В своей недавней статье «25-летний опыт Общины русских-липован Румынии и Всероссийское старообрядческое общественное движение» С. П. Петров, председатель совета РОО, «Общество культуры семейских Республики Бурятия», высказался, что Древлеправославная Церковь и Община русских-липован Румынии — это два столпа, на которых в Румынии держится и сохраняется древлеправославие и исконная русская культура русских-липован. По мнению С.П. Петрова, невозможно преувеличить заслугу общественной организации ОРЛР в сохранении старой православной веры и культуры русских-липован в Румынии. Сегодня один из основателей Общины русских-липован Румынии Феодор Кирилэ вспоминает, как она создавалась.
Справка об авторе. Феодор Кирилэ родился 25.04.1938 года в русско-липованском селе Камень (Каркалиу) уезда Тульча в семье русских-липован (староверов). Окончил Русскую педагогическую школу в Бухаресте (1955 г.). В 1960 году окончил Филологический факультет Бухарестского университета, а в 1970 году — Факультет румынского языка и литературы Бухарестского университета. Доктор филологических наук с 1976 года. Профессор Бухарестского университета.
Один из основателей Общины русских-липован Румынии, а также двуязычного периодика «Зори». Один из основателей Ассоциации преподавателей русского языка и литературы Румынии (1990 г). Почётный член Общины русских-липован Румынии.
Председатель Комиссии по составлению учебных программ и учебников для русских-липован при Министерстве Образования Румынии (с 1992 г. и по ныне). Пользуется известностью в вузовской и научной среде, в Румынии и за рубежом, как филолог, лингвист, диалектолог, историк, публицист, переводчик, методист (специалист по дидактике иностранных языков).
***
Следует подчеркнуть, что на протяжении более трёх столетий русские-липовани жили и трудились на новой территории в полном согласии с другими этническими группами, и в первую очередь с преобладающим населением — румынами, разделяя с ними радости и горести. Однако правящие круги, находившиеся у власти в разные времена, всячески и небезуспешно пытались держать русских-липован в стороне от социального прогресса, не допускать их представительства в центральных и местных органах власти и администрации. И только происходящие в Румынии революционные перемены в декабре 1989 года сделали, наконец, возможным участие русских-липован в общественной и политической жизни страны, что привело к необходимости объединиться всем липованам и официально создать юридически самостоятельную этническую общину социально-культурного характера, которая представляла бы наши интересы во всех избирательных и государственных органах Румынии — как в центральных, так и в местных.
Следовательно, Община русских-липован создавалась в самый разгар декабрьских событий 1989 года, состоявшихся в Румынии. Инициатива создать Общину русских-липован принадлежит нам с Андреем Ивановым — профессорам Бухарестского университета. Я, Феодор Кирилэ, хорошо помню, как 24 декабря 1989 года я пришёл с работы домой, а моя покойница супруга Марилена Кирилэ говорит:
Федя, только что выступали по телевидению представители мадъяр, они решили объединться в Демократический союз мадъяр (внгров) Румынии (UDMR) и представили свою платформу-программу. Неплохо было бы и липованам создать свою светскую общину….
Вечером того же дня я позвонил своему односельчанину и коллеге по кафедре Андрею Иванову и посоветовался с ним. Прослушав меня, Андрей попросил дать ему время подумать. За это время я успел встретиться с представителями мадъярского нацменьшинства, которые активно поддержали мою идею о создании липованской общины, так как это было согласно с платформой Фронта Национального Cпасения (FSN). Так что мысль, подсказанная моей супругой, а также и инициатива мадъярских друзей навели меня на идею создать Общину липован. 26 декабря 1989 года я встретился с Андреем Ивановым у него на квартире (бульвар Магеру, дом 9), где подробно обсудили мои предложения и решили создать проект программы будущей Общины. Мы с Андреем работали несколько дней над проектом программы будущей общины. Когда этот документ был готов, мы решили создать Инициативный комитет, в состав которого подумали включить тех, кто откликнется на нашу инициативу, имея в виду в особенности наших бывших коллег по русской педшколе, с которыми мы с Андреем Ивановым поддерживали связь.
