В рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений 26 января 2016 г. в пресс-центре храма Христа Спасителя (РПЦ) прошла конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее».
Президиум конференции возглавили несколько иерархов РПЦ: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий (Дроздов), епископ Губкинский и Грайворонский Софроний (Китаев), епископ Кузнецкий и Никольский Нестор (Люберанский) и епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн (Берзинь) (РПЦЗ). Вел конференцию митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), ему ассистировал руководитель Патриаршего центра Древнерусской богослужебной традиции, клирик Покровского храма в Рубцове протоиерей Иоанн Миролюбов. На самой конференции в качестве зрителей присутствовали представители старообрядных приходов РПЦ (единоверцы), новообрядцы, интересующиеся старым обрядом, значительная группа старообрядцев, в том числе представляющих известные старообрядческие электронные и печатные издания.
С первым докладом «Старообрядческий священник Евгений Бобков (к 30-летию со дня трагической гибели)» выступил игумен Кирилл (Сахаров), настоятель Никольского храма на Берсеневке. Игумен Кирилл рассказал о своем знакомстве с о. Евгением, нескольких встречах с ним. Большое внимание докладчик уделил вечеру памяти о. Евгения, проходившему на Рогожском 26 ноября 2015 г. Интересно, что ведущий заседания митрополит Георгий отметил важность подобной исторической информации, хотя она сама по себе не имеет прямого отношения к единоверческим темам, обычно затрагиваемым на подобных мероприятиях.
Иерей Евгений Саранча, клирик Михаило-Архангельского единоверческого храма с. Михайловская слобода Московской области, выступил с докладом «Новые сведения об учреждении единоверия в храме Архангела Михаила села Михайловская Слобода». Храм, построенный в начале XVII века, к моменту учреждения Единоверия принадлежал господствующей церкви. По существующим правилам его нельзя было передать единоверцам, но после многочисленных просьб жителей села Михайловская слобода и окрестных деревень для них было сделано исключение. В 1817 году архиепископ Дмитровский Августин (Виноградский) издал следующий указ: «Бронницкой округи в церкви Архистратига Михаила, что в Михайловской слободе, всякую Божественную службу благословляем отправлять по старопечатным книгам, также и требы в домах».
Стоит отметить, что наибольшее количество зрителей, которые едва могли вместиться в зал пресс-центра церковных соборов РПЦ, привлек доклад доктора политических и философских наук Александра Гельевича Дугина «Единоверие как мировоззрение». Докладчик рассказал о единоверческом движении начала XX века. Возрождение патриаршества было для единоверцев символом возвращения к древнерусской традиции.
А. Г. Дугин определяет единоверие как воссоздание полноты и единства, утраченные, по его мнению, обоими сторонами конфликта. Если еще в XVII веке восьмиконечный крест был символом и оказательством принадлежности к старообрядчеству, то теперь идет процесс «воссоздания древнерусского наследия». Также Дугин отметил возможность сосуществования двух разных обрядов (двуперстия и трехперстия) под одной «церковной крышей».
После доклада прозвучало множество вопросов. А. В. Антонов, главный редактор старообрядческого журнала «Церковь», в своей реплике обратил внимание на тезис Дугина о сосуществовании двух обрядов:
«Это выступление — классический образец профессорской философии. Александр Гельевич прекрасные вещи говорит, замечательные. Но вот встретились два ребенка — старообрядец и новообрядец. Устами детей говорит истина. Спрашивают друг друга: как надо креститься? Старообрядец говорит: двумя перстами, а другой — тремя. И ребенок-старообрядец не говорит: «Ты неправильно молишься». Он говорит: «Ты не умеешь складывать пальцы!»
Второй пример. Приходит единоверец в новообрядческий приход и молится двоеперстно. Его старухи бьют по рукам. Правильно! Сознание человека не терпит постмодернистской катавасии (мультиритуализма, многообрядности в данном случае — прим. ред.). Вы придите в храм св. Николы на Студенцах. Приход принадлежит к РПЦ, но Вас там не примут (не допустят креститься трехперстно — прим. ред.), и правильно сделают.
