Новая выставка в Музее имени Андрея Рублева представляет зрителю недавно открытый памятник древнерусской иконописи первой трети XVI века — образ Богоматери Одигитрии (с греческого — Путеводительница) из частного собрания. Такой тип изображения Богоматери с Младенцем был широко распространен в Древней Руси, однако, экспонируемый памятник отличается редкими иконографическими деталями. Уникальная сохранность авторской живописи позволяет увидеть и оценить живописные приемы создавшего ее мастера.
Икона принадлежит известному российскому собирателю, антиквару, эксперту по русским иконам Сергею Александровичу Ходорковскому. Его собственная коллекция старинных икон включает в себя множество экспонатов музейного качества, которые в разное время были представлены на ряде важных выставок. Среди них уникальные московские иконы — «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому» и «Богоматерь Одигитрия» XVII века, отличающаяся необычной одеждой младенца Христа, редкие иконы «Вознесение Господне» и «Архангелы Гавриил и Михаил», а также икона «Воскрешение Лазаря», датируемая XVII веком.
Сергей Ходорковский родился в семье известных московских антикваров, и вся его жизнь, так или иначе, была связана с уникальными иконами. Обширные знания и богатый опыт сделали его одним из лучших специалистов в области русской иконы и иконографии. Сегодня Сергей Ходорковский сотрудничает со многими художественными учреждениями, в том числе с Музеем русской иконы в Москве, и работает над целым рядом частных проектов.
25 августа 2021 года в Музее Андрея Рублева состоялась презентация иконописного памятника «Образ Богоматери Одигитрии». Как выяснили исследователи, эта икона принадлежит тверской иконописной школе XVI века. Однако, она не совсем типичная, так как содержит немало новых черт. Установлено, что икона Одигитрия создана на пересечении нескольких локальных художественных традиций, когда тверские земли граничили с Новгородской епархией и древней ростовской землей.
Подробно о памятнике рассказал куратор выставки — научный сотрудник научно-исследовательского отдела А. Л. Гульманов:
«В начале нужно уточнить об иконографии. Тип Одигитрии был известен на Руси благодаря Смоленской иконе и многочисленным спискам с нее, находившимся в московском Кремле. Но были другие варианты, носившие то же название, но со своими интересными особенностями. Перед нами достаточно редкий вариант, он единичными списками представлен и в Новгороде, и в Ростове Великом, возможно был и в Москве, и в Твери. В частности, есть такая икона, подаренная в XV веке тверской княгиней Анной Никулинской Троице-Сергиеву монастырю. Так вот, иконография этого типа икон отличается рядом черт. Например, в фигуре Богоматери это сильное смещение головы Богородицы, создающее определенную асимметрию. Привычная композиция этой иконы несколько иная. Обычный тип Одигитрии — это строго фронтальное, статичное изображение. А здесь мы видим мощное, активное движение.
Необычно выглядят рубашка и хитон Младенца Христа, они голубого цвета, что встречается достаточно редко. Голубой цвет собран вокруг ликов, концентрирует наше внимание на ликах Богоматери и Христа. Такая особая экспрессия, которую мы видим в этой иконе, преувеличенная выразительность ликов, с широко распахнутыми глазами, суровым выражением лика Младенца, свойственна тверским произведениям, в том числе и более ранним. Можно сказать, что иконописец не столько следовал конкретному образцу, сколько создал свое решение.
В этой иконе очень многое отсылает к предшествующим столетиям. От новгородской иконописи, здесь, пожалуй, активная проработка письма лика белилами, видна большая детализация в облике Младенца. В этом можно увидеть влияние эпохи архиепископа, затем митрополита Макария, его мастерских первой половины XVI века.
Ростовская иконопись здесь тоже сильно ощущается. Он внесла вклад в цветовую палитру, например, ассист на одеждах Младенца нанесен не золотом, а пигментом, яркой лимонной краской. Это характерный признак иконописи Ростова Великого. Ну, и наконец, общим свойством русской иконописи раннего XVI века, первого десятилетия, является нежно-зеленый фон, который постепенно набирал свою плотность, насыщенность, фон бирюзового оттенка. Такой прием часто применялся Дионисием в иконописи Москвы и уже из Москвы распространился по другим художественным центрам, у нас тоже есть пример подобных икон в собрании музея. Здесь он сохранил свежесть, яркость, поэтому именно первой третью XVI века мы ограничиваем датировку этой иконы.
Также, несмотря на такую, казалось бы, привычную проработку белилами, иконописец необыкновенно активно, мощно применил световые рефлексы, то есть такую постепенную проработку от тени к свету. С другой стороны, на щеке Богородицы, на щеке Младенца можно увидеть мощные темно-зеленые рефлексы, они положены в нижнем фоне, сверху немножко смягчены вохрением. Такой прием живописи, перекличка зеленого с красным, игра цвета. Икона эта новооткрытая, она экспонируется впервые, мы вводим экспонат в научный оборот, и он, конечно, приоткрывает не столь известную страницу и иконописи XVI века, и иконописи Твери. Этот памятник неординарный, и мы очень рады, что владелец предоставил нам возможность его представить».
Выставка «Между Новгородом и Тверью. Богоматерь Одигитрия из собрания Сергея Ходорковского» продлиться до 17 октября 2021 года.
Комментариев пока нет