Как посещать церковные богослужения в условиях пандемии? Можно ли заразиться коронавирусом в храме? И что важнее: вера или знание? — Об этом в наше непростое время рассуждает старообрядческий священник Константин Литвяков, настоятель храма св. великомученика Георгия Победоносца в г. Хмельницком, Украина.
***
В связи со сложившейся ситуацией возникает множество вопросов, мнений и рассуждений. Одни считают, что в храме невозможно заразиться абсолютно ничем и никак. Другие, напротив, придерживаются мнения, что меры предосторожности должны простираться вплоть до удаления от Святой Чаши Причастия. Как пастырю ответить на возникающие вопросы паствы, как отцу ответить своим чадам? Призвать ли всех ничего не бояться и без страха стекаться в храм со словами: «все возможно верующему?» (Мк. 9:23). Устрашить ли и возбранить приходить к Церкви Божией, угрожая словами: «Не искушай Господа Бога твоего?» (Мф. 4:7).
Вопрос этот, возлюбленные о Христе братия и сестры, не имеет простого ответа. Если бы мы говорили о химии, физике или любой другой естественной науке, тогда мы могли бы ответить на этот вопрос просто и без сомнений. Но здесь затрагиваются, кроме физической, еще и область духовная, предметы Божественные и страшные, не способные быть познанными человеческим умом, ибо познаются они лишь верой. Вера и знание всегда противятся друг другу, как пишет преп. Исаак Сирин:
«И там, где преумножается вера — умаляется знание, а там, где возрастает знание — уменьшается вера».
Так и здесь, верой мы скажем: «Все возможно верующему» (Мк. 9:23), отбросив вон все сомнения, порождаемые знанием. Знаниям же скажем: «Я могу заразиться», — и тем самым растворим нашу веру в сомнении. Поэтому в наше время Церковь обязана дать ответ своим верным, как мать обязана наставить своих чад в минуты сомнения.
Где же истина среди этих противоположностей?
Отвечу в начале тем из Вас, возлюбленные, которые сегодня говорят с верой: «Все возможно верующему, если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк.9:23; 16:18). Вы справедливо приводите в пример множество святых и самого всехвального Павла, укушенного ядовитой змеей, но не потерпевшего никакого вреда. Являете примеры действия веры и как бы с Господом дерзновенно возвещаете: «Все возможно верующему» (Мк.9:23). Соглашусь ли с Вами в этом или не соглашусь? — Соглашусь и не соглашусь. Соглашусь с тем, что истинны слова Господа: «Не бойся, только веруй» (Мк.5:36), и еще: «Рана не приблизится телеси твоему» (Пс.90). Похвалю Вас за то, что пламенеете огнем веры, изъявляете готовность быть в храме с Богом и не страшитесь смерти, как и подобает христианам, ибо для истинно верующих смерть — ничто, а для праведника смерть — приобретение и упокоение от трудов его.
А не соглашусь, приведя Вам в пример того же Павла, который сам, хотя и не страшился ничего и знал сколь много может вера, однако, когда дело касалось возлюбленного ученика его, Тимофея, тогда, узнав об угрожающей болезни желудка, не говорим уже о смертоносной язве, уделил этому внимание в своем послании, и увещевал ослабить подвиг ради болезни его:
«Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим 5:23).
И насколько он был горяч верою, не страшась апостольских подвигов, настолько же проявил заботы о возлюбленном чаде своем. Так должно поступать и нам сегодня. Ты пламенеешь верой, спешишь к подвигу? — Но посмотри, не принесешь ли ты своей ревностью вреда ближнему и не заставишь ли его потерпеть невольно то, что сам готов потерпеть добровольно. Ибо опасаюсь, как бы не получить нам осуждения в убийстве брата.
Что скажет совесть наша, если, не дай Бог, узнаем, что мы были больны, но вопреки увещанию врачей, властей и священноначалия самоуверенно спешили мы к храму и дерзновенно общались с ближними, становясь самим этим общением причиной их болезни и смерти? Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, говорит Писание и еще:
Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен (Сир. 38:1,13).