Александр Гельевич, я хочу сказать, что у Вас в речах все звучит блестяще. Я Вас прекрасно понимаю, сам переживаю за русский народ, разрозненный и разорванный. Тут вот вышел какой-то человек, у него здесь Сталин, здесь — Царь, здесь — красный флаг. Все, что угодно — все в одной голове. и это страшно.
Александр Гельевич «болеет», и я «болею». Я его за это люблю и понимаю. Но вот как быть практически? Войдет в единоверческий приход наивный человек, будет креститься троеперстно — и ему сделают замечание. Что делать?»
В ответ А. Г. Дугин сказал, что оба крестных знамения являются приемлемыми. Есть две разные стратегии, пояснил он: педагогическая — позволять в единоверческом храме креститься троеперстно — и жесткая: пришли к нам, значит, соблюдайте правила. Но главное — результат: ведь и в том, и в другом случае человек проникается идеями единоверия.
Протоиерей Иоанн Миролюбов, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, клирик Покровского храма в Рубцове, выступил с докладом «К вопросу о чиноприеме старообрядцев в Русскую Православную Церковь». Согласно постановлению Священного Синода РПЦ от 30 мая 2014 года старообрядцев в РПЦ принимают через миропомазание. Но до сих пор существует разброс мнений, большой разнобой. В Требнике содержится несколько чинопоследований, которые не просто разнятся между собой, но и не вполне подходят в данном случае. По мнению о. Иоанна, необходимо выработать единый чин, взяв за основу созданный митрополитом Платоном (Левшиным), исключив из него формулировки, связанные с проклятиями и исторически недостоверные данные. Очевидно, что этот вопрос отчасти связан и с нынешним диалогом между РПЦ и РПСЦ по вопросу канонического статуса Белокриницкой иерархии.
Григорьева Вероника Юрьевна, кандидат искусствоведения, доцент Свято-Тихоновского гуманитарного университета, головщик Покровского храма в Рубцове, выступила с докладом «Некоторые вопросы богослужебной практики по дониконовскому чину: уставной аспект». (Рассказ В. Ю. Григорьевой о знаменном пении читайте на нашем сайте). В своем выступлении В. Григорьева проанализировала тенденции уставного богослужения в старообрядных и единоверческих храмах Московской Патриархии. В храмах, где богослужение совершается по древнерусскому, дониконовскому чину, руководствуются не только указаниями Устава, но и современной практикой старообрядцев, поскольку не все моменты в Уставе прописаны, либо в разных книгах содержатся противоречащие друг другу указания. Когда читать полунощницу при совершении всенощного бдения? Когда читать 9 час: до или после Литургии? Как следует совершать поклоны на Херувимской, ведь в древнерусских певческих рукописях и служебниках не предусмотрено деления ее на две части?
В настоящее время разные единоверческие приходы ориентируются на практику того согласия, которое им «ближе»: поповцев Рогожской слободы или липован, традиции безпоповцев Рижской Гребенщиковской общины и Преображенской федосеевской моленной. Однако при ближайшем исследовании оказалось, что некоторые особенности старообрядческой службы были заимствованы в новообрядчестве в период принятия беглого священства, другая часть стала плодом позднейших прочтений и трактовок указаний Устава.
Исходя из этого, В. Ю. Григорьева делает вывод, что предпочтительнее осуществить реставрацию древнерусских традиций, чем опираться на современную старообрядческую практику. Это позволит не только ввести в богослужение единоверческих приходов дораскольную практику, но и продолжить систематизацию и справу церковного Устава, которая осуществлялась в Древней Руси вплоть до раскола.
