Шестые чтения имени московского купца, основателя московского Преображенского кладбища и старообрядческой общины, старовера Ильи Алексеевича Ковылина состоялись в конце ноября 2025 года в г. Москве. Они были посвящены памяти русского первопечатника Ивана Федорова. Изучение и сохранение культурного наследия издательской деятельности первопечатника Ивана Федорова — важная задача по сохранению и укреплению православной духовной традиции. Как известно, в 1564 го первопечатник Иван Федоров при поддержке царя Ивана IV издал в Москве первую русскую книгу Апостол.
В этом году чтения проходили в конференц-зале Московской Поморской старообрядческой общины в Братском корпусе.
Приветственные слова прозвучали от председателя Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви Алексея Александровича Безгодова и председателя правления Культурно-паломнического центра им. прот. Аввакума Максима Борисовича Пашинина.

Участники чтений из Москвы, Петербурга, Самары, Улан-Удэ, Ивановской, Ленинградской и Новгородской областей обсудили издания Ивана Федорова и их значение для русской культуры, деятельность в целом и полемические и вероучительные издания Московского Печатного двора, историю формирования центров старообрядческой книжности и крупных библиотек, а также деятельность старообрядческих типографий XVIII-XIX вв. Собравшиеся отметили духовное и культурное значение современных рукописных староверских фондов и частных собраний. Изучение и популяризация древнерусской и старообрядческой книжности также опровергает негативные стереотипы о традиционном бытовом и семейном укладе (Домострой).

Со времени Раскола Русской Церкви в середине XVII века старообрядчество стало хранителем дореформенных изданий Московского Печатного двора. Благодаря староверам огромное количество книг, в том числе Ивана Федорова сохранились до наших дней. Многие из них находятся в лучших библиотеках и архивных хранилищах страны (РГБ, РНБ и др.) На этих изданиях основывалась богатая рукописная старообрядческая традиция, которая составляет значительную часть культурного наследия страны. Изучения этого феномена является неотъемлемой частью Российской истории и культуры. Также старообрядческая книгопечатная традиция, созданная в конце XVIII века является продолжением культурного наследия Московского Печатного двора. Многочисленные староверские подпольные типографии в основном повторили и расширили репертуар дореформенных изданий XVII века. Практически можно говорить о единстве традиции староверской печатной и рукописной книжности изданий Ивана Федорова и дораскольных книг Московского Печатного двора.
Д.ф.н., профессор РАНХИГС и РГГУ Михаил Олегович Шахов (Москва) рассказал о влиянии православной антиуниатской полемики на апологетику староверия.

«Тема очень широкая. Я в основном сосредотачиваюсь на разрешении в православной полемической литературе вопроса о пределах повиновения пастырям со стороны паствы, когда эти пастыри начинают вести себя неподобающим образом с точки зрения чистоты веры. Вопрос, который встал на повестку дня, когда епископат начал насаждать унию в Юго-Западной Руси и когда Никон и его последователи стали творить свои дела в московском царстве. Как мы знаем, в истории христианства неоднократно возникала ситуация столкновения между долгом повиновения верующих власти церковной иерархии и личной ответственностью каждого верующего за истинность своего вероисповедания. Такое столкновение возникало, когда представители церковной иерархии оказывались отступающими от православного вероучения. И в таких обстоятельствах возникала проблема. До каких пределов мирянам следует повиноваться духовенству, если оно начинает впадать в заблуждение, впадать в ересь? Способны ли сами верующие миряне распознать и обличить погрешение в вере у своих пастырей. С первохристианских времен церковная иерархия почиталась обладательницей особого дара и власти учительства, способности направлять свою паству к истине. Однако это не означало, что христианская доктрина наделяла только священнослужителей способностью познавать религиозную истину, отличать православное учение от еретического. Уже Господь, Исус Христос, предупреждает учеников о необходимости различать лжепророков и указывать на их признаки. Апостол Павел, неоднократно писавший в своих посланиях о необходимости повиновения и послушания авторитету пастырей, тем не менее одновременно категорически утверждает: „Но если бы даже мы, или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема“ (по посланию к Галатам. 1 глава, стих 8). То есть, предполагается, что человек способен разобраться, правду он проповедует или впадает в какое-то лжеучение, и даже ангельский авторитет не должен рядового верующего смущать в защите чистоты веры». Докладчик отметил, что в истории православия есть немало случаев, когда представители учения, признанного впоследствии истинно православным, оказывались в количественном меньшинстве, были вынуждены отстаивать свою точку зрения, наперекор авторитету высших властей. В 1596 году значительная часть высшего духовенства, собравшись в Бресте, заключила унию с Римом. Вследствие этого развернулись массовые организованные гонения против православия, закрывались храмы, монастыри, запрещались православное богослужение, преследовалось духовенство. Впервые в истории православия блюстителями и хранителями веры стали не епископы, а православные братства, объединявшие по преимуществу мирян. По благословению восточных патриархов, братства получили права надзора за епископами. Братства стали центрами духовной и материальной защиты православия, именно они издавали и распространяли полемическую антиуниатскую литературу. Важнейшие идеи, разработанные в ходе этой полемики, сыграли существенную роль в старообрядческой полемической литературе.
Павел Владимирович Половинкин (Самара), председатель самарской общины ДПЦ, заместитель председателя Российского Совета ДПЦ, представил доклад «Книга Апостол, издания XVI века из собрания Самарской поморской общины. Вопросы атрибуции».