Итак, 8 января 1990 года в 6 часов вечера на Факультете иностранных языков Бухарестского университета состоялась первая наша встреча. На эту встречу пришли: Феодор Кирилэ, Андрей Иванов, Иван Попов, Максим Иванов, Фёдор Петухов, Николай Федот, Ехим Андрей, Петру Моченко, Настасия Думитру и Николай Долгин. На этой первой встрече мы с Андреем представили свои соображения, касаясь образования Общины липован. Поддержав наши предложения, присутствующие попросили нас дать им время обдумать эти предложения и на следующей встрече прийти к окончательному решению. Итак, 12 января 1990 года мы опять встретились на том же месте. На этой встрече были предложены два варианта платформы-программы будущей Общины липован: мы с Андреем Ивановым представили свой вариант, а Ехим Андрей, Фёдор Петухов, Петру Моченко — свой. После продолжительных прений большинством голосов присутствующих был одобрен наш с Андреем вариант программы будущей Общины липован.12 января 1990 года мы снова встретились на Факультете иностранных языков. На этой-то встрече был и избран Инициативный комитет, в состав которого вошли: Феодор Кирилэ, Андрей Иванов, Иван Попов, Максим Иванов, Фёдор Петухов, Николай Федот, Ехим Андрей, Петру Моченко. Председателем Инициативного комитета был избран я, Феодор Кирилэ.
На этой же встрече члены Инициативного комитета единогласно одобрили наше с Андреем предложение назвать временно будущую общину по-румынски: Comunitatea lipovenilor din România, а по-русски Община старообрядцев Румынии (1), был также одобрен и момент рождения Общины: 1 января по старому стилю (14 января по новому стилю) 1990 года. Был также одобрен график срочных мер организационного характера. Так, юристу Ехиму Андрею было поручено подготовить необходимые документы (проект устава Общины, а также собрать необходимое количество личных заявлений липован о поддержке Инициативного комитета и др.) и ходатайствовать о регистрации будущей Общины в трибунале, а также о её юридическом признании. Было также решено подготовить текст Призыва (обращения) Инициативного комитета ко всем липованам с целью поддержать решение создать Общину. 14 января 1990 года (по новому стилю) текст этого Призыва появился сначала в центральных, а потом и в местных органах печати, а 8 февраля 1990 года Инициативный комитет выступил (в полном его составе) по первому каналу Национального телевидения с платформой-программой Общины.
На призыв Инициативного комитета с большим энтузиазмом откликнулись тысячи липован с разных регионов Румынии. 25 января 1990 года состоялось расширенное заседание Инициативного комитета, на котором присутствовали делегаты липован, представители всех крупных липованских селений Румынии. На этом собрании от имени Инициативного комитета я представил участникам план мероприятий в 10 пунктах (с подробными уточнениями), касающихся образования местных общин русских-липован, а также меры по подготовке и проведению Первой национальной учредительной конференции представителей липованского населения Румынии.
Положительно откликнулась на наш призыв и Русская древлеправославная церковь во главе с её пастырем митрополитом Тимоном и Епархиальным комитетом, что было отражено в Протоколе, подписанном 6 февраля 1990 года в городе Брэила членами Инициативного комитета и руководством Русской древлеправославной церкви.
Десятого февраля 1990 года на Факультете иностранных языков Бухарестского университета состоялось общее собрание русских-липован, проживающих в Бухаресте, на котором была образована Бухарестская местная община русских-липован и были избраны её руководящие органы: Максим Иванов — председатель, Верв Енаке — заместитель председателя, Максим Бордеенку Кондратов — секретарь. Членами комитета были избраны Лауренцю Микшунеску, Георге Суржиков, Никита Тит, Михай Сазон. Вслед за Бухарестской местной общиной была основана местная община в селении Новенькое (Гиндэрешть), потом в городе Тульча, Сучава, Ботошань и др. Итак, до конца февраля 1990 года было основано более 20 (из 43 возможных) местных липованских общин.
Юридическое лицо наша община получила 12 февраля 1990 года, имея своих представителей во Временном парламенте Румынии (CPUN) в лице Феодора Кирилэ, Максима Иванова и Ехима Андрея.