Протоиерей Сергий Гончаров, клирик Свято-Серафимовского храма г. Иваново Иваново-Вознесенской епархии, выступил с докладом «Эволюция энклитики «ся» в период богослужебной реформы патриарха Никона». При сравнении старого и нового текстов Апостола, Евангелия и Псалтыри он выяснил, что безударная частица «ся» в большинстве случаев была переставлена из препозиции (перед глаголом, к которому относится) в постпозицию (после глагола). Наблюдается также и обратное перемещение. В редком случае энклитика «ся» остается на своем месте.
Этот вопрос с точки зрения лингвистики рассматривали многие светские ученые, но они не учитывали богословский аспект. Задачей докладчика было выявить влияние лингвистических изменений на сакральность текста, которая после длительного изучения и была обнаружена. В результате рассмотрения 70 примеров докладчик сделал вывод: книжная справа привела к к изменению семантических смыслов, преобладанию пассивного самоощущения над активным, а смещение понятий привело в том числе и к появлению на Руси рабовладельческого строя — крепостное право было закреплено Соборным Уложением царя Алексея Михайловича в 1649 году.
Карпец Владимир Игоревич, кандидат юридических наук, член Союза писателей России, выступил с докладом «Архимандрит Павел Прусский, Никольский единоверческий монастырь в Москве и попытки преодоления раскола в XIX веке». Архимандрит Павел Прусский, в миру Петр Иванович Леднёв, происходил из семьи старообрядцев-федосеевцев. Получил хорошее домашнее образование, был известен как начетчик. Постепенно пришел к убеждению, что взгляды федосеевцев на брак неканоничны. Будучи настоятелем федосеевского монастыря, стал допускать новоженов (семейных людей) на совместную молитву. Его проповедь в защиту безсвященнословного брака и моление за царя (за царский чин) привели к разрыву с федосеевским согласием.
Еще будучи безпоповцем, Павел Прусский тесно общался с Ксеносом, старообрядцем белокриницкого согласия. Последний убеждал Павла Прусского в необходимости принять священство. Но в 1867 году Павел Прусский присоединился к господствующему исповеданию, стал настоятелем Никольского единоверческого монастыря в Москве (отобранный у безпоповцев мужской двор Преображенского монастыря) и получил большую известность как апологет агрессивного единоверия.
Докладчик выделил два направления в единоверии:
- Сторонники священника Иоанна Верховского, который жестко настаивал на снятии клятв собора 1666 года и объединении единоверцев и старообрядцев-поповцев в одно независимое от господствующей церкви согласие.
- Сторонники Павла Прусского, который считал снятие клятв необязательным.
Карпец в ходе доклада огласил малоизвестный факт, что обер-прокурор синода К. П. Победоносцев предлагал Павлу Прусскому рукоположение во епископы. Однако последний отказался из опасения создания в лоне синодальной церкви параллельной старообрядной иерархии.
Уже в кулуарах присутствующие на конференции представители старообрядных приходов назвали этот факт достойным сожаления. «А счастье было так близко», — отметил Владимир Игоревич Карпец. По его мнению, хиротония Павла Прусского во епископы действительно могла бы способствовать «старообрядизации» господствующей церкви и даже исцелению церковного раскола впоследствии.
Также было сообщено о разговоре между Павлом Прусским и известным старообрядческим писателем Илларионом Георгиевичем Кабановым (Ксеносом), в ходе которого последний якобы обещал присоединиться к синодальной церкви, если ее Собор отменит решения Соборов 1666-1667 годов.
В. Басенков рассказал о единоверии в Симбирской губернии. В 1864 году община купцов-спасовцев перешла в единоверие и обратилась к епископу Феодосию с просьбой предоставить им для молитвы Успенскую церковь, построенную в 1641 г. Просьба была удовлетворена. Единоверцы перенесли старинную церковь на новое место. Согласно описям в Успенской церкви было много древностей, в том числе и антиминс XIV века.
На следующий день, 27 января, в Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции при Покровском храме в Рубцове прошел круглый стол по проблемам старообрядных приходов Русской Православной Церкви. Председателем выступил член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством епископ Гомельский и Жлобинский Стефан (Нещерет) (РПЦ). Была продолжена дискуссия на темы заслушанных накануне на конференции докладов. Обсуждались текущие ситуации в жизни общин, общие вопросы позиционирования единоверия на современном историческом этапе, проблемы взаимоотношения со старообрядчеством, в том числе нюансы чиноприема из различных согласий в РПЦ, а также совместные планы в области издательской деятельности, информационного обмена и паломничеств.
