Второй год подряд в Международный день музеев проходит на Рогожском открытый круглый стол. В этом году заседание проходило 17 мая в здании Дома причта — административно-культурном центре Русской Православной старообрядческой Церкви.
В работе расширенного круглого стола приняли участие сотрудники Музейно-библиотечно-архивного отдела Митрополии, ученые, старообрядцы и все желающие познакомиться с историей старообрядческой иконописи и культуры.
Гостей ждал большой удобный зал Соборных заседаний, оборудованный всем необходимым: микрофоны на трибуне для докладчика и столе президиума, экран для проектора, ряды удобных кресел. В ожидании начала докладов и обсуждений участники могли посмотреть фотолетопись старообрядчества: на экране проектора одна за другой сменялись фотографии, сделанные отцом Алексеем Лопатиным.
Круглый стол открыл руководитель Музейно-библиотечно-архивного отдела иерей Алексей Лопатин. В своем докладе он рассказал о работе отдела за прошедший год, построенной по принципу сочетания музея и библиотеки. Ведется работа по учету, реставрации и экспонированию собранных образцов. За год было подготовлено несколько выставок в Доме причта и в храме Рожества Христова на Рогожском. В подготовке выставки «Обитель преподобного Сергия» в Государственном историческом музее также принимали участие сотрудники отдела.
С 1 марта 2015 года возобновил свою работу читальный зал Библиотеки редких книг и рукописей Московской митрополии РПСЦ. Условия доступа аналогичны любой научной библиотеке: исследователи должны предоставить рекомендательное письмо от направившей их организации с указанием цели и темы своей работы. Читальный зал открыт один день в неделю, но по согласованию с заведующим библиотекой В. В. Волковым можно прийти и в другое время. В настоящее время продолжается работа по описанию фонда. Составлен каталог книг XVI века, продолжается описание экземпляров XVII, XVIII, XIX века.
Осуществляется публикация документов из архива Митрополии в журнале «Во время оно». Таким образом, уникальные документы по истории старообрядчества становятся доступны всем интересующимся. Кроме того, в журнале печатается библиографический словарь старообрядческих епископов 1940-х — первой половины 1980-х годов. Подробности их биографий собираются буквально по крупицам.
Продолжается работа по изданию трудов старообрядческих епископов начала XX века. Издан первый том трудов епископа Иннокентия (Усова) и третий том трудов епископа Михаила (Семенова). Это не просто переиздание книг начала XX века, ведь большая часть статей была опубликована в различных газетах и журналах. Проведена большая работа по поиску и систематизации публикаций.
Сотрудники Музейно-библиотечно-архивного отдела участвуют в конференциях. Открытия, сделанные сотрудниками, проходят обсуждения в научном сообществе. Малышевские чтения, восьмые и девятые Краеведческие чтения, Румянцевские чтения, 300-летие библиотеки Академии наук — вот неполный перечень научных симпозиумов, где участвуют сотрудники отдела. Проводились также и общедоступные встречи в библиотеках Калуги, Нижнего Новгорода и других городов.
Ответив на ряд вопросов о работе читального зала, о. Алексей Лопатин пояснил, что каталог Библиотеки редких книг и рукописей Московской митрополии в Интернет выкладываться не будет. Многие памятники старообрядческой письменности и истории уже опубликованы, в том числе и в журнале «Во время оно».
Следующие сообщения были посвящены известным старообрядцам — собирателям и реставраторам древних икон. Историк, исследователь старообрядческой культуры и книжности Елена Александровна Агеева рассказала о семье Богатенковых — епископе Александре и его сыне Якове Алексеевиче. Открытие музея старообрядчества стало воплощением их идей и планов. Еще в 1918 году Я.А. Богатенко разработал проект организации музея при Старообрядческом институте. Реализовать эту идею удалось спустя почти 100 лет.
Семья Богатенковых происходит из посада Дубовка Царицынского уезда Саратовской губернии. Диакон Алексей служил в Казани. Уже в сане иерея он переехал в Москву, где заведовал архивом Архиепископии. После революции 1917 г. архив и собрание рукописей Московской старообрядческой архиепископии были национализированы и в 1924 г. поступили в Румянцевский музей. Часть этих материалов поступила в 1930 г. в РГАДА, составив фонд № 1475. Другая часть находится в Отделе рукописей Российской Государственной библиотеки (РГБ), составляя фонды № 246 и № 247. Специалисты, работающие с этими документами, отмечают, что документы Архиепископии иерей Алексий Богатенко содержал в образцовом порядке.
