Румынский депутат Мирон Игнат — один из руководителей русского национального меньшинства в республике — в интервью корреспонденту ТАСС рассказал о том, как живется в Румынии выходцам из России. В новом составе парламента Румынии он возглавил группу дружбы с Российской Федерацией, насчитывающую 15 депутатов и сенаторов. В законодательном органе 75-летний Игнат, являющийся членом фракции национальных меньшинств, представляет Общину русских-липован Румынии.
***
Русские-липоване — потомки старообрядцев, которые в XVIII веке бежали из России от церковных реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Многие староверы нашли убежище в Румынии, особенно в труднодоступной дунайской дельте. Позднее русские поселения в этих краях пополнились за счет беглых крепостных, донских казаков, остатков войска Степана Разина (1630–1671). Описанные Короленко, Герценом и Мельниковым-Печерским русские раскольники всегда вели себя в Румынии достойно и скромно, дичились властей и брались за любую работу. Терпеливые и трудолюбивые липоване сохранили русскую речь и русский характер, заслужили репутацию удачливых рыбаков, умелых строителей и талантливых спортсменов.
Историки пока не определились по вопросу о происхождении этого слова. Есть разные версии. Одни говорят, что русские пришельцы мастерили домашнюю утварь из липы и носили лапти из липового лыка, другие — что они скрывались в липовых рощах, третьи связывают его с именем одного из вожаков старообрядчества Филиппа. Липоване есть и в других странах — в Молдавии и на Украине. В 1989 году в телепрограмме «Клуб путешественников» Юрий Сенкевич рассказывал о липованах в Вилково. Я тогда даже написал письмо в «Останкино» с просьбой рассказать об этом подробнее, но через две недели в Румынии произошла революция, и, конечно, уже было не до этой переписки. Между прочим, это название устраивает не всех. Многие считают его обидным и хотят, чтобы нас называли просто русскими. Но другие возражают, что румыны уже много лет знают нас как липован, так что пусть название останется. И во всех переписях мы фигурируем как липоване. Мы поднимали этот вопрос на наших конференциях, но прийти к общему мнению не удалось.
Румыны нам завидуют. Ведь липоване — работяги. У нас прекрасно выглядят дома, везде чистота, села в полном порядке. В липованской деревне нет ни одного двора без бани. А румыны моются в корыте. Так заведено, что каждую субботу, перед каждым праздником у нас обязательно нужно помыться. С дубовым веником, у нас березы нет. Это традиция.
Когда я был маленьким, в моем селе Новенькое было всего пять-шесть румынских семей — полицейский, директор школы и еще двое-трое. Остальные — только наши. По-румынски в селе не говорили, только если нужно было к полицейскому…
Родители рассказывали, что во время Второй мировой войны к липованам относились плохо, считали советскими шпионами. За две недели до 22 июня 1941 года, когда Германия и Румыния напали на Советский Союз, жителей пограничных сел выслали внутрь страны и позволили вернуться только через полгода. Мое село было окружено жандармами, потом окружение сняли, но жандармы остались…
До середины 1950-х годов мы изучали в школе некоторые предметы на русском языке, а потом русский язык стали преподавать как иностранный — один час в неделю. После семилетки я поступил в профессиональное училище в Меджидии. Помню, нас там упрекали, что русские привезли колхозы в Румынию. По рассказам старших, центральные власти не чинили особых препятствий липованам, но местные, бывало, ставили палки в колеса.
Сразу после войны, когда в Румынии еще находилась Советская армия, липован назначали на руководящие должности в районах и областях. Но так продолжалось всего пять-шесть лет. Мы знали, что даже если у тебя высшее образование и ты занимаешь определенную должность, но твое имя оканчивается на -ов или -ев, то повышения ждать не стоит. В общем, легко в Румынии не было, но мы выжили и сохранили все наше, старообрядческое.