Восьмого апреля 1990 года в Бухаресте при широкой поддержке липованского населения Румынии была проведена учредительная конференция делегатов от всех липованских селений Румынии, которая приняла устав, программу, эмблему Общины и избрала её руководящие органы. Председателем Общины был избран Андрей Иванов — доктор филологических наук, профессор Бухарестского университета, а первым заместителем — его коллега по кафедре, доктор филологических наук, профессор Феодор Кирилэ, заместителями: Иван Витизов (Констанца), Александру Давидов (Сарикёй), Логин Акилов (Соколинцы-Липовень), Корнелиу Финашку (Ботошань), Моченко Петру и Фёдор Петухов (Бухарест), а секретарями — Лауренциу Микшунеску и Максим Бордеенку (Бухарест). На этой же конференции было единогласно решено переименовать нашу общину в Общину русских-липован Румынии (Comunitatea Rușilor Lipoveni din România). Так родилась наша Община, и с этого момента стал разворачиваться наш проект её организации и укрепления. Могу с гордостью заявить, что образование светской Общины русских-липован является историческим актом. Этим мы вписали новую страницу в историю русских-липован (2).
Несомненно, в первые годы существования нашей Общины были достигнуты значительные результаты в области школьного образования, культурно-просветительной жизни, воззрождения и утверждения традиций и обычаев наших предков.
Конечно, как и всякое начало, первые годы существования Общины не обошлись без проблем, трудностей и недостатков. Эти трудности были вызваны не только нехваткой собственных кадров, но и почти полным отсутствием материальной и финансовой базы. К этому следует добавить ещё тот факт, что на уровне центрального руководства Общины не было единства, и вместо соборности, солидарности часто разыгрывались необоснованные интриги и конфликты. Не истекал мандат первых руководящих органов, как на смену приходил другой стиль работы, другой взгляд на Общину, другое понимание собственной роли в делах Общины, несколько иное понимание сотрудничества с более или менее близкими людьми. Другими словами, была нарушена непрерывность деятельности руководства — всё это во многом тормозило претворение в жизнь насущных задач, предусмотренных в программе Общины.
Трудно перечислить здесь все мероприятия, которые были осуществлены или которые получили лишь своё начало в первые годы существования нашей общины. Однако следует отметить, что, несмотря на все эти трудности и препятствия, с ноября 1990 года Община стала выпускать свою первую двуязычную газету «Зори», а с октября 1998 года — ежемесячный общественно-художественный журнал «Китеж-град». В период 1992-1999 гг. нами были задуманы и реализованы школьные программы, а на их основе были созданы первые собственные стабильные учебники по родному языку и культуре для наших детей, начиная с букваря и кончая учебников для лицеев. Содержание этих учебников имеет своего рода энциклопедический характер.
С осени 1992 года по нашему настоянию Министерство Образования учредило классы лицея билингвального педагогического профиля в Тульче и в Сучаве. Выпускники этих классов (два выпуска: 1995 г. и 1996 г.) — воспитательницы и учителя — работают сейчас в наших липованских школах. Начиная с 1995 года стали проводиться фестивали песни, танцев и народного липованского костюма. С 1993 года проводятся через каждые четыре года международные научные симпозиумы на тему «Культура русских-липован в национальном и международном контексте». Последний, VI-ой симпозиум проходил в 2013 году в г. Тульча. С 1995 года организуются национальные олимпиады учащихся русских-липовыан по родному языку и культуре, а с 2014 года — фестиваль духовных песнопений и многое другое.
Несомненно, жизнь оправдала все ожидания, все благородные намерения основателей Общины. За 25 лет своего существования Община русских-липован провела огромную работу в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, в сохранении своего этнического идентитета и национальной русской самобытности, в деле сохранения духовной и культурной связи со своей исторической родиной — Россией. При этом приятно отметить, что ещё с самого начала существования нашей Общины установились неизменно добрые связи с Посольством Российской Федерации в Бухаресте, поддерживались также тесные контакты с Обществом «Родина». В те годы моральную и материальную (по мере возможности) поддержку нам оказывали Посольство Российской Федерации и Общество «Родина», в особенности в оснащении наших школ учебниками, учебными пособиями, оснащением школьных библиотек в липованских селениях русской художественной литературой, русскими музыкальными инструментами, наглядными пособиями, учебной технической аппаратурой, а также в предоставлении мест в школьные летние лагеря России для детей русских-липован, в организации для наших учителей курсов по усовершенствованию знаний по русскому языку и методике преподавания и пр. В последние годы отношения между Общиной русских-липован Румынии и Российской Федерацией стали всё более и более развиваться и расширяться с видимыми результатами. Начиная с 2006 года, Община русских-липован Румынии стала с равными правами членом Международного совета российских соотечественников, а также активным членом фонда «Русский мир». Кроме того, нашу Общину представляет её председатель и депутат Мирон Игнат в Бюро Международного комитета по координации русской диаспоры, а с 2007 года Община русских-липован является активным членом МАПРЯЛ (Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы).