Яков Алексеевич Богатенко был разносторонне одарен: иконописец, знаток богослужебного знаменного пения, признанный авторитет в области древнерусского искусства. Это был не просто человек, увлеченный стариной, а знаток истории и русской культуры. Учился он в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на средства Козьмы Терентьевича Солдатенкова. Одновременно закончил Археологический институт. Преподаватель Московского старообрядческого института, где читал курсы «Пение», «Иконопись», «Искусство в старообрядчестве». Руководил хором Братства Честнаго Креста Господня. Одновременно с этим писал иконы, причем работал в разных стилях. К сожалению, не сохранилось ни одного иконостаса, написанного Я.А. Богатенко, только отдельные иконы.
Во всех начинаниях его поддерживала семья — жена Ольга Евдокимовна и дочь Валентина. После 1917 года Я. А. Богатенко пришлось работать чертежником. Два раза он привлекался по 58 статье. В 1928 году пробыл в заключении два месяца, после чего дело было прекращено. Второй раз арестован в июле 1941 года и умер в заключении. Рукописи и документы вдова Богатенко передала в Российскую государственную библиотеку, но многое было изъято при аресте — судьба этих документов неизвестна до сих пор.
Доктор филологических наук, главный научный сотрудник Отдела рукописей Государственного исторического музея Елена Михайловна Юхименко в своем докладе рассказала о семье купцов Рахмановых, хранивших и собиравших древние иконы. Все поколения этого большого купеческого рода относились к иконам с любовью и уважением. Собрали они и древние рукописи, в основном XVI века. Изначально это была не коллекция, а родовое наследие, которое пользовалось известностью у современников. Рахмановы неоднократно жертвовали иконы в Покровский собор на Рогожском.
Один из представителей этой большой купеческой семьи Георгий Карпович Рахманов уже целенаправленно собирал старинные образа. С помощью опытных реставраторов он разыскивал в Поволжье иконы XIV и XV веков. Но следует сказать, что отношение к иконе у коллекционера оставалось вполне традиционным: в своем особняке он устроил домовую церковь, где и разместил иконы. После 1917 года особняк был национализирован. Чтобы спасти уникальные иконы, Г.К. Рахманов передал их в Пролетарский музей искусств. В настоящее время иконы из его собрания находятся в Третьяковской галерее, Историческом музее, музее имени Андрея Рублева. Идентифицировать удается не все иконы, ведь владельческая надпись стояла только на самых ценных образах.
Доклад доктора исторических наук и кандидата искусствоведения Ирины Леонидовны Кызласовой был посвящен малоизвестным страницам жизни Григория Осиповича Чирикова, известного коллекционера и художника-реставратора. Родом из семьи потомственных иконописцев Мстёры. До революции вместе с братом владел реставрационной мастерской в Москве. Пользовался уважением самых известных коллекционеров, находил для них редкие иконы.
Биография Григория Осиповича позволяет почувствовать дух эпохи. В его жизни вера и наука соединились неразрывно. Он был экспертом по древней живописи Императорской археологической комиссии (1910-1917). Ему принадлежит большая роль в становлении научной реставрации икон. С 1918 г. — член Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи. Реставрировал иконы и фрески в монастырях Пскова и Новгорода, Киевской духовной академии, Русском и Историческом музеях (1909-1921). С 1924 был ведущим реставратором Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ). В 1928 арестован, получил запрет на проживание в шести крупных городах на три года. В марте 1931 года арестован во второй раз одновременно с другими сотрудниками Реставрационных мастерских. Был осужден на три года исправительно-трудовых лагерей на Севере.
О его жизни в 1932-35 гг. известно из писем. После досрочного освобождения ему поручили заниматься оформлением театра в Архангельске. Позднее Г.О. Чирикову удалось переехать в Ленинград. Там он работал в Фонде икон и русского искусства, систематизировал фонды Русского музея, создав основу всех последующих экспозиций. Его вклад в музейное дело неоценим. Это был гений русской реставрации.
Научный сотрудник отдела тканей Музеев Московского Кремля Мария Владимировна Вилкова рассказала о традиции изображения Голгофского креста на пеленах к иконам и погребальных покровах. Ее рассказ сопровождался показом слайдов с образцами древнерусского храмового шитья.
Шитые пелены возле икон были повседневными и праздничными. На них традиционно изображался Голгофский крест: на повседневных нашивалась тесьма, на праздничных была богатая вышивка, а крест выкладывался из дробниц — гравированных изображений. Возле особенно почитавшихся икон могли повесить сразу несколько пелен. Часто это были вклады цариц и великих княгинь.