Викарий первоиерарха Русской Зарубежной церкви по окормлению единоверцев епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн (Берзинь) рассказал об истории перехода общины старообрядцев-поморцев во имя Рожества Христова в городе Ири (Пенсильвания, США) в РПЦЗ и об особенностях устава прихода.
Фотографии Г. Чистякова.
«Некоторые изъ называющихъ себя старообрядцами, зная, что могутъ, по благословенно Святѣйшаго Синода, получить священниковъ отъ епархіальнаго Архіерея, съ разрѣшеніемъ совершать Богослуженіе по книгамъ, печатаннымъ при первыхъ российскихъ Патріархахъ, патріаршествовавшихъ до Никона, изъявляютъ сомненіе воспользоваться симъ, и представляютъ въ оправданіе своего сомненія следующее:
«Архипастыри россійской Церкви, дозволивъ именуемымъ единовѣрцами отправлять Богослуженіе, и совершать таинства по старопечатнымъ книгамъ, сами слѣдуютъ изложеннымъ на бывшемъ въ Μο сквѣ 1667 года Соборѣ правиламъ , коими всѣ вопреки онаго Собора отправляющіе Богослуженіе по древнимъ чиноположеніямъ и обрядамъ Святыя Церкви, изложеннымъ въ старопечатныхъ книгахъ, предаются страшному проклятію. Ужасная сія клятва положена не токмо на живыхъ, но и на умершихъ, и совершаемыя у нихъ таинства признаются недѣйствительными ».
Чтобы усмотреть, имеетъ ли силу сіе сомненіе, всего лучше обратиться къ самому определенно Собора 1667 года. Въ немъ написано, между прочимъ, следующее:
«А Соборъ, иже бысть при Благочестивомъ Великомъ Государе, Царе и Великомъ Князе Іоанне Василіевиче, всея Россіи Самодержцѣ, отъ Макаріа Митрополита московскаго, и что писаша о знаменіи честнаго креста, и о сугубой аллилуіи, и о прочемъ, еже писано неразсудно, простотою и невежествомъ, въ книзе Стоглаве, и клятву, юже безъ разсужденія и неправедно положиша: мы православніи Патріарси, Киръ Паисій, Папа и Патріархъ александрійскій, и Судіа селенней, и Киръ Макарій, Патріархь антіохійскій и всего Востока, и Киръ Іоасафъ, Патріархъ московский и всея Россіи, и весь освященный Соборъ, тую неправедную и безразсудную клятву Макаріеву, и того Собора, разрешаемъ и раздрушаемъ: и той Соборъ, не Соборъ: и клятву, не въ клятву: но ни во что вменяемъ, якоже и не бысть, зане той Макарій Митрополитъ, и иже съ нимъ, мудрствоваша невѣжествомъ своимъ бездразсудно, яко же восхотѣша сами собою: несогласяся съ греческими и съ древними харатейными, словенскими книгами: ниже со Вселенскими Святейшими Патріархи о томъ советоваша, и ниже свопросишася съ ними».
Здесь видно, съ какою мудрою осторожностью и кротостію действовалъ Соборъ 1667 года. Онъ отмѣнилъ определенія такъ называемаго Стоглавнаго Собора, какъ несогласныя съ греческими и древними харатейными словенскими книгами; и разрешилъ и ни во что вченилъ клятву, произнесенную Стоглавнымъ Соборомъ, какъ неразсудительную: но самъ не произнесъ проклятія ни на Стоглавный Соборъ, ни на ученіе Сгоглавнаго Собора о сложеніи двухъ перстовъ для крестнаго значенія, и о сугубой аллилуіи, и о прочемъ; потому что оно происходило отъ простоты и невѣдѣнія, а не отъ еретическаго мудрованія, и не отъ противленія Православной вселенской Церкви. Слѣдственно, и после того времени, и ныне, кто употребляетъ двуперстное крестное знаменіе, сугубую аллилуію и подобное, но не имѣетъ еретическаго мудрованія, ни противленія православной Церкви: тотъ Соборомъ 1667 года не подвергнуть проклятію. Соборъ 1667 года изложилъ обряды на основаніи древнихъ греческихъ и харатейныхъ словенскихъ книгъ; а обрядовъ Стоглавнаго Собора не одобрилъ, однако и не проклялъ.