Община русских-липован Румынии с каждым днём консолидируется, а её руководители постоянно заботятся о правдивом её изображении как на территории Румынии, так и за её пределами. Представители нашей Общины всё чаще и чаще принимают участие в разных национальных и международных мероприятиях (конференции, съезды, симпозиумы, совещания, конкурсы, фестивали и т. п.).
Отрадно отметить и то, что во всех наших липованских селениях есть сегодня много неравнодушных людей, обладающих разносторонними и сильными качествами, опытом полезной деятельности, которые заинтересованы в вопросах истории появления русских-липован в Румынии, в сохранении самобытной культуры, родного языка, в решении социально-экономических и организационных проблем. В объединении всех наших усилий, я уверен, есть залог успехов нашей Общины в том благородном и нужном деле, которое начали её основатели 25 лет тому назад.
Само название Община руских-липован в Румынии обязывает русских-липован сохранить светлые традиции своих предков — русских старообрядцев, ибо они боролись за чистоправославную веру, а через православную веру за сохранение и вне России своего русского бытия, своего русского духа. Во имя древлепровославной веры предки русских-липован боролись за сохранение всего того подлинно русского, чему грозило разрушение, распад и ассимиляция вследствие раскола.
Примечания:
1. Новое наименование нашей Общины: Община русских липован Румынии (Comunitatea Rușilor lipoveni din România) было одобрено на Первой конференции, посвящённой выборам в руководящие органы, которая состоялась 8 апреля 1990 года в Бухаресте. Следует заметить, что в самом названии Община русских-липован Румынии термин община отражает традиционную форму организации экономической и духовной жизни русских старообрядцев. Известно, что русские староверы всегда имели общинное устройство. Община и поныне является для них единственной и наиболее приемлемой формой организации их жизни. Где бы они не образовывались, общины русских староверов всегда считались крупными и в то же время сильными экономическими и духовными центрами. Каждая из этих общин охраняла родной язык от чужого влияния, охраняла свои подлинно русские обычаи и традиции, фольклор, которые они принесли из России.
Словосочетание русские-липовани (ед.ч. русский-липован) и, соответственно, ruși lipoveni (ед.ч. rus lipovean) были созданы нашими учёными-филологами (профессорами: Иваном Евсеевым, Феодором Кирилэ и Андреем Ивановым) как значимый составляющий компонент названия нашего этноса — Община русских-липован Румынии (Comunitatea Rușilor Lipoveni din România). Впоследствии эти синтагмы единогласно были одобрены делегатами на Первой национальной учредительной конференции, которая состоялась 8 апреля 1990 года в Бухаресте. Словосочетания русские-липовани (ед. ч. русский-липован) и, соответственно, ruși lipoveni (sg. rus lipovean) были созданы на том основании, что наша двухпериодическая история — до и после поселения наших предков на территории Румынии — обязывает нас употреблять оба термина: русские и липовани. Термином русские мы определяем свою этническую принадлежность с точки зрения языка, культуры, традиций, обычаев русского древлеправославия и др., то есть наше национально-русское происхождение, а термином липовани со значением «русские староверы, проживающие на территории Румынии» — нашу трёхсотпятидесятилетнюю историю на территории Румынии.
Мы видим образование термина липовани (рум. Lipoveni) на почве словообразовательных средств румынского языка от русского существительного липа при помощи румынских суффиксов –ovan, — oveni: русск. липа > рум. lip + ovan > lipovani; lip + oveni > lipoveni – со значением: «те, кто живут в липовом лесу».
