того, чтобы выбирать, предлагать, создавать такие параллельные структуры. Патриаршие приходы США, Канады и Финляндии — это фактически епархии, там архиерей управляет этими приходами на правах правящего архиерея. Они называются приходами, потому что в Америке и Канаде существует автокефальная Церковь, а в Финляндии автономная. Как бы уважая статус этих церквей, мы не называем своего епископа, скажем, американским и канадским, мы его называем неким подмосковным титулом, а фактически он управляет этими приходами. Здесь параллель не просматривается.
В отношении патриарших приходов и разного рода ставропигии. Да, действительно, такое явление в нашей Церкви есть, оно сложилось давно, и к этому есть определенные причины. Но я считаю, что выделять единоверие в структуру внутри русской Церкви, которая будет иметь свое каноническое возглавление, не время. Во-первых, я не уверен, что это нужно вообще, а во-вторых, сейчас для этого еще нет соответствующих предпосылок.
Есть такой пример из жизни Католической церкви: у них есть латинский обряд, а есть восточный. Восточный обряд оформлен в виде самостоятельных структур с отдельными епископами — то, что нам известно как униатство. Допустим, на Украине есть латинские архиереи, а есть униатская церковь, которая живет некоей самостоятельной автономной жизнью, у них не только свой обряд, но и своя параллельная иерархия. Я думаю, что для Католической Церкви ничего, кроме вреда, создание этой структуры не принесло, для православно-католических отношений оно принесло только вред, а сама Католическая церковь не знает, что с этим делать.
Я встречаюсь регулярно и с папой, и на Синоде у них выступал, и я им говорю: «Наша с вами главная проблема — это уния. Пока существует уния, у нас с вами не может быть нормальных отношений». Они это понимают.
Поэтому давайте мы пока не будем для себя такую проблему создавать. Я не исключаю, что в какой-то исторической перспективе возможно оформление единоверия в некую структуру со своим статусом, уставом, но на данном этапе я не вижу к этому объективных предпосылок.
Я думаю, что итогом нашего семинара и Рождественских чтений должна стать наша работа над положением о единоверческих приходах. Мы привлечем вас к обсуждению этого текста, может быть, вы пришлете нам свои отзывы. Таким образом мы упорядочим жизнь старообрядных приходов и пошлем сигнал архиереям, что означает для Русской Церкви старый обряд.
> «У меня лично очень хорошие отношения с владыкой Корнилием, мы довольно часто встречаемся»
Нож по сердцу ревнителям…
Владыка Корнилий по этому поводу ничего не сказал….и у мит.Иллариона со всеми хорошие отношения и папой, и с муфтиями, и с раввинами — работа такая.