Комментарии (30)

  1. Сергей Агеев

    «Некоторые изъ называющихъ себя старообрядцами, зная, что могутъ, по благословенно Святѣйшаго Синода, получить священниковъ отъ епархіальнаго Архіерея, съ разрѣшеніемъ совершать Богослуженіе по книгамъ, печатаннымъ при первыхъ российскихъ Патріархахъ, патріаршествовавшихъ до Никона, изъявляютъ сомненіе воспользоваться симъ, и представляютъ въ оправданіе своего сомненія следующее:
    «Архипастыри россійской Церкви, дозволивъ именуемымъ единовѣрцами отправлять Богослуженіе, и совершать таинства по старопечатнымъ книгамъ, сами слѣдуютъ изложеннымъ на бывшемъ въ Μο сквѣ 1667 года Соборѣ правиламъ , коими всѣ вопреки онаго Собора отправляющіе Богослуженіе по древнимъ чиноположеніямъ и обрядамъ Святыя Церкви, изложеннымъ въ старопечатныхъ книгахъ, предаются страшному проклятію. Ужасная сія клятва положена не токмо на живыхъ, но и на умершихъ, и совершаемыя у нихъ таинства признаются недѣйствительными ».
    Чтобы усмотреть, имеетъ ли силу сіе сомненіе, всего лучше обратиться къ самому определенно Собора 1667 года. Въ немъ написано, между прочимъ, следующее:
    «А Соборъ, иже бысть при Благочестивомъ Великомъ Государе, Царе и Великомъ Князе Іоанне Василіевиче, всея Россіи Самодержцѣ, отъ Макаріа Митрополита московскаго, и что писаша о знаменіи честнаго креста, и о сугубой аллилуіи, и о прочемъ, еже писано неразсудно, простотою и невежествомъ, въ книзе Стоглаве, и клятву, юже безъ разсужденія и неправедно положиша: мы православніи Патріарси, Киръ Паисій, Папа и Патріархъ александрійскій, и Судіа селенней, и Киръ Макарій, Патріархь антіохійскій и всего Востока, и Киръ Іоасафъ, Патріархъ московский и всея Россіи, и весь освященный Соборъ, тую неправедную и безразсудную клятву Макаріеву, и того Собора, разрешаемъ и раздрушаемъ: и той Соборъ, не Соборъ: и клятву, не въ клятву: но ни во что вменяемъ, якоже и не бысть, зане той Макарій Митрополитъ, и иже съ нимъ, мудрствоваша невѣжествомъ своимъ бездразсудно, яко же восхотѣша сами собою: несогласяся съ греческими и съ древними харатейными, словенскими книгами: ниже со Вселенскими Святейшими Патріархи о томъ советоваша, и ниже свопросишася съ ними».
    Здесь видно, съ какою мудрою осторожностью и кротостію действовалъ Соборъ 1667 года. Онъ отмѣнилъ определенія такъ называемаго Стоглавнаго Собора, какъ несогласныя съ греческими и древними харатейными словенскими книгами; и разрешилъ и ни во что вченилъ клятву, произнесенную Стоглавнымъ Соборомъ, какъ неразсудительную: но самъ не произнесъ проклятія ни на Стоглавный Соборъ, ни на ученіе Сгоглавнаго Собора о сложеніи двухъ перстовъ для крестнаго значенія, и о сугубой аллилуіи, и о прочемъ; потому что оно происходило отъ простоты и невѣдѣнія, а не отъ еретическаго мудрованія, и не отъ противленія Православной вселенской Церкви. Слѣдственно, и после того времени, и ныне, кто употребляетъ двуперстное крестное знаменіе, сугубую аллилуію и подобное, но не имѣетъ еретическаго мудрованія, ни противленія православной Церкви: тотъ Соборомъ 1667 года не подвергнуть проклятію. Соборъ 1667 года изложилъ обряды на основаніи древнихъ греческихъ и харатейныхъ словенскихъ книгъ; а обрядовъ Стоглавнаго Собора не одобрилъ, однако и не проклялъ.
    На кого же падаетъ проклятіе Собора 1667 года?
    Чтобы ответствовать на сіе, опять надлежитъ обратиться къ его определенію. Въ немъ написано:
    «Аще ли же кто не послушаетъ повелеваемыхъ отъ насъ, и не покорится Святой Восточной Церкви, и сему Освященному Собору, или начнетъ прекословити и противлятися намъ, и мы таковаго противника данною намъ властію отъ Всесвятаго и Животворящаго Духа, аще ли будетъ отъ осващеннаго чина, извергаемъ, и обнажаемъ его всякого священнодействия, и проклятію предаемъ. Аще же отъ мірскаго чина (будетъ), отлучаемъ и чужда сотворяемъ отъ Отца, и Сына, и Святаго Духа: и проклятію, и анафеме предаемъ, яко еретика, и непокорника, и отъ православнаго всесочлененія, и стада, и отъ Церкве Божія отсѣкаемъ, дондеже уразумится, и возвратится въ правду покаяніемъ».
    Здѣсь видно, что проклятіе произнесено на непокаряющихся Святой Восточной Церкви и Освященному Собору, на противниковъ, яко еретиковь и непокорниковъ…».
    Более подробно:
    Изъяснение о проклятии, положенном от собора 1667 года.
    http://www.bogoslov.ru/biblio/text/343374/index.html