Словосочетание русские-липовани (ед. ч. русский-липован) следует писать через связную чёрточку, а словосочетание ruși lipoveni (ед.ч. rus lipovean) — без неё, потому что данные соединения слов, как в русском, так и в румынском языках, являются особым видом уточняющих приложений, выраженных двумя существительными в именительном падеже: русские и липовани (ед. ч. русский и липован) и, соответственно, ruși и lipoveni (ед.ч. lipovean или lipovan).Уточняющее приложение характеризует лицо со стороны его национальности, профессии, социального происхождения, принадлежности к определённому течению и т. п., например: русcк.: крестьянка-украинка. девушка-русская, студент-математик, староверы-керженцы, староверы-поморцы. казаки-запорожцы, казак-некрасовец, староверы-семейские. Китеж-град, Москва-река и др., рум.: părintele stareț, luna mai, cetățeanul Titirică, moș Vlad, domnul doctor, cazaci zaporojeni, cetățeni români, cetățeni ruși, italieni freulani, ruși lipoveni etc. (См. подробно: Русский язык. Энциклопедия, Ин-тут Русского языка АН СССР, М., 1979, с. 232-233; Limba rusă contemporană, coordonator prof. univ. dr. Ivan Evseev, EDP, București, 1982, p. 272).
Употребление терминов русские—липовани и ruși lipoveni в официальных бумагах, а также в работах историков по вопросу раскола в Русской церкви, включение его в толковые и энциклопедические словари означает косвенное признание права его на самобытность.
Следует также заметить, что нигде, ни в одном из научных исследований, посвященных истории старообрядчества, не содержатся ссылки на то, что слово липовани является якобы прозвищем русских староверов, проживающих на территории Румынии. Наоборот, может быть оно и воспринималось некими вначале как прозвище, но в наши дни этноним липовани или русские-липовани воспринимается всеми исследователями как обобщённое понятие более трёхсотлетней истории русских-липован. (О генезиcе терминов старовер, старообрядец, липован, см подробно: Андрей Иванов, Открытое письмо, Церковная (обрядовая) и светская старообрядческая одежда, «Зори», 8, 1994, с.1-4; Иван Евсеев, Русские, липоване или русские-липоване?, «Зори», 9, с. 3, Феодор Кирилэ, Кто мы: русские липовани или просто русские?, «Зори», 10, с. 4: Он же, Старообрядцы, староверы, липовани, в сб. «Культура русских-статрообрядцев в национальном и международном контексте», выпуск 3, Бухаремт, с. 213-244; Considerații cu privire la geneza etnonimului lipoveni (О генезисе этнонима липовани), в сб.”Un om, un simbol, In honorem magistri Ivan Evseev”, București, 2007, p. 216-229).
2. Cмотри подробно об этом: Feodor Chirilă, Cronologia Minorității rușilor lipoveni din România,
2011, 220 p., postată pe Site: http://www.ispmn.gov.ro / node/cronologia minorității rusilor lipoveni -1989-2009), а также, Feodor Chirilă, Rușii lipoveni, в н.: ”Cronilogia Minorităților naționale din România, macedoneni, polonezi, ruși lipoveni, ruteni, sârbi, tătari, turci”, vol. II, editor Gido Attila, Editura Institutului pentru Studierea Problemelor Minorităților Naționale, Cluj-Napoca, p.95-154.
Да борода конечно нужна, но бороду человек уже начинает носить сознательно, когда становится воцерковленным, то есть посещает церковь и начинает разбираться в церковных вопросах. У нас в России по оценке различных опросов ходит в различные церкви порядка 10-15%, населения России, остальные 85% населения России непаханое поле для проповедничества. Я что-то пока не вижу серьезной активной деятельности старообрядческих церквей кроме РДЦ в деле проповедничества и популяризации старообрядчества среди россиян. Конечно есть единичные случаи, но их мало. Проповеднической и миссионерской деятельности особо невидно, а о просветительской и воспитательной даже говорить не стоит. Так что осуждать не воцерковленных людей за то что они не ведут себя по христиански это просто ник чему. ОРЛР занимается как раз вопросами: популяризация старообрядчества, просветительская и воспитательная деятельность. Чем плохо, что в Румынской общеобразовательной школе в местах компактного проживания липован дети изучают историю старообрядчества, русский и старославянский языки и крюковое пение. А что толку от многих наших, у которых кроме бороды, в деле угождения Богу и больше похвастаться нечем. Вот дети липован вырастут и отпустят бороды, а дети в России пока так и не знают для чего нужна борода, кроме узкого круга.
> Я что-то пока не вижу серьезной активной деятельности старообрядческих церквей кроме РДЦ в деле проповедничества и популяризации старообрядчества среди россиян.
