Кто сегодня является благотворителями в Общинах? Какие существенные проблемы возникают при строительстве храмов? Как происходит сбор средств на строительство и ежемесячное обслуживание? Об этом мы беседуем с настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Ростове-на-Дону иереем Иоанном Севастьяновым.
***
Действительно, наш Покровский собор является объектом культурного наследия регионального значения, или как сейчас модно называть — ОКН. Этот статус позволяет говорить об охране памятника государством. Но в нашем случае охрана заключается только в надзоре за использованием. На моей памяти никаких мероприятий по сохранению этого памятника государство никогда не предпринимало. Как говорится, не снесли — и то слава Богу! У нас имеется охранный договор с Министерством культуры, определены предметы охраны, что именно является ценным в нашем памятнике, и наша Община обязалась поддерживать эти предметы в надлежащем состоянии. Несколько лет назад здание собора перешло в собственность Общины (до этого времени мы пользовались храмом на условиях аренды). При этом в порядке сохранения ничего не изменилось.
Сам статус памятника, с одной стороны, приносит некоторые неудобства собственнику. Любые действия по реставрации и ремонту необходимо согласовывать с Министерством культуры и силами специализированных организаций. Все это находится на контроле у Прокуратуры. И при этом, самое обидное, само государство никаких средств на подобные мероприятия не выделяет. Поэтому собственнику приходится изыскивать значительные дополнительные средства, по сравнению с ремонтом обычного здания, для проведения тех или иных мероприятий.
Но, с другой стороны, в этом статусе есть и определенные плюсы. Я приведу такой смешной пример. Накануне масштабной реставрации фасада нашего храма я пригласил на беседу директора одной крупной строительной компании для консультации. У нас звонница была в ужасном техническом состоянии, и я хотел проконсультироваться, каким менее болезненным и затратным способом можно привести ее в порядок. Знаете, что он мне посоветовал? «Батюшка, самое практичное решение — это обшить ее сайдингом, а окна поменять на металлопластиковые». Вот чтобы таких лихих мыслей не появлялось в головах ответственных за состояние храма людей, и нужен статус ОКН. Ведь это не только этот директор посоветовал. Такие мысли могут возникнуть и в голове Настоятеля, у которого не очень высокий культурный уровень, и у какого-нибудь очередного старосты или благотворителя. Поэтому в этом смысле статус памятника полезен.
При сохранении памятника еще очень важно помнить, что красота таких объектов заключается в деталях. В памятниках архитектуры не может быть что-то важным, а что-то второстепенным. Поэтому эксплуатация такого здания — это постоянное внимание. Не испортит ли общий вид здания, его восприятие та или иная современная опция. Не убьют ли его колорит удобные современные технологии и изобретения. Поэтому любой памятник архитектуры не просто нужно использовать, а любить и чувствовать.
Вы забыли еще в Краснодарском крае сам город Краснодар. К огромному сожалению, мы постоянно что-то строим. Мы строим в Манычской и Орловском дома причта, в марте начинается строительство нового здания храма в Морозовске, в процессе строительства находится храм в Краснодаре, в Кавказской, в Новонекрасовском завершается реконструкция церкви, в Ханской благоустраивается дом причта. Все это всегда требует значительных ресурсов — и материальных, и моральных. Поэтому я и говорю, что «к сожалению».
При строительстве могут возникнуть совершенно разные проблемы и трудности: и организационные, и административные, и финансовые. Все это можно решать по ходу процесса с той или иной скоростью.
Самое важное в таком процессе — не трудности, а понимание цели, для чего ты это делаешь. Нам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда то или иное строительство было не до конца продумано в отношении цели. Для чего это делается? Насколько реально это сделать? Стоит ли «овчинка выделки»? Ведь в Евангелии Исус Христос нам четко рекомендовал: перед тем как начинать какое-то строительство, нужно взвесить свои силы, чтобы не оказаться посмешищем для окружающих. И это же самое касается строительства в Общинах. Каждая Община рассчитывает свои силы, планирует то или иное строительство. Никогда не нужно строить по принципу «чтобы было». Всегда нужно понимать, для чего это делается. И если цель поставлена правильно, то все проблемы решатся по ходу дела: члены Общины, власти, окружающие люди всегда проникнутся нужностью того или иного объекта. Если же необходимость того или иного строительства кроется только в одной чьей-то голове, то такое мероприятие мало жизнеспособно.
Тут вообще никакой проблемы нет. Это вполне нормальная ситуация. Все зависит от специфики строительства, от объекта, от Общины. Например, в Барселоне собор Гауди уже несколько десятилетий строят. И никто не собирается его в ближайшее время заканчивать. Строительные краны стали частью архитектуры.
Ну а если серьезно, то я знаю одного старообрядческого Настоятеля, который не без основания считает долгое строительство нового храма важным объединительным процессом для своей Общины. Батюшка вообще никуда не спешит, а Община растет и развивается. Поэтому проблемы здесь нет. Главное, чтобы было добросовестное отношение к своим обязанностям всех, кто задействован в строительстве. И чтобы те, кто начинал процесс, помнили о своей ответственности и не бросили дело на полпути.
Я не слышал, что кто-то когда-то сказал, что источник пожертвования не имеет значения. Просто нельзя все так четко делить на черное и белое.
Если приходит в храм старообрядец, приносит крупную сумму денег на строительство и просит его за это обвенчать с шестой женой — это можно принимать? А если приходит сосед-нестарообрядец и предлагает поучаствовать в благоустройстве прилегающего к храму участка, потому что ему надоело смотреть на кучи мусора у храма — это нельзя принимать? Вопрос не в том, кто жертвует, а для чего жертвует. Вполне возможно, что один через жертву тешит свою гордость и самолюбие, а другой начинает путь к Богу.