На кого же падаетъ проклятіе Собора 1667 года?
Чтобы ответствовать на сіе, опять надлежитъ обратиться къ его определенію. Въ немъ написано:
«Аще ли же кто не послушаетъ повелеваемыхъ отъ насъ, и не покорится Святой Восточной Церкви, и сему Освященному Собору, или начнетъ прекословити и противлятися намъ, и мы таковаго противника данною намъ властію отъ Всесвятаго и Животворящаго Духа, аще ли будетъ отъ осващеннаго чина, извергаемъ, и обнажаемъ его всякого священнодействия, и проклятію предаемъ. Аще же отъ мірскаго чина (будетъ), отлучаемъ и чужда сотворяемъ отъ Отца, и Сына, и Святаго Духа: и проклятію, и анафеме предаемъ, яко еретика, и непокорника, и отъ православнаго всесочлененія, и стада, и отъ Церкве Божія отсѣкаемъ, дондеже уразумится, и возвратится въ правду покаяніемъ».
Здѣсь видно, что проклятіе произнесено на непокаряющихся Святой Восточной Церкви и Освященному Собору, на противниковъ, яко еретиковь и непокорниковъ…».
Более подробно:
Изъяснение о проклятии, положенном от собора 1667 года.
http://www.bogoslov.ru/biblio/text/343374/index.html
болтовня… болтовня… болтовня… обряды всякие… людям нужен такой лидер, чтобы они меньше думали… представьте В.В.Путин перейдет в РПСЦ и начнет молиться двуперстно — вопрос: сколько миллионов людей последуют его примеру… я думаю что немало. значимую часть правоты представляет авторитет человека. если нет авторитета то будет продолжаться болтовня.
Есть одна интересная философская мысль: "Бог для меня не авторитет. Бог для меня Истина". Нельзя насильно человека заставить быть счастливым и втянуть в рай. Важна свободная воля.
потому Христос пришел в мир не папой римским, не императором, не даже книжником и фарисеем, чтоб приняли истину не под обложкой авторитета, а просто- как истину. Так что авторитет в вопросах веры- дело пустое и смешное.
"вопрос: сколько миллионов людей последуют его примеру"
А нужно ли так?
"Нет, мой отец, не будет затрудненья;
Я знаю дух народа моего;
В нем набожность не знает исступленья:
Ему священ пример царя его.
Всегда, к тому ж, терпимость равнодушна.
Ручаюсь я, что прежде двух годов
Весь мой народ, вся северная церковь
Признают власть наместника Петра".
Нельзя в делах веры и Церкви рассчитывать только на благоволение правителей. Они меняются и их настроение меняется. Самим надо быть сильными.
Дугин правильно говорит. Конечно, оба обряда будут вместе существовать под одной крышей. Потому что объективно троеперстием молится весь православный мир, великие Церкви и святая гора Афон. Ну даже если РПЦ перейдет на двуперстие, что это изменит? Другие православные народы и Церкви просто так этого не примут. Претендовать, чтобы твоя национальная традиция стало всеобщей, можно только обладая очень и очень многим из того, чего пока у нас нет — мощную духовную жизнь, социальную жизнь, сильную историю и т.п. Надо постепенно это развивать. И единоверие как раз тот путь, который позволит и древлеправославные традиции восстанавливать, и не замкнуться в маленьком национально-культурном гетто. Дай Бог, чтобы единоверие у нас в РПЦ развивалось.
