Экспедиция Ассоциации самых красивых деревень и городков России путешествует по Республике Бурятия и Иркутской области. В поисках самых привлекательных населенных пунктов страны исследователи проезжают около 4 тыc. км.
Гости
Улицы в Десятниково пустые. Будний день, рабочее время — не удивительно. Удивительно другое — цвет. Он здесь везде: на воротах, наличниках, стенах домов, внутри самих зданий. И заметно, что краски не жалеют, росписи постоянно обновляют.
Десятниково — одна из деревень забайкальских старообрядцев — семейских. Назвали их так за культ семьи и за то, что в XVIII веке ссылали их на незнакомые и чужие земли всех вместе: мужа, жену, детей, старшее поколение. Старообрядцы вынуждены были быстро учиться, отсюда умение схватывать все новое. С местным населением, бурятами, нашли общий язык, сотрудничали и обменивались знаниями.
В воротах одного из домов стоит женщина, машет рукой.
— Ребята, заходите, посмотрите, как мы здесь живем.
Двор за высоким забором оказывается тоже очень ярким. Много цветов, растущих даже на грядке с овощами.
— На-та-ша, — женщина зовет свою дочь, — покажи наш огород. — Представляется: — Степанида Евдокимовна Вишнякова.
— Семейские — гостеприимный народ. Мама ворота открыла и говорит: «Сейчас гости к нам придут», — это она вас в начале улицы увидела, — говорит Наталья Матвеева.
Наталья показывает высокие грядки, занята вся земля за домом.
— В апреле мама уже сажает овощи в парнике. У нас тут редиска, лук, укроп, горох. Помидоры высаживаем рассадой. Если садить семянкой, будет долго.
Мама очень любит цветы, поэтому мы даже в теплице оставляем под них уголочек.
Было время, когда семейские никого чужого в дом не пускали. Для пришлых, как называет не относящихся к семье людей Наталья, даже была отдельная посуда. Сейчас этого нет.
Связь
— Вот наши иконы, — Степанида показывает специальную полку под потолком. — Шкаф у нас старинный. Дядя Коля делал — для нас память. Русская печь, мы ее постоянно топим, сейчас хлеб сушу, чтобы не зацвел. Народ зазнался, не пользуется такими печами, сносят и ставят голландки.
Стены на кухне выкрашены в нежно-голубой. Много фотографий родственников и семьи.
— Нарядно у нас? А зачем нам темнота?
Дом у Степаниды уже современный. Изначально старообрядцы строили дом-связь, состоящий из трех частей. В середине были сенцы, с одной стороны — горница, с другой — изба. В избе жили зимой. Горница была гостевой, там размещались старики или семья летом.
— Семьи были очень большие. В нашем родовом доме жили три брата: мой дед Андрей, его братья Иван и Ларион с семьями и родителями. Когда родители умерли, они разделили дом на три части. Моему отцу досталось зимовье (небольшой жилой дом), которое стояло на задах. Они перенесли его в улицу. Позже снесли и поставили этот дом, — рассказывает Наталья.
Когда Наталья была ребенком, в 1960-е, деревенские семьи еще были многодетными: по шесть — восемь детей рождалось. Сейчас — два-три ребенка.
Наталья наливает чай, как и говорила — никакой отдельной посуды для гостей уже нет.
— Вечером я лепешки стряпала. Традиционная наша еда. Лепешку ломаете и едите. В мед макайте или варенье, — предлагает Степанида. — Мы как жили, так и живем по поговорке: кто раньше встает, тому Бог дает. В шесть уже чай пьем. До обеда не спим — иначе без всего останешься. Например, без дров на зиму. Они тут холодные, до минус 40 градусов, поэтому двор весь забит дровами. Дом топим и баню.
Трудового стажа у Степаниды 41 год и 7 месяцев. Работала в колхозе, потом 10 лет на почте, 18 лет в банке. Много путешествовала: от Балтийского моря до Тихого океана.
— Сейчас я преображусь, — Степанида надевает фартук и платок. Из семейской одежды в обиходе остались только эти вещи.
Традиционная одежда сохранилась во многих семьях, но носят ее только на праздники.
— Старинных тканей нет, поэтому фартук маме шила из красивого платка, — говорит Наталья. — Бабушка шила одежду сама, она всегда носила рубаху и сарафан. В возрасте шить уже не могла и научила меня.
Семейская рубаха состоит из двух частей: сверху сама рубаха, а снизу станушка. Верх шьют из сатина покрепче, нижнюю часть из ситцевой ткани. Если что-то порвалось, можно отпороть и сшить с новой частью. У сарафанов есть специальная складка, с помощью которой регулируют длину. Если женщина высокая, складку распарывают, и наоборот. Нарядные сарафаны всегда передавались по наследству, как и янтарные бусы.
