Крестный ход — это пот и усталость,
Наша память и наша молитва…
Крестный ход — это вовсе не «малость»,
Это — самая главная Битва!
Крестный ход — это преодоление
Нерадения в вере и лени.
Крестный ход — это с плотью борение
И духовная связь поколений.
(Никола, Новосибирск, 2012 г.)
30 июня 2016 г. прошёл Крестный ход с Губинской иконой Пресвятой Богородицы в п. Шувое Московской области. Этот Крестный ход является продолжением традиции, возобновлённой настоятелем храма о. Максимом Андреевым и его прихожанами. Возрождение забытой на время традиции состоялось в 2012 году. Именно тогда, 30 июня 2012 г., после более чем пятидесятилетнего перерыва, по улицам посёлка вновь прошёл Крестный ход с Губинской иконой Богородицы. Не случайно эта традиция имеет «закреплённую» календарную дату — 30 июня. Дело в том, что когда-то Губинскую икону носили по Гуслице (старообрядческий край юго-востока Московской области, часто называемый «Старообрядческой Палестиной» — прим. автора) несколько дней, и в каждое поселение она прибывала в определённую дату. В Шувое этот крестный ход неизменно совершался 30 июня.
Интересна история как самого Губинского образа Богородицы, так и связанной с ним традиции крестного хода. Икона Богородицы получила название по деревне Губинской, которая в настоящее время является селом Губино Орехово-Зуевского района Московской области.
Когда-то в начале 18 века в крае свирепствовала моровая язва, и жители д. Губинской, чтобы прекратить эпидемию, отправили двух посланников в Гуслицу, о иконописных мастерах которой им было хорошо известно, чтобы заказать икону Казанской Божией Матери. По дороге они встретили мастера, который пообещал им написать образ. Ходоки, развернувшись, вернулись домой и стали ждать. Вестей долго не было, и губинцы вновь отправились в путь. На прежнем месте они опять повстречали того же мастера, который держал в руках готовую икону. Иконописец не взял платы за работу и, передав её крестьянам, буквально исчез. Принесённый в деревню образ был помещён в моленную, в которой и находился до пожара 1847 г. Пожар повредил моленную, но образ Богородицы чудесным образом не пострадал.
В начале 19 века Губинская икона прославилась в Гуслице и близлежащих поселениях. Её прославление связано с избавлением от холеры деревни Слободищи. В период страшной болезни, которая унесла жизни многих жителей деревни, глухонемой девушке из этой деревни трижды являлся старец и сообщал, что для того, чтобы остановить холеру, нужно поехать в деревню Губинская, взять там икону Божией Матери и отслужить перед ней молебен. После третьего явления старца девушка неожиданно приобрела возможность говорить и рассказала о своих видениях и том, что было ей сообщено. Жители Слободищ тотчас отправились в д. Губинская, привезли икону и начали служить молебен. Во время молебна поднялся сильный вихрь, ломались деревья, но молебен дослужили как положено. Вскоре после этого эпидемия прекратилась, а кроме того исцелились многие больные.
С тех пор стала Губинская икона почитаться чудотворной этой частью Гуслиц. Жители других деревень и сёл стали просить чудотворный образ на молебны и на крестный ход. Тогда и была установлена традиция — отдавать икону в установленные числа каждой деревне или селу. В Шувое было решено отдавать раз в год, 30 июня. Появились списки губинского образа Богородицы в старообрядческих храмах гуслицкого края.
В середине 19 века, когда усилились преследования старообрядцев властями, а также после революции, привозили икону тайно, прятали в телеге с сеном. В 1959 г., во время хрущевских гонений на религию, эта традиция пресеклась на несколько десятилетий.
В 2012 году о забытой традиции вспомнили настоятель и прихожане Троицкого храма пос. Шувое. Было решено, что традицию необходимо возобновить. К тому времени прихожане во главе с настоятелем храма установили памятный крест в лесу близ Шувое, на месте располагавшегося там старообрядческого монастыря, а впоследствии монашеских келий. На кресте была сделана надпись: «На сем месте располагался монастырь-скит и кладбище иноков подвижников, православных христиан старообрядцев в 17-20 в.».
И возобновившаяся традиция крестного хода обрела новое духовное содержание — не только пройти крестным ходом по посёлку, прося защиты и заступления царицы небесной, но и принести поклонение духовному подвигу жившим в скитах христианам.
История когда-то существовавшего здесь монастыря изучена мало, так как почти не сохранилось каких-либо письменных сведений о нём. Предположительно, основали Троицкий шувойский монастырь иноки-старообрядцы, бежавшие из Москвы. Опять же, предположительно, это могли быть выходцы из Богоявленского и Чудова московских монастырей, т.к. именно в этих краях располагались их владения. Точный год возникновения монастыря установить сложно, скорее всего, он был основан сразу после реформ Никона, в 17 веке. Об этом свидетельствуют исследования С. Михайлова, который ссылается на анонимного автора заметки в церковном календаре за 1949 г. Заметка рассказывает о Шувойско-Нареевском Троицком старообрядческом приходе, и согласно ей сразу после раскола русской Церкви (17 век) в это место бежали монахи нескольких московских монастырей, отказавшихся принять новые реформы.
Так или иначе, в окрестностях деревень Шувое и Нареево (ныне современный посёлок Шувое) возник монастырь, наличие которого сохранялось втайне. Иноки привезли с собой походную церковь. Обитель была освящена в честь Святой Троицы, что оказало влияние на формирование приходов в деревнях. Местные жители сохраняли тесное общение с иноками, число которых, исходя из той же статьи в церковном календаре, менялось и в некоторые годы достигало полусотни. Литургии совершали странствующие старообрядческие священники, но с возникновением в 1840 г. старообрядческой Белокриницкой иерархии таких священников становилось всё меньше. Да и количество монахов постепенно уменьшалось. Троицкий шувойский монастырь своими размерами стал больше напоминать скит.