  2. болтовня… болтовня… болтовня… обряды всякие… людям нужен такой лидер, чтобы они меньше думали… представьте В.В.Путин перейдет в РПСЦ и начнет молиться двуперстно — вопрос: сколько миллионов людей последуют его примеру… я думаю что немало. значимую часть правоты представляет авторитет человека. если нет авторитета то будет продолжаться болтовня.

    • Есть одна интересная философская мысль: "Бог для меня не авторитет. Бог для меня Истина". Нельзя насильно человека заставить быть счастливым и втянуть в рай. Важна свободная воля.

    • Константин
      Константин

      потому Христос пришел в мир не папой римским, не императором, не даже книжником и фарисеем, чтоб приняли истину не под обложкой авторитета, а просто- как истину. Так что авторитет в вопросах веры- дело пустое и смешное.

    • Сергей Агеев

      "вопрос: сколько миллионов людей последуют его примеру"

      А нужно ли так?

      "Нет, мой отец, не будет затрудненья;
      Я знаю дух народа моего;
      В нем набожность не знает исступленья:
      Ему священ пример царя его.
      Всегда, к тому ж, терпимость равнодушна.
      Ручаюсь я, что прежде двух годов
      Весь мой народ, вся северная церковь
      Признают власть наместника Петра".

      Нельзя в делах веры и Церкви рассчитывать только на благоволение правителей. Они меняются и их настроение меняется. Самим надо быть сильными.

  3. Сергей Агеев

    Дугин правильно говорит. Конечно, оба обряда будут вместе существовать под одной крышей. Потому что объективно троеперстием молится весь православный мир, великие Церкви и святая гора Афон. Ну даже если РПЦ перейдет на двуперстие, что это изменит? Другие православные народы и Церкви просто так этого не примут. Претендовать, чтобы твоя национальная традиция стало всеобщей, можно только обладая очень и очень многим из того, чего пока у нас нет — мощную духовную жизнь, социальную жизнь, сильную историю и т.п. Надо постепенно это развивать. И единоверие как раз тот путь, который позволит и древлеправославные традиции восстанавливать, и не замкнуться в маленьком национально-культурном гетто. Дай Бог, чтобы единоверие у нас в РПЦ развивалось.

    • Константин
      Константин

      Дугин авторитет еще тот)) Как то называл безбородых "невменяемой сволочью", а потом и сам побрился. Вот тебе и мудрец мира сего. "Уловляет премудрых в лукавстве их"(с)

    • Иерей Панкратов
      Иерей Панкратов

      Двуперстие это не русская национальная традиция, оно пришло к нам из Византии при Крещении Руси. Только русские (хотя и далеко не все) сохранили это наследие,а греки,увы,утратили. Вот и возвращались бы …

    • Сергей Агеев

      Изначально, возможно, общехристианская, но потом-то двуперстие осталось только в России. Уже к 17 веку, а сейчас и подавно. И просто так на него никто не перейдет. Чтобы люди заинтересовались этой традицией, надо чтобы они были очарованы ее носителями и их культурой, их историей, их социумом.