— Бабушка мне всегда говорила: в праздник делаешь — на огне горит. То есть работа в праздник сделана зря. Я замечала, что так и есть. Села шить — приходится переделывать. Я стараюсь следовать этому правилу и учу детей, — рассказывает Наталья. — В бане не моются по воскресеньям, и если уж пришлось в праздник, то вечером: солнце скрылось — праздник закончился.
Наталья говорит, что в деревне есть школа для детей сразу из двух сел. В нынешнем первом классе 16 человек. В прошлом году — не было никого. Работают медпункт, магазины, сельский совет и клуб. Раньше было три стада под сто голов, а сейчас на всю деревню — 40. Молодежь ездит работать вахтовым методом.
— Кто-то сеет немного, кто-то скот держит: коров или чушек (поросят). Кедраша рядом нет, за орехом ездить нужно. Мы рыжики собираем, очень любим.
На полу лежат круглые коврики, Степанида называет их кругами. «Это мой муж шил, когда ладный был и еще не болел». Раньше пол могли украсить песком. Мелко просеивали и рисовали. Сейчас украшают такими круглыми половичками.
— Здесь живут разные народы. И буряты, и русские, и коренные малые народности, и приезжие — а такое впечатление, что все русские. Мы все стали одним, — говорит Наталья. — Мы, например, уважаем буддизм. Когда едем куда-то, то на больших перевалах обязательно оставляем зерно или рис, бросаем монету для духа местности.
Соседние от дома Степаниды здания действительно другие. Та самая связь. Развернуты к дороге боком.
— Эти дома старинные, их не перебирали, не трусили. А те, которые стоят окнами вперед, — те перетрушены после войны. Мужчины повоевали, посмотрели, как другие живут, и развернули дома, — объясняет соседка Степаниды Галина Лощенкова.
Галина попала в Десятниково еще в 70-е годы, распределили работать в клуб.
Во дворе Галининого дома во всю стену нарисован потрет женщины: «Символ нашего села — семейская баба. Изображала я».
— Какая она? Не ленивая.
Тарбагатай
— Старообрядцы как губка впитывают все новинки, все усовершенствования для труда и быта. Все лучшее — интересно. Например, первые «буханки» у кого были? Правильно. Первые импортные трактора тоже. У меня в музее есть немецкий плуг, английские сепаратор, сверло и точило, — рассказывает протоиерей Сергий Палий, настоятель Крестовоздвиженского храма в Тарбагатае. — Очень предприимчивые люди.
Отец Сергий говорит, что у семейских особый культ трудолюбия. «У нас есть бабушка, которой 96 лет, она в прошлом году скважину пробурила, для того чтобы не таскать воду с речки: „Ой, — говорит, — какое облегчение“. Попросила дрова принести, но только на веранду, в дом не нужно — сама».
Через дорогу от храма Сергий открыл музей старообрядческой культуры. В 2001 году ЮНЕСКО включило их традиции в список нематериального наследия.
— Когда я был маленьким, бабушка подарила мне пять рублей серебряных царских. Она очень хорошо знала историю, много рассказывала. Наверное, с этой монеты и начался музей.
Коллекция интересная и постоянно пополняется.
— На праздники все одеваются в традиционный костюм, который передается из поколения в поколение. И видна разница: старые краски и ткани совсем другие. Наш район идет, и так красиво — как в зеленом поле остров мака.
Одежда хранится в сундуках, висит вывернутая (она вся с подкладом), платки и кички (праздничный головной убор замужней женщины) аккуратно завернуты.
Семейские не утратили не только свой яркий костюм, но и другие традиции.
Осталось правило хоронить людей в домовинах, это расколотое и выбранное внутри бревно. Отец Сергий говорит, что такой гроб есть и у него.
— Заборы и дома здесь высокие, а были еще выше. На лошади подъезжаешь и только-только окно видишь. Колодцы были закрытые, с крышкой и на замке, — рассказывает Палий. — Культ семьи, обособленность жизни. Важно: моя семья и то, что вокруг. И сейчас осталось.
Хотя это совсем не мешало обмениваться знаниями и опытом с местным населением.
Весной семейские отдавали телят бурятам. Сами они были больше земледельцами, а не скотоводами. Осенью хорошо откормленных животных привозили обратно. Старообрядцы оплачивали работу мукой, очень ценились лук, картошка.
— К буряту придут за сеном — он ходит, думает, говорит: «Продам один воз — весна будет длинная». А семейский придет на поле, сядет на пашню — земля холодная. Сеять рано. Вот так и учились друг у друга.
Автор: Вера Костамо
Источник: tass.ru
Комментариев пока нет