Дугин авторитет еще тот)) Как то называл безбородых "невменяемой сволочью", а потом и сам побрился. Вот тебе и мудрец мира сего. "Уловляет премудрых в лукавстве их"(с)
Двуперстие это не русская национальная традиция, оно пришло к нам из Византии при Крещении Руси. Только русские (хотя и далеко не все) сохранили это наследие,а греки,увы,утратили. Вот и возвращались бы …
Изначально, возможно, общехристианская, но потом-то двуперстие осталось только в России. Уже к 17 веку, а сейчас и подавно. И просто так на него никто не перейдет. Чтобы люди заинтересовались этой традицией, надо чтобы они были очарованы ее носителями и их культурой, их историей, их социумом.
Интересно, а создание новых или модернизацию существующих единоверческих храмов обсуждали как-то? Единоверческих храмов нет во многих городах России, я имею ввиду крупных городах — областных центрах.
Создавать надо. Это обсуждалось на круглом столе. А зачем модернизировать?
Модернизация? На ум приходит открытие воскресных школ где это может быть востребовано, возможно курсов катехизиса для взрослых. Ну и не храмов это касается конечно напрямую — собственное книгопечатание, а то добрая половина книг в лавке издательства РПсЦ.
Но главное конечно открытие новых храмов или как вариант открытие старообрядных богослужений в новообрядных храмах.
Это обсуждалось.
> Вы придите в храм св. Николы на Студенцах. Приход принадлежит к РПЦ, но Вас там не примут (не допустят креститься трехперстно — прим. ред.), и правильно сделают.
В Рубцово видел крестящихся троеперстно и выживших.
На самом деле речь идет о концепции, а не о казусах. Например во Ржеве старообрядческий храм не закрывался никогда, в отличии от новообрядческих храмов города которые были все закрыты. Никониане шли туда чтобы хоть как то помолится Богу. И по словам очевидцев, не все они молились двуперстно и это как то терпелось. В нормальных же адекватных условиях такое невоможно.
Сравните например этот случай с левосторонним и правосторонним движением в Европе и Англии. В принципе, теоретически, можно допустить, что скорая помощь или президент поедут по противоположной, не принятом в данном регионе полосе. Но если допустить всех ехать как хотят либо по правой, либо по левой полосе, то произойдет катастрофа.
Тут-то и вопрос: а правомерна ли такая аналогия?
О том, что двуперстие лучше и внятно символично я слушал еще от иных профессоров Ленинградской (тогда еще) духовной академии. Но означает ли это, что "триперстников" ждет катастрофа? Уверены в этом?
> Второй пример. Приходит единоверец в новообрядческий приход и молится двоеперстно. Его старухи бьют по рукам.
Да нет, нигде такого не было где бы ни был в новообрядческих храмах.
Да и не смотрит никто в большинстве случаев.
Увы, бывает. Истина дороже. Но не в Рубцове. Но если человек пришел к нам не единожды, т. е. не случайно, то научат.
Как тягостно было наблюдать за пожилыми прихожанами, которые яростно набрасывались на группу более молодых собратьев, проникшихся духом древлего благочестия после посещения Михаиловой Слободы. Кривляли, одергивали, упрекали, осуждали, распускали порочащие небылицы, жаловались во все мыслимые и немыслимые инстанции. В результате — биритуализм и угасание ревности к соблюдению устава с обеих сторон.
Это действительно горько. Но разве в старообрядческих храмах иная картина и там разрешают молиться новым обрядом? Правда, старообрядцы никогда не декларировали "равночестность". И все же я не понимаю, зачем ходить в новообрядный храм и молиться там по-старому? Если нет другого выхода, то вопрос можно решить с настоятелем. Если возникнут затруднения, смогу помочь. Но если в городе есть единоверческий храм, то там и следует членам РПЦ молиться по дониконовскому чину.
> И все же я не понимаю, зачем ходить в новообрядный храм и молиться там по-старому?
