Храмовый праздник Знамения Пресвятой Богородицы (10 декабря) калужские христиане встретили красивым колокольным звоном: на звонницу наконец были подняты новые колокола.
Колокол является неотъемлемой частью православного церковного богослужения. Колокольный звон творит внешнюю молитву, возвышая дух человека и устремляя его к горнему миру, поэтому его называют «молитвой в звуке», «иконой звучащей». Отношение к колоколу у русского народа было такое же, как к человеку. Традиционно при освящении колоколам нарекали имена. Даже части колокола носят название частей тела человека: язык, уши, плечи, губа, то есть все те «органы», которые необходимы проповеднику для совершения богослужения, а колоколу для призыва верующих в храм.
Мы понимали, что наша замечательная колокольня должна быть украшена подобающим ей колокольным звоном, но долгое время это не удавалось сделать по различным причинам. Но вот нашлись люди, которые помогли сделать нашу мечту реальностью: вначале лета были отлиты новые колокола для нашего храма. Все они созданы из разных профилей, что делает их общее звучание идентичным звучанию старинных колоколов.
Вот их точный вес и звук:
94 кг — «Ре»; 68,2 кг — «Ми»; 33,3 кг — «Ля»; 15,6 кг — «До»; 13,1 кг — «Ре».
На колоколе весом 68,2 кг имеются 2 надписи. Надпись по верхнему поясу: «ВОСКЛИКНИТЕ ГОСПОДЕВИ ВСЯ ЗЕМЛЯ, ПОЙТЕ ЖЕ ИМЕНИ ЕГО, ДАДИТЕ СЛАВУ ХВАЛЕ ЕГО * * * ». Надпись по нижнему поясу: «СИИ Е 5 КОЛОКОЛОВЪ ВЪ 14 ПУДОВ ЛИТЫ СТАРАНИЕМЪ ДОБРОХОТНЫХЪ ДАТЕЛЕЙ ВО ГРАДЪ КАЛУГУ КЪ ЦЕРКВИ ЗНАМЕНИЯ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ. ЛИЛЪ МАСТЕР ФЕДОРЪ ДУБРОВИШИНЪ В ЛЕТА 7524 * * *».
На колоколе весом 94 кг в верхнем поясе имеется гравировка, указывающая вес колокола: «5,7 П».
Новые колокола отлил литейщик Федор Дубровишин в городе Тутаеве Ярославской области. Это единственный мастер в России, который может отлить абсолютно любой колокол, и эти колокола идентичны колоколам выдающихся дореволюционных литейщиков. В Калугу колокола были доставлены трудами Александра Анисимова. В настоящее время в России есть несколько мест, где отливают колокола. Выбрать лучшего мастера — непростая задача. Господь помог нам в этом деле, послав профессиональных звонарей. Случилось это следующим образом. В конце 2015 года к нам в храм вошли два человека, оказавшиеся звонарями одного из храмов Калуги. Когда они осматривали колокола на звонницах нашего города, их внимание привлёк наш колокол. По звуку и виду они еще снизу определили, что он дореволюционный. Они попросили разрешения подняться на колокольню. Оказалось, что наш колокол — самый старый и самый большой из сохранившихся дореволюционных колоколов в Калуге! Вес его 10 пудов 30 фунтов (176 кг), и отлит он был в Москве на заводе Михаила Богданова в 1810 году. Этот завод был одним из лучших производств дореволюционной России. Кстати, второй имеющийся колокол на нашей колокольне сделан из чугуна. Вес его около 12 кг. Он был отлит в конце 20-х годов XX века — это время последних колокольных отливок в России!
В ходе общения со звонарями было принято решение отлить к 300-летнему юбилею храма (2020 г.) пять колоколов в мастерской Ф. Дубровишина. Причем подобрать их под звучание колокола, уже имеющегося на колокольне, по принципу колокольных подборов XVI–XVII веков. Прежде чем делать заказ, мы также решили изучить архивную информацию о колоколах Знаменской церкви. И вот что удалось нам найти.
В Государственном архиве Калужской области (ГАКО) фонд 33 (Калужская духовная консистория) хранится опись Знаменской церкви. Она была проведена в 1800 году по поручению первого новообрядческого епископа Калужского и Боровского Феофилакта (Русанова). Епархия была образована в конце 1799 года. Епископ Феофилакт, прежде бывший архимандритом Новгородского Иверского монастыря, прибыл в Калугу 8 января 1800 года. И, по всей видимости, первым делом решил устроить инвентаризацию.
Согласно этой описи, в начале XIX века в церкви имелись следующие колокола: «Большой, весом сто сорок четыре пуда 8 фунтов. Средний, сорок семь пуд, 13 фунтов. Под средним два, по десяти пудов. Частильник, три пуда. Другой, два пуда. Третий, дватцать фунтов». Обнаружил и сделал для нас копию с этого документа калужский краевед Виталий Васильевич Легостаев.
