Какие только эпитеты не звучат в последние годы в адрес известнейшего старообрядческого праздника — торжества недели свв. Жен-Мироносиц на Рогожском. Его называют и «встречей старообрядцев России», и «старообрядческим 8 марта», и даже «старообрядческим днем святого Валентина» по причине того, что в этот праздник немало молодых людей, приехавших из далеких уголков страны, могут познакомиться друг с другом и впоследствии, если Бог даст, создать семью.
Известен этот праздник и вне старообрядческой среды. О нем знают многие жители столицы, журналисты, блогеры и все остальные, интересующиеся древнерусской церковной традицией. Во внешней среде мероприятия недели свв. Жен-Мироносиц на Рогожском называют «самым светским старообрядческим праздником», «единственным днем в году, когда любой человек может посетить Рогожское беспрепятственно и безбоязненно».
Сюда приходят на ежегодную старообрядческую ярмарку, чтобы приобрести книги духовного содержания, товары народных промыслов, продукты фермерских хозяйств. Во второй половине дня воскресенья проходит вечер духовных песнопений, в ходе которого любой желающий, даже не старообрядец, может ознакомиться с церковными песнопениями, исполненными лучшими хорами епархий и приходов Русской Православной старообрядческой Церкви.
Несмотря на широкую известность этого праздника не совсем ясны детали его происхождения. По распространенной ныне версии, тиражируемой старообрядческими и нестарообрядческими СМИ, день свв. Жен-Мироносиц приурочен и знаменует собой историческое для христиан белокриницкого согласия событие — издание в 1905 году указа «Об укреплении начала веротерпимости» и распечатание алтарей храмов Рогожского кладбища. Оба этих исторических акта, связанных с личным участием тогдашнего правителя Российской Империи государя Николая II, открыли новую страницу в истории старообрядчества и его взаимоотношений с государством. Современные авторы обычно так излагают эту версию:
В канун Пасхи 1905 года печати были срезаны по указу Николая Второго, подписавшего исторический указ о даровании всем россиянам религиозных свобод и веротерпимости. В полуразрушенных алтарях впервые смогли приготовить св. Причастие, а службу вели священники без угрозы быть арестованными. Тогда было решено во второе воскресение после Пасхи обходить Крестным ходом Рогожский поселок в память о даровании религиозных свобод.
Однако обратимся к историческим документам. Действительно, на состоявшемся сразу после вышеуказанных событий Освященном Соборе старообрядческой Церкви обсуждался вопрос об установлении памятной даты в честь распечатания алтарей и дарования государем свободы вероисповедания. В определении Собора от 22 августа 1905 года говорится:
Собор епископов учинил распоряжение по всей России, дабы священнослужители в день 17 апреля 1905 года за данную нам, старообрядцам, указом Его Императорского Величества религиозную свободу — служили литургии с молебнами. Освященный Собор, принимая это во внимание, постановил: сделать распоряжение по епархиям, чтобы священники ежегодно в день 17 апреля, в память дарованной нам свободы вероисповедания, служили божественную литургию и благодарственный о здравии Его Величества молебен, равно и в другие Царские дни. Но если 17 апреля придется на Страстной неделе, то молебен должен быть совершаем во св. Пасху.
————
Таким образом, Освященный Собор недвусмысленно постановил праздновать эти исторические события в день их совершения — 17 апреля. Исключение делалось лишь для Страстной недели Великого поста, когда торжественное богослужение никоим образом служить нельзя. И если 17 апреля попадает на эту неделю, то проведение торжественных мероприятий переносится на день Пасхи.
————
О возможности проведения памятных торжеств в другие дни, включая неделю свв. Жен-Мироносиц, в постановлениях Собора ничего не говорится. Тем более не найдено подобного постановления и в деяниях других Соборов. Если рассуждать логически, то 17 апреля должно было оставаться праздничной датой как минимум до февраля 1917 года, до самого отречения императора Николая II от престола
Историки старообрядчества, с которыми мне удалось побеседовать, включая доктора исторических наук, автора монументального исторического труда «Старообрядческий центр за Рогожской заставою» Е.М. Юхименко, не смогли назвать какое-либо Соборное деяние или иной документ, который отменял бы решение Освященного Собора 1905 года о праздновании 17 апреля и переносил празднование этой памятной даты на неделю Жен-Мироносиц. Неизвестны пока и причины этого переноса.
Есть, однако, некоторые свидетельства, что молебен и крестный ход совершался в неделю св. Жен-Мироносиц уже в послевоенный период, как минимум с 1946 года. Однако был ли он связан с событиями 17 апреля 1905 года — пока сложно сказать. Трудно предположить, чтобы в советскую эпоху было разрешено открыто и явно праздновать годовщину указов, подписанных свергнутым и казненным самодержцем. Царя, как мы помним, в советской пропагандистской историографии именовали «Николаем Кровавым».
Вообще размышления о взаимосвязи торжественного празднования свв. Жен-Мироносиц на Рогожском с годовщиной распечатания алтарей стали появляться в прессе лишь во второй половине 90-х годов, когда в Русской Православной старообрядческой Церкви стали готовиться к столетнему юбилею этих событий.
К сожалению, свидетельства наших нынешних современников по этому и ряду других вопросов не могут быть абсолютно точными. Известно, что человеческая психология устроена таким образом, что любая современная, даже совсем новая традиция довольно быстро начинает восприниматься как нечто само собой разумеющееся, существовавшее испокон веков. Так, например, ныне многие рогожские прихожане уверены, что в храмах Рогожского кладбища никогда не совершалась ночная служба на Рожество Христово. И это несмотря на то, что богослужебная традиция ночного служения этого праздника какое-то время назад была характерна для всего старообрядчества. Есть и обратные примеры. Сравнительно недавний обычай ночной службы на гражданский Новый год с молебном мученику Внифантию молодежью начинает восприниматься как стародавний.
Подобные недоумения о современных и древних церковных обычаях возникают периодически и по другим вопросам. В РПсЦ уже случались дискуссии о частоте преподания св. Таин мирянам, помазании маслом на полиелеосной службе, ношении священнослужителями длинных волос, новообрядческой погласице при чтении Апостола.
Возвращаясь к теме празднования недели свв. Жен-Мироносиц, хотелось бы обратиться к нашим читателям с просьбой присылать свои размышления на эту тему. Особенно ценны исторические свидетельства и документы, которые бы могли прояснить главный вопрос публикации:
————
Каким образом, когда и почему учрежденная Освященным Собором 1905 года памятная дата празднования дарования свободы вероисповедания была перенесена с 17 апреля на день свв. Жен-Мироносиц?
————
одно другому не мешает
Как-то по фото кажется, будто в 1976 году народа больше… может показалось…
Теперь уж не столь и важно каким образом и когда. Установилась хорошая традиция с отрабатанной практикой в удобное время, в воскресный день, как правило, с хорошей погодой. А вот почему рогожские юристы до сих пор не подготовили соответствующий проект решения о внесении изменений для Освященного Собора — непонятно.
Очень хороша традиция сложилась. Прошел Великий пост, отпраздновали Пасхальные дни, приготовились в женам — мироносицам. Все степенно, чинно, продумано. А какой же праздник 17 апреля, если этот день может быть и в Великий пост или просто будничным?