  4. Сергий 985
    Сергий 985

    Интересно, а создание новых или модернизацию существующих единоверческих храмов обсуждали как-то? Единоверческих храмов нет во многих городах России, я имею ввиду крупных городах — областных центрах.

    • Иван Миролюбов

      Создавать надо. Это обсуждалось на круглом столе. А зачем модернизировать?

    • Сергий 985
      Сергий 985

      Модернизация? На ум приходит открытие воскресных школ где это может быть востребовано, возможно курсов катехизиса для взрослых. Ну и не храмов это касается конечно напрямую — собственное книгопечатание, а то добрая половина книг в лавке издательства РПсЦ.

      Но главное конечно открытие новых храмов или как вариант открытие старообрядных богослужений в новообрядных храмах.

  5. Сергий 985
    Сергий 985

    > Вы придите в храм св. Николы на Студенцах. Приход принадлежит к РПЦ, но Вас там не примут (не допустят креститься трехперстно — прим. ред.), и правильно сделают.

    В Рубцово видел крестящихся троеперстно и выживших.

    • Глеб Чистяков
      Глеб Чистяков

      На самом деле речь идет о концепции, а не о казусах. Например во Ржеве старообрядческий храм не закрывался никогда, в отличии от новообрядческих храмов города которые были все закрыты. Никониане шли туда чтобы хоть как то помолится Богу. И по словам очевидцев, не все они молились двуперстно и это как то терпелось. В нормальных же адекватных условиях такое невоможно.

      Сравните например этот случай с левосторонним и правосторонним движением в Европе и Англии. В принципе, теоретически, можно допустить, что скорая помощь или президент поедут по противоположной, не принятом в данном регионе полосе. Но если допустить всех ехать как хотят либо по правой, либо по левой полосе, то произойдет катастрофа.

    • Иван Миролюбов

      Тут-то и вопрос: а правомерна ли такая аналогия?
      О том, что двуперстие лучше и внятно символично я слушал еще от иных профессоров Ленинградской (тогда еще) духовной академии. Но означает ли это, что "триперстников" ждет катастрофа? Уверены в этом?

  6. Сергий 985
    Сергий 985

    > Второй пример. Приходит единоверец в новообрядческий приход и молится двоеперстно. Его старухи бьют по рукам.

    Да нет, нигде такого не было где бы ни был в новообрядческих храмах.
    Да и не смотрит никто в большинстве случаев.

    • Иван Миролюбов

      Увы, бывает. Истина дороже. Но не в Рубцове. Но если человек пришел к нам не единожды, т. е. не случайно, то научат.

    • Варлаам Андреев
      Варлаам Андреев

      Как тягостно было наблюдать за пожилыми прихожанами, которые яростно набрасывались на группу более молодых собратьев, проникшихся духом древлего благочестия после посещения Михаиловой Слободы. Кривляли, одергивали, упрекали, осуждали, распускали порочащие небылицы, жаловались во все мыслимые и немыслимые инстанции. В результате — биритуализм и угасание ревности к соблюдению устава с обеих сторон.

    • Иван Миролюбов

      Это действительно горько. Но разве в старообрядческих храмах иная картина и там разрешают молиться новым обрядом? Правда, старообрядцы никогда не декларировали "равночестность". И все же я не понимаю, зачем ходить в новообрядный храм и молиться там по-старому? Если нет другого выхода, то вопрос можно решить с настоятелем. Если возникнут затруднения, смогу помочь. Но если в городе есть единоверческий храм, то там и следует членам РПЦ молиться по дониконовскому чину.

    • Сергий 985
      Сергий 985

      > И все же я не понимаю, зачем ходить в новообрядный храм и молиться там по-старому?