Еще один документ — метрика Знаменской церкви. Она была составлена настоятелем храма, синодальным священником Димитрием Василевским в 1887 году по просьбе Императорской Археологической комиссии, собиравшей сведения обо всех древних церквях Российской Империи. Архив этой комиссии теперь хранится в Институте истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН. Ф. Р-III. Оп.1. Д.1783).Из этого документа мы узнали о надписях колоколов.
«51). Сколько всех колоколов на колокольне? Какого они времени? (Надписи желаются в точном списке.) — «1774 года 20 декабря выженен сей колокол в город Калугу к церкви Знамения Пресвятыя Богородицы старанием доброхотных дателей. Весу 144 пудов, 8 фунтов. Лит на заводе Дмитрия Пирогова». Такова надпись на большом. На втором следующая: «1179 года марта 6 дня в Москве на заводе Степана Калинина лит в город Калугу в приход церкви Знамения Пресвятыя Богородицы. Весу 47 пудов, 39 фунтов». Надпись на третьем такова: «Лит в Москве на заводе Николая Самгина». Прочие колокола без надписи».
Итак, мы узнали, что в описях нет того колокола, который сейчас у нас на колокольне. Интересно, каким образом он сохранился и оказался на нашей колокольне? Оказывается, сей колокол принадлежал не Знаменской церкви, закрытой в 1935 г. и переданной верующим в 1989-м, а старообрядческой общине. Когда-то он висел на одном из старообрядческих храмов Калуги или Калужской области. В период безбожных гонений он был сохранен вместе с другим церковным имуществом, книгами и утварью. И вот мы дожили до момента, когда колокол хранится не где-то под спудом, а на звоннице. И теперь звучит не одиноко, а вместе с другими, меньшими колоколами. Колокола подобраны таким образом, чтобы в общем трезвоне все они звучали, как единый организм, единая семья. При этом старинный колокол остается ведущим.
Основываясь на документах, на новых колоколах мы воспроизвели надпись, которая была на большом колоколе Знаменского храма до революции, а именно фразу: «стараниемъ доброхотныхъ дателей». Такие «датели» действительно нашлись (а литье колоколов — дело отнюдь не дешевое), но они просили не разглашать их имен, уповая, что «Господь, видящий тайное, воздаст явно» (Мф. 6:4). Спаси их Христос!
Новые колокола были подняты на колокольню после молебна Всемилостивому Спасу 3 декабря. Там их настроили и подготовили к звону. Утром 10 декабря после Литургии в Знаменском храме был совершен молебен празднику с крестным ходом. Обойдя вокруг церкви, настоятель храма о. Иоанн Курбацкий с земли трижды ударил в колокол за длинную веревку, после чего к работе приступили звонари, оглашая город продолжительным красивым звоном. Такого звона не было на нашей шатровой колокольне почти 100 лет! И вот храм опять обрел свой голос, призывая христиан на молитву и прославляя Господа.
А вот поправьте меня… где-то не помню где читал, что колокольные перезвоны мелодичные это уже явление послераскольное, пришедшее из католичества. А до раскола звонили более монотонно и менее многоголосо?
Могу ошибаться и что-то путать.
Сумлеваюсь, что в 10-16 вв. колокола настраивали по гармонической системе, которой тогда не было. Как пели, так и звонили. И, вообще, колокола — латинское изобретение, хоть и до разделения Церквей.
К тому же колокол — ударный инструмент, поэтому, мню, важнее ритм.
Однако приходится признать, что и старообрядцы допускают игру на музыкальных инструментах как часть Богослужения. Латинское изобретение колоколов скорее всего басня, хоть быть может на западе они первыми получили распространение в храмах.
На самом деле, инструменты подобные колоколам существовали и в более древнюю эпоху. Например тимпаны и кимвалы упоминаемые в Ветхом завете.
Родственниками колоколов являются самые инструменты — от тарелок в ударной установки до фортепиано.
КИМВА́Л, кимвала, муж. (греч. kymbalon) (ист.). Библейский музыкальный инструмент, состоящий из двух металлических чаш, издающих при ударе друг о друга резкий звенящий звук.
ТИМПАН — (устар. тимпанон) (греч. tympanon) музыкальный инструмент типа маленькой ручной литавры, барабана, иногда бубна в древнем Средиземноморье.
Ну, и что тут от колоколов, не считаю фортепиано, в котором звучат струны? Первые колокола в современном виде появились, таки, в Италии, а массовое производство было налажено во Франции, то бишь, Галлии.
Звук во всех этих инструментов возникает от удара по резонатору, а металл ли это или дерево уже дело третье. На фортепиано струны, кстати, тоже из металла включая медь из которой и колокола льют. Если фортепианные молоточки заменить на металлические то и звук станет похож на колокольцы.