Старообрядческая церковь сыграла огромную роль в сохранении наших традиций. Священники были строгими. Например, если разлад в семье… Как это развод?! Стыд и срам! Позор на всю деревню! Новорожденного не позволяли называть, как сейчас, — Вашингтон, Роберт, Доллар… У священника был список: в этот период есть вот такие имена, выбирайте… Поэтому пожилые липоване знают, что если меня, например, зовут Мирон, то я родился в августе. Если Иван, то спрашивают: зимний или летний? Свадьбы играли по церковным канонам: в четверг — девичник, в пятницу — у молодого, в субботу — в баню и к вечерне, в воскресенье — венчание, а в понедельник, вторник и среду гуляли…
Власти не чинили церкви препятствий, кроме разве что мелких придирок. Например, на Пасху у нас колокола звонили семь дней, а при Чаушеску разрешили только в воскресенье. Но ни одна церковь не была разрушена — наоборот, строили.
Был случай: в городе Тыргу-Фрумос стояла деревянная церквушка, а построить каменную власти не позволяли. Население — 15 тыс. человек, в том числе 5–6 тыс. липован. Город решил посетить Чаушеску, и возникла проблема. Дело в том, что вертолет президента обычно приземлялся на стадионе, где жители должны были встречать его овациями. А стадиона в Тыргу-Фрумос не было! Решили строить. Мэр позвал липован. Можете за два месяца построить стадион? — Да, но только разрешите поставить церковь. Мэр согласился. За неделю до приезда Чаушеску стадион был готов. Недаром в Румынии липован называют «бородатыми экскаваторами». Мэр сдержал слово, и в городе была возведена каменная старообрядческая церковь. Я присутствовал на ее освящении в 1983 году. Потом тот мэр стал депутатом, мы встретились в парламенте, и он рассказывал, как с него «стружку снимали» в уезде.
На этот вопрос трудно дать точный ответ. По нашим обычаям, родившийся ребенок в течение 40 дней должен быть крещен, а его имя — записано в приходскую книгу. Когда липованина провожают в последний путь, то вычеркивают из книги. Так, по данным митрополии, липован насчитывается 107–110 тыс. Но согласно официальной переписи нас значительно меньше — около 37 тыс. Почему? Потому что правительство стремится занизить численность национальных меньшинств. В моем родном селе официально живут 2750 липован, а румын меньше десятка. По переписи же румын оказалось 270. Почему? Потому что такая задача была поставлена перед переписчиками. Многие липоване жалуются, что во время переписи их уговаривали записаться румынами. Я посетил префекта и получил извинения, но мало что изменилось.
Мы смогли учредить нашу общину только после революции, в 1990 году. До этого в Румынии не было закона, разрешающего создавать организации национальных меньшинств. Поэтому между различными районами расселения липован не было никаких связей, мы просто не знали друг друга. Например, мы живем на юге Румынии, в Добрудже, в селах Русская Слава, Черкесская Слава, Журиловка, Новенькое. Случайно узнали, что на севере, в городе Пьятра-Нямц, есть старообрядческая церковь и тоже живут русские. Когда купили машину, то поехали туда, встретились со священником, познакомились.
Мы организуем изучение русского языка в школах. Удалось провести поправку к закону об образовании, чтобы наши дети начиная со второго класса занимались родным языком три-четыре часа в неделю. Строим дома культуры, где липоване отмечают праздники, проводят вместе время, встречают гостей. Например, недавно на День Победы к нам приезжали ветераны из России. Мы отмечаем также годовщины Сталинградской битвы и Ясско-Кишиневской операции. Эти дома и земля — наша собственность. Я был председателем общины в течение 12 лет и за это время построил 12 таких домов культуры. У общины есть бюджет — меньшинствам выделяются определенные суммы из бюджета, а также помогают успешные бизнесмены-липоване. Мы издаем книги — учебники, исторические труды, сочинения русских писателей, а также журнал, у нас есть собственные издательство и типография.
Мы стараемся, чтобы о нас узнали больше и в Румынии, и за рубежом. Множатся связи с соотечественниками. В этом году, например, нас пригласили к себе староверы из Забайкалья. Мы активно участвуем в румынской политике, насчитывается 26 местных депутатов-липован, в ряде населенных пунктов липоване занимают посты мэров.
Делегации липован неоднократно принимал президент РФ Владимир Путин, мы встречались с премьер-министром Дмитрием Медведевым, принимали в Румынии бывшего спикера Госдумы Сергея Нарышкина, главу МИД Сергея Лаврова, других высоких гостей из России. В парламенте Румынии проводим мероприятия по случаю Дня Победы, годовщины Сталинградской битвы, Дня славянской письменности, Бородинской битвы.