Какая активность у РДЦ?
> Проповеднической и миссионерской деятельности особо невидно
Если верить тому же Кураеву, то эта проблема в т.ч. и у РПЦ есть — недофинансирование миссионерской деятельности. Видимо, перевешивает соблазн истратить денежки на стройку храмов, и прочие внешние атрибуты и мероприятия типа выставок, концертов, издания очередных книг про очередной "Балайка-барабан-кафтан-чугун". А на привлечение новых прихожан во вторую очередь.
На примере Республики Бурятия можно увидеть как возрождается древлеправославие, никонианство и другие.
В Бурятии проживает порядка 200 тыс. семейских — потомков старообрядцев семейских. Семейские – это этноним, под которым понимаются все старообрядцы: поповцы и безпоповцы. Поповцы — беглопоповцы: белокриницкие и новозыбковцы. Безпоповцы – в основном федосеевцы и поморы.
До атеизма на территории Бурятии было более 81 старообрядческих церквей и часовен, для сравнения бурятских дацанов было 65, никонианских было гораздо больше, но сколько я не знаю — этим вопросом не интересовался.
По численности населения в национальном составе Бурятии: 20% — семейские, 30% — буряты, 10-15% разные национальности и остальные все русскоязычные. За годы атеизма в Бурятии старообрядческие церкви были уничтожены все, бурятский дацан сохранился 1, никонианских церквей 1.
В настоящее время (с 1998 г.) РДЦ восстановили более 20 общин, построили более 10 церквей, в том числе кафедральный храм Сибирской епархии, 8 священников. Сейчас одновременно в разных местах строятся 6 древлеправославных церквей.
Белокриницкие первоначально построив несколько церквей, сейчас практически все потеряли. Епископ Патермуфий РПСЦ добивает последнюю белокриницкую общину г. Улан-Удэ в Бурятии. Можно сказать, что его трудами белокриницких уже нет в Бурятии. Такая же ситуация во всей его необъятной Иркутско-Забайкальской епархии и близлежащих окрестностей.
Безпоповцы также почти исчезли, хотя они достраивают церковь, но людей там практически нет.
Буряты вообще молодцы – они практически восстановили численность Будийских дацанов и сейчас решают вопросы другого уровня.
Никонианцы – это отдельный разговор, и их нельзя считать церковью. Они опять претендуют на министерство по идеологии и поэтому получают большое финансирование от государства.
В Совет главы Бурятии входят по значимости: глава Буддистов всей России, 2 митрополита: Древлеправославный и никонианский, епископ-протестант и остальные конфессии представлены на уровне настоятелей.
Интересный рассказ.
А что конкретно делают РДЦ для эффективного восстановления общин?
И что делает епископ РПсЦ такого, что Белокриницкое согласие с тех земель исчезает?
Бурятия – это как деревня, здесь все друг про друга знают. Еп. Патермуфий по направлению на Дальний Восток и в Сибирь практически сразу уехал на Украину и по началу практически вообще в Бурятии не появлялся. Находился в своем старом приходе на Украине. Оттуда тоже слухи доходили о его чудачествах. Ну первых года три, он в Бурятии был набегами. А потом года 1,5 назад стал чаще появляться. И вдруг нис того с сего, осенью прошлого года взял и отменил единолично без всякого объяснения общее собрание Улан-Удэнской общины, а председателя общины лишил полномочий. Настоятель общины о. Карп просил его объяснить почему и за что, но он и его запретил. А затем без официального объявления, собрал каких-то людей, даже не членов общины и самочинно назначил председателем общины близкого ему человека. Этот его назначенец аморального поведения и однажды отца Карпа, которому 74 года, даже таскал за грудки и хотел его отлупить, потому что о. Карп отказался рекомендовать этого «карьериста» в председатели общины, но хорошо люди были и не дали батюшку в обиду. И вот его Патермуфий назначил председателем общины. Члены общины были на этом сборище и сказали ему, что его действия нарушают не только церковные каноны, но и все государственные законы. Самым активным прихожанам Патермуфий просто запретил ходить в церковь. А остальные сами перестали туда ходить, часть молится по домам, а часть ушла в РДЦ.
РДЦ очень активно ведут миссионерскую деятельность, подбор священников у них хороший.