Как ни старались монашествующие и местное население сохранять втайне существование обители, в 1840 г. о монастыре узнали власти. В полицейских архивах сохранилось дело, которое было возбуждено московским генерал-губернатором (!). Это дело называлось «О расследовании по поводу раскольнических келий в деревне Шувое на земле принадлежащей крестьянину Лаврентию Егорову». В результате следствия по этому делу в лесу под Шувое была обнаружена деревянная бревенчатая избушка и летняя постройка, церковные и богослужебные предметы, были пойманы два отшельника, которые вместе с владельцем земли Лаврентием Егоровым были арестованы. Постройки были разорены, богослужебные предметы изъяты.
Полиция вновь обращает внимание на шувойские окрестности в 1840-х годах. Об этом свидетельствуют архивы. В 1847 г. в одном из документов местный полицейский надзиратель пишет в столицу, что в шувойском лесу им замечены раскольники, которые называют себя монахами. Он указывает, что они проживают в келиях, в лесу между деревнями Шувое и Равенская, имеют своё кладбище. Прибывшая полиция действительно обнаружила рубленые келии, ухоженное кладбище с 26 могилами, в одной из которых, согласно надписи, покоился хозяин этого лесного участка Лаврентий Егоров, который когда-то был арестован за укрывательство монашествующих старообрядцев на принадлежащей ему земле.
На территории лесной обители полиция застала пятерых человек, которые представились монахами. По воле Божией сохранились их имена: Монах Иосиф (в миру Иван Фадеев) 84-х лет, монах Илия (Исидор Желтов) 70 лет, монах Лаврентий (Лукьян Евстигнеев), монах Гавриил (Егор Матвеев) 25 лет, Николай Барахов 25 лет. Говорили, что в монастыре есть ещё старец Моисей, но его не нашли. Большинство из арестованных прибыли из дальних мест и не являлись уроженцами московской волости.
И опять были снесены постройки, конфискованы все церковные и богослужебные предметы. Но история монастыря и на этот раз не закончилась. Монастырь разрушался и возрождался вновь самым чудесным образом, несмотря ни на что, ещё не один раз. Доподлинно известно, что он существовал и после революции — в 20-х и 30-х годах 20 века. На тот период монастырь представлял собой разбросанные одинокие келии, что больше подходит под определение скита. В келиях раздельно проживали монашествующие обоего пола. Нельзя утверждать точно, но считают, что последней монашествующей здесь была инокиня схимница Назарета, которая скончалась в 1948 году. Она похоронена на шувойском поселковом кладбище, поэтому можно предположить, что последние дни своей жизни она доживала в посёлке. В 1990-х годах на её могиле по указанию Митрополита Русской Православной Старообрядческой церкви Алимпия был установлен крест.
О лесном монастыре ещё сохранились воспоминания у некоторых старожилов. Местный житель посёлка Шувое Иван Григорьевич Сисин (родился в Шувое в 1930 году) в одном из интервью местной газете рассказывает:
— Кельи я помню хорошо, бегал сюда в лес играть, когда мне было лет семь. Это были полуземлянки. В одной из них я видел колодец и висящую лампадку. Ещё было бревенчатое строение типа амбара или сарая. Был пруд, в котором я тогда купался.
Шувойский Троицкий монастырь, несомненно, можно считать одним из духовных центров Гуслиц. Местные жители всегда с теплотой (по свидетельству старожилов) относились к монашествующим — помогали им провизией и всем, чем могли, а те в свою очередь молились и за живых и за усопших жителей деревень, беседовали с ними, поддерживали духовно.
Вот и сегодня, когда возродилась в Шувое традиция свершения крестного хода с Губинской иконой Божией Матери, идут православные в эти «намоленные» места за духовной поддержкой. Ведь для чего совершается крестный ход? Прежде всего — для духовного укрепления, молитвенного усиления обращений к Богу. Крестный ход — это душевный порыв христианина, готового взять на себя определённые трудности и преодолеть их во Славу Божию. Это крестный, т.е. молитвенный и нелёгкий путь души. И нелёгкий не в силу пройденного физически пути от одного пункта в другой, а в силу той душевной работы, которая совершается внутри. Как много сверяется, проверяется и испытывается в себе по духовным канонам и примерам на этом крестном пути! Это путь молитв и размышлений о жизни. Ценность такого духовного пути нельзя заменить ничем. Поэтому так отрадно вдвойне, когда традиции крестных ходов возрождаются.
Шувойский крестный ход прошёл в этом году уже в пятый раз. За время возрождения традиции неоднократно крестный ход вёл предстоятель Русской православной старообрядческой церкви Митрополит Корнилий.
Ежегодно пройти крестный ход по посёлку к месту проживания монашествующих старообрядцев съезжаются многочисленные гости. Около двух с половиной сотен верующих, пройдя по посёлку, собираются в местном лесу. Там, на песчаной горе, среди сосен, рядом с установленным памятным крестом в память тех, кто пришел в эти места спасать свои души и хранить каноны старой веры, служится водосвятный молебен.
В этом году Шувойский крестный ход повёл преосвященный Евмений (Михеев), епископ Кишинёвский и всея Молдавии, он же совершал вечернее богослужение накануне.
Крестные ходы возникли в 4-м веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Прошло много веков, но крестные ходы повсеместно совершаются как необходимая данность, как единение в вере…
Спаси Христос!