А мы поступаем вопреки, но ладно, если бы навредили этим только себе, хотя и это достойно уже большого осуждения. Но еще мы и безрассудно угрожаем стать причиной вреда для ближнего. По сему, возлюбленные, насколько пламенеет в нас сегодня ревность о доме Божием, настолько пусть угашает ее и любовь с заботой о ближнем, ибо не любящий брата своего не может любить и Бога по слову апостола.
Теперь же составим ответ и для тех из нас, возлюбленные братия, кто проявляет рассудительность и добровольно удаляется от храма, опасаясь, как бы не потерпеть вреда самому и не стать причиной вреда для ближнего. А также и тем, кто говорит, что нужно удаляться и от Святой Чаши Причастия. Соглашусь с Вами, возлюбленные, или не соглашусь? — И соглашусь, и не соглашусь. Соглашусь и похвалю Вас в том, что, как сказано выше, справедливо определили Вы временным удалением от храма последовать совету врачей, как говорит Писание: «Прежде болезни заботься о себе (Сир. 18, 18)», а также проявить послушание властям по слову апостола:
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13:1–2).
Вы тем самым проявили заботу не только о себе, но и о ближнем. Ибо нет ничего предосудительного в разумной бережливости и нет ничего, достойного осуждения в кротком послушании врачам и власти, особенно когда их увещание имеют целью нашу же пользу. Мы могли бы опасаться, если бы от нас требовали отречения от веры, призывали следовать иным богам или почитать человеческую власть вместо Божественной, однако никто сегодня от нас не требует этого. Напротив, мы видим, как власти размышляют над способами с одной стороны сохранения богослужений, а с другой стороны предотвращения вреда верующим. Поступают не дерзко, но кротко, и не надмеваются самовластием, но советуются и с архипастырями. Напротив, было бы слишком самонадеянно и дерзко сегодня нам проявить прекословие и непослушание там, где христианам должно первее всех проявить разумность и смирение.
Не соглашусь же с тем, когда к разумности и смирению домешиваются малодушие с маловерием. Ибо мы должны быть внимательны, чтобы к разумному решению удаления от вреда не стала причиной мысль, будто язва действует не по Божественному промыслу, а сама по себе и будто смерть человека зависит от случая, а не Божественного решения. Такой помысел малодушия мы должны побеждать уверенностью веры в то, что ничто не может навредить человеку, если не будет на то воли Божией, о чем и сам Господь сказал в Евангелии:
«Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? И ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лк. 12:6–7).
А также необходимо нам помнить и то, что тщетны все человеческие усилия, если не будет способствовать им благодать Божия, как сказано у пророка:
«Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бдя стрегий» (Пс. 126:1).
Таким образом помышляя, рассудительность наша будет избавлена от осуждения малодушия с одной стороны и излишней самонадеянности на собственные меры предосторожности, с другой. Остается нам лишь устранить помысел маловерия, говорящий нам, будто нужно удаляться и от Святой Чаши по причине возможного вреда, способного произойти от нее. Ибо если мы веруем, что вкушаем мы и причащаемся Самого Христа, то как возможно, чтобы от Христа посетила нас смертоносная язва? Лишь в одном случает Причастие точно принесет вред — если приступаешь ты недостойно и не раскаявшись прежде, как и пишет апостол:
«От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:30).
В других же случаях сомневающийся подобен тому, кто встретил бы Господа во плоти во время смертоносной язвы и брезгал бы прикасаться к Его Пречистым ногам, боясь перенять от Него болезнь. Крайнее маловерие, если не сказать совершенное неверие. Будем же удаляться от этого ложного помысла.
Итак, пусть рассеются сомнения Ваши, возлюбленные братия и сестры. Пусть успокоится сердце, и утихнут страх и ревность. Проявим благоразумие, проявим кротость, проявим любовь и заботу друг о друге в это время. Любовь же к Господу пусть наполнит Ваши дома чтением псалмов и канонов в Светлое Христово Воскресенье, ибо на всяком месте подобает хвала Богу! В доме нашем докажем нашу любовь к Богу. В доме нашем устроим место хваления. В доме нашем создадим Церковь! И встретим с молитвой Пасхальную полночь в доме своем, говоря вместе с праведным Исусом Навиным:
Я и дом мой будем служить Господу, ибо Он свят! (Нав. 24:15).