В Ярославской области где мне приходится бывать в церкви намного чаще, чем в Москве, просто нет единоверческих храмов или служб по старому чину в новообрядческих храмах (Переславль-Залесский, Ростовский район). Поэтому приходится молиться и причащаться в новообрядческом храме, сохраняя лишь элементы древнего чина настолько насколько уместно по ситуации (двуеперстие и некоторые общие правила типа семипоклонного начала, трех поклонов и т.п.).
Конечно, с подручником в кафтане и с лестовкой на такие службы лучше не являться, чтоб не привлекать внимание и не провоцировать. Но если задача помолиться, а не устроить показательное выступление, то можно и без этих аттрибутов.
Отец Иоанн! Увы, воздыхает под псевдонимом сам настоятель. Пару лет назад мы с Вами встречались в Губкине. Просился тогда под омофор к владыке Софронию. Но ведь пришлось бы в этом случае бросить свою крипто-единоверческую общину. Так и живем страха ради июдейска, меняя книги и сбиваясь с сугубой на трегубую.
Забирайте скорее, пристраивайте людей,а то,неровён час, перехватим:)
И еще не забудьте захватить с собой Сергия Кураевопоклонника :)
"зачем ходить в новообрядный храм и молиться там по-старому?"
Но ведь члены старообрядных приходов — такие же чада Русской Православной Церкви, как и все прочие. Они могут войти в храм поклониться чудотворным иконам и святым мощам, могут поехать в паломничество в ту же Троице-Сергиеву Лавру или на Афон. Понятно, что они будут при этот и молиться и креститься двоеперстно.
"Увы, бывает. Истина дороже. Но не в Рубцове"
Бабушки — они всегда найдут к чему придраться.
Но, отец Иоанн, тут есть некоторая проблема, не юридическая, а психологическая. Обряды признаны равноспасительными — это факт, и слава Богу, но до сих пор многие полагают, что надо либо так, либо так, то есть если уж пришел в старообрядный приход, то назад возврата к нет. А далеко не все из тех, кто интересуется древлеправославным богослужением, готовы отождествить себя с исключительно старообрядной традицией и мировоззрением, оставив все великое и славное, что возникло вне его — Оптину, Дивеево, Афон, новомучеников, блаженных Ксению и Матрону, бесчисленное множество святых, великие монастыри и храмы.
Поэтому, например, заходя изредка в храм в Рубцово или на семинарах в вашем Центре, я всегда крещусь троеперстно (и мне действительно, никто замечаний не делал, да, похоже и не заметили)) )
Поэтому, в качестве идеи, дабы древлеправославные традиции в нашей Церкви развивались, может быть имеет смысл священноначалию выпустить разъяснения по этому поводу? Мол, чада РПЦ, помните, что старый обряд признан равноспасительным, а потому члены старообрядных приходов могут, посещая традиционные храмы, молиться в соответствие с древлеправославной традицией. Вы же, в свою очередь, оказавшись в старообрядных приходах, можете не сомневаясь, перекреститься двоеперстно, как принято в этих храмах и т.п.
Кстати,про Матрону: https://vk.com/topic-35520167_25994699
Ответом на это — вся Россия, которая чтит её, молится ей. Сколько икон в храмах! А сколько людей — сотни, сотни тысяч — идут в Покровский монастырь. Просто встаньте около монастыря и посмотрите — вот она, Русь.
В одном из воскресных канонов ад назван "многочеловечным", для справки …
Совершенно не к месту такое сравнение — ладно бы речь шла о том, что нельзя совершать грехи, даже если "все" считают, что так можно. Но причем здесь святая обитель, куда идет вся Русь? Это как раз с Раем надо сравнивать.
Кстати, о численности Рая…
"Мало земли — в небеси!
Сколько святых на Руси
Было, и будет, и есть.
В поле колосьев не счесть.
Русь на святых искони —
Сродники наши они.
С ними нам тысяча лет.
Вот и молись, как твой дед".
(Нина Карташева)