Об издательской деятельности ДПЦ рассказал председатель Российского Совета ДПЦ Алексей Александрович Безгодов (Великий Новгород). «Церковь всегда занималась издательской деятельностью. Многие исследователи отмечают, что само старообрядчество, как явление, относится к книжной культуре. Издательство всегда шло рука об руку с богослужебной практикой и вообще с церковной деятельностью. Начало издательской деятельности ДПЦ в России можно отнести к 1989 году. С этого времени, как раз, произошла либерализация издательской деятельности, многие общины стали печатать отдельные каноны, книжки, брошюры. Был создан учебно-издательский отдел при Российском Совета ДПЦ. Журнальный календарь изначально издавался в Риге, а с 1995 года календарь стали печатать в Москве. Латвийское издание тоже сохранилось. Позже, редколлегии объединились, с 2001 года единый календарь издавался в Москве. Последний год календарь издается только в России.

Российский Совет инициировал издания богослужебных книг, катехизиса. Общины делали заказы на литературу. По изданиям сотрудничали с Рогожским, какое-то время печатали в типографии в Верещагино. Стали возникать крупные частные издательства, в частности, издательство „Третий Рим“ М. Б. Пашинина. При невской общине возникло издательство „Врата Веры“, в нем издавался журнал „Христианская семья“, литература вероучительного и полемического характера. С 2019 года действует типография на Тверской улице в Санкт-Петербурге. В 2004 году трудами А. А. Безгодова было организовано издательство „Археодоксiя“, в котором изначально издавалась научно-историческая и краеведческая литература, а впоследствии — богослужебная и даже художественная литература. Работа идет, многие издано книг. Некоторые общины вели активную издательскую работу, например, самарская община ДПЦ, издающая вероучительную и художественную литературу, общины Старой Руссы, Великого Новгорода, Санкт-Петербурга, Белгорода, Саратова, Новосибирская. Некоторые общины издают свои настенные календари».
К.и.н., ведущий научный сотрудник Института Наследия, председатель Московского краеведческого общества Владимир Фотиевич Козлов (Москва) выступил с сообщением «Комплекс Печатного двора на Никольской и деятельность Московского археологического общества по мемориализации памяти первопечатника Ивана Федорова в конце XIX- начале XX века. По газетной периодике и архивным материалам», отметив, что тема наследия первопечатника Ивана Федора немыслима без Печатного двора, удивительно сохранившегося комплекса в самом центре Москвы, сейчас, к сожалению, закрытого для посещения. Владимир Фотиевич выразил благодарность организаторам конференции за выбранную тему, указав, что на его памяти не было ни одной конференции, ни одной защиты, связанной с книгопечатанием именно XVI века.

С докладом «Филипповские издания Сводного старообрядческого синодика последней четверти XIX века» выступила д. ф. н., главный научный сотрудник Государственного исторического музея Елена Михайловна Юхименко (Москва). Она отметила, что старообрядцы создали новую тематическую редакцию синодиков-помянников. В конце XVII- начале XVIII века в Выговском общежитии, на основе собранных местных помянников, был составлен сводный старообрядческий синодик, который был дополнен обширным поминовением мучеников и подвижников староверия. Эта часть делится на ряд статей. Сначала поминались за благочестие пострадавшие. Затем — сожженные за благочестие. Далее следовали перечни первых выговских жителей. Затем — имена жителей выговской округи. Сюда же могли присоединяться отдельные синодники разных местностей. Научное издание памятника было осуществлено Александром Николаевичем Кульпиным в 1883 году. В самой старообрядческой среде сводный памятник имел широкое хождение в рукописных списках. Но о его издании самими старообрядцами сведения в литературе не были обнаружены. Изучение истории творческого наследия филипповского согласия привело к типографии братьев Овчинниковых. Подпольная типография была организована в Москве братьями Алексеем и Андреем Овчинниковыми осенью 1876 года. Она действовала в разных местах с перерывами до февраля 1894 года.

На чтениях также прозвучали доклады: к.п.н., заместителя председателя КПЦ им. прот. Аввакума Антона Павловича Мельникова (Москва-Усть-Цильма) «Полемические и вероучительные издания Московского Печатного двора и их значение а антиуниатской полемике (Кириллова книга, Книга о вере, Большой Катехизис и др.)»; ведущего научного сотрудника МИНЦ Преображенского монастыря Татьяны Викторовны Игнатовой (Москва) «Исследование как расследование: новые данные об убийстве попечителя и собирателя древностей Е.Е. Егорова»; председателя правления Общества культуры семейских Республики Бурятия Сергея Петровича Петрова (Улан-Удэ) «Допетровская Русь за Байкалом»; председателя правления Культурно-паломнического центра им. прот. Аввакума Максима Борисовича Пашинина (Москва) «Неизвестный экземпляр Острожской библии с рукописными пометами из частной коллекции» и многих других.

В рамках чтений была организована уникальная выставка двух предметов — подлинных «Апостола» и Острожской библии печати Ивана Федорова XVI в. из частных собраний староверов.
Комментариев пока нет