Что касается государства, то мне неизвестны случаи, когда государство в той или иной форме помогало строительству старообрядческих храмов. Да это и невозможно по существующему законодательству. Церковь отделена от государства.
Кто такой благотворитель? Это каждая бабушка, которая покупает свечку за 10 рублей. Это и каждый, кто перечисляет на храм 1 миллион рублей. В принципе, Община старается выживать сама. Если же говорить о спонсорах, могущих выделить сразу большую сумму денег, то такое бывает. Но по большей части это наши христиане. За все время моего служения священником только три раза нам помогали материально спонсоры-нестарообрядцы. Все остальное — это наши христиане.
Благотворитель может помочь сделать тот или иной проект, поддержать в трудной ситуации. Но всегда полагаться на благотворителя не приходится. Даже в строительстве храма. В каждой Общине есть своя экономика, свой бюджет. Деньги собираются в основном от пожертвований за свечи, от сбора в церковную «кружку». Суммы из месяца в месяц, из года в год собираются примерно одинаковые. Эта статистика примерно предсказуема для Общины, и в соответствии с этим планируются самые насущные траты: оплата коммунальных услуг, зарплата постоянным труженикам. Община сама решает, на что направить средства в тот или иной момент. И если что-то очень необходимо, то на это и испрашивается помощь. Ведь если говорить о крупных жертвователях, то всегда это люди деловые, которые заработали деньги своим трудом, которые умеют оценивать целесообразность тех или иных мероприятий. И спонсор не пожертвует денег на то, что ему кажется ненужным или бесполезным. И наоборот, в чем человек убежден и видит целесообразность — он сам проявит инициативу.
У нас в прошлом году был такой случай. Наш состоятельный христианин пришел на службу в храм, когда температура в помещении была +29. Для нас это обычная летняя ситуация. Он выстоял всю службу, как сам выразился, на нем остались сухими только пуговицы. И после службы подходит и говорит: «Батюшка, сделайте системы кондиционирования. Я оплачу». Вот сейчас мы заканчиваем монтаж этой системы в нашем храме.
Такую вот роль благотворители играют в нашей Общине.
В Краснодаре действительно сложилась неприятная ситуация. Если опустить подробности поиска земельного участка, попыток получить его безвозмездно, то можно говорить о том, что в конце концов благотворитель пожертвовал сумму денег на приобретение земли под строительство храма. Нужно учитывать, что в Краснодаре земля стоит примерно столько же, как и в Москве. Поэтому средств хватило только на приобретение участка на окраине города, в районе аэропорта, но при этом на достаточно оживленной улице. Улице, которая ведет из аэропорта в центр города. Земельный участок приобретался с учетом того, что его предназначение можно будет перевести под строительство культовых сооружений. И это было отражено в документации. Согласно Градостроительному кодексу, категория разрешенного использования этой земли позволяла такое действие. Когда земля уже была приобретена, община обратилась в отдел архитектуры с заявлением об изменении вида разрешенного строительства. И в это время Городская Дума принимает постановление о том, что вся территория этого района переводится в зону транспортной инфраструктуры и любое строительство, любое изменение вида разрешенного строительства на этих участках запрещено! Вот так! Несмотря на то, что земля в частной собственности, несмотря на то, что никаких ограничений, арестов на продажу-покупку участков не накладывалось, несмотря на то, что администрация и не собирается выкупать эту землю под транспортную инфраструктуру — просто наложено бессрочное ограничение на любое строительство на этих участках, и все.
Через суд нам удалось все же получить разрешение на строительство жилого дома. И мы думали ограничиться этим разрешением. Но администрация жестко ограничила наши планы по переводу жилого здания в нежилое. И сейчас община пытается через суд оспорить наложенное ограничение на изменение разрешенного вида использования земельного участка. Чем это завершится — одному Богу известно.
При этом я бы хотел отметить, что проблема с религиозными зданиями существует не только у старообрядцев. Насколько мне известно, в г. Новороссийске Краснодарского края снесли молитвенный дом баптистов, который был оформлен как жилое строение; в Краснодаре наложен арест на здание мусульманской мечети; в Ногинске снесли новообрядческий храм, который построил на своем собственном участке священник, принадлежащий к Киевскому Патриархату.
Сейчас власти пытаются жестко контролировать любое новое строительство, в частности религиозных объектов. В какой-то степени я понимаю эту логику. Мне, наверное, тоже не хотелось бы, чтобы на соседнем участке с моим домом построили мечеть с четырьмя минаретами. Но подход в этом контроле должен быть каким-то цивилизованным, равноправным. Чтобы все были равны перед законом и нормативными документами. Если нельзя строить — значит, всем нельзя, если есть право частной собственности на землю, значит, должны учитываться интересы всех сторон, если нельзя построить маленькую церковку в 100 квадратных метров, то почему можно строить жилой дом в 1500 квадратных метров. И т.д. и т.п.
Сейчас моленная в г. Краснодаре находится в жилом доме, но и этот дом, и земельный участок являются собственностью Общины. Мы знаем, что согласно принятым законам вроде бы нельзя собираться на молитву в частном доме, вроде бы это запрещено. Но пока не существует механизма исполнения этого закона. И пока нас никто не беспокоил по этому поводу. Что будет дальше — мы не знаем. Готовимся к худшему. На примерах последних громких процессов над Свидетелями Иеговы и судебного иска к нашей общине о сносе «культового здания» мы понимаем, что может быть все, что угодно.
Да-а, и продать этот участок с постройкой проблема, и приобрести новый под строительство культового здания тоже (мэрия не забудет!). В общем, если кто то из очень влиятельных не сможет"порешать вопрос" с губером, на суд надежда слабая…