Хитрющий жучара, нигде не прокололся и не дал прямого ответа, но одно честное слово все же сказал — там где увеличивается знание, уменьшается вера — из чего можно сделать вывод, что вера и есть малограмотность (представляю сколько сейчас на меня посыплется проклятий от иначе мыслящих).
Я и дом мой будем служить Господу, ибо Он свят! (Нав. 24:15).
Речь идёт о доме не как о строении, а речь идёт о людях, которые его наполняли! Так же сказано и о Корнелии в деяниях «В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим» Разве дом боялся Господа? Или люди его наполняющие?
И так со всеми цитатами приведенными автором. Или они «битые» синодальным переводом или приведены без смысла и не в попад.
«Разве дом» грядетъ служить Господу?
Браво, антизлатоуст.
«Въ Новегороде и въ пятинахъ оумерло поветриемъ 500 тыс. человекъ» (Никон.летопись 1553г.) — аште быша маловерны, нежели saperta?
«ибо нет власти не от Бога» — специально что-ли синодальный а не славянский перевод этого важного места тут дан?
Нет. Просто «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» кроме синодального ничего больше не читали. Да и на фоне коронобешенства за 5 копеек и не такую статью напишут..
Конечно, на РВ следует отражать зачала, но статья не на «5 копеек», а на «Спаси Христос, отче!». Вообще-то в IV веке писали «не есть ведь власть если не под Богом».
Еще один заразившийся коронобешенством. Ужас. Зомби среди священства все больше и больше.
Проблемы встали действительно серьезные. Но о них пишут только миряне и отдельные священники. А почему молчит духовный центр РПСЦ? Где предстоятель Церкви, еще недавно дававший множество интервью, и выступавший с докладом: «Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы»?
Не потому ли, что старообрядческий глава поступает как и его новообрядческий коллега-патриарх — устраниться от личной ответственности, формально наговорив про необходимость быть осторожным и соблюдать, но на деле разрешив на местах поступать как вздумается.
Какой еще коллега? Папе римскому коллега твой лжепатриарх.
Думаю потому, что этот вопрос давно решен Христом : «воздадите убо кесарева, кесареви» (Мф.зач.90). Автор :»Мы могли бы опасаться, если бы от нас требовали отречения от веры…».
Предстоятель РПСЦ высказался достаточно ясно еще месяц назад, в самом начале этой истории с вирусом. Упомянув о недопустимости легкомысленного отношения к своему здоровью и жизни (что актуально всегда), он пишет: «В час испытаний и искушений к нам ближе Бог и Церковь, поэтому нет ничего важнее служения божественной литургии и Святого Причастия. Сегодня Святая Православная Церковь исполняет все Таинства, которые лежат в основе спасения души человека, и отказ от них несовместим с нашей верой. Не надо опасаться, что во время Святаго Причастия можно заразиться какой-то болезнью – эта мысль богохульна, так как Тело и Кровь Господа нашего Исуса Христа есть источник здравия души и тела.»
Люди добрые, если хотите получить достоверную информацию о старообрядчестве — читайте официальный сайт РПСЦ. Он здесь:http://rpsc.ru/
много слов «вокруг да около», а всё свелось к душепагубному совету — в храм на Пасху не ходить, молиться у кого как получится по своим норкам под предлогом «заботы о ближних». Церковь такому не учит и не учила никогда.
А где в учениях церкви написано, что надо наплевать на все правила медицинской безопасности, пойти перезаражать других или заразиться самому, побольше распространить вирус если являешься его носителем? Где это сказано?
в правилах Церкви написано, что именно должно быть на первом месте для христианина. И это уж точно не страх перед каким-нибудь очередным вирусом. Не надо бояться убивающих тело, а бояться надо убивающих душу. Не знали? Вот такие призывы не ходить в храм (неважно, под каким предлогом) — ведут к духовной погибели. Да уж, сотрудничество с этим сайтом явно не идёт на пользу его авторам. Даже если это и священники…
«елико кто себе оудолеетъ безмолвьствия, толико крепнетъ ему помыслъ» глаголахъ Ефрем Сирин. и къто погыбнул в пустыни без храма, поведайте нам Елена…