Ну и конечно такие как Патермуфий им очень помогают. Людям же нужно где-то молится. И РДЦ никого не выгоняет, а всех принимает, поэтому и у РДЦ идет эффективное восстановление общин.
В курсе ли московская митрополия про эти проблемы в Улан-Удэ? Жалобы писали прихожане?
Ну конечно в курсе, там жалоб вагон и маленькая тележка, это же тянулось годами и людям просто надоело бездействие одних и беспредел других. Была Иркутско-Амурская епархия созданная еще в 1910-11 гг. В 2011 г. в Улан-Удэ еще успели отметили 100-летие епархии. Первые епископы Иркутско-Амурские канонизированы — это епископ Иосиф, умерший в Харбине и епископ Афанасий, расстрелянный в 1938 г. Но трудами епископа Патермуфия (с 2010 г.) от Иркутско-Амурской епархии даже названия не осталось. И Собор в Москве, по одному заявлению епископа ликвидировал Иркутско-Амурскую епархию и создал две епархии, может это и правильно, но так не делается, у людей-то можно было спросить, хотя бы съезд епархиальный провести. Отличие старообрядцев от никониан и состоит в Соборности. К моменту разделения Иркутско-Амурской епархии, в подчинении еп. Патермуфия осталось 3 прихода. Вот и поделили их в Москве по 1,5 прихода в каждую епархию. До 1930-х г. в Иркутско-Амурской епархии было около 30 крупных общин. Да, люди-то и сейчас есть, только их организовать некому, а кто должен по должности их собрать, те их разгоняют.
Любопытно. Старообрядцы любят пинать никониан за то, что мол у никониан миряне отстранены от церковного управления. На деле же видим:
— назначение епископа Патермуфия с последующим назначением им ключевых управленцев на местах поперек воли местных прихожан;
— лишение рогожской общины 4-х из 5-ти кандидатов на Собор из мирян…
То есть идёт такое же последовательное замещение соборной власти мирян на вертикаль духовенства из митрополии. И что, в чем от никониан принципиальная разница?
Да как ни печально, но это факт. Разница в том, что насколько я знаю никониане своих прихожан не выгоняют из церкви.
Вот недавно тут писали о новом проекте, сформирована рабочая группа по координации межстарообрядческого сотрудничества. Любопытно, но от РПсЦ в этой группе опять сплошное духовенство. Так и задумано или так снова вышло?
Как я понял из статей которые на рувере и в инете, рабочая группа по координации межстарообрядческого сотрудничества создана строго на религиозной основе священством, если так, то все правильно пусть священники ведут богословский диалог, который подразумевает пути сближения.
Но есть еще отдельная группа старообрядческой общественности, которые хотят создать Всероссийскую общественную старообрядческую организацию, эти хотят объединится на национально-культурной основе по опыту Общины русских-липован Румынии. Я думаю одно другому не мешает.
Благодарим уважаемого профессорf Феодора Кирилэ за интереснейшую историю, о которой совсем не знали российские читатели. Вывод из этого повествования очевиден: если в Румынии смогли создать такое общество, то и в России, с гораздо большим числом старообрядцев, это можно сделать. Но всё будет зависеть от того, появится ли реально действующая группа активистов и единомышленников, как в Бухаресте в 1990 году.
Молодцы липоване в Румынии, а у нас будут создавать Всероссийскую общественную старообрядческую организацию или в России это запрещено, или некому?
Интересно, когда эти липованские активисты бороды отрастят?
Когда о. Александра назначат духовным отцом и настоятелем активистов.
У них духовные отцы и настоятели и свои есть … только не очень-то они их слушают:(
Если бы слушали, никакой организации не было до сих пор как и России.
Если бы слушали, организация была бы,и ещё лучше чем есть … бывал в Румынии и знаю, если что …
Рассказывали, что проводили в РПСЦ всеобщий съезд в конце 90-х годов, чтобы создать организацию, да на второй день прикрыли все, опять же послушавшись священноначалие. Так с тех пор и нет ничего, кроме отцов да настоятелей… Хорошо что в Румынии не стали слушаться.
Да, Кирилл! Как показывает практика, лучше общественные начинания делать без священников, однако с их благословения (и не более).
"Не восхоте благословения,и удАлится от него"(псалом Давыдов).