      В Ярославской области где мне приходится бывать в церкви намного чаще, чем в Москве, просто нет единоверческих храмов или служб по старому чину в новообрядческих храмах (Переславль-Залесский, Ростовский район). Поэтому приходится молиться и причащаться в новообрядческом храме, сохраняя лишь элементы древнего чина настолько насколько уместно по ситуации (двуеперстие и некоторые общие правила типа семипоклонного начала, трех поклонов и т.п.).

      Конечно, с подручником в кафтане и с лестовкой на такие службы лучше не являться, чтоб не привлекать внимание и не провоцировать. Но если задача помолиться, а не устроить показательное выступление, то можно и без этих аттрибутов.

    • Варлаам Андреев
      Варлаам Андреев

      Отец Иоанн! Увы, воздыхает под псевдонимом сам настоятель. Пару лет назад мы с Вами встречались в Губкине. Просился тогда под омофор к владыке Софронию. Но ведь пришлось бы в этом случае бросить свою крипто-единоверческую общину. Так и живем страха ради июдейска, меняя книги и сбиваясь с сугубой на трегубую.

    • Иерей Панкратов
      Иерей Панкратов

      Забирайте скорее, пристраивайте людей,а то,неровён час, перехватим:)

    • Сергей Агеев

      "зачем ходить в новообрядный храм и молиться там по-старому?"

      Но ведь члены старообрядных приходов — такие же чада Русской Православной Церкви, как и все прочие. Они могут войти в храм поклониться чудотворным иконам и святым мощам, могут поехать в паломничество в ту же Троице-Сергиеву Лавру или на Афон. Понятно, что они будут при этот и молиться и креститься двоеперстно.

    • Сергей Агеев

      "Увы, бывает. Истина дороже. Но не в Рубцове"

      Бабушки — они всегда найдут к чему придраться.

      Но, отец Иоанн, тут есть некоторая проблема, не юридическая, а психологическая. Обряды признаны равноспасительными — это факт, и слава Богу, но до сих пор многие полагают, что надо либо так, либо так, то есть если уж пришел в старообрядный приход, то назад возврата к нет. А далеко не все из тех, кто интересуется древлеправославным богослужением, готовы отождествить себя с исключительно старообрядной традицией и мировоззрением, оставив все великое и славное, что возникло вне его — Оптину, Дивеево, Афон, новомучеников, блаженных Ксению и Матрону, бесчисленное множество святых, великие монастыри и храмы.
      Поэтому, например, заходя изредка в храм в Рубцово или на семинарах в вашем Центре, я всегда крещусь троеперстно (и мне действительно, никто замечаний не делал, да, похоже и не заметили)) )
      Поэтому, в качестве идеи, дабы древлеправославные традиции в нашей Церкви развивались, может быть имеет смысл священноначалию выпустить разъяснения по этому поводу? Мол, чада РПЦ, помните, что старый обряд признан равноспасительным, а потому члены старообрядных приходов могут, посещая традиционные храмы, молиться в соответствие с древлеправославной традицией. Вы же, в свою очередь, оказавшись в старообрядных приходах, можете не сомневаясь, перекреститься двоеперстно, как принято в этих храмах и т.п.

    • Сергей Агеев

      Ответом на это — вся Россия, которая чтит её, молится ей. Сколько икон в храмах! А сколько людей — сотни, сотни тысяч — идут в Покровский монастырь. Просто встаньте около монастыря и посмотрите — вот она, Русь.

    • Иерей Панкратов
      Иерей Панкратов

      В одном из воскресных канонов ад назван "многочеловечным", для справки …

    • Сергей Агеев

      Совершенно не к месту такое сравнение — ладно бы речь шла о том, что нельзя совершать грехи, даже если "все" считают, что так можно. Но причем здесь святая обитель, куда идет вся Русь? Это как раз с Раем надо сравнивать.

      Кстати, о численности Рая…
      "Мало земли — в небеси!
      Сколько святых на Руси
      Было, и будет, и есть.
      В поле колосьев не счесть.
      Русь на святых искони —
      Сродники наши они.
      С ними нам тысяча лет.
      Вот и молись, как твой дед".
      (Нина Карташева)

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля

В связи с обновлением сайта, просим Вас воспользоваться формой для восстановления пароля от личного кабинета.

Восстановить пароль Зачем мне это?