Когда в парламенте шли дебаты о размещении базы НАТО на территории Румынии, я был единственным, кто голосовал «против». Журналисты спрашивали, почему. Я объяснил, что если давать такое разрешение, то на определенный срок, например, на пять лет, а по истечении этого срока вновь проанализировать политическую обстановку. Но в румынской прессе это опубликовано не было.
Хотя некоторые смотрят на нас здесь косо, мы продолжаем жить, работать и соблюдать свои традиции. У нас свое достоинство, и мы гордимся тем, что мы русские. Нас не в чем обвинить. Мы не предатели, мы лояльны правительству, никогда не покидали Румынию. Умные и достойные румыны это ценят.
Еще лет пять-шесть назад в румынском парламенте преобладали прозападные настроения, но теперь ситуация меняется. Больше нет настроя против России. Несмотря на пропаганду, особенно в связи с Крымом, многие видят правду. Хотя в румынских СМИ печатаются тенденциозные статьи (о России — прим. ТАСС), люди, которые имеют голову на плечах, относятся к ней совсем иначе. Раньше в группе дружбы с Россией было 10 парламентариев, а теперь 15. Многие хотят поехать в Россию, чтобы увидеть своими глазами, что там происходит. Постепенно румын, которые хотят поддерживать дружественные отношения с Россией, становится больше. А по мере того, как повышается престиж России в мире, улучшается и отношение к липованам в Румынии.
Я не хочу говорить, что у меня на душе, потому что могу быть необъективным. Все же у меня русская кровь. Но как гражданин Румынии я скажу, и многие говорят: нам нужно дружить с Россией, потому что соседа дает Бог. Нам нужно торговать, нам нужны хорошие, дружественные отношения. Ведь страны, которые поддерживают нормальные связи с Россией, покупают у нее газ по более низкой цене. Для Румынии же, которая все время точит зубы и грозит кулаком России, цены на газ выше. Почему не дружить? Сейчас против России введены санкции. Я им говорю: посмотрите, на полках в российских супермаркетах — итальянское, французское, венгерское вино, но ни одной бутылки румынского. Продукты из Голландии, Польши, Италии, но нет ни одного румынского товара. Это хорошо для Румынии? Такие вот мысли от народа…
Это произошло всего несколько дней назад, поэтому, конечно, много мы пока не сделали. В последние четыре года эта группа дружбы парламента Румынии не имела никаких связей с коллегами из Госдумы РФ. Поэтому для начала я хочу провести встречу с российским посольством, разработать план работы и направить его в Госдуму, чтобы там узнали о наших намерениях. Также мы постараемся, чтобы румынским бюджетом в этом году была предусмотрена необходимая сумма для того, чтобы принять в Румынии делегацию Госдумы России.
Беседовал Николай Морозов
Источник: tass.ru
Материал познавательный, но в некоторой степени прямолинейный. Вряд ли корректно современное русское национальное меньшинство в Румынии называть выходцами из России — это относиться к их уже далеким предкам. Как же живут сегодня липоване? Они удачливые рыбаки, умелые строители, талантливые спортсмены, однако фамилий известных спортсменов Румынии и названий рыболовецких фирм не приводиться. Остается строительство — депутат так прямо и говорит, что они работяги. Далее можно только предположить, что кроется за фразами о том , что местные все таки ставили палки в колеса, некоторые смотрят косо, а повышение в должности работающим не светит. Проблема сохранения русского языка заставила серьезно побороться и они добились неплохого результата: 3-4 часа в неделю со 2 класса. И самое, на наш взгляд, важное и тревожное — идет сокращение численности липован. Еще сравнительно недавно говорилось о 200000 человек, теперь до 110000, официально 37000. А говорят, что в их семьях по прежнему более двух детей, значит естественная убыль отпадает. Что же остается? Ассимиляция и отъезд молодежи на работу в другие страны Евросоюза, а следовательно и разрыв связей со своими корнями.Вопрос о том, как община взаимодействует со старообрядческой митрополией , депутат обошел стороной. В связи с этим, было бы интересно увидеть более подробный материал о современном состоянии Румынской митрополии.
В связи с этим, было бы интересно увидеть более подробный материал о современном состоянии Румынской митрополии.