Праздничное убранство храма состояло из пелен к местным образам иконостаса (в первом ряду), на аналои, на Престол. Оплечья облачений также расшивались. Надгробные покровы также были украшены богатой вышивкой. В середине помещалось изображение Голгофского креста. Они также подразделялись на будничные и праздничные (на гробницах святителей, великих князей и княгинь в соборах Московского кремля).
К шитым предметам храмового убранства относятся также и покровы для антиминса и священных сосудов. Был продемонстрировал новооткрытый и отреставрированный памятник из Покровского собора — шитая пелена, ранее размещавшаяся на одной из хоругвей, относится ко второй половине XVII века. Судя по аналогичным образцам, находящимся в музеях, это воздух — покров, которым покрывали потир со Святыми Дарами. При реставрации было установлено, что средник воздуха был красного цвета, а кайма зеленая, что характерно для того времени.
После доклада слушатели задали вопросы: «В чем заключалась реставрация? вернется ли пелена на хоругвь?» Мария Владимировна ответила, что пелена была очень закопченной, не было видно фона. Кроме очистки было произведено укрепление основы (ткань была порвана по сгибам). На хоругвь ее поместить уже невозможно, можно хранить только в горизонтальном положении, в закрытом аналое.
В завершение круглого стола искусствовед и реставратор Дарья Евгеньевна Мальцева рассказала о реставрации древних икон, находящихся в храме-колокольне во имя Воскресения Христова на Рогожском. Группа реставраторов за полтора года провела большую работу. На старинных образах (многие из них большого размера) были вздутия и отслоения красочного слоя. Требовалась также и расчистка от потемневшей олифы. Была остро необходима хотя бы консервация, а некоторым иконам требовалась и полная реставрация, они находились в очень тяжелом состоянии.
Специалистам-реставраторам помогали сотрудники Митрополии, Рогожская община, преподаватели и студенты Духовного училища. К освящению храма-колокольни в феврале 2015 года основная часть работ была закончена. В процессе реставрации были обнаружены несколько старинных икон, врезанных в более новую доску — старообрядческий подход к реставрации. Некоторые образа находились в критическом состоянии, для них требовался полный объем работ, в том числе и под микроскопом.
В процессе реставрационных работ были исследованы уникальные двусторонние образа-таблетки в праздничном ряде иконостаса. Сторона, обращенная в алтарь, была покрыта почерневшей олифой. Д. Е. Мальцева рассказала также об уникальных диаконских дверях иконостаса: на одной изображен благоразумный разбойник (сюжет вполне традиционный), а на другой, кроме сцен сотворения мира и грехопадения Адама и Евы, изображен очень редкий сюжет — Каин и Авель.
В дополнение к ранее заявленным докладам прозвучало сообщение Василия Валентиновича Митрофанова о росписях храма-колокольни. Он рассказал, что образцом для фресок послужила икона «Цветная Триодь», которая находится в Покровском соборе.
Ее клейма иллюстрируют одиннадцать воскресных евангельских чтений. Когда храм-колокольню вернули верующим, росписи были заштукатурены. Фрески, выполненные темперой, оказались смыты при расчистке стен.
По имеющимся фотографиям и описаниям была восстановлена общая схема росписи. Но источник сюжетов оставался неизвестным, поэтому фрески, выполненные при реставрации, несколько отличаются от первоначальных. Вниманию собравшимся была представлена компьютерная модель изначальной росписи храма-колокольни.
После научных сообщений все желающие могли задавать вопросы, состоялся оживленный обмен мнениями. Так, прозвучали вопросы: «У нас Церковь или учреждение культуры? Зачем нужен музей на Рогожском? Не лучше ли иконы из музея передать во вновь открывающиеся храмы?»
Ведущий круглого стола отец Алексей Лопатин пояснил, что иконы для новых храмов надо заказывать у наших иконописцев, обеспечивать их работой. Для храмов, которые строились 100 лет назад, заказывали образа и целые иконостасы у работавших тогда иконописцев. Благодаря этому мы теперь и знаем имена Богатенкова, Чирикова и других мастеров. Теперь надо поддерживать современных нам иконописцев. В ходе оживленной дискуссии прозвучало мнение, что все возникающие вопросы и недоумения надо обсуждать открыто, пользуясь имеющимися возможностями.
В завершение круглого стола Митрополит Корнилий обратился к собравшимся с благодарственным словом. «Наш Рогожский духовный музей говорит о будущем, а не только о прошлом», — сказал владыка.
После завершения круглого стола все желающие могли осмотреть экспозиции двух выставок — «Календарь времени» и «Старообрядцы на службе Отечеству», проходящих в Доме причта в настоящее время.
Фотографии: Ольга Зобнина
Комментариев пока нет