Осень — сезон научных конференций. 27 сентября Великий Новгород, древний центр русской государственности и один из духовных центров современного старообрядчества, принимал гостей из различных регионов и государств. Они съехались на международную научно-практическую конференцию «Старообрядчество Северо-Запада России и стран Балтийского региона».
Организаторами конференции выступили Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Новгородская поморская старообрядческая община при участии Комиссии по исследованию старообрядчества при международном комитете славистов, Института староверия Латвии (Рига, Латвия), а также Музея истории и культуры старообрядчества (Боровск). Несмотря на то, что она была приурочена к 640-летию храма Новгородской поморской общины и 30-летию ее возрождения, тематика докладов выходила далеко за рамки изучения беспоповских направлений староверия.
Событие проходило три дня. В ходе первых двух дней работы участники и гости смогли услышать новые изыскания исследователей, посвященные истории и культуре староверов поморского, федосеевского, спасовского, часовенного, белокриницкого согласий и единоверия. Отдельный блок исторической секции составили доклады, посвященные миграции крестьян из северо-западных земель на Урал, Дальний Восток и Сибирь. С докладом, посвященным миграционным процессам из Прибалтики в Прибайкалье в нач. XX в., выступил д. и. н. А. В. Костров (Иркутск), более ранняя миграция крестьян-староверов северо-запада в Верхокамье была отражена в докладе к. и. н. В. П. Пушкова (Москва). Также важную часть исторической секции составили доклады, посвященные истории отдельных старообрядческих общин в XVII–XXI вв.

На пленарном заседании и одной из двух секций прозвучали доклады, знакомящие с отдельными аспектами аудиовизуальной культуры старообрядчества. Они были посвящены как отдельным памятникам, так и целым феноменам, получившим пока что слабое освещение в научной литературе. Особо хочется выделить доклад доктора искусствоведения Н. В. Пазухиной (Рига), посвященный фотографии и культуре фотографирования в опыте староверов Латвии в 1920-30-е гг. Большой резонанс и обсуждение вызвал показ видеодокументальных материалов о современном состоянии старообрядческих общин Прибалтики и Польши, продемонстрированных руководителем археографической лаборатории истфака МГУ Н. В. Литвиной (Москва). Сотрудники Новгородского музея-заповедника познакомили слушателей с предметами, имеющими старообрядческое происхождение, которые ныне хранятся в фондах музея. К таковым относится, например, резной шкаф, созданный мастером Г. Е. Токаревым-Казарином, старообрядческим наставником, основателем согласия «токаревцев». Историю происхождения шкафа рассказала сотрудник Новгородского музея Ю. Б. Комарова (Великий Новгород).

Культура староверия особое место отводит тексту и изучению священных писаний, канонов и догматов веры, что отражается и в повседневной культуре и речи староверов. Филологическому аспекту изучения старообрядчества были посвящены доклады к. филол. н. О. Г. Ровновой (Москва), познакомившей слушателей с сопоставительным анализом конфессиональной лексики поморцев Эстонии и часовенных Южной Америки. Доклад к. и. н. Р. А. Майорова (Москва) был посвящен одной из работ петербургского единоверческого священника И. Верховского, включенной в контекст русской религиозно-философской мысли XIX–XX вв.

Помимо научной части, конференция включала экскурсионную программу. Новгородский музей-заповедник является одним из крупнейших отечественных музеев, в его ведение входят памятники архитектуры XI–XIX вв., а также одна из богатейших в России коллекций древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства. Участники и гости конференции получили возможность посетить экспозиции и выставки музея. Две из них были непосредственно связаны с тематикой события: небольшая выставка старопечатной и рукописной книги и открывшаяся по соседству выставка шкафа Токарева-Казарина и современного старообрядческого лубка работы П. Г. Варунина (Эстония).

Особым подарком гостям конференции стало выступление старообрядческого хора из с. Москвино (Латвия), исполнившего духовные стихи.

Отдельная часть экскурсионной программы была посвящена старообрядческим местам Великого Новгорода и Новгородской области. Экскурсия «Новгород старообрядческий» познакомила гостей с местами, в которых разворачивались события церковного раскола XVII в., деятельность новгородского митрополита (в будущем — патриарха) Никона, местами, где сидели в темницах деятели раннего старообрядчества и фигуранты «Иоакимовского сыска».

Экскурсия закончилась у стен храма Рождества Богородицы на Молотковской улице, в котором ныне размещается Новгородская поморская община, к 30-летию которой и была приурочена конференция. Кстати, уже более года двери храма открыты для всех желающих и вне богослужения, а экскурсия «Новгород старообрядческий» проходит для новгородцев и гостей города, независимо от их религиозных взглядов.

На третий день конференции участники побывали в Крестецкой старообрядческой поморской общине, а также в интерактивном музее «Староверческое подворье» в д. Лякова, что под Крестцами. Деревня и по сей день населена староверами, которые вот уже девятый год с удовольствием рассказывают гостям о традициях и культуре старообрядчества. Интерактивный музей поддерживает тесную связь с Крестецкой поморской общиной, обращаясь за консультациями. Здесь гости смогли попробовать традиционные блюда новгородской кухни, отдохнуть и набраться сил на обратную дорогу.

Надеемся, что международная конференция, прошедшая в Великом Новгороде, — это лишь «первая ласточка» в череде мероприятий, знакомящих жителей наших городов и весей с историей и культурой старообрядчества, ранее незаслуженно вытеснявшейся на периферию научно-общественного дискурса. Помимо собственно научной составляющей, такие события дают импульс к широкому обсуждению проблем сохранения и приумножения подлинных духовных традиций России и стран ближнего зарубежья.
Автор: Илья Мельников
а «научные деятеятели» пристроились к старообрядчеству)))))
Хору реальное уважение.
ряженые)))))))))
«640-летию храма Новгородской поморской общины» — следует писать «640-летию храма Рожества Пресвятыя Богородицы».
))))))))))))))
)))))))))))))сказочники собрались))))) Научные…..таскаются по деревням у местных староверов антикварное добро выманивают и сказки про историю сочиняют)))))) зачем Безгодов в эту компанию попал, нормальный же вроде мужик
Saza «сказочники собрались))))) Научные…..таскаются по деревням у местных староверов антикварное добро выманивают и сказки про историю сочиняют)))))) зачем Безгодов в эту компанию попал, нормальный же вроде мужик»
Он не попал в эту компанию, он её собрал, как один из организаторов конференции.
А что вы имели ввиду когда написали: «Безгодов…нормальный же вроде мужик»?