В Православной Старообрядческой Церкви в Румынии положение на несколько порядков выше и лучше чем у нас в России. Если вас так это волнует, и вы не верите публикациям в интернете, которые есть и на рувере, то поедте и посмотрите сами, а потом проедте по Российским приходам и сравните. Сравнение к сожалению не в нашу пользу, у нас старообрядчество продолжают добивать, а в Румынии оно держится крепко и поддерживается государством не на словах, а конкретными делами. Конечно в Румынии у старообрядцев есть проблемы и не малые, но совсем другого уровня. У нас в России на родине нет ни одного часа в школах о старообрядческой истории и культуре, а в Румынских общеобразовательных школах преподается не только русский, но и старославянский языки, история старообрядчества, культура обычаи и традиции русских липован. Мы в России можем об этом только помечтать. А то что в Румынии идет ассимиляция старообрядцев, так эта тенденция общемировая
и правительство Россия тоже к этому причастно. Главное старообрядцы-липоване Румынии самодостаточный народ, и хотя статистика говорит, что количество липован сокращается, но количество церквей старообрядческих в Румынии почему-то увеличивается. В постсоветский период большое количество липован из Румынии выехали в Испанию, Италию, Францию и др. страны где основали полнокровные старообрядческие общины, которые насчитываю несколько тысяч.
В Румынии есть Депутат-старовер, избранный староверами, который отстаивает интересы старообрядцев, и никакие вопросы он не обходил, разве можно в короткой статье обо всем сказать подробно. Вот где в современной России депутаты от староверов и будут ли они когда вообще?
Благодарю за информацию. В Румынию вряд ли поеду, а вот по регионам России довелось много поездить, так что не соглашусь, что у нас старообрядчество продолжают добивать. Конечно, проблемы есть, в некоторых местах стоят остро. Не претендуя на раскрытие всех, хотел бы остановиться на одной деликатной. Речь о том, что в сравнении с духовенством и иерархами РПЦ, старообрядцы выглядят значительно скромнее в плане наличия высшего образования, а следовательно, и знаний в области менеджмента, финансов, права и т.п. Вместе с тем , следует отметить, что в последние годы, в частности в РПсЦ, возросло количество священников и даже архиереев с высшим светским образованием, однако по прежнему отсутствует стройная система подготовки и повышения квалификации, кадровый резерв существенно ограничен, мужские монастыри отсутствуют или находятся в зачаточном состоянии. Вполне очевидно, что овдовевшему вчерашнему приходскому священнику, да еще и сельскому, с недостаточным уровнем образования ( о богословском промолчу), отсутствием навыков общаться на более высоком уровне, весьма сложно влиться в т. н. региональную элиту. А часто нужные вопросы решаются не вовремя официальных встреч, а на фуршете за " чаркой чая", в неформальной обстановке. В РПЦ хорошо освоили эту практику, там будущие кандидаты в епископы проходят ее возглавляя монастыри или крупные городские приходы. Но ситуация постепенно должна поменяться и у старообрядцев, особенно в РПсЦ после посещения Президентом России Рогожского центра.Главное — избегать тех хорошо известных крайностей, которыми порой грешит епископат РПЦ. И еще штрих: надо старообрядцам постепенно избавляться от маргинального наследия советского периода. Вот зациклились, что нельзя и бороду подравнять, а многие липоване, у которых все лучше, вообще с голым лицом, да и на старинных фото русские солидные меценаты, спонсировавшие в начале 19 века строительство старообрядческих храмов, с подровненными бородами и усами, и, о ужас, в галстуках! Как же вы современных спонсоров хотите привлечь, у которых предки были из старообрядцев или проснулась тяга к старине? Вот над чем надо думать, а не продолжать ныть, что мы гонимые.
Просмотрел интервью архиепископа Флавиана Славского "Русской вере" от 16.07.14. Картина не такая уж и радужная, как ее пытается обрисовать Иван Калашников, в том числе и с молодежью как в Румынии, так и с выехавшими в Испанию и Италию. Да и с монашеством весьма грустно. Может что то кардинально поменялось за три года? И почему с таким раздражением о положении старообрядчества в современной России? Взгляните объективно — тенденция в положительную сторону, но хотелось , чтобы и быстрее, и качественнее.
Интересное интервью, благодарю!